Конспект урока по предмету "Истоки" для 2 класса. Тема "Ткачихи-рукодельницы"
план-конспект занятия (2 класс) по теме
Данный урок входит в раздел "Труд земной". Наряду с рассказом о традиционных технологиях трудовой деятельности ученику предлагается также понять некоторые эстетические и нравственно-этические аспекты. Технологии традиционных занятий были относительно просты, устойчивы и достаточно надёжны. Они опирались на доверие к вековому опыту предыдущих поколений. Основными умениями владели все, различались лишь уровнем мастерства. Прясть и ткать могла прежде каждая женщина, каких-то особых секретов здесь не таили. Всё мастерство было на виду, но лишь немногие могли выткать ткань со сложнейшим орнаментом. Незаметный труд пряхи и ткачихи требовал прежде всего терпения. Однообразие труда вызывало к жизни богатую эмоциями и впечатлениями традицию домашних посиделок. Пряли и рассказывали сказки, смешные истории, пели песни, шутили. Был весьма важен и практический результат - девушка должна была наткать себе приданое, женщина - одеть семью. Красота в повседневности - одна из самых существенных сторон русского быта (ткани с разными узорами, яркая вышивка, кружева и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по предмету "Истоки" | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по предмету «Истоки»
2 класс
Тема урока: Ткачихи – рукодельницы
Цели урока:
- Социокультурное наполнение категории «ткачихи – рукодельницы»
- Развитие умения присоединяться к восприятию партнёра и излагать свои мысли.
- Развитие целостного восприятия учащихся.
- Развитие эффективного общения, навыка работы в группе.
Оборудование:
- Прялка, веретено.
- Сноп льна.
- Трепало, чесало,
- Кусочки ваты.
- Вологодские кружева.
- Модель ткацкого станка.
- Льняная нить, полотно, полотенце, рубашка.
- Выставка предметов рукоделия детей, их мам и бабушек.
- Аудиозапись русской народной песни.
Ход урока
- Присоединение: - Добрый день, ребята! Я рада вас видеть.
- Постановка цели урока: - Назовите тему III четверти
«Труд земной»
- Неслучайно наш урок проходит в школьном музее, ведь здесь собран материал, отражающий трудовую историю нашего края, людей, живущих на этой земле.
- Сегодня мы продолжим путешествие в мир трудовой деятельности человека.
3. Работа по теме урока.
- Знаете ли вы сказки А.С.Пушкина? Давайте вспомним одну из них (инсценировка)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
- Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
- Хоть это и сказка, но А.С.Пушкин поведал нам о занятиях вовсе не сказочных.
Пряли – значит вытягивали нить из клубка шерсти или распушённого льна. Нить наматывали на веретено.
Прялки украшали резьбой и росписью.
- Длинными зимними вечерами мастерицы сидели за работой до полуночи. Чтобы не скучать, пряхи собирались вместе, переходя из дома в дом. Пряли и рассказывали новости и сказки, смешные истории, шутили. Иногда запевали. Умелые пальцы вытягивали бесконечную нить, а голоса выводили протяжную-протяжную песню. Казалось, что нить и песня сливались. Соединялись воедино и чувства поющих. Такие вечера назывались беседами или посиделками. (Исполняют русскую народную песню).
Пряди, моя пряха,
Пряди, раскудряха,
Пряла бы я, пряла,
На меня лень напала.
Меня в гости звали
К соседу на беседу.
Как у нашего соседа
Весела была беседа.
Инсценировка
(входят два мальчика в народных костюмах)
- Здравствуйте, хозяева.
А нас вы не ждали?
- Ждали, ждали.
Все жданки съели.
- А коли ждали,
Так и дождались.
- Проходите.
У нас для каждого найдётся
и местечко, и словечко.
Эх, Ерёма, Ерёма!
Сидел бы ты дома,
Строгал бы ты стружки,
Ребячьи игрушки.
Твоя сестра-то пряха
По ниточке пряла,
Корову купила,
Корова-то с кошку.
Надоила ложку.
А вот загадочки я знаю.
Сяду рядышком на лавку,
Загадаю вам загадку,
Кто смышлёней погляжу.
Загадка 1: То толстеет, то худеет,
На весь дом голосит.
Загадка 2: Два котика,
А четыре хвостика.
Загадка 3: Голову едят,
Тело бросают,
А кожу носят.
Что это такое?
Рассказ учителя о льне. (Из книги Н.Осипова. Рассказ «Лён»)
(см. приложение к уроку)
Вопросы детям:
- Кому приходилось наблюдать за работой пряхи?
- Как вы думаете, это легко?
- Хотите попробовать?
Детям выдаются кусочки ваты, слегка смоченные водой, и предлагается вытянуть ниточку, скручивая её пальчиками.
Тренинг «Какой должна быть пряха»
Задание. Выберите и обведите кружочком те качества характера, которыми должна обладать пряха:
- трудолюбивая
- непоседливая
- старательная
- ленивая
- торопливая
- аккуратная
- терпеливая
Дети работают самостоятельно, затем обсуждают свой выбор в парах.
- Физкультминутка.
Уж я сеяла, я сеяла ленок,
Уж я, сеяв, приговаривала,
Чоботами приколачивала.
Ты удайся, удайся, мой лён,
Ты удайся, мой беленький ленок.
Уж я пряла, я пряла ленок,
Уж я, прявши, приговаривала.
Ты удайся, удайся, мой лён,
Ты удайся, мой беленький ленок.
5. Продолжение работы по теме урока.
- В народе говорили: что напряли, то и наткали.
Наткать полотна – значит из льняных нитей изготовить ткань.
В старину прясть и ткать умела каждая женщина. Она всю жизнь пряла и ткала, весь дом одевала. Девочек обучали этому с детства. Не было избы без прялки или ткацкого станка. Если при прядении можно было отвлечься, то ткачество требовало терпения, внимания и сноровки. Ткачиху старались без причины не тревожить.
Учитель показывает полотенце, русскую рубаху из музея и предлагает подумать над вопросом:
- Почему говорят, что рубашка в поле выросла?
Учитель читает книгу К.Ушинского «Как рубашка в поле выросла», дети рассматривают иллюстрации в книге.
Тренинг № 24 (развивающий)
Работа в четвёрке «Как рубашка в поле выросла»
(в тетради стр.13)
Задание. Учащимся предлагается проследить путь льна от зёрнышка до рубашки, расставив предложения последовательно.
(методика проведения тренинга в Истоковедении том 1 с.144 – 147)
Этапы работы:
- Подготовительный этап
- Индивидуальный этап
- Работа в четвёрке
- Обсуждение в классе.
- Экспертная оценка
- Рефлексия: - Понравилось ли общаться в четвёрках?
- В чём заключается роль лидера?
Лидеры оценивают работу группы.
6. Итог урока:
- Мастерство прях и ткачих продолжает жить. В цехах льнокомбинатов и ткацких фабрик вместо умелых женских рук прядут и ткут машины. За ними наблюдают прядильщицы и ткачихи. Теперь они одевают всю страну.
Дети нашего класса занимаются рукоделием на уроках трудового обучения, в кружках вязания и ручного труда.
(Выставка предметов рукоделия детей, их мам и бабушек)
Может быть, кто-нибудь из вас тоже прославится, оставит добрую память в необычной одежде, продолжит древнюю традицию рукоделия.
(экскурсия по материалам стендов музея)
Ресурсный круг: «Что ценили прадеды и ценим мы в труде земном»
7. Домашнее задание: раскрасить рисунки на с.12 тетради и выбрать правильный ответ.
Приложение
Лен.
В старину на Руси любили загадывать загадку:
«Голову едят, тело бросают, а кожу носят. Что это такое?»
Давай попробуем разгадать загадку, только начнем с конца.
Богатые жители Древнего Египта гордились тем, что носили одежду, сшитую из удивительной ткани: она быстро впитывала влагу и так же легко ее испаряла. Прохладной ночью она согревала, а в палящий полдень охлаждала разгоряченное тело.
Одежду из этой ткани носили и в Древней Руси. Только здесь она была вовсе не редкостной, а самой обычной крестьянской одеждой.
В русских деревнях умели изготовлять и более нарядное полотно – батист. Своей мягкостью, тонкостью и блеском он напоминал дорогой заморский шелк, за это и прозвали северным шелком.
Издавна славились и русские кружева – легкие, воздушные, словно сплетенные из паутинок. У этих кружев и тканей было замечательное свойство: с годами они не только не желтели, как изделия из других волокон, а, напротив, становились еще белее и шелковистей. Все они изготовлялись из одного и того же растения – льна.
Вот мы и подошли к ответу на последнюю часть загадки: «Кожу носят». Правда у льна никакой кожи нет. Так в загадке называются длинные и прочные пучки волокон, расположенных под наружным слоем стебля. Волокна отделяют от стебля. Из них делают ткани, а стебель выбрасывают в отходы. Это разгадка второй части загадки: «Тело бросают».
У льняных волокон много профессий. Веками морякам верно служили паруса. Их шили из особо прочной льняной ткани. Она так и называлась – парусина. Сейчас парусных кораблей уже не строят, а парусина по – прежнему ценится. Она идет на туристские куртки и брюки, на палатки и чехлы для машин. Всюду, где нужна водостойкость, требуется парусина. А из более плотной льняной ткани – брезента – шьют одежду для рыбаков, делают пожарные шланги и приводные ремни для двигателей.
Ну, а как быть с началом загадки – «голову едят»? Когда лен поспевает, на верхушках стеблей вырастают плоды – коробочки. В коробочках – семена. Когда-то их ели, как сейчас грызут семечки. Потом научились отжимать из них масло – золотистое, запахом напоминающее грецкие орехи.
Если льняное масло долго варить, оно густеет и превращается в олифу. Льняная олифа самая лучшая. Приготовленная на ней краска приобретает удивительную стойкость: не боится даже разрушающего действия соленой морской воды. Поэтому ею красят морские корабли.
С древних времен лен высоко ценили многие народы. Но нигде он так не прижился, как в России. Нигде о нем не сложено столько песен.
Литература
- Истоковедение. Том 1. Москва: Технологическая Школа Бизнеса, 2001 г., с. 144 – 147, с. 222 – 226.
- Н.Ф.Осипов. Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу. Москва: Детская литература, 1977 год. Рассказ «Лён».
- Журнал «Народное творчество» № 5, 2008 год.
- К.Д.Ушинский. Как рубашка в поле выросла. Москва: Малыш, 1986 год.
- В.И.Белов. Лад. Архангельск: Северо - Западное книжное издательство, 1985 год, с. 51 – 80.
- Мастера русского севера. Вологодская земля. Фотоальбом. Москва: Планета, 1987 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе
Цели:1.Дать сведения о гончарном ремёсле Кубани;2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении мат...
Конспект урока математики 2 класс по системе Занкова (И.И.Аргинская) Тема урока: Умножение
Разработка урока соответсвует требованиям ФГОС...
Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.
Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....
КОНСПЕКТ УРОКА "Сантиметр" 1 класс. Урок с применением ИКТ.
Тема урока: 1 класс Сантиметр.Тип урока: УИНМВид урока: урок с применением ИКТ. Цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний, формировать представление о единице длины (сантиметре...
Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)
Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК Б.М Неменского «Школа России».Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» ...
План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"
Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...