Предшкольная подготовка
рабочая программа на тему

Галкина Людмила Евгеньевна

Предшкольная подготовка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_predshkolnoy_podgotovki_detey.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа предшкольной подготовки детей

1. 1. Пояснительная записка

Вопрос о подготовке детей к школе, об обучении шестилеток в принципе не нов. Имеется и соответствующий научный материал, и опыт работы, обобщенный в годы советской власти Академией образования. Об обязательном обучении дошкольников 5 – 6 лет говорилось еще в довоенные годы, тогда же создавались «нулевые классы» при школах, «подготовительные к школе группы» при детских садах.

Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года признана необходимость обеспечения равных стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения. Стартовые возможности первоклассников, посещавших ДОУ в течение 3 – 4 лет и обучающихся в группах при школе один год не равны.

Для реализации основных направлений целевой программы развития образования был предусмотрен проект «Разработка и апробация моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения».

Наша программа нацелена на предшкольное образование детей, не имеющих возможности посещать детские сады.. В нашей школе уже 3 года организуются специальные группы.В них на основании Устава школы, локального акта «О предшкольной подготовке детей 5 – 6 летнего возраста», заявления родителей и результатов медицинского осмотра зачисляются дети из социально незащищённых семей

Цель программы– обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе.

Задачи: 

  • Научить детей элементарным нормам общения.
  • Расширить представление детей об окружающей действительности.
  • Научить учиться, удовлетворять тягу ребенка к знаниям и стимулировать его.
  • Развивать устную речь.
  • Обогатить словарный запас у детей.
  • Обучить первоначальному чтению.

1. 2. Основные положения программы:

Дошкольный возраст – замечательный период, когда развивается мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Все это развивается в собственной активности ребенка – в игре, рисовании, конструировании, музицировании… Есть целый список видов деятельности, в которых развивается маленький по возрасту человек. Учение в этот список не входит.

Готовность ребенка к школе определяется всегда факторами его развития, или набором ключевых компетентностей.

Поэтому нам представляется работа по предшкольной подготовке детей, не посещающих детский сад, в следующем ракурсе: развитие начальных ключевых и начальных специальных компетентностей через свойственные ребенку-дошкольнику виды деятельности.

Учитывая все это, мы ставим основной целью нашей школы пробуждение живой мысли ребенка, интереса и желания познавать, умение получать и анализировать информацию. Определяя важность и значимость , мы выделяем следующие задачи:

  • создание атмосферы психологической комфортности;
  • увеличение объема внимания и памяти;
  • развитие любознательности и стремление к расширению знаний;
  • развитие коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом;
  • развитие инициативности, самостоятельности, активности;
  • формирование отдельных приемов учебно-познавательной деятельности.

При организации учебных занятий мы учитываем:

  • возрастные физиологические возможности детей;
  • постепенность подачи материала (от простого к сложному);
  • чередование видов деятельности и своевременное переключение с одного вида на другой;
  • наличие динамических пауз между занятиями и частями занятий;
  • гигиенические требования к помещению и материалам.

2. Учебный план. Основное содержание программы:

Содержание программы:

Кол –во ч. в нед.

Кол – во час. в год

1.

Обучение слоговому чтению

2

66

2.

Ознакомление с художественной литературой

1

33

3.

Подготовка к письму

2

66

4.

Формирование элементарных математических знаний

2

66

5.

Ознакомление с окружающим миром

1

33

6.

Изобразительная деятельность

2

66

2.1. Окружающий мир

Цель: развитие познавательной деятельности у детей, научного миропонимания, экологической, санитарно-гигиенической и этической культуры, творческих способностей, патриотических чувств, пополнение знаний о мире природы и мире людей ближайшего окружения ребенка.

Раздел предусматривает 6 занятий: почему лето сменяется осенью, осень зимою, а потом бывает весна; животные, насекомые, птицы рядом; чем живет лес; секреты рифмы; секреты мелодии и ритма; колыбельные песни; веселые стихи поэтов для детей; потешки, прибаутки, песенки; друг за дружку держаться – ничего не бояться.

Основные темы занятий: 

  1. Времена года.
  2. Удивительное рядом.
  3. Книга природы.
  4. Большие и маленькие секреты.
  5. Час потехи.
  6. Доброе семя – добрый и всход.

2.2. СЛОГОВОЕ ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Цели: формирование элементарных знаний о звуке, слоге, слове, предложении; развитие умения слогового чтения.

ОБУЧЕНИЕ СЛОГОВОМУ ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

В данный период предусматривается

— развивать фонематический слух детей (умение различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их последовательность) вырабатывать отчетливое, правильное и громкое произношение слов, слогов и звуков речи;

— учить плавному слоговому чтению, умению печатать односложные, двусложные слова самостоятельно, трехсложные - по образцу, простые предложения, состоящие из 2 — 3 односложных слов;

— учить читать слова с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных, с твердыми и мягкими согласными, с Ъ и Ь знаками;

— учить отвечать на вопросы учителя, спрашивать, выражать свои впечатления и мысли, рассказывать о результатах своих наблюдений, умению говорить перед классом, выразительно читать стихотворения, рассказывать сказки, составлять короткие paccкaзы по сюжетным картинкам, логическим заданиям. Учатся дети отгадывать загадки, шарады, анаграммы;

— знакомятся с написанием сочетаний: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН;

— знакомятся с написанием 6ольшой буквы в начале предложения, имени человека, кличке животного;

— учатся объединять предметы по существенным признакам (в связи с чтением или наблюдением),

2.3. МАТЕМАТИКА

Цели: формирование элементарных знаний: счёт в пределах десятка, сложение и вычитание, знание арифметических действий.

Математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; даёт реальные предпосылки для развития логического мышления детей, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях начинается с первых уроков и проводится на основе практических действий с различными группами предметов. У детей формируется обобщение об образовании следующего числа натурального ряда, устанавливается соотношение между любым числом ряда и всеми ему предшествующими или последующими, дети учатся находить разность и сумму двух чисел (с помощью счёта предметов),

ДЕСЯТОК

1. Счёт предметов (реальных предметов и их изображений)

2. Число и цифра. Нумерация чисел: название, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. их чтение и запись.

3. Сравнение чисел. Понятия «больше», «меньше», «столько же» или «равно»

4. Знаки: +, -, =. Действия сложение и вычитание. 5. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему, вычитанием 1 из последующего.

6. Знакомство с составом чисел первого десятка (на счетном материале).

7. Решение простых задач на сложение и вычитание на основе счета предметов.

8. Знакомство с геометрическими фигурами: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат (как особый прямоугольник).

2.4. РАБОТЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ МУСКУЛЬНОЙ СИЛЫ РУКИ И ПАЛЬЦЕВ

1. Штриховка (тетрадь в линию).

2. Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные.

3. Лепка, конструирование.

4. Рисование.

5. Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в тетради в клетку на уроках математики.


Требования к знаниям, умениям и навыкам детей к концу года: 

  • Знать все звуки и буквы русского языка, осознавать их основное отличие, усвоить правила общения.
  • Уметь связно говорить, выразительно читать наизусть, пересказывать небольшие тексты после прослушивания, сочинять самостоятельно или по заданию, читать по слогам.
  • Иметь навыки нравственного отношения к среде обитания и правильного поведения.

2. Ресурсное обеспечение реализации программы предшкольной подготовки

Рекомендации для родителей

Режим дня для групп предшкольной подготовки

Расписание дня

Компоненты

Содержание

Примечание

ДОМА

8.00 -8 30

Пробуждение, утренняя гимнастика, воздушно- водные процедуры

Тёплый душ, чистка зубов

В утреннюю гимнастику, включаются упражнения, посильные для выполнения, и интересные детям

8.30-9.00

Завтрак Гигиенические процедуры

Соблюдение норм этикета, закрепление навыков культуры еды

Полоскать полость рта питьевой водой

9.00- 10.30

Подготовка к прогулке

Прогулка

Наблюдение окружающего мира

10.30-12.00

Возвращение с прогулки: гигиенические процедуры

Полоскание полости рта

12.00-12.30

Обед

Гигиенические процедуры

Полоскание полости рта

12.30

Подвоз детей в образовательное учреждение

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

13.00-13.30

Игровая деятельность:

дидактические игры, сюжетно-ролевые, театрализованные:

- художественно-изобразительная деятельность как речевое общение;

- количественное описание пред-метов (явлений) действительности как речевое общение

Зрительно контролируемое изображение предметов по их непосредствен-ным проявлени-ям (закрепление эмоционального состояния художественно- изо-бразительными средствами шрифт;

13.30-14.30

Прогулка

Интеллектуально-познавательная деятельность . Хороводные и подвижные игры

Изучение и сбор природного материала:

- звуковой и предметный образ буквы;

- цифры-образы и изобразительные

средства;

Сопоставление предметов (явлений) действительности по их местоположению во времени и пространстве:

- цифры-считалки;

- цифры-загадки;

- цифры-приговорки;

- цифры-имена

14.30 – 15.00

Игровая деятельность:

дидактические игры, сюжетно-ролевые, театрализованные:

- художественно-изобразительная деятельность как речевое общение;

- количественное описание пред-метов (явлений) действительности как речевое общение

Закрепление эмоционального состояния, полученного на прогулке, худо-жественными средствами

Речевая ситуация:

Оперирование понятиями,

Формирующими как обобщение

Непосредствен-ного жизненного опыта ребёнка, так и при овла-дении им логи- ческим приёмам устной речи

Сопоставление предметов (явлений) действительности ко их местона хождению относительно друг друга в пространен не . Нумерация (порядковая, количественная). Счёт

Расположение предметов (явлений) действительности относительно друг друга и их группировка. Последовательное (один за другим) расположение предметов (явлений) действитель-ности в пространстве и во времени. Зрительно контролируемое изображение предметом по их непосредственным проявлениям (закрепление эмоционального состояния художественно-изобразительными средствами /цифры/)

15.00

Отправка детей домой

ДОМА

15.30-17.00

Приход домой; гигиенические процедуры Полдник

Гигиенические процедуры

Полоскание полости рта

17.00-18.30

Игры и деятельность по собственному выбору ребёнка

Спокойные игры: настольно-печатные, с игрушками и т.д.

18.30-19.40

Подготовка к прогулке

Прогулка

Наблюдение окружающего мира

Зимой в морозную погоду время пребывания детей на улице сокращается

19.40-20.00

Возвращение с

прогулки

20.00-20.30

Гигиенические процедуры Ужин

Мытьё рук

20.30-21.00

Подготовка к ночному сну: гигиенические

процедуры

Чистка зубов

Рассказывание (чтение) сказок, пение колыбельных песен

21.00-8.00 (8.30)

Ночной сон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предшкольная подготовка

Презентация программы дошкольной подготовки....

Предшкольная подготовка как фактор преемственности дошкольного образования и начальной школы

На сегодняшний день – главная потребность общества и государства – в качественном дошкольном образовании. Это определено в Приоритетных направлениях образовательной системы РФ  и как следствие...

Предшкольная подготовка

Планирование занятий по подготовке детей к школе. Используемая литература. Что необходимо иметь к школе....

Программа предшкольной подготовки "Школа развития"

Программа предшкольной подготовки является программой одного из курсов по внеурочной деятельности для детей 6-7 лет.      В нашем образовательном учреждении эти задачи решаютс...

Предшкольная подготовка. Подготовка руки к письму.

Предлагаю Вам некоторые рекомендации для того, чтобы обучение в школе с первых дней приносило ребенку радость узнавания и положительные эмоции. Очень полезно будет перед школой уделить отдельное...

Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки

Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки предназначена для педагогов, ведущих занятия в "Школе будущих первоклассников...

Учебный курс предшкольной подготовки «Подготовка руки к письму. Клетка плюс линейка» (презентация)

Данная презентация в краткой форме излагает задачи и виды деятельности курса "Подготовка руки к письму. Клетка плюс линейка". Может использоваться при подготовке и проведении родительских со...