Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Музыка, пение (танец)»
календарно-тематическое планирование по музыке (4 класс) на тему
Планирование составлено на основе
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_.docx | 32.78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ. Руководитель Сызранского филиала ГБС(К)ОУ школы – интерната № 2 г.о. Жигулёвск _______________________ | СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР _______________________ | РАССМОТРЕНО на заседании ШМО протокол № 1 от _________________ _____________________ |
Рабочая адаптированная основная образовательная программа
для учащихся с умственной отсталостью
по предмету «Музыка, пение (танец)»
Класс 4-а
Учитель Пазухина Татьяна Сергеевна
Количество часов в неделю 2
Планирование составлено на основе
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой).
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Музыка, пение (танец)» для 4 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы /Под редакцией И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011/
Среди таких школьных предметов эстетического цикла, как литература, изобразительное искусство, ритмика, танец, музыка занимает значительное место и становится неотъемлемой частью эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта.
Музыка призвана развивать детей, эмоционально, творчески обогащать их художественные впечатления.
Работа в школе с детьми с нарушенным интеллектом требует повышенного внимания со стороны педагога. Возможности восприятия предмета у таких детей ограниченны, но тем не менее они в состоянии овладеть предусмотренными программой навыками, понять и запомнить материал. Для успешного решения задач музыкального воспитания учащихся необходимо, чтобы учитель музыки работал в тесном контакте с дефектологом и логопедом, врачом-психоневрологом. Музыка способствует нормализации психических процессов, а также преодолению невротических расстройств, свойственных учащимся коррекционных школ.
Учащиеся должны получать от урока только положительные эмоции. Главная задача педагога музыки - придать всем видам работы с детьми эмоциональную привлекательность. Участие детей с нарушением интеллекта в художественной деятельности даёт им нравственный и эстетический опыт и укрепляет их веру в собственные силы.
Существует несколько методических этапов в развитии интереса к музыке.
Первый этап связан с занимательностью, т. е. с элементами игры, с прослушиванием фрагментов музыкальных произведений, сказок, с одновременным рассказом учителя о содержании музыки. На этом этапе важны яркие иллюстрации, связанные с содержанием песен.
На втором этапе у учащегося появляется желание ответить, спеть, выучить слова, принять участие в концерте, попытаться сыграть на инструменте, прослушать более сложное музыкальное произведение. В это время большую роль в развитии интереса играет опрос детей: кто первый вспомнит название песни, слова, споёт мелодию, расскажет о содержании прослушанной песни и т. д.
На третьем этапе у детей появляется желание освоить ноты, спеть попевку по нотам, но последний вид работы не доступен детям с нарушением интеллекта.
Хоровое пение
Хоровое пение - коллективный вид исполнительства. Занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственность за общее дело.
На первых уроках учитель прослушивает детей, проверяет в игровой форме уровень развития их музыкального слуха и фиксирует показатели - диапазон голоса и качество интонирования.
При исполнении песен всем классом и индивидуально необходимо уделять большое внимание певческой установке, технике правильного дыхания, звукообразованию и дикции. Работа над дикцией является основной формой работы.
Особенностью развития детей с нарушением интеллекта является наличие дефектов произношения, небольшой словарный запас, что мешает им понять и усвоить текст песни.
Под хорошей дикцией подразумевается чёткое и ясное произношение, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а также чистое звучание слов и фраз в целом. Дети учатся верно, чуть округлённо произносить гласные и кратко, чётко - согласные, т. е. учатся правильно произносить слова. На качество дикции влияет способ звукообразования, степень развития певческого дыхания, артикуляционного аппарата и владения фразировкой. Главная задача педагога - научить детей правильно артикулировать звуки, сливая их в слоги и слова, практически применять правила культуры речи (верное ударение в слове), правила логики речи (выделение основного, ударного слова, помогающего понять смысл фразы).
Певческим упражнениям, основанным на материале народных песен, звукоряду в восходящем и нисходящем движении, трезвучиям необходимо уделять на уроке большое внимание. Они содействуют постепенному овладению вокально-хоровыми навыками и помогают преодолеть трудности, возникающие при разучивании песен.
Особое внимание при работе с учащимися уделяется выработке техники правильного дыхания, развитие котором зависит от подбора репертуара и материала для вокальных упражнений. Требования к развитию певческого дыхания могут быть следующими: вдох спокойный, оптимальный, без поднятия плеч, бесшумный. Брать дыхание рекомендуется через нос или через нос и рот одновременно. Выдох спокойный, экономный, без специального выдувания и напряжения.
При выборе репертуара необходимо учитывать разнообразные условия, требования и обстоятельства. Прежде всего необходимо исходить из целей, задач обучения, из художественной ценности музыки и текста. Определяющими моментами являются возрастные возможности, уровень интеллектуального развития и интересы детей с умственной отсталостью.
В работе с детьми следует подбирать мелодии, простые по форме, короткие по содержанию, с понятным текстом.
Певческий диапазон детей с нарушением интеллекта ограничен, и поэтому необходимо подбирать песни с небольшим диапазоном в удобной для детей тональности. В первой и второй четвертях дети на слух разучивают по 3 песни, в третьей четверти - 5.
В репертуар необходимо включать песни для исполнения на школьных концертах и праздниках.
Коррекционные цели:
- Развивать личностное отношение ребенка к явлениям музыкального искусства.
- Развитие музыкального мышления учащихся во всех формах общения с музыкой.
- Корректировать освоение детьми музыкального языка.
- Корректировать слуховое внимание и память
Задачи:
- Соблюдение при пении правильной певческой установки.
- Пение только с мягкой атакой, чистым, ясным и легким звуком.
- Умение правильно распределять дыхание при исполнении напевных песен.
- Пение с использованием нюансов: форте и пиано.
- Пение в диапазоне ДО2.
- Умение при исполнении песен героического характера не форсировать звучания.
- Умение петь спокойно длинные музыкальные фразы.
- Умение брать быстрый вдох в отрывистых и подвижных песнях.
- Пение звукоряда до мажор вверх и вниз.
- Работа над чистым интонированием, выравниванием звучания на всем диапазоне.
- Исполнение на металлофоне простой песни- попевки.
- Ознакомление с графической записью мелодии.
- Нотная запись: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек.
- Умение определять характер и жанр музыкальных произведений: марши - торжественные, веселые, бодрые; танцы- вальсы, польки, народные пляски.
- Знакомство с инструментами симфонического оркестра: скрипка, виолончель.
- Знакомство с инструментами народного оркестра: балалайка, домра и рожок.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА «МУЗЫКА»
Пение
Пение в диапазоне ЛЯ малой октавы - ДО2.
Мягкая атака как основной способ звукообразования.
Умение сохранять напевность при пении маршевых песен, достаточно чётко выполняя несложный пунктирный ритм.
Навыки нефорсирования звука при пении песен энергичного характера.
Умение петь продолжительные фразы на одном дыхании, равномерно распределяя его.
Работа над чистотой унисона.
Ознакомление с графической записью мелодии.
Графическое изображение нот: до, ре, ми.
Умение следить за движением мелодии при пении по записи на доске.
Работа над дикцией с использованием вокальных упражнений на слоги: ма, да, ра, гра, грэ, мэ, рэ, дэ, ми, ди, ри, гри, му, ру, ду, гру, мо, до, ро, гро и др.
Развитие умения чётко проговаривать текст в песнях с быстрым темпом.
Пение звукоряда до мажор вверх и вниз без сопровождения и с аккомпанементом.
Представление о выразительности динамических оттенков: форте, пиано, меццо-пиано, меццо-форте.
Умение осмысленно, выразительно петь выученную песню.
Развитие навыков игры на детских музыкальных инструментах.
Слушание музыки
Умение различать разные по характеру части музыкального произведения.
Умение различать мелодию и аккомпанемент в пенсе.
Формирование представления о строении музыкального произведения: фраза, предложение, вступление, проигрыш, заключение.
Знакомство с духовыми инструментами: труба, кларнет, саксофон, флейта.
Музыкальный материал для пения
«Наш край» муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца.
«Семеро жуков» нем. нар. Песня
«Про нашего учителя» - муз. О. Бойко, сл. М. Лаписовой
«Игра в гости» - муз Д. Кабалевского, сл. И. Рахимова
«Дважды два-четыре» - муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского
«Родина моя» - муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Щербицкого
«Ах ты, зимушка, зима» муз. А. Александрова, сл. Народные
«Ёлочка» - муз. Н. Гольдербенг, сл.А. Александровой
«Почему медведь зимой спит?» муз. Л. Книппера
«У каждого свой музыкальный инструмент» - эстон, н.п.
«Золотая звёздочка Москвы» - муз. Р. Бойко, сл. М. Пляцковского
«Чудак» - муз. В. Блага, сл. М. Везели
«Со вьюном я хожу» - р.н.п.
«Ах вы, сени, мои сени» р. н. п.
«До, ре, ми фа, соль» - муз. А. Островского, сл. З. Петровой
«Мамина песенка» - муз. М. Парцхаладзе, сл. М. Пляцковского
«Победой кончилась война» - муз. Р. Габичвадзе, сл. С. Михалкова
«Здравствуй, весна» - муз. А. Островского, сл. О. Высотской
«Песенка слонёнка и мышей» - муз. Б. Чайковского, сл. Д. Самойлова
«Калоши» - муз. А. Островского, сл. З. Петровой
«Веснянка» - укр. н. п.
Дополнительный материал
«Листопад» - муз. Т. Потапенко, сл. Е. Авдиенко
«Скворушка» - муз. П. Чисталёва, сл. П. Образцова
«В гостях у вороны» - муз. М. Раухвергера, сл. М. кравчука
«Кто пасётся на лугу» - муз. А. пахмутовой, сл. Ю. Черных
«Чему учат в школе» - муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского
«В лодке» - сл. М. Раухвергера, сл. О. Высотской
«Вот уж зимушка проходит» - р. н. п.
«Блины» - р. н. п.
«Как у наших у ворот» - р. н. п.
«Кукушка» - р. н. п.
Музыкальные произведения для слушания
«Детский альбом» - муз. П. Чайковского: «Жаворонок», «Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка»
«Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинка
Фрагменты из музыки Ф. Черчилля к кинофильму «Белоснежка и семь гномов»
«Тоска по весне» - муз. В. Моцарта, сл. К. Овербека
«Ты, соловушка, умолкни» - муз. М. Глинки, сл. В. Забеллы
«Полька» - муз. А. Александрова
Дополнительный материал
Музыкальная сказка «Три поросёнка» - муз. Д. Уотта
«Рондо-марш» - муз. Д. Кабалевского
«Добрый жук» - муз. Д. Спадавеккиа
«За рекою старый дом» - муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова
«Теремок» - р. н. п., обр. Т. Потапенко
«Детский танец» - муз. С. Майкопара
«Песенка про кузнечика» - муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова
«Шествие кузнечиков» - муз. С. Прокофьева
Учащиеся должны знать:
1 уровень
- динамические оттенки: форте, пиано, меццо-форте, меццо-пиано;
- графическое изображение нот: до, ре, ми;
- порядок нот в гамме до мажор;
- нотную запись: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек, добавочные линейки;
- инструменты и их звучание: флейта, кларнет, труба, саксофон;
2 уровень
- динамические оттенки: форте и пиано;
- порядок нот в гамме до мажор;
- нотную запись: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек
Учащиеся должны уметь:
1 уровень
- следить за движением мелодии по графической записи на доске во время пения;
- петь округлённым звучанием в верхнем регистре и мягким звуком в нижнем регистре;
- петь гамму до мажор вверх и вниз с названием нот;
- петь осмысленно, выразительно выученную песню с аккомпанементом и без него;
- играть на металлофоне короткую песню-попевку;
- устанавливать различия в звучании симфонического, народного, духового оркестров;
- отметить сильную долю в марше, вальсе и польке;
2 уровень
- следить за движением мелодии по графической записи на доске во время пения;
- петь гамму до мажор вверх и вниз с названием нот;
- петь осмысленно, выразительно выученную песню с аккомпанементом и без него;
- играть на металлофоне короткую песню-попевку;
- устанавливать различия в звучании симфонического, народного, духового оркестров
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- компьютерные презентации
- интернет - сайты «Про школу», «Педсовет», «1 сентября» и др.
- демонстрационные таблиц
- Портреты композиторов
- Аудиокассеты
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Музыка» 4 класс Е.Д. Критская, Москва, «Просвещение», 2002г
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 | Введение. Соблюдение при режиме правильной певческой установки | 1 | |
2 | «Наш край» муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца. Прослушивание | 1 | |
3 | «Наш край» муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца. Разучивание песни | 1 | |
4 | Слушание. «Листопад» муз. Т. Потапенко, сл. Е. Авдиенко | 1 | |
5 | «Семеро жуков» нем. нар. песня | 1 | |
6 | «Семеро жуков» нем. нар. песня | 1 | |
7 | Музыкальная сказка «Три поросёнка» | 1 | |
8 | «Осенние листья» - муз. Ю. Слонова, сл. И. Токмаковой | 1 | |
9 | «Осенние листья» - муз. Ю. Слонова, сл. И. Токмаковой | 1 | |
10 | «Про нашего учителя» - муз. О. Бойко, сл. М. Лаписовой | 1 | |
11 | «Про нашего учителя» - муз. О. Бойко, сл. М. Лаписовой | 1 | |
12 | «Игра в гости» - муз Д. Кабалевского, сл. И. Рахимова | 1 | |
13 | «Дважды два-четыре» - муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского | 1 | |
14 | «Дважды два-четыре» - муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского | 1 | |
15 | Ознакомление с графической записью мелодии: скрипичный ключ, нотный стан | 1 | |
16 | Графическое изображение нот: до | 1 | |
17 | Графическое изображение нот: ре | 1 | |
18 | Графическое изображение нот: ми | 1 | |
19 | Марши. Виды музыкальных маршей. | 1 | |
20 | Слушание. «Рондо-марш» - муз. Д. Кабалевского | 1 | |
21 | Слушание. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки | 1 | |
22 | «Родина моя» - муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Щербицкого | 1 | |
23 | «Родина моя» - муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Щербицкого | 1 | |
24 | «Ах ты, зимушка, зима» муз. А. Александрова, сл. народные | 1 | |
25 | «Ах ты, зимушка, зима» муз. А. Александрова, сл. народные | 1 | |
26 | «Ёлочка» - муз. Н. Гольдербенг, сл.А. Александровой | 1 | |
27 | «Ёлочка» - муз. Н. Гольдербенг, сл.А. Александровой | 1 | |
28 | Слушание. «Почему медведь зимой спит?» муз. Л. Книппера | 1 | |
29 | Слушание. «Итальянская песенка» - муз. П. Чайковского | 1 | |
30 | Слушание. Фрагменты из музыки Ф. Черчилля к кинофильму «Белоснежка и семь гномов» | 1 | |
31 | Представление о выразительности динамических оттенков: пиано «У каждого свой музыкальный инструмент» - эстон.н.п. | 1 | |
32 | Представление о строении музыкального произведения: фраза. «Золотая звёздочка Москвы» - муз. Р. Бойко, сл. М. Пляцковского | 1 | |
33 | Выразительность динамических оттенков: форте, меццо-форте | 1 | |
34 | Представление о строении музыкального произведения: проигрыш«Чудак» - муз. В. Блага, сл. М. Везели | 1 | |
35 | Представление о строении музыкального произведения: предложении «Со вьюном я хожу» - р.н.п. | 1 | |
36 | «Со вьюном я хожу» - р.н.п. | 1 | |
37 | «Ах вы, сени, мои сени» р. н. п. | 1 | |
38 | «Ах вы, сени, мои сени» р. н. п. | 1 | |
39 | Детские музыкальные инструменты. Металлофон | 1 | |
40 | «До, ре, ми, фа, соль» - муз. А. Островского, сл. З. Петровой | 1 | |
41 | Слушание. «Вот уж зимушка проходит» - р.н.п. | 1 | |
42 | «Блины» - р.н.п. | 1 | |
43 | «Блины» - р.н.п. | 1 | |
44 | Слушание. «Как у наших у ворот» - р.н.п. | 1 | |
45 | Слушание. «За рекою старый дом» - муз. И.-С. Баха | 1 | |
46 | «Тоска по весне» - муз. В. Моцарта, сл. К Овербека | 1 | |
47 | Представление о строении музыкального произведения: вступление«Мамина песенка» - муз. М. Парцхаладзе, сл. М. Пляцковского | 1 | |
48 | «Мамина песенка» - муз. М. Парцхаладзе, сл. М. Пляцковского | 1 | |
49 | «В гостях у вороны» - муз. М. Раухвергера, сл. М. Кравчука | 1 | |
50 | Знакомство с духовыми инструментами: саксофон «Кукушка» - польск.н.п. | 1 | |
51 | «Неаполитанская песенка» - муз. П. Чайковского | 1 | |
52 | Представление о строении музыкального произведения: заключение «Скворушка» - муз. П. Чисталёва, сл. П. Образцова | 1 | |
53 | Знакомство с духовыми инструментами: кларнет «Здравствуй, весна» - муз. А. Островского, сл. О. Высотской | 1 | |
54 | Знакомство с духовыми инструментами: труба «Победой кончилась война» - муз. Р. Габичвадзе, сл. С. Михалкова | 1 | |
55 | «Победой кончилась война» - муз. Р. Габичвадзе, сл. С. Михалкова | 1 | |
56 | «Песенка про кузнечика» - муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова | 1 | |
57 | «Песенка про кузнечика» - муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова | 1 | |
58 | «Теремок» - р.н.п., обр. Т. Потапенко | 1 | |
59 | «Песенка слонёнка и мышей» - муз. Б. Чайковского, сл. Д. Самойлова | 1 | |
60 | «Калоши» - муз. А. Островскоо, сл. З. Петровой | 1 | |
61 | Знакомство с духовыми инструментами: флейта «Веснянка» - укр.н.п. | 1 | |
62 | «Кто пасётся на лугу» муз. А. Пахмутовой, сл. Ю. Черных | 1 | |
63 | «Детский альбом» - муз. П. Чайковского: «Жаворонок» | 1 | |
64 | «Чему учат в школе» - муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского | 1 | |
65 | «Чему учат в школе» - муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского | 1 | |
66 | «Полька» - муз. А. Александрова | 1 | |
67 | «Детский танец» - муз. С. Майкопара | 1 | |
68 | «Шествие кузнечиков» - муз. С. Прокофьева | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Чтение» 4 класс
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: С.Ю. Ил...
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Русский язык»
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: А.К. Ак...
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Живой мир»
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: Н.Б. Ма...
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Занимательный труд»
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: Н.Б. Ма...
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «ИЗО»
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой)....
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Математика
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: М.Н. Пе...
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Устная речь»
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: С.В. Ко...