Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Чтение» 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему
Планирование составлено на основе
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой).
Учебник: С.Ю. Ильина «Чтение», учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. Москва «Просвещение» 2014 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie.docx | 32.8 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ. Руководитель Сызранского филиала ГБС(К)ОУ школы – интерната № 2 г.о. Жигулёвск _______________________ | СОГЛАСОВАНО. зам. директора по УВР _______________________
| РАССМОТРЕНО на заседании ШМО протокол №1 от _________________ _____________________ |
Рабочая адаптированная основная образовательная программа
для учащихся с умственной отсталостью
по предмету «Чтение»
Класс 4-а
Учитель Пазухина Татьяна Сергеевна
Количество часов в неделю 4
Планирование составлено на основе
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой).
Учебник: С.Ю. Ильина «Чтение», учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. Москва «Просвещение» 2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по чтению составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы /Под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Просвещение, 2011.
Чтение является важным учебным предметом русского языка в программе специальной школы. Его направленность на социализацию личности умственно отсталого ребенка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения – все это еще раз подчеркивает значимость обучения чтению учащихся с нарушениями интеллекта.
Задачами уроков чтения в младших классах являются:
- воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как к процессу;
- формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;
- формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;
- развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ и др.
Для чтения в 4 классе подбираются доступные для детей произведения народного творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, доступные пониманию детей деловые и научно-популярные статьи. В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем году продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения раннее усвоенных тем.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом). Каждый из этапов развития навыков чтения имеет свои трудности и требует подбора специальных методов и приемов обучения.
Работа над выразительностью чтения начинается с переноса опыта выразительной устной речи на процесс чтения.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения, направленного на выяснение информации, заложенной в тексте, смысловых связей между описанными событиями и действиями героев. В процессе анализа произведения важно не нарушать непосредственного переживания детей за судьбы героев, добиваться точности эмоционального восприятия за счет выразительного чтения текста учителем и вопросов, помогающих адекватно оценивать психологическое состояние действующих лиц, напряженность ситуации. От класса к классу возрастает уровень требований к самостоятельности учащихся в проведении разбора читаемого, в оценке поступков героев в мотивации этих поступков, в выделении непонятных: слов. Школьники овладевают умением правильно и последовательно пересказывать содержание несложного по фабуле произведения, учатся обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта. Такая работа обеспечивается подбором текстов, соответствующих интересам учащихся, и целенаправленными вопросами учителя. Для каждого года обучения определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, навыкам устной речи. Эти требования формируются по двум уровням, исходя из возможностей детей и динамики их продвижения.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА «ЧТЕНИЕ»
4 класс
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора,
воспитания нравственных качеств. Это произведения о Родине, о Москве; ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей; рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
В программе определён обязательный базовый уровень знаний.
Содержание чтения: произведения устного народного творчества: загадки, поговорки, потешки, сказки. Отличие сказки от рассказа. Рассказы и стихотворения русских и зарубежных классиков, современных детских писателей о природе родного края, о жизни детей, об их взаимоотношениях с природой, друг с другом, со взрослыми. Нравственное и безнравственное в этих отношениях.
Рождественские рассказы.
Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и др.
Примерные лексические темы: «Школьная жизнь», «Листьям время опадать», «Делу время – потехе час», «О братьях наших меньших», «Поёт зима, аукает», «Жизнь дана на добрые дела», «В мире волшебной сказки», «Весна, весна! И все ей рады», «Смешные истории», «Родная земля», «Лето пришло».
Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильности ударения.
Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографическое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.
Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи эмоционального содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул, удивлённо произнёс и др.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.
Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро побеждает зло, ложь до добра не доведёт; поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение учащимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся). Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.
Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приёмом, приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой картинке», по картинному плану к рассказу и др.). Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчёт о прочитанной книге перед классом на уроках чтения.
Учащиеся должны уметь:
1 уровень:
- читать после анализа текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова) с соблюдением пауз и соответствующим тоном голоса и темпом речи
- отвечать на вопросы по прочитанному;
- читать про себя, выполняя задания учителя;
- выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;
- читать диалоги по ролям;
- пересказывать прочитанное по частям;
- выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений перед учениками класса;
2 уровень:
- осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;
- пересказывать содержание прочитанного по вопросам;
- участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
- выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений перед учениками класса
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
• компьютерные презентации
• интернет - сайты «Про школу», «Педсовет», «1 сентября» и др.
• Комплект сюжетных картинок
• Серии книг для внеклассного чтения
• Демонстрационные таблицы
• Презентации по темам
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. С.Ю. Ильина «Чтение», учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. Москва «Просвещение» 2014 г.
2. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей. В.Г.Петрова Москва, «Просвещение»,1982 г.
3. Воспитание правильной речи у детей. Н.А.Седых, Москва, АСТ 2005г.
4. Методические рекомендации. Чтение. 2–4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Ильина С. Ю.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Школьная жизнь | |||
1 | Снова в школу (По повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома») | 1 | |
2 | Жил-был Учитель. Э. Мошковская | 1 | |
3 | Чему учат в школе (в сокращении) М. Пляцковский | 1 | |
4 | Поздравление (по рассказу Ю. Ермолаева «Сами не ожидали») | 1 | |
5 | Как Маруся дежурила (по повести Е. Шварца «Первоклассница») | 1 | |
6 | Шум и Шумок. По Е. Ильиной | 1 | |
7 | Почему сороконожки опоздали на урок. В. Орлов | 1 | |
8 | Три желания Вити (по рассказу Л. Каминского «Три желания второклассника Вити») | 1 | |
9 | Читалочка. В. Берестов | 1 | |
10 | Зарубите на носу. По М. Бартеневу | 1 | |
11 | Загадки | 1 | |
12 | Обобщающий урок по теме «Школьная жизнь» | 1 | |
Время листьям опадать… | |||
13 | Жёлтой краской кто-то… Н. Антонова | 1 | |
14 | Осенняя сказка. По Н. Абрамцевой | 1 | |
15 | Подарки осени. Е. Благинина | 1 | |
16 | Лесные подарки (из повести Л. Воронковой «Подружки идут в школу») | 1 | |
17 | Лес осенью. А. Твардовский | 1 | |
18 | В осеннем лесу (по рассказу В. Путилиной «Вишнёвая ветка») | 1 | |
19 | Славная осень!.. (отрывок из поэмы Н. Некрасова «Железная дорога») | 1 | |
20 | Отчего Осень грустна. По Ю. Шиму | 1 | |
21 | Осень. К. Бальмонт | 1 | |
22 | Три сойки. По Ю. Ковалю | 1 | |
23 | Холодная зимовка (по рассказу Н. Сладкова «Курорт «Сосулька») | 1 | |
24 | Скучная картина!.. (отрывок) А. Плещеев | 1 | |
25 | Сказка про маленького жучка (по рассказу О. Иваненко «Спокойной ночи!») | 1 | |
26 | Пчёлы и мухи. По К. Ушинскому | 1 | |
27 | Время листьям опадать… (по рассказу Г. Граубина «Почему осенью листопад») | 1 | |
28 | Загадки | 1 | |
29 | Обобщающий урок по теме «Время листьям опадать …» | 1 | |
Делу – время, потехе – час | |||
30 | Пекла кошка пирожки… (русская потешка) | 1 | |
31 | Сенокос (чешская потешка) | 1 | |
32 | Карусели. По Л. Пантелееву | 1 | |
33 | Прятки. По Н. Носову | 1 | |
34 | Считалки | 1 | |
35 | Жмурки. По М. Булатову | 1 | |
36 | Обобщающий урок по теме «Делу – время, потехе – час» | 1 | |
В мире животных | |||
37 | Бодливая корова. О К. Ушинскому | 1 | |
38 | Упрямый котёнок. По В. Бирюкову | 1 | |
39 | Пушок. По В. Гаранжину | 1 | |
40 | Томка. По Е. Чарушину | 1 | |
41 | Охотник и собаки. По Б. Житкову | 1 | |
42 | Чук заболел (по рассказу Л. Матвеевой «Меня курица клюнула в нос») | 1 | |
43 | Хитрый бурундук. Г. Снегирёв | 1 | |
44 | Барсучья кладовая. По А. Баркову | 1 | |
45 | Гостья. По А. Дорохову | 1 | |
46 | Игрушки лисят. Г. Корольков | 1 | |
47 | Лиса (из книги Ю. Дмитриева «Календарь зелёных чисел») | 1 | |
48 | Загадки | 1 | |
49 | Обобщающий урок по теме «В мире животных» | 1 | |
Жизнь дана на добрые дела | |||
50 | Миша-мастер. Г. Ладонщиков | 1 | |
51 | Пичугин мост. По Е. Пермяку. Часть 1 | 1 | |
52 | Пичугин мост. По Е. Пермяку. Часть 2 | 1 | |
53 | Михаськин сад. В. Хомченко | 1 | |
54 | Когда люди радуются (по повести С. Баруздина «Алёшка из нашего дома») | 1 | |
55 | Про каникулы и полезные дела. По Ю. Ермолаеву | 1 | |
56 | Котёнок. Е. Благинина | 1 | |
57 | Птичка. В. Голявкин | 1 | |
58 | Обобщающий урок по теме «Жизнь дана на добрые дела» | 1 | |
Зима наступила | |||
59 | Снег идёт. По. Л. Воронковой | 1 | |
60 | Снегурочка. А. Слащёв. Часть 1 | 1 | |
61 | Снегурочка. А. Слащёв. Часть 2 | 1 | |
62 | Зима (отрывок) И. Суриков | 1 | |
63 | Декабрь (отрывок) С. Маршак | 1 | |
64 | Ёлка. По В. Сутееву. Часть 1 | 1 | |
65 | Ёлка. По В. Сутееву. Часть 1 | 1 | |
66 | Вечер под рождество. По Л. Клавдиной | 1 | |
67 | Где лежало «спасибо»? | 1 | |
68 | На горке. По Н. Носову. Часть 1 | 1 | |
69 | На горке. По Н. Носову. Часть 2 | 1 | |
70 | Лисичка-сестричка и волк (русская народная сказка). Ч. 1 | 1 | |
71 | Лисичка-сестричка и волк (русская народная сказка). Ч. 2 | 1 | |
72 | Как Солнце с Морозом поссорились. А. Бродский | 1 | |
73 | Зимняя сказка. П. Головкин | 1 | |
74 | Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 1 | 1 | |
75 | Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 2 | 1 | |
76 | Снежная шапка. В. Бирюков | 1 | |
77 | В шубах и шапках. По А. Тумбасову | 1 | |
78 | Не ветер бушует над бором... (Отрывок из поэмы Н. Некрасова «Мороз, Красный нос» | 1 | |
79 | Находчивый медведь (По рассказу В. Бианки «Приспособился») | 1 | |
80 | Зимние приметы. По А. Спирину | 1 | |
81 | Е. Благинина, А. Рождественская, Е. Тараховская | 1 | |
82 | Обобщающий урок по теме «Зима наступила» | 1 | |
Весёлые истории | |||
83 | Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Ч.1 | 1 | |
84 | Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Ч.2 | 1 | |
85 | Одни неприятности. Г. Остер | 1 | |
86 | Однажды утром. М. Пляцковский | 1 | |
87 | Почему комары кусаются. В. Бирюков | 1 | |
88 | Вот какой рассеянный (Отрывок). С. Маршак | 1 | |
89 | Две лишние коробки. По О. Кургузову | 1 | |
90 | Отвечайте, правда ли? (Отрывки). Г Чичинадзе | 1 | |
91 | Обобщающий урок по теме «Весёлые истории» | 1 | |
Полюбуйся, весна наступает… | |||
92 | Март. В. Алфёров | 1 | |
93 | Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 1 | 1 | |
94 | Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 2 | 1 | |
95 | Забота. Е. Благинина | 1 | |
96 | Бабушкина вешалка. По А. Соколовскому | 1 | |
97 | Последняя льдина. По В. Бианки | 1 | |
98 | Весна. А. Плещеев | 1 | |
99 | Скворцы прилетели. По А. Баркову | 1 | |
100 | Всему свой срок. По Э. Шиму | 1 | |
101 | Полюбуйся, весна наступает... И. Никитин | 1 | |
102 | Весенний вечер. По Ю. Ковал ю | 1 | |
103 | Опасная красавица. По Ю. Дмитриеву | 1 | |
104 | Обобщающий урок по теме «Полюбуйся, весна наступает…!» | 1 | |
В мире волшебной сказки | |||
105 | Хаврошечка (Русская народная сказка) (В сокращении) | 1 | |
106 | Хаврошечка (Русская народная сказка) (В сокращении) | 1 | |
107 | Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (Русская народная сказка) (В сокращении) | 1 | |
108 | Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (Русская народная сказка) (В сокращении) | 1 | |
109 | У лукоморья дуб зелёный... (Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А. Пушкина) | 1 | |
110 | Подарки феи. По Ш. Перро | 1 | |
111 | Подарки феи. По Ш. Перро | 1 | |
112 | Горшочек каши. Братья Гримм | 1 | |
113 | Наши сказки. По В. Порудоминскому | 1 | |
114 | Обобщающий урок по теме «В мире волшебной сказки» | 1 | |
Родная земля | |||
115 | Царь-колокол. М. Ильин | 1 | |
116 | Город на Неве. С. Васильева | 1 | |
117 | Где всего прекрасней на земле. Д. Павлычко | 1 | |
118 | Сочинение на тему. С. Вербова | 1 | |
119 | Какое это слово? (По рассказу Л. Кассиля «Как пишется это слово») | 1 | |
120 | Главное дело (По рассказу Б. Никольского «О самом главном») | 1 | |
121 | Защита. А. Усачёв | 1 | |
122 | Никто не знает, но помнят все. По Л. Кассилю | 1 | |
123 | День Победы. Т. Белозёров | 1 | |
124 | Обобщающий урок по теме «Родная земля» | 1 | |
Лето пришло | |||
125 | Ливень. С. Козлов | 1 | |
126 | Тучка. Г. Граубин | 1 | |
127 | Хитрый одуванчик. Н. Павлова | 1 | |
128 | Хитрый одуванчик. Н. Павлова | 1 | |
129 | Одуванчик. Е. Благинина | 1 | |
130 | Встреча со змеёй. По А. Дорохову | 1 | |
131 | Летний снег А. Бродский | 1 | |
132 | После зимы будет лето. В. Голявкин | 1 | |
133 | Загадка. Хозяюшка. О. Тарнопольская | 1 | |
134 | Летние приметы. По А. Спирину | 1 | |
135 | Обобщающий урок по теме «Лето пришло» | 1 | |
136 | Внеклассное чтение стихов, рассказов о лете | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Русский язык»
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: А.К. Ак...
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Живой мир»
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: Н.Б. Ма...
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Занимательный труд»
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: Н.Б. Ма...
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «ИЗО»
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой)....
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Математика
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: М.Н. Пе...
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Музыка, пение (танец)»
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой)....
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Устная речь»
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: С.В. Ко...