Использование рисунка в исследовании особенностей интеллектуального развития
статья по теме
Среди используемых в психодиагностической практике методов особо широко распространены тесты Векслера, прогрессивные матрицы Равена и др. В некоторых источники отмечают, что вычисляемый с их помощью коэффициент интеллекта не признается главной мерой умственного развития (как это имеет место в мировой практике), однако допускается его использование в качестве одного из психодиагностических показателей.
Тест Векслера – включает 6 субтестов по исследованию вербального и 5 субтестов по исследованию невербального интеллекта.
Тест Равена – включает в себя набор матриц различной степени сложности, для исследования невербального интеллекта.
Наряду с названными методиками в мировой практике широко используется и иной вариант тестов, а именно рисуночные тесты, самым известным из которых является тест Гудинаф - Харриса «Нарисуй человека». В отечественной психодиагностике эта методика по сей день не нашла широкого применения. Данным тестовый метод относится к проективным рисуночным методам, которые предполагают проекцию психологических особенностей, состояний, переживаний, представлений в рисуночном изображении и сопровождающих его высказываниях испытуемого. Однако в исследованиях особенностей интеллектуального развития детей и лиц с ограниченными возможностями, данная методика позволяет установить сформированность основных представлений о человеке (части тела, одежда, поза). Так, например, в методике по опредению готовности детей к школьному обучению РГПУ им. А.И. Герцена, тест «Нарисуй человека» интерпретируется с позиции оценки уровня развития закономерных представлений о человеке, у детей 6-ти летнего возраста. Существует также установленная последовательность этапов развития в изображении человека детьми разных возрастных групп, каждый из которых характеризуется своими особенностями деталей рисунка, по принципу от простого к сложному.
На результаты тестирования оказывает большое влияние структура мотивации испытуемого. Существует закономерность, известная в психологии как закон оптимума мотивации (названный также по именам исследователей, его открывших, законом Йеркса - Додсона). Было установлено, что эффективность умственной деятельности весьма низка при невысокой заинтересованности в результате, и она постепенно повышается по мере роста заинтересованности. Однако, достигнув наивысшей точки, она затем начинает снижаться и резко падает в условиях крайне высокой заинтересованности, граничащей с ажиотажем. В зависимости от обстановки тестирования испытуемый может демонстрировать низкую мотивацию и просто не прилагать достаточно усилий либо перевозбудиться (если речь идет, например, о перспективе отчисления из учебного заведения), что сведет на нет все его усилия.
Важно и то, что отсутствие решения или ошибочное решение однозначно расценивается как неспособность тестируемого выполнить задание. Однако очевидно, что в отдельных случаях человек может допустить ошибку, предложить неверное решение, но если ему вовремя об этом сообщить, он вернется к задаче и не исключено, что в итоге сумеет решить ее верно. Однако стандартная процедура тестирования такой возможности не предусматривает.
Тестовый балл отражает уровень подготовки, причем самой разной - сюда относится и собственно тестовая тренировка. Человек, который много раз подвергался психологическим испытаниям, находится в более выгодном положении, чем новичок. Впрочем, достаточно пройти через тестовую проверку четыре-пять раз, и эффект тренированности исчерпывается: десятое испытание не даст лучших результатов, чем пятое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prez1.ppt | 437.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Результаты опроса:
Я гражданин России -
Кто такой гражданин? Гражданин- это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями Гражданин- это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии со здравым смыслом. Гражданин- это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее по своему усмотрению.
"А что такое Гражданин - Отечества достойный сын" Н. А. Некрасов
Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями. 2) Взрослый человек, мужчина, а также форма обращения к нему. Гражданин
Знать . . . Я - гражданин Выполнять . . . Приумножать . . . Беречь . . . Защищать . . . Любить . . . Гордиться . . . права обязанности свою Родину Родину Природу родного края Богатства Родины культурой, языком родного государства
Знать права Я - гражданин Выполнять обязанности Любить Родину Беречь природу родного края Защищать Родину Приумножать Богатства Родины Гордиться культурой, языком родного государства
Я – гражданин России
род отчество Отечество Отчизна отец родители родня Родина родной ПОДУМАЙ
Мы из будущего
Я гражданин России -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарная работа на уроках русского языка с использованием инновационных технологий для интеллектуального развития учащихся
Практическое применение на уроках данных способов позволяет мне как учителю решать вместе с ребятами лингвистические задачи. Рациональное использование каждого способа является важнейшим фактором комп...
Обобщение опыта на тему "Особенности личностного и интеллектуального развития младших школьников в условиях развивающего обучения"
Начало XIX в. ознаменовалось настойчивыми попытками модернизировать систему образования, привести в соответствие с требованиями времени. В этом процессе все более значимую роль играет система развиваю...
Особенности формирования временных представлений у младших школьников с НОДа и нарушением интеллектуального развития
Особенности формирования временных представлений у младших школьников с НОДа и нарушением интеллектуального развития...
Статья на тему «Особенности математических представлений детей с проблемами в интеллектуальном развитии»
laquo;Развитие математических представлений ребенка-дошкольника с интеллектуальной недостаточностью в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых...
Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Данный материал будет полезен учителям, работающим с детьми с интеллектуальными нарушениями....
Статья на тему: Особенности отражения пространства в рисунках школьников с интеллектуальным недоразвитием
В данной статье описываются трудности, с которыми сталкиваются умственно отсталые школьники отражая пространство в рисунках. Авторы: Лазарева Ю.И. ГБОУ школа №613 Московского районаОльшевская Ю.Н...
Особенности интеллектуального развития детей 7 лет
В статье представлен материал, что должен знать ребенок в 7 лет, а также рекомендации для родителей для развития мыслительных процессов....