Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Устная речь»
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему

Пазухина Татьяна Сергеевна

Планирование составлено на основе

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой).

 

Учебник: С.В. Комарова «Устная речь», учебник 4класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2014 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnaya_rech.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ.

Руководитель Сызранского филиала ГБС(К)ОУ

школы – интерната

№ 2 г.о. Жигулёвск

_______________________

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора

по УВР

_______________________

           

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

протокол №1

от _________________

_____________________

Рабочая адаптированная основная образовательная программа

для учащихся с умственной отсталостью

по предмету «Устная речь»

Класс   4-а

Учитель   Пазухина Татьяна Сергеевна

Количество часов в неделю      1

Планирование составлено на основе

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой).

Учебник: С.В. Комарова «Устная речь», учебник 4класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2014 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Устная речь» для 4 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы /Под редакцией И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011/

Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» обусловлено несовершенством речевой практики младших школьников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.

Задачи и коррекционные цели раздела «Устная речь»:        

  • способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
  • корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
  • формировать выразительную сторону речи;
  • учить строить устные связные высказывания;
  • воспитывать культуру речевого общения.

При реализации программы принципиально важно, чтобы учитель выступил в роли собеседника и помощника при выполнении некоторых заданий. Устные ответы школьников должны быть направлены на установление взаимопонимания с окружающими и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны учителя. Ученик не должен испытывать неуверенности при вступлении в общение: необходимо поощрять его стремление всеми имеющимися в распоряжении средствами реализовать коммуникативное намерение. С этой целью в виде тренировочных упражнений должны использоваться игры - театрализации, игровые задания на составление рассказов, обсуждения и другие виды деятельности, активизирующие живое общение школьников.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

«Устная речь» включает следующие подразделы:

1. «Аудирование»: развитие у детей способности воспринимать и понимать      обращенную к ним речь; развитие умения слушать. Материал реализуется на каждом уроке в виде самостоятельных упражнений или сопровождает задания других подразделов; выбор картинки по описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции; слушание и понимание текста, речи артистов.

2. «Общение и его значение в жизни»: организация наблюдений учащихся за речью и речевым общением на уроках и в повседневном обиходе, анализ ситуаций, подчёркивающих важность речи в жизни человека.

3. «Дикция и выразительность речи»: отработка у детей чёткости произношения, его эмоциональной выразительности.

4. «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания»: в содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по темам, связанным со школьной жизнью и бытом людей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими; учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируют тем самым различные варианты речевого поведения.

5. «Культура общения»: его содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения просьбы, благодарности, приветствия и т.д., помогающим выбрать правильную форму обращения к собеседнику.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «УСТНАЯ РЕЧЬ»

Общение и его значение в жизни

Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио, с кино- и телеэкрана? Важно ли для нас это общение?

 Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник – устный или письменный? Что мы узнаём из книги? Важно ли для нас это общение?

 Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, утешать, мирить. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами.

 Условные знаки в общении людей: не курить, переход метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т.д.

Аудирование

Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем.

Прослушивание коротких сказок или рассказов магнитофонной записи с их последующим пересказом.

Дикция и выразительность речи

Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных ситуациях.

Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

Лексические темы«Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я в мире природы».

Примерная тематика речевых ситуаций«Игра по правилам», «Мой старший друг. Почему с ним интересно?»; «Двенадцать месяцев», «Бременские музыканты» (сцены из сказки); «Сочиняем стихотворение. Мы поэты», «Придумываем сказу. Мы сказочники»; «Мой помощник телефон» (справочные телефонные службы), «Вместе в беде и радости»; «Поздравление ветеранам», «Я гость», «Я выбираю книгу»; «В гостях у леса».

Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации.
Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Об одном и том же по-разному: Красивую речь приятно и слушать. Надо так говорить, чтобы всем было приятно слушать; Мне интересно быть с моим старшим братом. Он всегда рассказывает о том, чего я не знаю. Я больше всего люблю оставаться с моим старшим братом. Он знает много разных историй и интересно их рассказывает.

Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос – сообщение): Здравствуйте, когда вечером отходит поезд в Москву? - …

Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учётом фиксированной структуры высказывания (начало – основное содержание – конец): Жил-был гриб-боровик. Был он большой и очень красивый. Чтобы его не нашли, он прятался под еловой лапой.

Культура общения.

Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления.

Извинение: Извините, пожалуйста. Я прошу прощения. Не сердитесь, пожалуйста.

Вежливый отказ от предложения, приглашения: Спасибо, но эта книга у меня уже есть. Извини, но я не смогу в этот день прийти к тебе в гости.

Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях. 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь

1 уровень

  • понимать содержание небольших по объёму сказок и рассказов, прослушанных в магнитофонной записи; отвечать на вопросы по содержанию;
  • понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы по содержанию;
  • выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации;
  • участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
  • принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;

2 уровень

  • выражать свои просьбы, желания, используя «вежливые» слова
  • сообщать своё имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно доехать или дойти до школы;
  • участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
  • слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • компьютерные презентации по темам
  • интернет - сайты «Про школу», «Педсовет», «1 сентября» и др.
  • Комплект сюжетных картинок
  • Серии книг для внеклассного чтения
  • Демонстрационные таблицы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. С.В. Комарова «Устная речь», учебник 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2014 г.

2. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Ярославль, Академия развития, 1997г.

3. Развитие и коррекция речи детей. Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова. Москва 2007

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

1. Аудирование

1

Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем

1

2

Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем

1

3

Прослушивание коротких сказок (чтение учителем) с их последующим пересказом

1

4

Прослушивание коротких рассказов (чтение учителем) с их последующим пересказом

1

5

Прослушивание коротких сказок и рассказов в записи с их последующим пересказом

1

2.  Общение и его значение в жизни

6

Для чего люди создали радио? Кто говорит с нами по радио? Я в роли ведущего радиопередачи

1

7

Для чего люди создали кино и телевидение? Кто говорит с нами с кино и телеэкрана? Работа телеведущего.

1

8

Книга – наш собеседник. Что мы узнаём из книг?

1

9

Свойства слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить. Влияние речи на поступки людей

1

3. Дикция и выразительность речи

10

Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства

1

11

Тренировочные упражнения в передаче радости (восторга)

1

12

Тренировочные упражнения в передаче удивления, испуга, горя

1

13

Мимика и жесты

1

14

Упражнения в передаче чувств с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё

1

15

Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях

1

4. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

16

Игры с друзьями

1

17

Я дома

1

18

Я за порогом дома

1

19

Я гость

1

20

Мой помощник телефон

1

21

Придумываю сказку. Я сказочница

1

22

«Двенадцать месяцев» (сцена из сказок)

1

23

«Двенадцать месяцев» (сцена из сказок)

1

24

Мои друзья – книги. Я в библиотеке

1

25

Вместе в беде и в радости

1

26

Я на прогулке в парке

1

27

Я играю на детской площадке

1

28

В гостях у леса

1

29

Поздравление ветеранам

1

5. Культура общения

30

Устное и письменное приглашение. Упражнения в составлении приглашения

1

31

Устное и письменное поздравление. Упражнения в составлении поздравления

1

32

Извинение: извините, пожалуйста; я прошу прощения; не сердитесь, пожалуйста

1

33

Вежливый отказ от предложения, приглашения

1

34

Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Чтение» 4 класс

Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: С.Ю. Ил...

Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Русский язык»

Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: А.К. Ак...

Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Живой мир»

Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: Н.Б. Ма...

Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Занимательный труд»

Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: Н.Б. Ма...

Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «ИЗО»

Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой)....

Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Математика

Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: М.Н. Пе...

Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Музыка, пение (танец)»

Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой)....