исследование на тему "Условия развития плесневых грибов"
материал на тему
С этой работой моя ученица Кузнецова Марина заняла 1 место в школьной научно-практической конференции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuznetsova_m_usloviya_razvitiya_plesnevykh_gribov.docx | 796.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию делам молодежи, материнства и детства администрации ГО «Город Петровск-Забайкальский»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 1
V научно-практическая конференция школьников
города Петровска-Забайкальского
в 2014 году
Секция «Естественные науки и ОБЖ» (Начало)
Тема доклада
«Условия развития плесневых грибов»
Автор: Кузнецова Марина,
ученица 4 класса
МОУ СОШ № 1
Научный руководитель:
Полянская Инна Николаевна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 1
Первая категория
2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I.ВВЕДЕНИЕ
II.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ
2.1.Многообразие грибов
2.2.Строение, условия жизни и размножение грибов
2.3. Значение плесневых грибов в природе и для человека
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ
3.1.Выявление условий, необходимых для развития плесневых грибов
IV.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4.1.Выводы
Список литературы
Приложения
I. ВВЕДЕНИЕ
Грибы – это не растения и не животные, а представители особого царства. При слове «гриб» мы вспоминаем знакомые нам с детства белые, подосиновики, маслята, сыроежки, мухоморы, т.е. нечто состоящее из шляпки и ножки, которое растет в лесу и попадает к нам в корзинку. Но грибы это не только те, которые растут в лесу. Покрылась сероватым налетом (плесенью) корочка хлеба , выросло на стене в сыром помещении что – то зеленоватое и неприятное, испортилось яблоко – все это работа грибов. В быту мы часто сталкиваемся с зеленоватым налётом на несвежих продуктах питания. Что же это за налёт? Почему заплесневевший хлеб мы считаем непригодным для питания и вместе с тем покупаем сыр в магазине с таким же налётом и считаем его съедобным?
Нам стало интересно узнать, почему один кусочек хлеба покрывается плесенью, а другой (на первый взгляд ничем не отличающийся от первого) остается в таком же виде как был. Почему на некоторых фруктах плесень появляется, а на других нет.
Гипотеза: мы предполагаем, что на развитие плесневых грибов влияет температура воздуха и влажность окружающей среды.
Мы решили найти ответы на следующие вопросы:
1.Какие условия необходимы для размножения плесени и как защитить продукты питания от порчи?
2.Вред или пользу приносят плесневые грибы человеку?
Цель работы:
1.Выявить условия развития плесневых грибов.
2.Определить роль плесневых грибов в природе и для человека.
Перед собой мы поставили следующие задачи:
1.Изучить различные источники с целью получения информации о месте плесени в мире грибов.
2.Выявить роль плесневых грибов в природе и их значение в жизни человека.
3.Экспериментально определить условия, необходимые для развития плесневых грибов.
Методы исследования: Изучение материалов из разных источников.
2.1.Многообразие грибов
На уроке «Окружающего мира» мы узнали, что с древних времен весь органический мир подразделяли на два больших царства: царство растений и царство животных. Грибы долгое время было принято относить к царству растений. С развитием науки биологии стали выделять четыре царства: царство бактерий, царство грибов, царство растений и царство животных . У грибов нет хлорофилла, как у зеленых растений, а это означает, что они не могут производить сахар из углекислого газа и воды. (Энциклопедия для детей «Я познаю мир. Растения»). В отличие от растений, для роста и размножения грибы нуждаются в готовой органической пище. Поэтому они поселяются на живых существах или на мертвых тканях, например на гниющих древесных стволах.
Существует множество форм грибов, не похожих друг на друга. Некоторые, например, дрожжи, состоят из одной клетки, и рассмотреть их можно только под микроскоп. Плесень похожа на студенистую пленку или на кусочек бархата – зеленого, серого, бурого.
В природе встречаются большое количество видов съедобных и ядовитых шляпочных грибов. На территории России известно свыше 150 видов грибов, пригодных для употребления в пищу человеком. Наиболее ценными являются белый гриб, рыжик, подосиновик, подберезовик. Человек искусственно выращивает на особых плантациях шампиньоны и некоторые другие съедобные виды.
Более 100 тысяч грибов обитают на нашей планете. Их можно встретить везде: в почве, в воде, на камнях, на растениях, в домах, на складах, на старых кострищах в лесу.
2.2.Строение, условия жизни и размножение грибов
Работая с литературными источниками, мы узнали, что тело гриба состоит из тонких белых ветвящихся нитей (гифов) , образующих грибницу (или мицелий). Грибницы многих грибов похожи. Внешний же вид плодовых тел самый разнообразный, например, у шляпочных грибов плодовое тело состоит из шляпки и ножки. Условно грибы разделяют на макромицеты и микромицеты. Макромицеты – грибы с крупными плодовыми телами (шляпочные, дождевики, трутовые). Микромицеты– микроскопически малые грибы, образующие налеты, плесени на растениях и органических субстратах или живущие в почве и в водной среде.
Для нормального роста и развития грибов, кроме питательной среды, необходимо определенное сочетание других факторов внешней среды. Влажность и температура имеют наибольшее значение.
Большинство грибов размножаются с помощью спор, которые образуются в спорангиях. У шляпочных грибов споры созревают в плодовых телах. У плесневых споры образуются в спорангиях, которые формируются на концах гифов.
2.3. Значение плесневых грибов для человека
Многие грибы вредны. Так, плесени вызывают гниение и порчу продуктов, зерна, фруктов, а также тканей. Однако некоторые свойства грибов полезны для человека. Плесени вызывают не только порчу пищевых продуктов, например мукор, но и вырабатывают нужные нам вещества: ферменты, лекарственные средства, лимонную кислоту. Без кефирного грибка нельзя приготовить кефир, без дрожжей – хорошего пышного хлеба . Используют грибы в сыроварении. Есть даже специальные сыры с плесенью. Многие виды плесневых грибов (пеницилл, аспергилл) образуют особые вещества – антибиотики.
Из энциклопедии «Я познаю мир. Медицина» мы узнали, что антибиотики – (от греч. anti- — против и biоs — жизнь), это органические вещества, образуемые живыми организмами и обладающие способностью подавлять развитие микроорганизмов и задерживать рост опухолевых клеток.
Особый интерес у нас вызвал плесневый гриб под названием пеницилл.
Из «Энциклопедии @Mail.ru» мы узнали, что пеницилл - это плесневый гриб, образующий налет зеленого цвета, в том числе и на продуктах питания. Грибы, подобные пенициллу, участвуют в порче продуктов и разложении растительных и животных тканей. Вместе с тем, пеницилл образует вещество, которое убивает бактерии. Это антибиотик пенициллин. Он очень широко применяется в медицине с конца 40-х годов XX века для лечения многих инфекционных заболевании.
Посетив сайт www.mushroom.pp.ru мы узнали, что впервые чудодейственные свойства пенициллина были обнаружены еще в 1873 году русскими учеными В.А.Манасеиным и А.Г.Полотебновым.Но официальная лечебная история пенициллов ведется с 1928 года, когда профессор А. Флеминг ставил опыты в своей лаборатории над грозной бактерией стафилококком. Спустя 12 лет А. Флемминг вместе с соотечественниками - химиками Х. Флори и Д. Чайном выделили из пеницилла антибиотик и очистили его.
В начале 40 – х годов XX в. советским микробиологам удалось получить отечественный пенициллин. В 1941 г. в одном московском бомбоубежище ученые расставили чашечки с картофелем, смоченным старым раствором медного купороса. Это были ловушки для плесневых грибков. Как только в чашечках появился зеленый пушок, его немедленно отправляли в лабораторию, где профессор З. В. Ермольева и ее помощница Т. И. Березина подвергали посев всесторонним исследованиям. Экспериментаторы работали как одержимые, пока не удалось получить из зеленых кистевиков пенициллин .
Первым пациентом, исцеленным советским пенициллином оказался боец, раненый в грудь осколком снаряда. В полевом госпитале осколок вынули из его груди, однако рваная рана долго не заживала. Микробы стафилококка свирепствовали в крови раненого. Бойца в бессознательном состоянии доставили в Центральный госпиталь, где ввели нужную дозу пенициллина. Рана быстро стала заживать. В первые два месяца, благодаря лечению пенициллином, в Центральном госпитале поправилось более тысячи фронтовиков.
Прошли годы. В разных городах нашей страны работают предприятия по производству пенициллина, где его получают, выращивая зеленую плесень в огромных чанах. Его используют при лечении таких заболеваний, как воспаление легких, бронхит, гнойные заболевания и многие другие воспалительные процессы.
Огромное количество спор гриба –пеницилла рассеяны по всюду. Главное место его обитания в природе - почва.
Практическая часть работы
3.1. Выявление условий, необходимых для развития плесневых грибов
Исследование мы начали проводить 23 февраля 2014 года. Для выявления условий развития плесневых грибов мы поставили опыты. Были взяты два кусочка хлеба и один кусочек сыра. Мы поместили их в разные контейнеры. Первый контейнер мы поместили в тёплое светлое, влажное место, второй контейнер в тёмное сухое, третий контейнер поставили в холодильник и четвёртый контейнер поставили в светлое сухое место.
Результаты своих наблюдений мы занесли в таблицу (Приложение).
Через 4дня после закладки опыта в тёплом месте на влажной салфетке появился белый налёт. Ещё через 2 дня на этой же салфетке появилась уже жёлтая плесень. Затем этот кусочек хлеба почернел и по краям позеленел.
Кусочек хлеба, который находился в холодильнике за всё время эксперимента не изменился.
А вот в тёплом сухом месте через неделю только стали появляться белые нити.
Таким образом, мы сделали следующие выводы:
- важными условиями развития плесеней являются влажность и тепло. Сухость воздуха и низкая температура являются главными препятствиями для развития плесеней.
Также мы заметили, что появившаяся плесень на корочке хлеба была чёрного и серого цвета, а на кусочке сыра – голубая и серая.
Работая с литературными источниками, мы уже знаем, что серая плесень – это гриб мукор, а зеленая – пеницилл.
Мы рассмотрели появившуюся на корочке хлеба плесень под микроскопом (Приложение). Сравнив результаты своих наблюдений с рисунками из справочной литературы, мы сделали вывод, что на хлебе образовался гриб мукор.
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4.1.Выводы и предложения
Проделав опыт, мы подтвердили наш предположение: влажность воздуха и тепло являются главными условиями развития плесневых грибов. На разных пищевых продуктах развиваются разные виды плесневых грибов. Но условия развития плесневых грибов сходные.
Значит, чтобы сохранить продукты питания от плесени, необходимо хранить их в сухом и прохладном месте.
Изучив различные литературные источники, мы узнали, что роль плесневых грибов разнообразна. Они не только вызывают порчу продуктов питания. Не будь плесневых грибов, наша планета была бы погребена под горами различного мусора и жизнь бы прекратилась. Именно эти грибы первыми утилизируют лесные отходы.
Плесневый гриб пеницилл оказал человечеству огромную помощь в развитии медицины. В начале ХХ в. ученые случайно обнаружили, что болезнетворные бактерии погибают в присутствии зелёной плесени - пеницилла. С тех пор вырабатываемое из этого гриба лекарство – пенициллин - стало самым важным антибиотиком, применение которого спасло миллионы человеческих жизней.
Из плесневых грибов изготавливают и другие лекарства (стрептомицин), применяемые при лечении инфекционных заболеваний, также получают ферменты, лимонную кислоту. Некоторые виды плесневых грибов используют при изготовлении сыров.
Несколько полезных советов как предотвратить появление плесени на хлебе:
1.Предотвратит хлеб от плесени горстка соли, положенная в плотно закрытую хлебницу. Соль является хорошим консервантом, задерживающим развитие микроорганизмов.
2.От плесени, а также от неприятных запахов поможет кусочек древесного угля, завёрнутого в марлю, если положить его в хлебницу. Древесный уголь прекрасно поглощает запахи и излишнюю влагу.
3.Наилучший способ хранить в деревянных хлебницах,завёрнутыми в льняную салфетку. Пакеты из полиэтилена для этой цели абсолютно не пригодны, так как хлеб в них под воздействием влаги быстро плесневеет.
V. Используемая литература
1.Багрова Л.А., Хинн О.Г. Я познаю мир. Растения / / Энциклопедия для детей. - М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД». - 1997г.
2.Я познаю мир. Экология// Энциклопедия для детей. - Москва.: ООО « Издательство АСТ ЛТД ». - 1997г.
3.Буянов. Н.Ю. Я познаю мир. Медицина// Энциклопедия для детей. - Москва.: ООО « Издательство АСТ ЛТД ». - 1997г.
4.Плешаков В.В. Зеленые страницы./ /Книга для учащихся начальных классов.- М.: «Просвещение» .-2010г.
Приложение
Эксперимент начался
Рассматриваем плесень в микроскоп
Плесень на сыре (серая) мукор- тёплое влажное место
Плесень на хлебе (чёрная) аспергилл- тёплое влажное место
Зелёная плесень- пеницилл
Плесень под микроскопом
Число | Холодное место (холодильн) | Тёплое светлое сухое место | Тёплое тёмное влажное место | Тёмное тёплое сухое место |
24.02. | Изменений нет | Изменений нет | Изменений нет | Изменений нет |
25.02. | Изменений нет | Изменений нет | Изменений нет | Изменений нет |
26.02. | Изменений нет | Изменений нет | Изменений нет | Изменений нет |
27.02. | Изменений нет | Изменений нет | Изменений нет | Изменений нет |
28.02. | Изменений нет | Изменений нет | Белый налёт, белая, желтая плесень | Изменений нет |
1.03. | Изменений нет | Белые нити | Почернел, позеленел, пожелтел | Белый пуховой шарик |
2.03. | Изменений нет | Изменений нет | Весь почернел | Покрылся зеленым пухом |
3.03. | Изменений нет | Изменений нет | чёрный | Зёлёный пух |
4.03. | Изменений нет | Изменений нет | Позеленел | Весь чёрный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое исследование"Индивидуальные карты развития учащихся"
На основе данного исследования была выявлена положительная динамика в развитии каждого ученика. С помощью различной диагностики удалось отслеживать поэтапно уровень ЗУН, социального становления, физич...
Доклад на тему: " Учебные исследования – эффективный метод развития младших школьников"
В докладе очень подробно раскрываются возможности исследовательской и проектной деятельности в рамках реализации требований ФГОС НОО на уроках русского языка в начальной школе. Использованы методическ...
Психологический анализ исследования интеллектуального уровня развития обучающихся 4-х классов МБОУ СОШ №5
Психологический анализ исследования интеллектуального уровня развития обучающихся 4-х классов МБОУ СОШ №5...
Урок развития речи "Грибы"
Занятие по развитию речи для детей младшего школьного возраста в предшкольной подготовке. Сказка используется как метод обучения для развити яречи....
Сценарий урока и презентация к уроку по окружающему миру "Экосистема. Грибы. Плесневые грибы"
Использование ИКТ в начальной школе по ФГОС Интегрированный урок по предметамокружающий мир, доноведение, информатика. 2 класс...
Использование рисунка в исследовании особенностей интеллектуального развития
Среди используемых в психодиагностической практике методов особо широко распространены тесты Векслера, прогрессивные матрицы Равена и др. В некоторых источники отмечают, что вычисляемый с их помощью к...
Презентация к уроку окружающего мира во 2 кл. УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы"
Эта презентация поможет учителю наглядно объяснить тему "Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы". Презентация подходит для любого УМК....