Рабочая программа по живому миру и КТП для школ VIII вида
рабочая программа (4 класс) на тему

Скоробогатова Светлана Анатольевна

На основе программы  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида 1-4 классы  под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по живому миру с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivoy_mir_1.doc100 КБ
Microsoft Office document icon ktp_zhivoy_mir_1.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ Калужской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Бетлицкая специальная (коррекционная)  школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями

здоровья  VIII вида»

«Рассмотрено»

на заседании МО  

Протокол № ___________

от « ____»  ________2013г.

Руководитель МО

Никитенкова Л.С.________

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

Бетлицкой школы-интерната для детей-сирот VIII вида

Гурикова Е.А.___________

« ____»____________2013г.

«Утверждаю»

Директор Бетлицкой

 школы-интерната для детей-сирот VIII вида

Новикова Л.В.____________

«____»______________2013г.

Рабочая программа

учебного курса «Живой мир»                    

для   4  класса

на 2013-2014 учебный год

                                                       Составитель программы:

                                                                              Скоробогатова С.А.

                                                                              учитель начальных классов,

                                                                              высшей квалификационной категории

 

2013г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по  живому миру  для 4 класса составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основе:

1.        Учебного плана ГКОУ Калужской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Бетлицкая специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» на 2013-2014 учебный год;

2.        Программы специальных (коррекционных) образовательных  учреждений

VIII вида 0-4 классы  под редакцией И.М. Бгажноковой (Москва, "Просвещение", 2011 года).

Программа рассчитана на 68 часов, в том числе на экскурсии и практические работы.

Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.

Курс "Живой мир" в специальном образовательном учреждении VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.

Новый проект учебного плана для специальной школы предполагает базовый блок дисциплин: “Живой мир”, “Естествознание”, “География”, “Человек и его среда" призванных обеспечить учащихся знаниями, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии.

Специфика интеллектуального дефекта учащихся специальной школы (класса) не дает возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.

С одной стороны, содержание дисциплины “Живой мир” базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах (1-4) специальной школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов как “Естествознание” и “География”, создать преемственную систему знаний между названными предметами.

Для реализации рабочей программы используется учебник: Е.Д. Худенко, И.А.Терехова. Знакомство с окружающим миром. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида 4 класс. – Москва: АРКТИ, 2007г.

Цель программы обучения:

  • углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
  • формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.

Задачи программы обучения:

  •  уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
  •  на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
  •  выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
  •  сформировать знания учащихся о природе своего края;
  •  сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе;

Программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение года, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Программа “Живой мир” не строится по принципу планирования на четверть, в ней представлены блоки тем, последовательность изучения которых может варьироваться учителем самостоятельно. Например, во 2 классе тему “Рыбы”, можно изучать вслед за изучением темы “Вода” или в разделе “Животные”. Раздел “Повторение” составляет резерв времени для учителя и может быть использован как для повторения отдельных, наиболее сложных тем, так и для обобщающего повторения по разделам.

В программе определен обязательный базовый уровень знаний. Первый уровень определяется для учащихся, способных к освоению основных разделов программы. Второй уровень предназначен для детей с более сниженными интеллектуальными возможностями. Исходя из уровней определяются требования к дифференцированному и индивидуальному подходу в обучении. Дети, которые не смогут освоить требований первого и второго уровня, должны заниматься по индивидуальной программе, составленной учителем.

Содержание программы и уроки по предмету “Живой мир” предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому в качестве основной формы обучения особое значение придается экскурсиям, позволяющим организовать непосредственные наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы. Кроме того на уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кино- и диафильмы. Ведущими методами обучения являются: беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описания объектов или природных явлений, а также опытный труд в природе и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя.

Знания по программе “Живой мир” необходимо реализовать на уроках развития устной речи, математики, чтения, занимательного труда, рисования, а также найти им применение во внеурочное время.

Учебно-тематический  план

Наименование раздела

Количество часов

1

Сезонные изменения в природе.

20

2

Неживая природа.

8

3

Живая природа. Растения.

14

4

Живая природа. Животные.

14

5

Живая природа. Человек.

8

6

Повторение.

4

Всего:

68

График проведения экскурсий, практических работ

Практическая часть

Тема

2

Экскурсия в природу.

Наблюдения за высотой солнца над горизонтом осенью.

8

Экскурсия в природу.

Наблюдения за растениями сада, леса осенью.

10

Экскурсия в природу.

Увядание цветов и трав. Цветочные клумбы.

21

Экскурсия в природу.

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни

29

Экскурсия в природу.

Деревья сада, леса в зимнее время года

46

Экскурсия в природу.

Разведение человеком домашних животных. Уход за ними. Ферма.

51

Экскурсия в природу.

Птицы. Разнообразие птиц

61

Экскурсия в природу.

Состояние природы и ее влияние на здоровье человека

66

Экскурсия в природу.

Взаимосвязь сезонных изменений в неживой и живой природе

Всего:

9

Содержание образовательной программы.

68 часов, 2 часа в неделю

На основании программы  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений  VIII вида 0-4 классы  под редакцией И.М. Бгажноковой 2011 года издания, в рабочую программу по живому миру 4 класса  включены  следующие разделы:

  1. Сезонные изменения в природе.

1.        Сезонные изменения в неживой природе.

Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года. Закрепление знаний о названиях месяцев.

Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.

Продолжение наблюдений за погодой, их описание.

Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.

2.         Растения и животные в разное время года.

Дикие и домашние животные в разные времена года.

.

  1. Сад, огород, поле, лес в разное время года.
  2. Труд людей города и села в разное время года.

  1. Неживая природа.

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.

Простейшие составы почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т.д.

Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.

III.    Живая природа.

1. Растения.

Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.

2.         Животные.

Домашние животные: лошадь, овца, свинья, корова. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц.

Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.

 Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.

Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека.

Насекомые-вредители.

.

3.         Человек.

Голова и мозг человека.

Профилактика травматизма головного мозга.

Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.

IV.Повторение.

Учащиеся должны усвоить следующие представления:

- о земле, ее составе, свойствах, значении для жизни растений;

- о растениях поля, сада (цветковых растений), их строении, использовании человеком;

- о домашних животных и птицах, их повадках, образе жизни, роли человека в жизни домашних животных;

- о насекомых, их роли в жизни природы;

- о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы в жизнедеятельности человека;

- о взаимосвязях сезонных изменений в неживой и живой природе.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны уметь:

I уровень

-         правильно называть изученные объекты и явления;

-         различать растения сада, огорода,  леса, поля, знать их названия; различать культурные и дикорастущие цветковые растения;

- правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, используемых в быту;

-         различать домашних и диких животных и птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека;

-         соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе;

-        определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека;

II уровень

  • правильно называть изученные объекты и явления;
  • сравнивать и различать растения сада, огорода, леса, поля, рассказывать об их использовании человеком;
  • различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, определять их значение в жизни человека;
  • бережно относиться к природе и людям;
  • соотносить времена года, названия месяцев и их основные признаки, особенности жизни растений, животных человека в разное время года.

Система оценки достижения планируемых результатов.

 Критерии оценивания.

При оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

В четвертом  классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое.

Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках живого мира. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.

Текущий контрольпо окружающему миру осуществляется в устной форме. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематическое оцениваниепо живому миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.

Основанием для выставления итогового оцениваниязнаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущихи практических работ.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков  

      обучающихся.

Знания и умения, учащихся по живому миру оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса.

Оценка «5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный   ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.

Оценка «4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.

Оценка «3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.

Оценка «2» - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Литература

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой,  3-е издание, исправленное, М: «Просвещение»,  2011г.- 240с.
  2. Е. Ю. Сухаревская “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010.
  3. Е.Д. Худенко, И.А. Терехова. Знакомство с окружающим миром. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 4 класс. – Москва: АРКТИ, 2007г.
  4. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой.  – М., 2007.
  5. Энциклопедия в 3-х томах «Что такое. Кто такой». – М.: «Педагогика - Пресс», 2008.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков живого мира

2 часа в неделю

№ п/п

Дата

Тема урока

Основные виды

учебной

деятельности

Планируемые предметные результаты

I  ЧЕТВЕРТЬ  ( 16 часов)

Сезонные изменения в природе (20 часов)

1.

03.09

Сезонные изменения в природе. Осень.

Различать признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.

Знать признаки осени. Уметь сравнивать наблюдаемые объекты.

2.

06.09

Наблюдения за высотой солнца над горизонтом осенью. Направление солнечных лучей. Количество тепла и света. Экскурсия.

Наблюдать и делать записи в тетрадях.

Уметь обобщать и систематизировать увиденное на экскурсии; соотносить результат с целью наблюдения.

3.

10.09

Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.

Активно участвовать в беседе, дополнять ответы товарища.

Знать о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, кол-во тепла), на смену времён года. Уметь правильно называть изученные объекты и явления.

4.

13.09

Изменение продолжительности дня и ночи.  Восход и заход солнца.

Активно участвовать в беседе, дополнять ответы товарища.

Знать изменения продолжительности дня и ночи, о восходе и заходе солнца. Уметь правильно называть изученные объекты и явления.

5.

17.09

Состояние неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь.

Правильно называть изученные объекты и явления.

Внимательно слушать учителя и товарища. Читать правильно и осознанно с соблюдением интонации.

Знать о явлениях в неживой природе: облачность, туман, изморозь, моросящий дождь.

6.

20.09

Наблюдение за погодой. Устное описание погоды.

Наблюдать и делать записи в тетрадях.

Уметь наблюдать за погодой. Описывать по схеме-плану погоду.

7.

24.09

Календарь. Знакомство с календарём. Элементы погоды.

Пользоваться календарем. Читать показатели времени по часам.

Знать названия времён года, знать о чередовании времён года. Знать названия месяцев. Уметь различать времена года, названия месяцев и их основные признаки.

8.

27.10

Наблюдения за растениями сада, леса осенью. Экскурсия.

Наблюдать и делать записи в тетрадях.

Уметь наблюдать объекты окружающего мира: находить изменения. Уметь сравнивать наблюдаемые объекты.

9.

01.10

Наблюдения за растениями сада, леса  осенью. (Яблоня, вишня, липа, орешник.)

Правильно называть наблюдаемые объекты. Внимательно слушать учителя и товарища. Читать правильно и осознанно с соблюдением интонации.

Уметь наблюдать объекты окружающего мира: находить изменения. Уметь сравнивать наблюдаемые объекты.

10.

04.10

Увядание цветов и трав. Цветочные клумбы. Экскурсия.

Наблюдать и делать записи в тетрадях.

Уметь наблюдать объекты окружающего мира: находить изменения. Уметь сравнивать наблюдаемые объекты.

11.

08.10

Домашние животные. Подготовка к зимнему периоду.

Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни  домашних животных осенью.

Знать об образе жизни  домашних животных осенью; о роли человека в жизни домашних животных.

12.

11.10

Домашние животные. Подготовка к зимнему периоду.

Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни  домашних животных осенью.

Знать об образе жизни  домашних животных осенью; о роли человека в жизни домашних животных.

13.

15.10

Дикие животные. Подготовка к зимнему периоду.

Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни  диких животных осенью.

Знать об образе жизни  домашних животных осенью; о роли человека в жизни диких животных.

14.

18.10

Дикие животные. Подготовка к зимнему периоду.

Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни  диких животных осенью.

Знать об образе жизни  домашних животных осенью; о роли человека в жизни диких животных.

15.

22.10

Осенние работы в саду, огороде.

Описывать сезонные работы в саду, в огороде,  в осеннее время года.

Знать о сезонных работах в саду, в огороде, в поле. Уметь описывать сезонные работы в саду, в огороде,  в осеннее время года.

16.

25.10

Труд людей осенью.

Грамотно и логически  строить свой рассказ, опираясь на таблицу - опору.

Знать о различных видах труда людей в осенний период. Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни человека осенью.

II ЧЕТВЕРТЬ (16 часов)

17.

05.11

Осенние работы людей на селе

Просмотр сюжетных картинок по серии: труд людей на селе. Беседа

Знать виды осенних работ человека в сельских условиях

18.

08.11

Осенние работы людей в городе

Просмотр сюжетных картинок по серии: труд людей в городе. Беседа

Знать виды осенних работ человека в городских условиях

19.

12.11

Чередование времен года.

Правильно соотносить сезонные изменение в неживой природе со сменой времен года

Знать и правильно называть времена года

20.

15.11

Закрепление знаний о названиях месяцев.

Закрепление очередности чередования месяцев в году

Знать и правильно называть календарные месяцы

Неживая природа (8 часов)

21.

19.11

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.

Экскурсия

Правильно называть составляющие компоненты почвы. Практическое исследование участка земли

Знать состав почвы.

22.

22.11

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.

Правильно называть составляющие компоненты почвы

Знать состав почвы

23.

26.11

Простейшие составы почвы, их значение для растений.

Запись и зарисовка в тетрадях составляющие компоненты почвы

Уметь использовать полученные знания в формулировке о значимости почвы для растений

24.

29.11

Простейшие составы почвы, их значение для растений.

Запись и зарисовка в тетрадях составляющие компоненты почвы

Уметь использовать полученные знания в формулировке о значимости почвы для растений

25.

03.12

Способы обработки почвы: рыхление, полив и т.д.

Составление коротких рассказов с использованием сюжетных картинок

Знать как правильно ухаживать за почвой

26.

06.12

Формы поверхности Земли: равнины

Просматривание серии фотографий с изображением форм поверхности Земли из космоса и на земле. Зарисовки в тетрадях всех форм поверхности Земли

Умение называть и различать формы поверхности Земли

27.

10.12

Формы поверхности Земли: низменности

28.

13.12

Формы поверхности Земли: холмы, горы.

Живая природа (36 часов)

I. Живая природа. Растения. (14 часов)

29.

17.12

Деревья сада, леса в зимнее время года.

Экскурсия

Наблюдение за деревьями сада и леса

Знать название садовых и лесных деревьев и уметь их различать

30.

20.12

Растения. Части растений (корень, стебель, ствол, ветки, почки, листья, цветки).

Обозначь части растений. Сравнивать строение дерева и кустарника.

Знать строение растений. Уметь  называть и определять части растений.

31.

24.12

Сравнение и распознавание растений по их признакам (деревья, кустарники, травы).

Сравнивать и различать, классифицировать: деревья, кустарники, травы. Устанавливать причинно-следственные связи.

Знать названия наиболее распространенных  деревьев, кустарников и трав. Уметь распознавать растения по их признакам.

32.

27.12

Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространенных).

Классифицировать растения по внешним признакам

Уметь приводить примеры культурных и дикорастущих растений

III ЧЕТВЕРТЬ (20 часов)

33.

14.01

Уход за цветами в саду.

Записи в дневниках наблюдений

Знать как правильно ухаживать за цветами в саду

34.

17.01

Лекарственные растения: календула, зверобой.

Зарисовки лекарственных растений

Уметь различать лекарственные растения. Знать их применение.

35.

21.01

Редкие растения и их охрана

Знакомство с красной книгой

Уметь находить редкие растения среди других растений. Бережное отношение к природе

36.

24.01

Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др.

Просмотр предметных картинок с изображением полевых растений

Классификация зерновых растений по их внешним признакам

37.

28.01

Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка.

Зарисовки в тетради частей растения

Называть части растения. Знать применение полевых растений человеком

38.

31.01

Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.

Составление коротких рассказов о жизни полевых растений

Усвоить представление о взаимосвязях сезонных изменений в живой природе

39.

04.02

Растения сада. Фруктовые деревья (внешний вид, плоды).

Сравнивать и различать растения сада: фруктовые деревья.

Знать о растениях сада: фруктовых деревьев,   об использовании их человеком. Уметь сравнивать и различать фруктовые деревья.

40.

07.02

Растения сада. Ягодные кустарники (внешний вид, плоды).

Сравнивать и различать растения сада: ягодные кустарники.

Знать о растениях сада: ягодных кустарниках,   об использовании их человеком. Уметь сравнивать и различать ягодные кустарники.

41.

11.02

Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные.

Выделять общее и различие. Слушать рассказ и выделять главное. Сравнивать и различать хвойные и лиственные деревья.

Знать названия наиболее распространенных  хвойных и лиственных деревьев. Уметь  определять и описывать вечнозеленые растения, различать хвойные и лиственные деревья.

42.

14.02

Лес. Растения леса. Кустарники.

Сравнивать и различать кустарники.

Знать названия наиболее распространенных  кустарников.

II. Живая природа. Животные. (14 часов)

43.

18.02

Домашнее животное: свинья (внешний вид, питание, детеныши, уход за домашним животным).

Грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору.

Знать основные части тела, питание. Знать о пользе, приносимой людям, о роли человека в жизни домашних животных. Уметь отличать   свинью от других домашних животных; описывать повадки и образ жизни.

44.

21.02

Домашнее животное: корова (внешний вид, питание, детеныши, уход за домашним животным).

Грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору.

Знать основные части тела, питание. Знать о пользе, приносимой людям, о роли человека в жизни домашних животных. Уметь отличать корову от других домашних животных; описывать повадки и образ жизни.

45.

25.02

Домашние животные: лошади и овца

Грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору.

Знать основные части тела, питание. Знать о пользе, приносимой людям, о роли человека в жизни домашних животных. Уметь отличать лошади, овцы от других домашних животных; описывать повадки и образ жизни.

46.

28.02

Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Экскурсия

Наблюдение за домашними животными и беседа.

Знать способы разведения и уход за домашними животными

47.

04.03

Домашние птицы: курица, гусь, утка.

Описывать по плану и картинке домашних птиц, объединять их по общему признаку, находить лишнее и обосновывать высказанное суждение. Распознавать и называть птиц по внешнему виду.

Знать особенности существования домашних птиц, их питание, повадки, образ жизни.

48.

07.03

Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.

Описывать по плану и картинке птиц, объединять их по общему признаку, находить лишнее и обосновывать высказанное суждение. Распознавать и называть птиц по внешнему виду.

Различать виды домашних птиц, описывать их повадки, образ жизни. Уметь ухаживать за ними

49.

11.03

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь.

Описывать по плану и картинке диких птиц, объединять их по общему признаку, находить лишнее и обосновывать высказанное суждение. Распознавать и называть птиц по внешнему виду.

Знать особенности существования диких птиц, их питание, повадки, образ жизни.

50.

14.03

Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.

Описывать по плану и картинке птиц, объединять их по общему признаку, находить лишнее и обосновывать высказанное суждение. Распознавать и называть птиц по внешнему виду.

Различать виды диких птиц, описывать их повадки, образ жизни. Уметь сравнивать и отличать их от домашних птиц

51.

18.03

Птицы. Разнообразие птиц.

Экскурсия

Различать птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека

52.

21.03

Птицы – друзья сада; охрана птиц.

Отражение результатов экскурсии в рисунках детей

Бережное отношение к птицам

IV ЧЕТВЕРТЬ (16 часов)

53.

01.04

Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.

Иметь представление о внешнем виде насекомых используя картинный материал и набор слайдов

Знать особенности насекомых: внешний вид, где живут. Уметь различать вредных и полезных насекомых. Формировать знания учащихся об изменениях в жизни насекомых.

54.

04.04

Полезные насекомые.

55.

08.04

Разведение и использование человеком пчел. Пасека.

56.

11.04

Насекомые-вредители.

III. Живая природа. Человек (8 часов)

57.

15.04

Голова и мозг человека.

Описывать по плану строение головного мозга

Иметь элементарные представления о строении головного мозга

58.

18.04

Профилактика травматизма головного мозга.

Беседа по профилактике травматизма

Оказание первой медицинской помощи при травмах головного мозга

59.

22.04

Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

Соблюдение режима дня из серии сюжетных картинок

Соблюдение режимных моментов по предупреждению перегрузок

60.

25.04

Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

61.

29.04

Состояние природы и ее влияние на здоровье человека.

Экскурсия

Строить монологическое  высказывание по схеме об окружающей среде и о здоровье человека.

Знать о взаимодействии человека и природы, о значении здоровья для жизни человека. Уметь охранять и беречь природу, принимать активное участие в охране природы.

62.

06.05

Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле.

Беседа по экологии

Усвоить представление о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы для жизнедеятельности человека

63.

13.05

Охрана редких растений и исчезающих животных.

Работа с Красной книгой

Иметь представления о редких растениях и исчезающих животных

64.

16.05

Зоопарк. Заповедник. Лесничество

Использовать серию предметных картинок

Иметь представления о зоопарке, заповеднике, лесничестве.

Повторение (4 часа)

65.

20.05

Растения поля, сада (цветковых растений), их строение, использование человеком

Обобщать и систематизировать знания о растениях поля, сада

Знать цветковые растения поля и сада

66.

23.05

Взаимосвязь сезонных изменений в неживой и живой природе.

Экскурсия.

Обобщать и систематизировать

знания о взаимосвязи сезонных изменений в неживой и живой природе

Знать о взаимосвязи сезонных изменений в неживой и живой природе

67.

27.05

Домашние животные и птицы, их повадки, образ жизни, роль человека в жизни домашних животных. Насекомые.

Обобщать и систематизировать

знания о домашних животных, птицах и насекомых

Знать о домашних животных, птицах и насекомых

68.

30.05

Взаимодействие человека и природы, значение состояния природы в жизнедеятельности человека

Обобщать и систематизировать

знания о взаимодействии человека и природы

Знать о взаимодействии человека и природы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 3 класса коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа по математике для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Прилагаются: пояснительная записка, содержание образовательной программы, нормы оценок по предмету, требования к ЗУН....

Рабочая программа по чтению для 3 класса коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа по чтению для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Прилагаются: пояснительная записка и содержание образовательной программы, требования к ЗУН, нормы оценок....

Рабочая программа по математике для 4 класса коррекционной школы VIII вида

В рабочую программу входят: пояснительная записка, содержание программы, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература, график контрольных работ....

Рабочая программа по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида.

В рабочую программы входят: пояснительная записка, содержание, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература....

Рабочая программа по ИЗО для 4 класса коррекционной школы VIII вида

В рабочую программы входят: пояснительная записка, содержание, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература....

Рабочая программа по математике 4 класс для коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа  и календарно-тематическое планирование по математике 4 класс для учащихся коррекционных школ VIII вида...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа составлена на основе программы специальных  коррекционных образовательных учреждений  VIII вида  В.В.Воронковой и учебника Э.В.Якубовской и Н.В.Павловой Русский язык 2...