Конспект урока по предмету "Истоки" для 2 класса. Тема "Ткачихи-рукодельницы"
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Гуляева Ольга Николаевна

Данный урок входит в раздел "Труд земной".  Наряду с рассказом  о традиционных технологиях трудовой деятельности ученику предлагается также понять некоторые эстетические и нравственно-этические аспекты. Технологии традиционных занятий были относительно просты, устойчивы и достаточно надёжны. Они опирались на доверие к вековому опыту предыдущих поколений. Основными умениями владели все, различались лишь уровнем мастерства. Прясть и ткать могла прежде каждая женщина, каких-то особых секретов здесь не таили. Всё мастерство было на виду, но лишь немногие могли выткать ткань со сложнейшим орнаментом. Незаметный труд пряхи и ткачихи требовал прежде всего терпения. Однообразие труда вызывало к жизни богатую эмоциями и впечатлениями традицию домашних посиделок. Пряли и рассказывали сказки, смешные истории, пели песни, шутили. Был весьма важен и практический результат - девушка должна была наткать себе приданое, женщина - одеть семью. Красота в повседневности - одна из самых существенных сторон русского быта (ткани с разными узорами, яркая вышивка, кружева и др.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету «Истоки»

2 класс

Тема урока: Ткачихи – рукодельницы

Цели урока:

  1. Социокультурное наполнение категории «ткачихи – рукодельницы»
  2. Развитие умения присоединяться к восприятию партнёра и излагать свои мысли.
  3. Развитие целостного восприятия учащихся.
  4. Развитие эффективного общения, навыка работы в группе.

Оборудование:

  1. Прялка, веретено.
  2. Сноп льна.
  3. Трепало, чесало,
  4. Кусочки ваты.
  5. Вологодские кружева.
  6. Модель ткацкого станка.
  7. Льняная нить, полотно, полотенце, рубашка.
  8. Выставка предметов рукоделия детей, их мам и бабушек.
  9. Аудиозапись русской народной песни.

Ход урока

  1. Присоединение: - Добрый день, ребята! Я рада вас видеть.  
  2. Постановка цели урока: - Назовите тему III четверти

                                                         «Труд земной»

    - Неслучайно наш урок проходит в школьном музее, ведь здесь собран материал, отражающий трудовую историю нашего края, людей, живущих на этой земле.

    - Сегодня мы продолжим путешествие в мир трудовой деятельности человека.

3. Работа по теме урока.

- Знаете ли вы сказки А.С.Пушкина? Давайте вспомним одну из них (инсценировка)  

                                      Три девицы под окном

                                      Пряли поздно вечерком.

                                      - Кабы я была царица, -

                                      Говорит одна девица, -

                                      То на весь бы мир одна

                                      Наткала я полотна.

- Хоть это и сказка, но А.С.Пушкин поведал нам о занятиях вовсе не сказочных.

Пряли – значит вытягивали нить из клубка шерсти или распушённого льна. Нить наматывали на веретено. 

Прялки украшали резьбой и росписью.

 - Длинными зимними вечерами мастерицы сидели за работой до полуночи. Чтобы не скучать, пряхи собирались вместе, переходя из дома в дом. Пряли и рассказывали новости и сказки, смешные истории, шутили. Иногда запевали. Умелые пальцы вытягивали бесконечную нить, а голоса выводили протяжную-протяжную песню. Казалось, что нить и песня сливались. Соединялись воедино и чувства поющих. Такие вечера назывались беседами или посиделками.  (Исполняют русскую народную песню).

                          Пряди, моя пряха,

                          Пряди, раскудряха,

                          Пряла бы я, пряла,

                          На меня лень напала.

                          Меня в гости звали

                          К соседу на беседу.

                          Как у нашего соседа

                          Весела была беседа.

 Инсценировка    

 (входят два мальчика в народных костюмах)        

                  - Здравствуйте, хозяева.

                    А нас вы не ждали?

                  - Ждали, ждали.

                    Все жданки съели.

                  - А коли ждали,

                        Так и дождались.

                      - Проходите.

                        У нас для каждого найдётся

                        и местечко, и словечко.

                   Эх, Ерёма, Ерёма!

                  Сидел бы ты дома,

                  Строгал бы ты стружки,

                   Ребячьи игрушки.

                  Твоя сестра-то пряха

                  По ниточке пряла,

                  Корову купила,

                  Корова-то с кошку.

                  Надоила ложку.

                  А вот загадочки я знаю.

                  Сяду рядышком на лавку,

                  Загадаю вам загадку,

                  Кто смышлёней погляжу.

                  Загадка 1: То толстеет, то худеет,

                                     На весь дом голосит.

                  Загадка 2:   Два котика,

                                      А четыре хвостика.

                  Загадка 3:  Голову едят,

                                     Тело бросают,

                                     А кожу носят.

                                     Что это такое?

Рассказ учителя о льне. (Из книги Н.Осипова. Рассказ «Лён»)

                                                                                    (см. приложение к уроку)

Вопросы детям:

  • Кому приходилось наблюдать за работой пряхи?
  • Как вы думаете, это легко?
  • Хотите попробовать?

Детям выдаются кусочки ваты, слегка смоченные водой, и предлагается вытянуть ниточку, скручивая её пальчиками.

Тренинг «Какой должна быть пряха»

Задание. Выберите и обведите кружочком те качества характера, которыми должна обладать пряха:

  1. трудолюбивая
  2. непоседливая
  3. старательная
  4. ленивая
  5. торопливая
  6. аккуратная
  7. терпеливая

Дети работают самостоятельно, затем обсуждают свой выбор в парах.

  1. Физкультминутка.

                   Уж я сеяла, я сеяла ленок,

                   Уж я, сеяв, приговаривала,

                   Чоботами приколачивала.

                   Ты удайся, удайся, мой лён,

                   Ты удайся, мой беленький ленок.

                                   Уж я пряла, я пряла ленок,

                                   Уж я, прявши, приговаривала.

                                   Ты удайся, удайся, мой лён,

                                   Ты удайся, мой беленький ленок.

5. Продолжение работы по теме урока.

- В народе говорили: что напряли, то и наткали.

      Наткать полотна – значит из льняных нитей изготовить ткань.

В старину прясть и ткать умела каждая женщина. Она всю жизнь пряла и ткала, весь дом одевала. Девочек обучали этому с детства. Не было избы без прялки или ткацкого станка. Если при прядении можно было отвлечься, то ткачество требовало терпения, внимания и сноровки. Ткачиху старались без причины не тревожить.

      Учитель показывает полотенце, русскую рубаху из музея и предлагает подумать над вопросом:

     - Почему говорят, что рубашка в поле выросла?

Учитель читает книгу К.Ушинского «Как рубашка в поле выросла», дети рассматривают иллюстрации в книге.

Тренинг № 24 (развивающий)

Работа в четвёрке «Как рубашка в поле выросла»

(в тетради стр.13)

Задание. Учащимся предлагается проследить путь льна от зёрнышка до рубашки, расставив предложения последовательно.

   (методика проведения тренинга в Истоковедении том 1 с.144 – 147)

Этапы работы:

  1. Подготовительный этап
  2. Индивидуальный этап
  3. Работа в четвёрке
  4. Обсуждение в классе.
  5. Экспертная оценка
  6. Рефлексия:   - Понравилось ли общаться в четвёрках?

                           - В чём заключается роль лидера?

                             Лидеры оценивают работу группы.  

         

 6. Итог урока:

     - Мастерство прях и ткачих продолжает жить. В цехах льнокомбинатов и ткацких фабрик вместо умелых женских рук прядут и ткут машины. За ними наблюдают прядильщицы и ткачихи. Теперь они одевают всю страну.

      Дети нашего класса занимаются рукоделием на уроках трудового обучения, в кружках вязания и ручного труда.

 (Выставка предметов рукоделия детей, их мам и бабушек)

 Может быть, кто-нибудь из вас тоже прославится, оставит добрую память в необычной одежде, продолжит древнюю традицию рукоделия.

(экскурсия по материалам стендов музея)

Ресурсный круг: «Что ценили прадеды и ценим мы в труде земном»

7. Домашнее задание: раскрасить рисунки на с.12 тетради и выбрать правильный ответ.

Приложение

Лен.

     В старину на Руси любили загадывать загадку:

«Голову едят, тело бросают, а кожу носят. Что это такое?»

     Давай попробуем разгадать загадку, только начнем с конца.

     Богатые жители Древнего Египта гордились тем, что носили одежду, сшитую из удивительной ткани: она быстро впитывала влагу и так же легко ее испаряла. Прохладной ночью она согревала, а  в палящий полдень охлаждала разгоряченное тело.

    Одежду из этой ткани носили и в Древней Руси. Только здесь она была вовсе не редкостной, а самой обычной крестьянской одеждой.

В русских деревнях умели изготовлять и более нарядное полотно – батист. Своей мягкостью, тонкостью и блеском он напоминал дорогой заморский шелк, за это и прозвали северным шелком.

     Издавна славились и русские кружева – легкие, воздушные, словно сплетенные из паутинок. У этих кружев и тканей было замечательное свойство: с годами они не только не желтели, как изделия из других волокон, а, напротив, становились еще белее и шелковистей. Все они изготовлялись из одного и того же растения – льна.

      Вот мы и подошли к ответу на последнюю часть загадки: «Кожу носят». Правда у льна никакой кожи нет. Так в загадке называются длинные и прочные пучки волокон, расположенных под наружным слоем стебля. Волокна отделяют от стебля. Из них делают ткани, а стебель выбрасывают в отходы. Это разгадка второй части загадки: «Тело бросают».

       У льняных волокон много профессий. Веками морякам верно служили паруса. Их шили из особо прочной льняной ткани. Она так и называлась – парусина. Сейчас парусных кораблей уже не строят, а парусина по – прежнему ценится. Она идет на туристские куртки и брюки, на палатки и чехлы для машин. Всюду, где нужна водостойкость, требуется парусина. А из более плотной льняной ткани – брезента – шьют одежду для рыбаков, делают пожарные шланги и приводные ремни для двигателей.

     Ну, а как быть с началом загадки – «голову едят»? Когда лен поспевает, на верхушках стеблей вырастают плоды – коробочки. В коробочках – семена. Когда-то их ели, как сейчас грызут  семечки. Потом научились отжимать из них масло – золотистое, запахом напоминающее грецкие орехи.

     Если льняное масло долго варить, оно густеет и превращается в олифу. Льняная олифа самая лучшая. Приготовленная на ней краска приобретает удивительную стойкость: не боится даже разрушающего действия соленой морской воды. Поэтому ею красят морские корабли.

     С древних времен лен высоко ценили многие народы. Но нигде он так не прижился, как в России. Нигде о нем не сложено столько песен.

Литература

  1. Истоковедение. Том 1. Москва: Технологическая Школа Бизнеса, 2001 г., с. 144 – 147, с. 222 – 226.
  2. Н.Ф.Осипов. Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу. Москва: Детская литература, 1977 год. Рассказ «Лён».
  3. Журнал «Народное творчество» № 5, 2008 год.
  4. К.Д.Ушинский. Как рубашка в поле выросла. Москва: Малыш, 1986 год.
  5. В.И.Белов. Лад. Архангельск: Северо - Западное книжное издательство, 1985 год, с. 51 – 80.
  6. Мастера русского севера. Вологодская земля. Фотоальбом. Москва: Планета, 1987 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе

Цели:1.Дать  сведения о гончарном  ремёсле Кубани;2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении мат...

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

КОНСПЕКТ УРОКА "Сантиметр" 1 класс. Урок с применением ИКТ.

Тема урока: 1 класс Сантиметр.Тип урока: УИНМВид урока: урок с применением ИКТ. Цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний, формировать  представление о единице длины (сантиметре...

Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)

Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК  Б.М Неменского «Школа России».Тема урока:  «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.  Круглый японский веер» ...

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...