Предшкольная подготовка
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Программа предшкольной подготовки детей
1. 1. Пояснительная записка
Вопрос о подготовке детей к школе, об обучении шестилеток в принципе не нов. Имеется и соответствующий научный материал, и опыт работы, обобщенный в годы советской власти Академией образования. Об обязательном обучении дошкольников 5 – 6 лет говорилось еще в довоенные годы, тогда же создавались «нулевые классы» при школах, «подготовительные к школе группы» при детских садах.
Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года признана необходимость обеспечения равных стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения. Стартовые возможности первоклассников, посещавших ДОУ в течение 3 – 4 лет и обучающихся в группах при школе один год не равны.
Для реализации основных направлений целевой программы развития образования был предусмотрен проект «Разработка и апробация моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения».
Наша программа нацелена на предшкольное образование детей, не имеющих возможности посещать детские сады.. В нашей школе уже 3 года организуются специальные группы.В них на основании Устава школы, локального акта «О предшкольной подготовке детей 5 – 6 летнего возраста», заявления родителей и результатов медицинского осмотра зачисляются дети из социально незащищённых семей
Цель программы– обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе.
Задачи:
- Научить детей элементарным нормам общения.
- Расширить представление детей об окружающей действительности.
- Научить учиться, удовлетворять тягу ребенка к знаниям и стимулировать его.
- Развивать устную речь.
- Обогатить словарный запас у детей.
- Обучить первоначальному чтению.
1. 2. Основные положения программы:
Дошкольный возраст – замечательный период, когда развивается мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Все это развивается в собственной активности ребенка – в игре, рисовании, конструировании, музицировании… Есть целый список видов деятельности, в которых развивается маленький по возрасту человек. Учение в этот список не входит.
Готовность ребенка к школе определяется всегда факторами его развития, или набором ключевых компетентностей.
Поэтому нам представляется работа по предшкольной подготовке детей, не посещающих детский сад, в следующем ракурсе: развитие начальных ключевых и начальных специальных компетентностей через свойственные ребенку-дошкольнику виды деятельности.
Учитывая все это, мы ставим основной целью нашей школы пробуждение живой мысли ребенка, интереса и желания познавать, умение получать и анализировать информацию. Определяя важность и значимость , мы выделяем следующие задачи:
- создание атмосферы психологической комфортности;
- увеличение объема внимания и памяти;
- развитие любознательности и стремление к расширению знаний;
- развитие коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом;
- развитие инициативности, самостоятельности, активности;
- формирование отдельных приемов учебно-познавательной деятельности.
При организации учебных занятий мы учитываем:
- возрастные физиологические возможности детей;
- постепенность подачи материала (от простого к сложному);
- чередование видов деятельности и своевременное переключение с одного вида на другой;
- наличие динамических пауз между занятиями и частями занятий;
- гигиенические требования к помещению и материалам.
2. Учебный план. Основное содержание программы:
Содержание программы: | Кол –во ч. в нед. | Кол – во час. в год | |
1. | Обучение слоговому чтению | 2 | 66 |
2. | Ознакомление с художественной литературой | 1 | 33 |
3. | Подготовка к письму | 2 | 66 |
4. | Формирование элементарных математических знаний | 2 | 66 |
5. | Ознакомление с окружающим миром | 1 | 33 |
6. | Изобразительная деятельность | 2 | 66 |
2.1. Окружающий мир
Цель: развитие познавательной деятельности у детей, научного миропонимания, экологической, санитарно-гигиенической и этической культуры, творческих способностей, патриотических чувств, пополнение знаний о мире природы и мире людей ближайшего окружения ребенка.
Раздел предусматривает 6 занятий: почему лето сменяется осенью, осень зимою, а потом бывает весна; животные, насекомые, птицы рядом; чем живет лес; секреты рифмы; секреты мелодии и ритма; колыбельные песни; веселые стихи поэтов для детей; потешки, прибаутки, песенки; друг за дружку держаться – ничего не бояться.
Основные темы занятий:
- Времена года.
- Удивительное рядом.
- Книга природы.
- Большие и маленькие секреты.
- Час потехи.
- Доброе семя – добрый и всход.
2.2. СЛОГОВОЕ ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Цели: формирование элементарных знаний о звуке, слоге, слове, предложении; развитие умения слогового чтения.
ОБУЧЕНИЕ СЛОГОВОМУ ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
В данный период предусматривается
— развивать фонематический слух детей (умение различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их последовательность) вырабатывать отчетливое, правильное и громкое произношение слов, слогов и звуков речи;
— учить плавному слоговому чтению, умению печатать односложные, двусложные слова самостоятельно, трехсложные - по образцу, простые предложения, состоящие из 2 — 3 односложных слов;
— учить читать слова с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных, с твердыми и мягкими согласными, с Ъ и Ь знаками;
— учить отвечать на вопросы учителя, спрашивать, выражать свои впечатления и мысли, рассказывать о результатах своих наблюдений, умению говорить перед классом, выразительно читать стихотворения, рассказывать сказки, составлять короткие paccкaзы по сюжетным картинкам, логическим заданиям. Учатся дети отгадывать загадки, шарады, анаграммы;
— знакомятся с написанием сочетаний: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН;
— знакомятся с написанием 6ольшой буквы в начале предложения, имени человека, кличке животного;
— учатся объединять предметы по существенным признакам (в связи с чтением или наблюдением),
2.3. МАТЕМАТИКА
Цели: формирование элементарных знаний: счёт в пределах десятка, сложение и вычитание, знание арифметических действий.
Математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; даёт реальные предпосылки для развития логического мышления детей, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях начинается с первых уроков и проводится на основе практических действий с различными группами предметов. У детей формируется обобщение об образовании следующего числа натурального ряда, устанавливается соотношение между любым числом ряда и всеми ему предшествующими или последующими, дети учатся находить разность и сумму двух чисел (с помощью счёта предметов),
ДЕСЯТОК
1. Счёт предметов (реальных предметов и их изображений)
2. Число и цифра. Нумерация чисел: название, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. их чтение и запись.
3. Сравнение чисел. Понятия «больше», «меньше», «столько же» или «равно»
4. Знаки: +, -, =. Действия сложение и вычитание. 5. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему, вычитанием 1 из последующего.
6. Знакомство с составом чисел первого десятка (на счетном материале).
7. Решение простых задач на сложение и вычитание на основе счета предметов.
8. Знакомство с геометрическими фигурами: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат (как особый прямоугольник).
2.4. РАБОТЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ МУСКУЛЬНОЙ СИЛЫ РУКИ И ПАЛЬЦЕВ
1. Штриховка (тетрадь в линию).
2. Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные.
3. Лепка, конструирование.
4. Рисование.
5. Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в тетради в клетку на уроках математики.
Требования к знаниям, умениям и навыкам детей к концу года:
- Знать все звуки и буквы русского языка, осознавать их основное отличие, усвоить правила общения.
- Уметь связно говорить, выразительно читать наизусть, пересказывать небольшие тексты после прослушивания, сочинять самостоятельно или по заданию, читать по слогам.
- Иметь навыки нравственного отношения к среде обитания и правильного поведения.
2. Ресурсное обеспечение реализации программы предшкольной подготовки
Рекомендации для родителей
Режим дня для групп предшкольной подготовки
Расписание дня | Компоненты | Содержание | Примечание | |
ДОМА | ||||
8.00 -8 30 | Пробуждение, утренняя гимнастика, воздушно- водные процедуры | Тёплый душ, чистка зубов | В утреннюю гимнастику, включаются упражнения, посильные для выполнения, и интересные детям | |
8.30-9.00 | Завтрак Гигиенические процедуры | Соблюдение норм этикета, закрепление навыков культуры еды | Полоскать полость рта питьевой водой | |
9.00- 10.30 | Подготовка к прогулке Прогулка | Наблюдение окружающего мира | ||
10.30-12.00 | Возвращение с прогулки: гигиенические процедуры | Полоскание полости рта | ||
12.00-12.30 | Обед Гигиенические процедуры | Полоскание полости рта | ||
12.30 | Подвоз детей в образовательное учреждение | |||
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ | ||||
13.00-13.30 | Игровая деятельность: дидактические игры, сюжетно-ролевые, театрализованные: - художественно-изобразительная деятельность как речевое общение; - количественное описание пред-метов (явлений) действительности как речевое общение | Зрительно контролируемое изображение предметов по их непосредствен-ным проявлени-ям (закрепление эмоционального состояния художественно- изо-бразительными средствами шрифт; | ||
13.30-14.30 | Прогулка | Интеллектуально-познавательная деятельность . Хороводные и подвижные игры | Изучение и сбор природного материала: - звуковой и предметный образ буквы; - цифры-образы и изобразительные средства; Сопоставление предметов (явлений) действительности по их местоположению во времени и пространстве: - цифры-считалки; - цифры-загадки; - цифры-приговорки; - цифры-имена | |
14.30 – 15.00 | Игровая деятельность: дидактические игры, сюжетно-ролевые, театрализованные: - художественно-изобразительная деятельность как речевое общение; - количественное описание пред-метов (явлений) действительности как речевое общение | Закрепление эмоционального состояния, полученного на прогулке, худо-жественными средствами Речевая ситуация: Оперирование понятиями, Формирующими как обобщение Непосредствен-ного жизненного опыта ребёнка, так и при овла-дении им логи- ческим приёмам устной речи | ||
Сопоставление предметов (явлений) действительности ко их местона хождению относительно друг друга в пространен не . Нумерация (порядковая, количественная). Счёт | Расположение предметов (явлений) действительности относительно друг друга и их группировка. Последовательное (один за другим) расположение предметов (явлений) действитель-ности в пространстве и во времени. Зрительно контролируемое изображение предметом по их непосредственным проявлениям (закрепление эмоционального состояния художественно-изобразительными средствами /цифры/) | |||
15.00 | Отправка детей домой | |||
ДОМА | ||||
15.30-17.00 | Приход домой; гигиенические процедуры Полдник Гигиенические процедуры | Полоскание полости рта | ||
17.00-18.30 | Игры и деятельность по собственному выбору ребёнка | Спокойные игры: настольно-печатные, с игрушками и т.д. | ||
18.30-19.40 | Подготовка к прогулке Прогулка | Наблюдение окружающего мира | Зимой в морозную погоду время пребывания детей на улице сокращается | |
19.40-20.00 | Возвращение с прогулки | |||
20.00-20.30 | Гигиенические процедуры Ужин | Мытьё рук | ||
20.30-21.00 | Подготовка к ночному сну: гигиенические процедуры | Чистка зубов | Рассказывание (чтение) сказок, пение колыбельных песен | |
21.00-8.00 (8.30) | Ночной сон |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предшкольная подготовка
Презентация программы дошкольной подготовки....
Предшкольная подготовка как фактор преемственности дошкольного образования и начальной школы
На сегодняшний день – главная потребность общества и государства – в качественном дошкольном образовании. Это определено в Приоритетных направлениях образовательной системы РФ и как следствие...
Предшкольная подготовка
Планирование занятий по подготовке детей к школе. Используемая литература. Что необходимо иметь к школе....
Программа предшкольной подготовки "Школа развития"
Программа предшкольной подготовки является программой одного из курсов по внеурочной деятельности для детей 6-7 лет. В нашем образовательном учреждении эти задачи решаютс...
Предшкольная подготовка. Подготовка руки к письму.
Предлагаю Вам некоторые рекомендации для того, чтобы обучение в школе с первых дней приносило ребенку радость узнавания и положительные эмоции. Очень полезно будет перед школой уделить отдельное...
Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки
Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки предназначена для педагогов, ведущих занятия в "Школе будущих первоклассников...
Учебный курс предшкольной подготовки «Подготовка руки к письму. Клетка плюс линейка» (презентация)
Данная презентация в краткой форме излагает задачи и виды деятельности курса "Подготовка руки к письму. Клетка плюс линейка". Может использоваться при подготовке и проведении родительских со...