Рабочая программа по живому миру и КТП для школ VIII вида
рабочая программа (4 класс) на тему
На основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по живому миру с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivoy_mir_1.doc | 100 КБ |
ktp_zhivoy_mir_1.doc | 165 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ Калужской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Бетлицкая специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями
здоровья VIII вида»
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол № ___________ от « ____» ________2013г. Руководитель МО Никитенкова Л.С.________ | «Согласовано» Зам. директора по УВР Бетлицкой школы-интерната для детей-сирот VIII вида Гурикова Е.А.___________ « ____»____________2013г. | «Утверждаю» Директор Бетлицкой школы-интерната для детей-сирот VIII вида Новикова Л.В.____________ «____»______________2013г. |
Рабочая программа
учебного курса «Живой мир»
для 4 класса
на 2013-2014 учебный год
Составитель программы:
Скоробогатова С.А.
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по живому миру для 4 класса составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основе:
1. Учебного плана ГКОУ Калужской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Бетлицкая специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» на 2013-2014 учебный год;
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой (Москва, "Просвещение", 2011 года).
Программа рассчитана на 68 часов, в том числе на экскурсии и практические работы.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Курс "Живой мир" в специальном образовательном учреждении VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.
Новый проект учебного плана для специальной школы предполагает базовый блок дисциплин: “Живой мир”, “Естествознание”, “География”, “Человек и его среда" призванных обеспечить учащихся знаниями, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии.
Специфика интеллектуального дефекта учащихся специальной школы (класса) не дает возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.
С одной стороны, содержание дисциплины “Живой мир” базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах (1-4) специальной школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов как “Естествознание” и “География”, создать преемственную систему знаний между названными предметами.
Для реализации рабочей программы используется учебник: Е.Д. Худенко, И.А.Терехова. Знакомство с окружающим миром. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида 4 класс. – Москва: АРКТИ, 2007г.
Цель программы обучения:
- углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
- формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.
Задачи программы обучения:
- уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
- выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
- сформировать знания учащихся о природе своего края;
- сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе;
Программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение года, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Программа “Живой мир” не строится по принципу планирования на четверть, в ней представлены блоки тем, последовательность изучения которых может варьироваться учителем самостоятельно. Например, во 2 классе тему “Рыбы”, можно изучать вслед за изучением темы “Вода” или в разделе “Животные”. Раздел “Повторение” составляет резерв времени для учителя и может быть использован как для повторения отдельных, наиболее сложных тем, так и для обобщающего повторения по разделам.
В программе определен обязательный базовый уровень знаний. Первый уровень определяется для учащихся, способных к освоению основных разделов программы. Второй уровень предназначен для детей с более сниженными интеллектуальными возможностями. Исходя из уровней определяются требования к дифференцированному и индивидуальному подходу в обучении. Дети, которые не смогут освоить требований первого и второго уровня, должны заниматься по индивидуальной программе, составленной учителем.
Содержание программы и уроки по предмету “Живой мир” предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому в качестве основной формы обучения особое значение придается экскурсиям, позволяющим организовать непосредственные наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы. Кроме того на уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кино- и диафильмы. Ведущими методами обучения являются: беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описания объектов или природных явлений, а также опытный труд в природе и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя.
Знания по программе “Живой мир” необходимо реализовать на уроках развития устной речи, математики, чтения, занимательного труда, рисования, а также найти им применение во внеурочное время.
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Сезонные изменения в природе. | 20 |
2 | Неживая природа. | 8 |
3 | Живая природа. Растения. | 14 |
4 | Живая природа. Животные. | 14 |
5 | Живая природа. Человек. | 8 |
6 | Повторение. | 4 |
Всего: | 68 |
График проведения экскурсий, практических работ
№ | Практическая часть | Тема |
2 | Экскурсия в природу. | Наблюдения за высотой солнца над горизонтом осенью. |
8 | Экскурсия в природу. | Наблюдения за растениями сада, леса осенью. |
10 | Экскурсия в природу. | Увядание цветов и трав. Цветочные клумбы. |
21 | Экскурсия в природу. | Почва. Состав почвы: песок, глина, камни |
29 | Экскурсия в природу. | Деревья сада, леса в зимнее время года |
46 | Экскурсия в природу. | Разведение человеком домашних животных. Уход за ними. Ферма. |
51 | Экскурсия в природу. | Птицы. Разнообразие птиц |
61 | Экскурсия в природу. | Состояние природы и ее влияние на здоровье человека |
66 | Экскурсия в природу. | Взаимосвязь сезонных изменений в неживой и живой природе |
Всего: | 9 |
Содержание образовательной программы.
68 часов, 2 часа в неделю
На основании программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой 2011 года издания, в рабочую программу по живому миру 4 класса включены следующие разделы:
- Сезонные изменения в природе.
1. Сезонные изменения в неживой природе.
Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года. Закрепление знаний о названиях месяцев.
Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.
2. Растения и животные в разное время года.
Дикие и домашние животные в разные времена года.
.
- Сад, огород, поле, лес в разное время года.
- Труд людей города и села в разное время года.
- Неживая природа.
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.
Простейшие составы почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т.д.
Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.
III. Живая природа.
1. Растения.
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.
2. Животные.
Домашние животные: лошадь, овца, свинья, корова. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц.
Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.
Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека.
Насекомые-вредители.
.
3. Человек.
Голова и мозг человека.
Профилактика травматизма головного мозга.
Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.
Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.
IV.Повторение.
Учащиеся должны усвоить следующие представления:
- о земле, ее составе, свойствах, значении для жизни растений;
- о растениях поля, сада (цветковых растений), их строении, использовании человеком;
- о домашних животных и птицах, их повадках, образе жизни, роли человека в жизни домашних животных;
- о насекомых, их роли в жизни природы;
- о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы в жизнедеятельности человека;
- о взаимосвязях сезонных изменений в неживой и живой природе.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны уметь:
I уровень
- правильно называть изученные объекты и явления;
- различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия; различать культурные и дикорастущие цветковые растения;
- правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, используемых в быту;
- различать домашних и диких животных и птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека;
- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе;
- определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека;
II уровень
- правильно называть изученные объекты и явления;
- сравнивать и различать растения сада, огорода, леса, поля, рассказывать об их использовании человеком;
- различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, определять их значение в жизни человека;
- бережно относиться к природе и людям;
- соотносить времена года, названия месяцев и их основные признаки, особенности жизни растений, животных человека в разное время года.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Критерии оценивания.
При оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
В четвертом классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое.
Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках живого мира. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Текущий контрольпо окружающему миру осуществляется в устной форме. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематическое оцениваниепо живому миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
Основанием для выставления итогового оцениваниязнаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущихи практических работ.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
обучающихся.
Знания и умения, учащихся по живому миру оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса.
Оценка «5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
Оценка «4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.
Оценка «3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.
Оценка «2» - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Литература
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой, 3-е издание, исправленное, М: «Просвещение», 2011г.- 240с.
- Е. Ю. Сухаревская “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010.
- Е.Д. Худенко, И.А. Терехова. Знакомство с окружающим миром. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 4 класс. – Москва: АРКТИ, 2007г.
- Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007.
- Энциклопедия в 3-х томах «Что такое. Кто такой». – М.: «Педагогика - Пресс», 2008.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование уроков живого мира
2 часа в неделю
№ п/п | Дата | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты | |
I ЧЕТВЕРТЬ ( 16 часов) | |||||
Сезонные изменения в природе (20 часов) | |||||
1. | 03.09 | Сезонные изменения в природе. Осень. | Различать признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы. | Знать признаки осени. Уметь сравнивать наблюдаемые объекты. | |
2. | 06.09 | Наблюдения за высотой солнца над горизонтом осенью. Направление солнечных лучей. Количество тепла и света. Экскурсия. | Наблюдать и делать записи в тетрадях. | Уметь обобщать и систематизировать увиденное на экскурсии; соотносить результат с целью наблюдения. | |
3. | 10.09 | Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года. | Активно участвовать в беседе, дополнять ответы товарища. | Знать о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, кол-во тепла), на смену времён года. Уметь правильно называть изученные объекты и явления. | |
4. | 13.09 | Изменение продолжительности дня и ночи. Восход и заход солнца. | Активно участвовать в беседе, дополнять ответы товарища. | Знать изменения продолжительности дня и ночи, о восходе и заходе солнца. Уметь правильно называть изученные объекты и явления. | |
5. | 17.09 | Состояние неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь. | Правильно называть изученные объекты и явления. Внимательно слушать учителя и товарища. Читать правильно и осознанно с соблюдением интонации. | Знать о явлениях в неживой природе: облачность, туман, изморозь, моросящий дождь. | |
6. | 20.09 | Наблюдение за погодой. Устное описание погоды. | Наблюдать и делать записи в тетрадях. | Уметь наблюдать за погодой. Описывать по схеме-плану погоду. | |
7. | 24.09 | Календарь. Знакомство с календарём. Элементы погоды. | Пользоваться календарем. Читать показатели времени по часам. | Знать названия времён года, знать о чередовании времён года. Знать названия месяцев. Уметь различать времена года, названия месяцев и их основные признаки. | |
8. | 27.10 | Наблюдения за растениями сада, леса осенью. Экскурсия. | Наблюдать и делать записи в тетрадях. | Уметь наблюдать объекты окружающего мира: находить изменения. Уметь сравнивать наблюдаемые объекты. | |
9. | 01.10 | Наблюдения за растениями сада, леса осенью. (Яблоня, вишня, липа, орешник.) | Правильно называть наблюдаемые объекты. Внимательно слушать учителя и товарища. Читать правильно и осознанно с соблюдением интонации. | Уметь наблюдать объекты окружающего мира: находить изменения. Уметь сравнивать наблюдаемые объекты. | |
10. | 04.10 | Увядание цветов и трав. Цветочные клумбы. Экскурсия. | Наблюдать и делать записи в тетрадях. | Уметь наблюдать объекты окружающего мира: находить изменения. Уметь сравнивать наблюдаемые объекты. | |
11. | 08.10 | Домашние животные. Подготовка к зимнему периоду. | Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни домашних животных осенью. | Знать об образе жизни домашних животных осенью; о роли человека в жизни домашних животных. | |
12. | 11.10 | Домашние животные. Подготовка к зимнему периоду. | Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни домашних животных осенью. | Знать об образе жизни домашних животных осенью; о роли человека в жизни домашних животных. | |
13. | 15.10 | Дикие животные. Подготовка к зимнему периоду. | Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни диких животных осенью. | Знать об образе жизни домашних животных осенью; о роли человека в жизни диких животных. | |
14. | 18.10 | Дикие животные. Подготовка к зимнему периоду. | Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни диких животных осенью. | Знать об образе жизни домашних животных осенью; о роли человека в жизни диких животных. | |
15. | 22.10 | Осенние работы в саду, огороде. | Описывать сезонные работы в саду, в огороде, в осеннее время года. | Знать о сезонных работах в саду, в огороде, в поле. Уметь описывать сезонные работы в саду, в огороде, в осеннее время года. | |
16. | 25.10 | Труд людей осенью. | Грамотно и логически строить свой рассказ, опираясь на таблицу - опору. | Знать о различных видах труда людей в осенний период. Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни человека осенью. | |
II ЧЕТВЕРТЬ (16 часов) | |||||
17. | 05.11 | Осенние работы людей на селе | Просмотр сюжетных картинок по серии: труд людей на селе. Беседа | Знать виды осенних работ человека в сельских условиях | |
18. | 08.11 | Осенние работы людей в городе | Просмотр сюжетных картинок по серии: труд людей в городе. Беседа | Знать виды осенних работ человека в городских условиях | |
19. | 12.11 | Чередование времен года. | Правильно соотносить сезонные изменение в неживой природе со сменой времен года | Знать и правильно называть времена года | |
20. | 15.11 | Закрепление знаний о названиях месяцев. | Закрепление очередности чередования месяцев в году | Знать и правильно называть календарные месяцы | |
Неживая природа (8 часов) | |||||
21. | 19.11 | Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Экскурсия | Правильно называть составляющие компоненты почвы. Практическое исследование участка земли | Знать состав почвы. | |
22. | 22.11 | Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. | Правильно называть составляющие компоненты почвы | Знать состав почвы | |
23. | 26.11 | Простейшие составы почвы, их значение для растений. | Запись и зарисовка в тетрадях составляющие компоненты почвы | Уметь использовать полученные знания в формулировке о значимости почвы для растений | |
24. | 29.11 | Простейшие составы почвы, их значение для растений. | Запись и зарисовка в тетрадях составляющие компоненты почвы | Уметь использовать полученные знания в формулировке о значимости почвы для растений | |
25. | 03.12 | Способы обработки почвы: рыхление, полив и т.д. | Составление коротких рассказов с использованием сюжетных картинок | Знать как правильно ухаживать за почвой | |
26. | 06.12 | Формы поверхности Земли: равнины | Просматривание серии фотографий с изображением форм поверхности Земли из космоса и на земле. Зарисовки в тетрадях всех форм поверхности Земли | Умение называть и различать формы поверхности Земли | |
27. | 10.12 | Формы поверхности Земли: низменности | |||
28. | 13.12 | Формы поверхности Земли: холмы, горы. | |||
Живая природа (36 часов) | |||||
I. Живая природа. Растения. (14 часов) | |||||
29. | 17.12 | Деревья сада, леса в зимнее время года. Экскурсия | Наблюдение за деревьями сада и леса | Знать название садовых и лесных деревьев и уметь их различать | |
30. | 20.12 | Растения. Части растений (корень, стебель, ствол, ветки, почки, листья, цветки). | Обозначь части растений. Сравнивать строение дерева и кустарника. | Знать строение растений. Уметь называть и определять части растений. | |
31. | 24.12 | Сравнение и распознавание растений по их признакам (деревья, кустарники, травы). | Сравнивать и различать, классифицировать: деревья, кустарники, травы. Устанавливать причинно-следственные связи. | Знать названия наиболее распространенных деревьев, кустарников и трав. Уметь распознавать растения по их признакам. | |
32. | 27.12 | Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространенных). | Классифицировать растения по внешним признакам | Уметь приводить примеры культурных и дикорастущих растений | |
III ЧЕТВЕРТЬ (20 часов) | |||||
33. | 14.01 | Уход за цветами в саду. | Записи в дневниках наблюдений | Знать как правильно ухаживать за цветами в саду | |
34. | 17.01 | Лекарственные растения: календула, зверобой. | Зарисовки лекарственных растений | Уметь различать лекарственные растения. Знать их применение. | |
35. | 21.01 | Редкие растения и их охрана | Знакомство с красной книгой | Уметь находить редкие растения среди других растений. Бережное отношение к природе | |
36. | 24.01 | Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. | Просмотр предметных картинок с изображением полевых растений | Классификация зерновых растений по их внешним признакам | |
37. | 28.01 | Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. | Зарисовки в тетради частей растения | Называть части растения. Знать применение полевых растений человеком | |
38. | 31.01 | Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений. | Составление коротких рассказов о жизни полевых растений | Усвоить представление о взаимосвязях сезонных изменений в живой природе | |
39. | 04.02 | Растения сада. Фруктовые деревья (внешний вид, плоды). | Сравнивать и различать растения сада: фруктовые деревья. | Знать о растениях сада: фруктовых деревьев, об использовании их человеком. Уметь сравнивать и различать фруктовые деревья. | |
40. | 07.02 | Растения сада. Ягодные кустарники (внешний вид, плоды). | Сравнивать и различать растения сада: ягодные кустарники. | Знать о растениях сада: ягодных кустарниках, об использовании их человеком. Уметь сравнивать и различать ягодные кустарники. | |
41. | 11.02 | Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные. | Выделять общее и различие. Слушать рассказ и выделять главное. Сравнивать и различать хвойные и лиственные деревья. | Знать названия наиболее распространенных хвойных и лиственных деревьев. Уметь определять и описывать вечнозеленые растения, различать хвойные и лиственные деревья. | |
42. | 14.02 | Лес. Растения леса. Кустарники. | Сравнивать и различать кустарники. | Знать названия наиболее распространенных кустарников. | |
II. Живая природа. Животные. (14 часов) | |||||
43. | 18.02 | Домашнее животное: свинья (внешний вид, питание, детеныши, уход за домашним животным). | Грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору. | Знать основные части тела, питание. Знать о пользе, приносимой людям, о роли человека в жизни домашних животных. Уметь отличать свинью от других домашних животных; описывать повадки и образ жизни. | |
44. | 21.02 | Домашнее животное: корова (внешний вид, питание, детеныши, уход за домашним животным). | Грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору. | Знать основные части тела, питание. Знать о пользе, приносимой людям, о роли человека в жизни домашних животных. Уметь отличать корову от других домашних животных; описывать повадки и образ жизни. | |
45. | 25.02 | Домашние животные: лошади и овца | Грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору. | Знать основные части тела, питание. Знать о пользе, приносимой людям, о роли человека в жизни домашних животных. Уметь отличать лошади, овцы от других домашних животных; описывать повадки и образ жизни. | |
46. | 28.02 | Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Экскурсия | Наблюдение за домашними животными и беседа. | Знать способы разведения и уход за домашними животными | |
47. | 04.03 | Домашние птицы: курица, гусь, утка. | Описывать по плану и картинке домашних птиц, объединять их по общему признаку, находить лишнее и обосновывать высказанное суждение. Распознавать и называть птиц по внешнему виду. | Знать особенности существования домашних птиц, их питание, повадки, образ жизни. | |
48. | 07.03 | Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними. | Описывать по плану и картинке птиц, объединять их по общему признаку, находить лишнее и обосновывать высказанное суждение. Распознавать и называть птиц по внешнему виду. | Различать виды домашних птиц, описывать их повадки, образ жизни. Уметь ухаживать за ними | |
49. | 11.03 | Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. | Описывать по плану и картинке диких птиц, объединять их по общему признаку, находить лишнее и обосновывать высказанное суждение. Распознавать и называть птиц по внешнему виду. | Знать особенности существования диких птиц, их питание, повадки, образ жизни. | |
50. | 14.03 | Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем. | Описывать по плану и картинке птиц, объединять их по общему признаку, находить лишнее и обосновывать высказанное суждение. Распознавать и называть птиц по внешнему виду. | Различать виды диких птиц, описывать их повадки, образ жизни. Уметь сравнивать и отличать их от домашних птиц | |
51. | 18.03 | Птицы. Разнообразие птиц. Экскурсия | Различать птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека | ||
52. | 21.03 | Птицы – друзья сада; охрана птиц. | Отражение результатов экскурсии в рисунках детей | Бережное отношение к птицам | |
53. | 01.04 | Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. | Иметь представление о внешнем виде насекомых используя картинный материал и набор слайдов | Знать особенности насекомых: внешний вид, где живут. Уметь различать вредных и полезных насекомых. Формировать знания учащихся об изменениях в жизни насекомых. | |
54. | 04.04 | Полезные насекомые. | |||
55. | 08.04 | Разведение и использование человеком пчел. Пасека. | |||
56. | 11.04 | Насекомые-вредители. | |||
III. Живая природа. Человек (8 часов) | |||||
57. | 15.04 | Голова и мозг человека. | Описывать по плану строение головного мозга | Иметь элементарные представления о строении головного мозга | |
58. | 18.04 | Профилактика травматизма головного мозга. | Беседа по профилактике травматизма | Оказание первой медицинской помощи при травмах головного мозга | |
59. | 22.04 | Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха. | Соблюдение режима дня из серии сюжетных картинок | Соблюдение режимных моментов по предупреждению перегрузок | |
60. | 25.04 | Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха. | |||
61. | 29.04 | Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Экскурсия | Строить монологическое высказывание по схеме об окружающей среде и о здоровье человека. | Знать о взаимодействии человека и природы, о значении здоровья для жизни человека. Уметь охранять и беречь природу, принимать активное участие в охране природы. | |
62. | 06.05 | Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. | Беседа по экологии | Усвоить представление о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы для жизнедеятельности человека | |
63. | 13.05 | Охрана редких растений и исчезающих животных. | Работа с Красной книгой | Иметь представления о редких растениях и исчезающих животных | |
64. | 16.05 | Зоопарк. Заповедник. Лесничество | Использовать серию предметных картинок | Иметь представления о зоопарке, заповеднике, лесничестве. | |
Повторение (4 часа) | |||||
65. | 20.05 | Растения поля, сада (цветковых растений), их строение, использование человеком | Обобщать и систематизировать знания о растениях поля, сада | Знать цветковые растения поля и сада | |
66. | 23.05 | Взаимосвязь сезонных изменений в неживой и живой природе. Экскурсия. | Обобщать и систематизировать знания о взаимосвязи сезонных изменений в неживой и живой природе | Знать о взаимосвязи сезонных изменений в неживой и живой природе | |
67. | 27.05 | Домашние животные и птицы, их повадки, образ жизни, роль человека в жизни домашних животных. Насекомые. | Обобщать и систематизировать знания о домашних животных, птицах и насекомых | Знать о домашних животных, птицах и насекомых | |
68. | 30.05 | Взаимодействие человека и природы, значение состояния природы в жизнедеятельности человека | Обобщать и систематизировать знания о взаимодействии человека и природы | Знать о взаимодействии человека и природы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для 3 класса коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа по математике для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Прилагаются: пояснительная записка, содержание образовательной программы, нормы оценок по предмету, требования к ЗУН....
Рабочая программа по чтению для 3 класса коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа по чтению для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Прилагаются: пояснительная записка и содержание образовательной программы, требования к ЗУН, нормы оценок....
Рабочая программа по математике для 4 класса коррекционной школы VIII вида
В рабочую программу входят: пояснительная записка, содержание программы, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература, график контрольных работ....
Рабочая программа по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида.
В рабочую программы входят: пояснительная записка, содержание, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература....
Рабочая программа по ИЗО для 4 класса коррекционной школы VIII вида
В рабочую программы входят: пояснительная записка, содержание, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература....
Рабочая программа по математике 4 класс для коррекционных школ VIII вида
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике 4 класс для учащихся коррекционных школ VIII вида...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа составлена на основе программы специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида В.В.Воронковой и учебника Э.В.Якубовской и Н.В.Павловой Русский язык 2...