Доклад на тему "Нетрадиционные техники работы с детьми с особыми познавательными потребностями"
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
VIII вида № 33» г. Братска
Доклад
Тема:
Нетрадиционные техники работы с детьми с особыми образовательными потребностями
Автор учитель – дефектолог
Лут Анна Олеговна
Братск 2015
Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.
При боле близком знакомстве я выявила, что у каждого ребенка были свои особенности, свой уровень развития, свои речевые способности.
Ознакомившись с программой для детей с умеренной умственной отсталостью, я обнаружила такой предмет как ППД, на котором дети должны закреплять знания, полученные на уроках чтения и письма, счета, развития речи и т.д. И задалась несколькими вопросами: Что же может быть интересным, обучающим и доступным для понимания всех моих детей? Как мне выстроить работу так чтобы учитывать все принципы коррекционного обучения и воспитания?
В связи с тем, что одним из основных принципов коррекции является опора на сохранные звенья, актуальна апелляция к чувственному опыту детей. Сенсорная стимуляция оптимизирует психическую активность детей, повышая эффективность усвоения новых знаний.
Тогда мне вспомнились слова В. А. Сухомлинского: «Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку».
Мне стало понятно, что необходимо этот предмет сделать интересным и увлекательным, что бы все дети могли проявить свои творческие способности, могли увидеть результат своей работы. Хотя для некоторых детей он и не важен. И тогда я решила как можно больше делать коллективных работ, где каждый ребенок мог поучаствовать в силу своих возможностей. Этот вид деятельности я использовала, как на уроках ППД, так и на уроках по психомоторике. Мы объединяли аппликацию, рисование и лепку. Тут же происходило знакомство со свойствами бумаги, клея, пластилина, воды и красок.
Так же мне было известно, что для детей с особыми образовательными потребностями необходимые различные сенсорные ощущения. И опираясь на слова В. А. Сухомлинского: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли», я не могла не вспомнить про работу с крупами и макаронами. Я взяла разные по размеру и по своей «фактуре» крупы. Это были манка, гречка, перловка, рис, пшено. Не забыла и про фасоль. Мы использовали их в аппликациях, в изготовлении поделок. Детям очень понравилась работа с крупами. Они могли очень долго работать с крупами: перебирать их, рассматривать, нюхать и даже пробовать на вкус. Ведь для этих детей очень важно пропустить, все новое, через все анализаторы, для лучшего усвоения полученных знаний.
Видя такой интерес детей к сенсорным ощущениям, к желанию пересыпать манку, я задумалась над тем, что еще можно придумать. И вспомнила про песочную терапию.
Я узнала, что сегодня песочную терапию используют в разных целях. Песок стал привычным оборудованием во многих развивающих центрах, его используют и для психодиагностики. Песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха, что-либо испортить или сломать. Песочные занятия способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения. Песок станет подспорьем, если ребенок учится читать и писать, осваивает грамоту или ему необходима помощь, чтобы научиться правильно произносить звуки. Все это может происходить в форме сказки, легко и ненавязчиво, в игре, поэтому и результаты намного ощутимее, чем когда взрослые пытаются нудно проповедовать что-то. Песок может и просто позабавить, и стать средой для развития и обучения. А поскольку возиться с песком - естественная потребность человека, я решила воспользоваться этим. Только решила заменить песок на манку так как мои детки, как я уже говорила любят «все пробовать на зубок».
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком.
Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.
Итак, у нас в классе появился самодельный стол для занятий с песком, только использовали мы манку. Так же наш стол был оборудован подсветкой, что еще больше привлекало детей.
В ходе занятий я выяснила, что действия детей с манкой можно условно разделить на 2 типа:
1) совершение определенных манипуляций с маночной поверхностью (дети рисуют на маночной поверхности, делают отпечатки, собирают манку в горки);
2) проникновение в толщу манки, рытье ямок, прятанье в манку предметов с их последующим извлечением.
Я началу игру первая, делая отпечатки кистей рук на поверхности манки. За мной повторяли дети. Рассказывала о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло манки. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие крупинки. А что чувствуешь ты?» Получив образец проговаривания, дети пробовали сами рассказать о том, что они чувствовали. Далее предлагалось «поскользить» по поверхности крупы (как змейка, машина, и т.д.); «пройтись» ладошками, оставляя свои следы; оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройтись» каждым пальчиком поочередно, правой и левой руки, и т.д. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с особыми потребностями в развитии. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Сейчас дети не только на уроках занимаются за этим столом, но и подходят к нему самостоятельно, тогда когда у ребенка стресс или же для совместной игры.
Игры с манкой разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте, развивают фонематический слух, а также позволяют проводить коррекцию звукопроизношения; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира. С помощью игр с манкой у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, снимать эмоциональную усталость, помочь выйти из состояния стресса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт использования технологий электронного обучения в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
В статье приведены конкретные примеры применения различных образовательных технологий, в том числе и технологий электронного обучения....
Доклад на тему «Специфика работы с детьми с особыми возможностями здоровья»
Доклад на тему «Специфика работы с детьми с особыми возможностями здоровья» был написан исходя из опыта моей работы. Я работаю в школе, где учаться детки с разными диагнозами. Каждом...
Нетрадиционные способы рефлексии при работе с детьми с особыми образовательными потребностями
Презентация подготовлена для педагогв, работающих с детьми с ОВЗ( особыми образовательными потребностями). В данной презентации даны варианты учебной деятельности обучающихся с интеллектуальным недора...
Педагогические рекомендации в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями
В статье представлены общепедагогические подходы, совокупность методов и приемов коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями, с трудностями в обучении, нуждающимися в получе...
Использование алгоритмов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями
В статье представлен опыт работы учителя-дефектолога по импользованию нестандартных методов обучения. Алгоритмы призваны нормализовать восприятие и мыслительные функции, а так же сократить риски отста...