Педагогическое исследование"Индивидуальные карты развития учащихся"
статья по теме
На основе данного исследования была выявлена положительная динамика в развитии каждого ученика. С помощью различной диагностики удалось отслеживать поэтапно уровень ЗУН, социального становления, физического развития и развития творческих способностей учащихся. Данные диагностики позволили своевременно провести коррекционную работу в данном направлении с каждым учеником индивидуально.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Снежногорская средняя общеобразовательная школа
Педагогическое исследование по теме
«Индивидуальные карты развития учащихся»
Учитель начальных классов
Александрикова Галина Григорьевна
п. Снежногорский
Зейский район
Амурская область
Педагогическое исследование по теме «Индивидуальная карта развития учащихся»
Подводя итоги работы с классом за год, каждый учитель, будь то предметник, или классный руководитель, и, анализируя свою деятельность, выявляет успехи и недостаток в работе. Затем на основе анализа намечает пути устранения этих недоработок. Но чаще всего мы ориентируемся не на отдельно взятого ученика, а на класс в целом. Такая система не оправдывает себя. Потому, что мы, прежде всего, отслеживаем учебную деятельность ребёнка и
индивидуализируем, прежде всего, учебный процесс. А это в корне неверно.
Ведь, лишь изучив досконально особенности и возможности каждого ребёнка, можно помочь ему шагнуть дальше, преодолеть возникшие трудности, познать самого себя, наконец, полюбить самого себя таким, какой ты есть, научить жить в ладу с самим собой и с окружающими.
В связи с этим возникает вопрос, а можно ли в массовой школе проследить за уровнем развития личности каждого ребёнка? И, как результат, повлиять на её развитие? С этой целью я решила провести исследование.
Тема исследования : «Индивидуальные карты развития»
Объект исследования: Изучение особенностей и возможностей каждого ребёнка на примере одного класса
Предмет исследования: Существование методик, диагностик способствующих развитию личности
Цель исследования: Выявить влияние своевременной диагностики на развитие всех компонентов конкретной личности .
Гипотеза: Если своевременно выявлять особенности и возможности каждого ученика и уметь прогнозировать, то траектория его развития будет всегда успешной.
Задачи исследования:
- Разработать модель выпускника начальной школы
- Разработать систему мониторинга определения ЗУН, социального становления, творческих способностей учащихся
- Проанализировать эффективность данной методики работы.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; анализ результатов тестирования, наблюдение, беседа с фельдшером .
Опытной базой исследования выступила: МОУ Снежногорская СОШ. В исследовании принимали участие обучающиеся одного класса
Исследование проводилось с 2006 по 2010 год
Ход и результаты исследования
Для реализации цели исследования была изучена литература : «Шишов С.Е., Кальней В.А «Мониторинг качества образования в школе» М., 1998 г., В.П. Симонов «Педагогический менеджмент» М.: Российское педагогическое общество 1997 и др.
Для себя я сделала выводы, что специальной системной методики нет, есть какие - то отдельные элементы, но они не всегда соответствуют требованиям объективного отслеживания результатов. Поэтому я разработала свою методику работы
С этой целью мной была разработана карта индивидуального развития ребенка, функции которой состоят в отслеживании развития общеучебных умений и навыков, воспитанности, социального становления учащихся нашей школы, физического развития и здоровья учащихся, а также развития творческих способностей детей.
Итак карта представляет собой пакет документов на каждого учащегося. Назначение ее - предоставить как можно более полную информацию о состоянии развития личности ученика с целью наблюдения, оценки, прогноза и планирования дальнейшей деятельности педагогов по следующим направлениям:
- овладение учащимися государственным стандартом образования;
- развитие общеучебных умений и навыков;
- воспитанность и социальное становление;
- физическое развитие здоровья;
- развитие творческих способностей. Карта содержит 4 блока информации:
1. Данные об академической успеваимости учащихся ( то есть уровень усвоения государственного стандарта) итоговые, промежуточные оценки и комментарии к ним .Данные об уровне развития общеучебных умений и навыков, воспитанности и социального становления учащегося.
2.Данные об уровне развития общеучебных умений и навыков, воспитанности и социального становления учащегося
3. Данные о физическом здоровье и развитии учащихся.
4. Развитие творческих способностей ребёнка.
Но, если академическая успеваемость отслеживалась школой всегда и методы её отслеживания известны, то, как проследить за развитием эмоционально - волевой сферы, общеучебных способностей, черт характера?
И я решила обратиться к модели выпускника начальной школы, то есть к идеалу, на достижение которого и направлена вся наша деятельность. Модель выпускника была разработана мною ранее при переходе работы школы в инновационном режиме: «Школа как социокультурный центр», с учётом запросов и потребностей общества.
Модель выпускника начальной школы
Направления | Критерии |
1.Знания и умения | 1. Достаточный уровень базовых знаний, необходимый для продолжения образования в основной школе. 2.Сформированности основ словесно-логического мышления. 3. Использование ЗУН на практике. 4. Готовность и способность к самообразованию. 5. Понимание, что учёба-это труд. |
2. Познавательная деятельность | 1. Высокая познавательная активность. 2. Критичность мышления, умение отстаивать свою точку зрения. 3. Умение выявить проблему, поставить вопросы и самостоятельно найти пути решения. |
3.Культурно – нравственные качества | 1. Понятие чести, достоинства. 2. Выдержка, умение жить в коллективе. 3. Взаимопонимание и взаимовыручка. 4. Владение культурой поведения. 5. Опрятный внешний вид. |
4. Гражданские качества | 1. Знание своих прав и обязанностей. 2. Долг и ответственность перед семьей и школой. 3. Приобщение к ценностям своего народа, традициям, обычаям. 4. Патриотизм. 5. Правдолюбие. |
5.Физическое развитие и здоровье | 1. Соответствие особенностей ребенка нормам данного возраста. 2. Развитые моторные и двигательные навыки. 3. Достаточный уровень физической работоспособности. 4. Прочные культурно-гигиенические навыки. 5. Положительное отношение к здоровому образу жизни. |
Сначала я определила для себя какие качества, умения и навыки необходимо в ученике развивать, чтобы приблизиться к намеченному идеалу.
Я разделила их на две группы: те, что способствуют успешному обучению, назвав их общеучебными навыками, и те, что способствуют нормальному взаимодействию человека с обществом, т.е. воспитанность и коммуникативные навыки.
Для данной возрастной категории были отобраны 25 наиболее значимых, на мой взгляд, качеств. Отследить их не совсем просто, так как не изобретено мерок, по которым можно измерить уважение к окружающим, умение проявлять воображение и следить за ходом чужой мысли. Поэтому все параметры второго блока в нашей карте оцениваются методами наблюдения и субъективной оценки, выражающейся в следующих формулировках:
- навыка нет – 1
- начинающийся навык – 0
- начальный – 1
- развивающийся – 2
- развитый – 3
А им в свою очередь присваиваются коэффициенты соответственно: -1, 0, 1, 2, 3 (для построения диаграмм). Здесь очень важно, чтобы оценка педагога была адекватной, справедливой и объективной, поэтому все данные, которые заносятся в карту, мы решили обсуждать коллегиально: учителями, работающими в этом классе, психологом, родителями.
Развитие общеучебных умений ученика 2 класса Пакулова Петра
Общеучебные умения | Первое полугодие | Второе полугодие |
1. Слушать | начальный | развивающийся |
2. Доводить дело до конца | развивающийся | развивающийся |
3. Следить за развитием чужой мысли | начальный | развивающийся |
4. Рассуждать | развивающийся | развитый |
5. Проявлять любознательности | развивающийся | развивающийся |
6. Задавать вопросы | развивающийся | развитый |
7. Проявлять стремление к самообразованию | начальный | развивающийся |
8. Самоконтроль учебной деятельности | начальный | развивающийся |
9. Проявлять уверенность в своих способностях | развивающийся | развивающийся |
10. Проявлять склонность к обмену впечатлениями | развивающийся | развивающийся |
11. Быть усидчивым | начинающий | развивающийся |
12. Быть независимым в суждениях и взглядах на окружающий мир | развивающийся | развивающийся |
13. Говорить разборчиво, словесно оформить свою мысль | развивающийся | развивающийся |
14. Выражать чувства и проявлять воображение | развивающийся | развитый |
15. Оперировать собственными идеями | развивающийся | развитый |
16. Умение выслушать другое мнение | развивающийся | развитый |
17. Умение вести себе в школе на улице и т.д. | развивающийся | развивающийся |
18. Умение проявлять уважение к окружающим | развивающийся | развитый |
19. Умение отвечать за свои поступки | начальный | развивающийся |
20. Обладать уверенностью в своих силах | начальный | развивающийся |
21. Готовность идти на контакт | развивающийся | развитый |
22. Независимость в поведении | начальный | развивающийся |
23. Умение участвовать в дискуссиях | развивающийся | развивающийся |
24. Умение работать в сотрудничестве со сверстниками | развивающийся | развивающийся |
25. Способность положительно влиять на товарищей | развивающийся | развивающийся |
Диаграмма общеучебных умений, воспитанности и социального становления ученика 2 класса Пакулова Петра.
Уровень
ООУН
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
Из диаграммы мы видим, что у мальчика в первом полугодии были слабо развиты такие навыки, как:
- умение слушать
- следить за развитием чужой мысли
- проявлять стремление к самообразованию
- самоконтроль учебной деятельности
- умение отвечать за свои поступки
- обладать уверенностью в своих силах
- независимость в поведении (начальный уровень)
Во втором полугодии он поднимается уже на ступеньку выше, так как по результатам наблюдения в первом полугодии была спланирована индивидуальная работа с ним, направленная на отработку этих навыков.
Для того, чтобы отследить уровень ЗУН, я применила систему оценки знаний и уровня усвоения государственного стандарта учащимися, предложенный В.П. Симоновым («Педагогический менеджмент» М.: Российское педагогическое агентство, 1997г.)
Уровни | Параметры оценки |
Низкий | Соответствует низкой степени обученности, когда ученик отличает какие либо объекты, процессы, явления или действия от их аналогов, предъявляемые ему в готовом виде, то есть может только узнавать полученные знания, но не воспроизвести ни объяснить их не может ( в пятибалльной системе соответствует оценке «2»), |
Ниже среднего | Ученик может воспроизвести (иногда механически) какие либо знания, не всегда понимая, что и зачем он делает, отвечает на вопросы только репродуктивного плана и часто при их определенной последовательности, отражающей логику построения текста учебника, пособия, рассказа учителя и т.п. (соответствует оценке «3») |
Средний | Соответствует уровню понимания (умеет не только воспроизвести, но и объяснить, показать), уровню простейших умений и навыков. Может найти существенные признаки и связи исследуемых предметов и явлений, вычленить из их массы несущественного, случайного на основе их анализа и синтеза, применение правил логического анализа полученной информации с имеющимися знаниями ( соответствует оценке «4») |
Выше среднего | Закреплены способы применения знаний в практической деятельности. Ученик умеет применять на практике полученные им теоретические знания. Решает правильно типовые задачи с использованием усвоенных законов и правил. Вскрывает легко обнаруживаемые причинно - следственные связи, умеет определенные теоретические положения связать с практикой ( соответствует оценке «5») |
Высокий | Ученик умеет творчески применять полученные знания на практике в новой, нестандартной ситуации, переносить в нее изученные ранее понятия, законы и закономерности (соответствует оценке « 5+») |
Развитие знаний, умений и навыков ученика 2 класса Пакулова Пети
Уровень развития ЗУН | Математика | Русский язык | Литературное чтение | Мир вокруг нас | Китайский язык |
Низкий уровень | |||||
Ниже среднего | |||||
Средний уровень | |||||
Выше среднего | |||||
Высокий уровень |
Развитие ЗУН по математике находятся на уровне «выше среднего». Программный материал усвоил на «отлично». Самостоятельно справляется с заданиями по программе, а так же с заданиями повышенной сложности. Умеет применять теоретические знания. Устанавливает причинно-следственные связи. Умеет решать задачи в одно и два действия, а так же составлять схемы и схематические рисунки к задачам. Находит существенные признаки между компонентами и результатами действий. Умеет анализировать задачи. Хорошо решает уравнения. Хорошо развиты навыки устного счета. Знает таблицу умножения и деления. Задача: вывести на «высокий уровень».
Обладает навыками грамотного письма. Хорошо знает правила, применяет их на письме. Умеет производить разбор предложений по членам предложений и частям речи. Имеет отличные знания по теме: «Словарные слова». С итоговой работой за год справился на «хорошо». Задача: вывести на уровень «выше среднего» (участие в олимпиадах)
Хорошая, правильно оформленная речь. Достаточный словарный запас. Техника чтения в норме. Чтение осознанное выразительное. Умеет задавать вопросы к прочитанному тексту. Выделять главное в тексте. Обладает навыками выборочного чтения, чтения по ролям. Задача: вывести на «высокий уровень».
Развитие ЗУН по китайскому языку находится на уровне «выше среднего». Обладает хорошим лексическим запасом. Умеет переводить с русского языка на китайский. Проявляет понимание речи на слух. Формирует хороший навык чтения. Знание иероглифики по устному счету. Умеет определять число и месяц в иероглифическом написании. Задача: вывести на «высокий уровень».
И так по каждому предмету, каждый год отслеживаются результаты.
На основе этой методики я отследила уровень ЗУН учащихся своего класса, что помогло мне выявить недостатки в работе с каждым учеником и общие – со всем классом и своевременно скорректировать работу по их устранению
Третий блок – Здоровье и физическое развитие учащихся
Данные по этому блоку я отслеживала в тесном контакте с медицинскими работниками и учителем физической культуры. Основными параметрами этого блока являются:
1. Соответствие особенностей ребёнка нормам данного возраста, хронические заболевания, снятие с Д/учёта или постановка на Д/учёт (ставит врач).
- Развитые моторные навыки.
- Достаточный (или недостаточный) уровень физической работоспособности. Он определяется учителем физкультуры при проведении уроков, состязаний, тестов.
- Культурно-гигиенические навыки
- Положительное отношение к здоровому образу жизни
С помощью данных этого блока я могу отследить, как обучение в школе влияет на здоровье ребёнка, по ходу внося коррективы для улучшения состояния здоровья учащихся, а также проследить за физическим развитием каждого ученика.
Данные по этому блоку в таблице выглядят следующим образом:
Здоровье и физическое развитие ученика 2 класса Пакулова Пети
Год | Физическое здоровье | Участие в спортивных соревнованиях, секциях | ОУФК общеучебный уровень физический кондиции | Личная гигиена |
2006-2007 г. | Здоров. Физкультурная группа -основная. Группа здоровья -2. | Общешкольные спортивные соревнования, внеклассные спортивные соревнования, турслёты, походы, сдача норм ГТО. Посещает спортивную секцию. | ОУФК= +0,68 «супер» | Режим дня нарушает, правила личной гигиены иногда не соблюдает (руки и одежда бывают грязные). |
Эти данные показывают, что здоровье ребёнка не ухудшается, но гигиенические навыки ещё недостаточно сформированы. Передо мной сразу же возникает задача: как этого добиться? Без помощи родителей мне не обойтись, так как на данном этапе эти навыки, в первую очередь, закладываются в семье. Следует спланировать работу с родителями ученика
Четвёртый блок – Развитие творческих способностей учащихся
даст нам возможность судить о том, насколько ребёнок проявил свои индивидуальные способности, раскрылся, как личность.
Этот блок включает в себя следующие параметры:
- участие в конкурсах
- участие в проведении предметных недель и олимпиад
- участие в кружках
Развитие творческих способностей ученика
2 класса Пакулова Пети
Участие в конкурсах | Участие в олимпиадах, предметных неделях | Посещение кружков и секций |
2 класс | ||
3.Выставка рисунков • Конкурс рисунков • Викторина «Опасное | Принимал участие в проведении предметных недель. Занял I место по русскому языку и I место по математике. | Спортивная секция, Индивидуальные занятия в группе «Считай, смекай, отгадывай» (для сильных учащихся) |
Исходя из данных наблюдений, в конце года составляется краткая характеристика ученика, в которой отражается динамика его развития, намечаются пути дальнейшей работы. А при выпуске из начальной школы даётся рекомендация классному руководителю: как строить свои взаимоотношения с данным ребёнком.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ученика 2 класса Пакулова Пети
Петя имеет хороший уровень обучаемости. Учебный год закончил на «4» и «5». Причем имеет лишь одну четверку по русскому языку.
Его интересы направлены в основном на учебную деятельность. Петя не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет. Он не отличается трудолюбием, редко охотно берется за работу. Не всегда ответственно относится к порученному делу. Не проявляет инициативу при начинании нового дела. Мальчик недостаточно организован, но очень любознателен. Постоянно узнаёт что-то новое и рассказывает об этом ребятам. Не всегда аккуратен и не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя.
Петя склонен проявлять заботу о незнакомых, если это не мешает его личным планам. Он честен и правдив. Если не хочет говорить правду, то просто молчит. Мальчик активно борется с тем, что считает несправедливым. Бескорыстен, стремится общаться только с хорошо знакомыми людьми. Помогает своим товарищам, когда его просят. Он отзывчив искренне сочувствует другим. Мальчик вежлив, тактичен, скромен. Никогда не выставляет напоказ своих достоинств и заслуг. Достаточно уверен в себе. Самокритичен. В большинстве случаев правильно реагирует на критику. Умеет рассчитывать свои силы, стремится к успеху, но контролировать свои слова и поступки еще не может.
Он еще не достаточно смел и решителен. При выполнении какого-либо задания пытается довести дело до конца. Самообладание достаточно развито. Как правило, он может справиться со своими эмоциями. Он пользуется авторитетом среди всех одноклассников. В классе ребята относятся к нему с симпатией. Петя мог бы быть лидером в классе, если бы был более инициативным.
Внимание у него очень рассеянное. Он постоянно думает о чем-то своем. Может запеть, разговаривать сам с собой на уроке. Память очень хорошая. При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Хорошо запоминает материал, требующий механического заучивания. Мышление развито, быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, предлагает свои оригинальные решения.
Мальчик оживлен и в меру активен во всех сферах школьной жизни. Эмоционально уравновешен.
ПРИМЕЧАНИЕ: воспитывать трудолюбие и ответственность, за порученное дело, умение проявлять инициативу, вырабатывать навыки личной гигиены, аккуратность и опрятность.
Проанализировав данные по всему классу, я планирую свою работу так, чтобы мероприятия, проводимые в урочное и внеурочное время, способствовали развитию тех качеств ребят, которые находятся на низком уровне. Данные в карту заносятся дважды в год. Сведённые в диаграмму для каждого класса, они позволяют судить о состоянии развития личности каждого ребёнка и класса в целом.
Заключение: Создание «Индивидуальных карт развития учащихся» и методика работы по ним выявила положительную динамику в развитии общеучебных навыков, социального становления, физического развития и творческих способностей обучающихся.
Создавая такую Карту индивидуального развития, я, прежде всего, ориентировалась на сравнение ребёнка с самим собой, фиксацию индивидуальной динамики продвижения от неумения к умению. Наличие такой Карты позволило мне планировать, корректировать свою деятельность по развитию и воспитанию тех качеств и умений, которые бы хотелось видеть у школьников к моменту их перехода на основную ступень образования.
И, что не менее важно, классный руководитель 5 класса и учителя предметники имеют возможность получить полную информацию о каждом ребёнке, пришедшем в 5 класс. То есть, здесь в полной мере осуществляется преемственность между первой и второй ступенью обучения, что даёт только положительные результаты, сохраняя психическое и физическое здоровье детей, а также оказывает положительное влияние на уровень мотивации обучения (см. Приложение «Индивидуальная карта развития Пакулова Пети»).
Результаты исследовательской работы по теме: «Индивидуальная карта развития учащегося» легли в основу создания портфолио обучающихся 1 и 2 ступени. Карты помогли учителям 2 ступени работать с ее обучающимися по траекториям развития и получать хорошие результаты в рамках подпрограммы «Интеллект».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Сопровождение и поддержка индивидуально-личностного развития учащихся средствами ИКТ".
В презентации представлен материал использования ИКТ в начальной школе., их влияние на индивидуально-личностное развитие младших школьников, карты учебных достижений учащихся 1 класса....
Индивидуальная программа развития учащегося Коррекционно-развивающая программа для ученицы 3 общеобразовательного класса
Настоящая программа составлена для ученицы 3 «б» общеобразовательного класса Марии Ф., 1999 г.р. Заключение республиканской комиссии 2008 года – недораз...
Разработка индивидуальной траектории развития учащегося в индивидуальной сессии
Применение элементов коучинга для работы в начальной школе...
Индивидуальная карта слабоуспевающего учащегося.
Индивидуальная карта слабоуспевающего учащегося....
Индивидуальная карта развития учащегося 4 класса с умеренной умственной отсталостью в условиях индивидуального обучения на дому.
В начальных классах знания учащихся с умеренной умственной отсталостью не оцениваются отметкой. Для того, чтобы выявитть индивидуальные достижения ученика, предлагаю карту развития, в которой уч...
Индивидуальная карта развития учащегося 4 класса с умеренной умственной отсталостью в условиях индивидуального обучения на дому.
В начальных классах знания учащихся с умеренной умственной отсталостью не оцениваются отметкой. Для того, чтобы выявить индивидуальные достижения ученика, предлагаю карту развития, в которой учи...
Психолого-педагогическое сопровождение детей ОВЗ (индивидуальная карта развития)
Материал содержит порядок расположения документов, которые составляют папку по психолого-педагогическому сопровождению ребёнка ОВЗ, индивидуальную карту развития, план психолого-педагогического ...