Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Организационный момент.
| Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
| Личностные УУД: - осознанность учения |
Проверка домашнего задания.
| - Ребята, подумайте, какие слова пропущены в предложениях. ![](https://docs.google.com/drawings/image?id=sru5WnZ6cZX07D7hKZTL7MA&rev=1&h=28&w=96&ac=1) В пословицах и поговорках заключена .![](https://docs.google.com/drawings/image?id=svRH4ZfdPx94A8rlrWYnKbw&rev=1&h=29&w=96&ac=1) .
Изучение нового материала.
| I.Рассказ учителя о загадках. Загадка – это жанр устного народного творчества. Есть народные загадки. Они появились много столетий назад. Есть литературные, их сочинили писатели и поэты. О них мы будем говорить на следующем уроке. Само название жанра «загадка» происходит от слова «гадати» - думать, рассуждать. «Гадание» - выяснение чего-то скрытого, затемнённого. Загадку широко использовали как испытание мудрости и в жизни и в сказках. Главное, чтобы человек свою смекалку испытал, лишний раз вокруг себя оглянулся – пусть видит, в каком интересном мире живёт. Для ребёнка мир всегда полон таинственности, ему ещё многое предстоит отгадать. Загадка – это «задачка», которую надо решить. В загадке даётся описание предмета, его главных черт. II.Чтение авторского текста (стр.43) - Что предлагают Афанасий и Саша? (Отгадывать загадки.) III. Игра – соревнование «Кто больше отгадает загадок». Читает учитель. Кто отгадает больше загадок, получает медаль «Классный мудрец».
| Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других
Познавательные УУД:
- анализ объектов Личностные УУД: - самооценка | Физкультурная минутка (тренажёр для глаз) |
|
| Изучение нового материала.
| I.Рассказ учителя о загадках. Загадка – это жанр устного народного творчества. Есть народные загадки. Они появились много столетий назад. Есть литературные, их сочинили писатели и поэты. О них мы будем говорить на следующем уроке. Само название жанра «загадка» происходит от слова «гадати» - думать, рассуждать. «Гадание» - выяснение чего-то скрытого, затемнённого. Загадку широко использовали как испытание мудрости и в жизни и в сказках. Главное, чтобы человек свою смекалку испытал, лишний раз вокруг себя оглянулся – пусть видит, в каком интересном мире живёт. Для ребёнка мир всегда полон таинственности, ему ещё многое предстоит отгадать. Загадка – это «задачка», которую надо решить. В загадке даётся описание предмета, его главных черт. II.Чтение авторского текста (стр.43) - Что предлагают Афанасий и Саша? (Отгадывать загадки.) III. Игра – соревнование «Кто больше отгадает загадок». Читает учитель. Кто отгадает больше загадок, получает медаль «Классный мудрец».
| Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других
Познавательные УУД:
- анализ объектов Личностные УУД: - самооценка | Физкультурная минутка (тренажёр для глаз) |
|
| Добывание новых знаний.
| - Постановка проблемы
- Как строится загадка? - Работая с текстом учебника, сформулируйте принципы построения загадки.
- Прочитайте загадку. - Как вы догадались, что речь идёт о зайце? (Даётся описание: размер, цвет и характерные действия зайца.)
- Исследовательская работа
- Найдите ещё загадку описательного характера. (Про волка.) Вывод 1: Загадка строится по принципу описания предмета. Признаки предмета: внешний вид, действие, свойства, часть предмета, материал и т. д. - Относится ли к этой группе загадок загадка про снег? (Нет. В ней говорится всё о снеге: как он рождается, из чего он, какие свойства имеет.) - Найдите похожие. (Про ель и сосну, про подсолнух.) Вывод 2: Загадка строится по принципу составления «биографии» предмета. - Прочитайте первую загадку. (Про морозный узор на окне.) Как вы догадались, о чём она? Какой литературный приём в ней используется? (Сравнение.) Что с чем сравнивается? Почему?
В данной загадке действительно утверждается, что морозный узор похож на белый лес. Вывод 3: Загадка строится по принципу утвердительного сравнения (простого сравнения). - Посмотрите, как составлена загадка про книгу: Не дерево, а с листочками. Не рубашка, а сшита. Не человек, а рассказывает. - Какова особенность построения данной загадки? (В такий загадках сравниваются два предмета. У этих предметов есть общие качества, но есть и главное различие.) Какую частицу она имеет в своём составе? ( «Не».) Какое значение она имеет? (Отрицательное.) В загадке содержится отрицание того, что загадываемый предмет похож на … - А где в учебнике похожая загадка? (Про эхо.) Отгадывать такие загадки сложнее. Вывод 4: Загадка строится по принципу отрицательного сравнения. - Что общего у загадок про блин и про чернила? (Загадки составлены в форме вопроса. Чаще в таких загадках раскрывается одна, главная сторона предмета.) Вывод 5: Загадка строится в форме вопроса.
|
Познавательные УУД: - смысловое чтение; - поиск и выделение необходимой информации; - анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные УУД: - учёт разных мнений и умение обосновать собственное | Подведение итогов исследования
| - Ребята, давайте повторим принципы построения загадки.
Принципы построения загадки. - По принципу описания предмета.
- Составление «биографии» предмета.
- Как утвердительное или отрицательное сравнение.
- В форме вопроса.
|
- Как вы думаете, зачем мы исследовали построение загадок? (Чтобы самим уметь их составлять.)
| Познавательные УУД: - построение логической цепи рассуждений | Физкультурная минутка |
|
|
Творческое задание
(работа в группах) | - Подготовка к творческому заданию
- Чтение авторского текста вслух и комментирование. (стр. 46-47)
- Почему Афанасий не смог отгадать Сашину загадку? (Саша перечислил не самые главные признаки. Такие же признаки есть и у других предметов.) Вопросы после чтения: -Как правильно придумать загадку? 2. Составление алгоритма построения загадки, используя материал учебника Алгоритм построения загадки. - Загадать предмет.
- Выделить признаки.
- Выделенный признак надо сравнить со схожим признаком другого предмета.
|
- Какие признаки сахара перечислены у Б.Заходера? - С чем сравнивает он первый снег? Но какое отличие у мух и снега? II. Составление загадок. - Упражнение в придумывании загадок.
Вывешивается изображение снега. - Попробуем сочинить загадку о снеге с утвердительным или отрицательным сравнением. - Перечислите наиболее яркие признаки снега. (Белый, пушистый, мягкий, ровный.) С чем можно сравнить снег? Какие еще предметы обладают такими признаками? (белый, как сахар; пушистый, мягкий, как подушка, перина, пух, облако; ровный, как скатерть, покрывало, одеяло и т.д.) - Сочините свою загадку, применяя один из видов сравнения (по выбору).
Прослушивание загадок, сочинённых детьми. Анализ загадок. Определяется загадка – победитель. Оценивание творчества детей.
| Познавательные УУД: - установление причинно-следственных связей
- структурирование знаний
Регулятивные УУД: - проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.
Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - учиться работать в группе; -выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Личностные УУД: - адекватное реагирование на трудности; - развитие эмоционально-нравственной отзывчивости | Итоги урока | Назовите тему урока. (Русские народные загадки.) - Чему научились? (Определять принципы построения загадки, сочинять загадки.) - К какому выводу пришли? (Загадка испытывает ум и учит думать.)
| Познавательные УУД: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Рефлексия.
| Я понял, что… Было интересно… Было трудно… Мне захотелось… У меня получилось… На следующем уроке мы… Молодцы! Вы сегодня замечательно поработали на уроке. Я довольна вами.
| Личностные УУД: - самооценка; - осознанность учения; - адекватное реагирование на трудности. | Домашнее задание | - Задание в тетради на стр. 37 (2).
- Придумать загадку самостоятельно.
|
|
Пословица имеет смысл. - Выставка рисунков к пословицам.
- «Озвучивание» пословиц и объяснение их смысла.
- Чьи работы вам показались самыми интересными? Почему? Вывод: Чтобы проиллюстрировать пословицу, нужна выдумка, фантазия, мудрость. | Познавательные: - находить ответы на вопросы в тексте; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Личностные УУД: - развитие доброжелательности к людям Коммуникативные УУД: -речевая деятельность |
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи | I.Побуждающий к проблеме диалог. - Что такое загадка? (Ответы детей) - Какова задача жанра «загадка»? (Чтобы отгадывать задуманный предмет.) - А зачем надо уметь отгадывать загадки? (Для игры. Это интересно.) - Какие загадки вы знаете? (Ученики загадывают известные им загадки, остальные отгадывают.) - Тот, кто хорошо научится отгадывать загадки, какими качествами будет обладать, каким станет? (Умным, сообразительным.) - Тема урока: «Русские народные загадки». II. Целеполагание. - Ребята, ваша цель на уроке. (Ответы детей) Моя цель… - Планирование деятельности
1.Разработать схему построения загадки. 2.Сочинить загадку. |
Познавательные УУД: - осознанное построение речевого высказывания
Личностные УУД: - учебная мотивация
РегулятивныеУУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя |
Добывание новых знаний.
| - Постановка проблемы
- Как строится загадка? - Работая с текстом учебника, сформулируйте принципы построения загадки.
- Прочитайте загадку. - Как вы догадались, что речь идёт о зайце? (Даётся описание: размер, цвет и характерные действия зайца.)
- Исследовательская работа
- Найдите ещё загадку описательного характера. (Про волка.) Вывод 1: Загадка строится по принципу описания предмета. Признаки предмета: внешний вид, действие, свойства, часть предмета, материал и т. д. - Относится ли к этой группе загадок загадка про снег? (Нет. В ней говорится всё о снеге: как он рождается, из чего он, какие свойства имеет.) - Найдите похожие. (Про ель и сосну, про подсолнух.) Вывод 2: Загадка строится по принципу составления «биографии» предмета. - Прочитайте первую загадку. (Про морозный узор на окне.) Как вы догадались, о чём она? Какой литературный приём в ней используется? (Сравнение.) Что с чем сравнивается? Почему?
В данной загадке действительно утверждается, что морозный узор похож на белый лес. Вывод 3: Загадка строится по принципу утвердительного сравнения (простого сравнения). - Посмотрите, как составлена загадка про книгу: Не дерево, а с листочками. Не рубашка, а сшита. Не человек, а рассказывает. - Какова особенность построения данной загадки? (В такий загадках сравниваются два предмета. У этих предметов есть общие качества, но есть и главное различие.) Какую частицу она имеет в своём составе? ( «Не».) Какое значение она имеет? (Отрицательное.) В загадке содержится отрицание того, что загадываемый предмет похож на … - А где в учебнике похожая загадка? (Про эхо.) Отгадывать такие загадки сложнее. Вывод 4: Загадка строится по принципу отрицательного сравнения. - Что общего у загадок про блин и про чернила? (Загадки составлены в форме вопроса. Чаще в таких загадках раскрывается одна, главная сторона предмета.) Вывод 5: Загадка строится в форме вопроса.
|
Познавательные УУД: - смысловое чтение; - поиск и выделение необходимой информации; - анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные УУД: - учёт разных мнений и умение обосновать собственное |
Подведение итогов исследования
| - Ребята, давайте повторим принципы построения загадки.
Принципы построения загадки. - По принципу описания предмета.
- Составление «биографии» предмета.
- Как утвердительное или отрицательное сравнение.
- В форме вопроса.
|
- Как вы думаете, зачем мы исследовали построение загадок? (Чтобы самим уметь их составлять.)
| Познавательные УУД: - построение логической цепи рассуждений |
Физкультурная минутка |
|
|
Творческое задание
(работа в группах) | - Подготовка к творческому заданию
- Чтение авторского текста вслух и комментирование. (стр. 46-47)
- Почему Афанасий не смог отгадать Сашину загадку? (Саша перечислил не самые главные признаки. Такие же признаки есть и у других предметов.) Вопросы после чтения: -Как правильно придумать загадку? 2. Составление алгоритма построения загадки, используя материал учебника Алгоритм построения загадки. - Загадать предмет.
- Выделить признаки.
- Выделенный признак надо сравнить со схожим признаком другого предмета.
|
- Какие признаки сахара перечислены у Б.Заходера? - С чем сравнивает он первый снег? Но какое отличие у мух и снега? II. Составление загадок. - Упражнение в придумывании загадок.
Вывешивается изображение снега. - Попробуем сочинить загадку о снеге с утвердительным или отрицательным сравнением. - Перечислите наиболее яркие признаки снега. (Белый, пушистый, мягкий, ровный.) С чем можно сравнить снег? Какие еще предметы обладают такими признаками? (белый, как сахар; пушистый, мягкий, как подушка, перина, пух, облако; ровный, как скатерть, покрывало, одеяло и т.д.) - Сочините свою загадку, применяя один из видов сравнения (по выбору).
Прослушивание загадок, сочинённых детьми. Анализ загадок. Определяется загадка – победитель. Оценивание творчества детей.
| Познавательные УУД: - установление причинно-следственных связей
- структурирование знаний
Регулятивные УУД: - проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.
Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - учиться работать в группе; -выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Личностные УУД: - адекватное реагирование на трудности; - развитие эмоционально-нравственной отзывчивости |
Итоги урока | Назовите тему урока. (Русские народные загадки.) - Чему научились? (Определять принципы построения загадки, сочинять загадки.) - К какому выводу пришли? (Загадка испытывает ум и учит думать.)
| Познавательные УУД: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Рефлексия.
| Я понял, что… Было интересно… Было трудно… Мне захотелось… У меня получилось… На следующем уроке мы… Молодцы! Вы сегодня замечательно поработали на уроке. Я довольна вами.
| Личностные УУД: - самооценка; - осознанность учения; - адекватное реагирование на трудности. |
Домашнее задание | - Задание в тетради на стр. 37 (2).
- Придумать загадку самостоятельно.
|
|