Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Математика
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) на тему
Планирование составлено на основе
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой).
Учебник: М.Н. Перова «Математика», учебник 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.Москва «Просвещение» 2014 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.docx | 32.13 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ. Руководитель Сызранского филиала ГБС(К)ОУ школы – интерната № 2 г.о. Жигулёвск _______________________ | СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР _______________________ | РАССМОТРЕНО на заседании ШМО протокол №1 от _________________ _____________________ |
Рабочая адаптированная основная образовательная программа
для учащихся с умственной отсталостью
по предмету «Математика»
Класс 4-а
Учитель Пазухина Татьяна Сергеевна
Количество часов в неделю 4
Планирование составлено на основе
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой).
Учебник: М.Н. Перова «Математика», учебник 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.Москва «Просвещение» 2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы. /Под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Просвещение, 2011.
Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, основная цель которого – социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе.
Исходя из целей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, математика решает следующие задачи:
- формирование доступных учащимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; подготовка учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;
- максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
- воспитание у школьников целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.
Содержание математики как учебного предмета включает нумерацию чисел в пределах 100; число и цифру 0; единицы измерения величин (стоимости, длины, массы, времени), их соотношения; измерения в указанных мерах; четыре арифметических действия с натуральными числами; элементы геометрии. В каждом разделе предусмотрено решение текстовых арифметических задач. Распределяя вышеперечисленный материал по четвертям, учитель должен опираться на актуальный уровень знаний и «зоны ближайшего развития» каждого ученика. При отборе учебного материала учитывались разные возможности учащихся по усвоению математических представлений, знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Поэтому предлагаемый учителем материал усваивается учащимися на различном уровне, т.е. программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении. После изложения программного материала в конце обозначены базовые математические представления, которые должны усвоить все учащиеся, и два уровня умений применять полученные знания на практике.
Разграничиваются умения, которыми учащиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (1-й уровень), и умения, которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (2-й уровень). В этой связи в программе предусмотрены возможности выполнения некоторых заданий с помощью учителя, с опорой на использование счетного материала, таблиц (сложения, вычитания, умножения, деления, соотношения единиц измерения и др.).
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение. Не менее важный прием-материализация, т.е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Используются и другие методы обучения: демонстрация, наблюдения, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного подхода. Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики. Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математики. Геометрический материал включается в каждый урок математики.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА «МАТЕМАТИКА»
Нумерация
Разряды единиц, десятков, сотен. Разрядная таблица. Сравнение чисел в пределах 100 с использованием разрядной таблицы. Знакомство с микрокалькулятором. Умение отложить любое число в пределах 100 на микрокалькуляторе.
Единицы измерения и их соотношения
Единица измерения длины: миллиметр. Обозначение: 1мм.
Соотношение: 1см = 10мм.
Единица измерения массы: центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение: 1ц = 100 кг.
Единица измерения времени: секунда. Обозначение: 1 сек. Соотношение: 1 мин = 60 сек. Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9 – го).
Числа, полученные при измерении двумя мерами (1 см 5 мм = 15 мм, 15 мм = 1 см 5 мм). Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой, без преобразований и с преобразованиями вида: 60 см + 40 см = 100 см = 1 м, 1 м – 60 см = 40 см.
Арифметические действия
Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Проверка действий сложения и вычитания обратным действием. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания (слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого).
Выполнение и проверка действий сложения и вычитания с помощью микрокалькулятора.
Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7. Таблица умножения чисел на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей.
Взаимосвязь умножения и деления. Деление по содержанию. Деление с остатком. Называние компонентов умножения и деления (в речи учителя).
Умножение 0, 1, 10. Умножение на 0, 1, 10. Правило умножения 0, 1, 10.
Нахождение второй, третьей и т.д. части предмета и числа.
Арифметические задачи
Простые арифметические задачи: на деление содержания; на зависимость между ценой, количеством, стоимостью (все случаи); на нахождение неизвестного слагаемого; на нахождение одной доли числа. Задачи в два арифметических действия, составленные из ранее решаемых простых задач.
Геометрический материал
Сложение и вычитание отрезков.
Обозначение геометрических фигур буквами латинского алфавита.
Кривые, ломаные линии: замкнутые, незамкнутые. Граница многоугольника – замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной линии и вычисление её длины. Построение отрезка, равного длине ломаной линии. Построение ломаной линии по данной длине её отрезков.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения).
Диаметр. Построение окружности заданного диаметра. Деление окружности на 2, 4 равные части.
Названия сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), смежные стороны. Длина и ширина прямоугольника. Построение прямоугольника (квадрата) по заданным длинам сторон с помощью чертёжного угольника.
Учащиеся должны знать:
- различение между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах100;
- таблицу умножения всех однозначных чисел и числа 10, правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и на 0;
- название компонентов умножения и деления;
- меры длины, массы и их соотношения;
- различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;
- название элементов четырехугольников.
Учащиеся должны уметь:
1 уровень:
- выделять и указывать количество разрядных единиц в числе (единиц, десятков);
- записывать, читать разрядные единицы (единицы, десятки) в разрядной таблице;
- использовать единицу измерения длины (миллиметр) при измерении длины;
- соотносить меры длины, массы, времени;
- записывать числа (полученные при измерении длины) двумя мерами (5 см 6 мм, 8 м 3 см);
- заменять известные крупные единицы измерения длины, массы мелкими и наоборот;
- определять время по часам с точностью до 1 минуты;
- выполнять устные и письменные вычисления суммы и разности чисел в пределах 100 (все случаи);
- выполнять проверку действий сложения и вычитания обратным действием;
- применять микрокалькулятор для выполнения и проверки действий сложения и вычитания;
- выполнять вычисления произведения и частного (табличные случаи);
- употреблять в речи названия компонентов и результатов действий умножения и деления;
- пользоваться таблицей умножения всех однозначных чисел; правилами умножения на 0, 1, 10, чисел 0, 1, 10 при решении примеров;
- пользоваться практически переместительным свойством умножения;
- находить доли предмета и числа, называть их;
- решать составлять, иллюстрировать все известные виды простых арифметических задач;
- самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия;
- различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;
- измерять, вычислять длину ломаной линии;
- выполнять построение ломаной линии по данной длине её отрезков;
- узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей; находить точки пересечения;
- называть смежные стороны;
- чертить окружность заданного диаметра;
- чертить прямоугольник (квадрат) по заданным размерам сторон с помощью чертежного угольника на нелинованной бумаге;
2 уровень:
- выделять и указывать количество единиц и десятков в двузначном числе;
- заменять крупную меру длины, массы мелкой (возможна помощь учителя);
- определять время по часам с точностью до 5 минут;
- выполнять сложение и вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20;
- выполнять действия сложения и вычитания чисел в пределах 100 с помощью микрокалькулятора (возможна помощь учителя);
- употреблять в речи названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания;
- выполнять умножение чисел 2, 3, 4, 5 и деление на эти числа (без использования таблицы);
- пользоваться таблицей умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного чисел 6, 7, 8, 9;
- выполнять действия умножения с компонентами 0, 1, 10 (с помощью
учителя);
- понимать названия и показывать компоненты умножения и деления;
- получать и называть доли предмета;
- решать простые задачи указанных видов;
- решать задачи в два действия, составленные из ранее решаемых простых задач (возможно с помощью учителя);
- узнавать, называть ломаные линии, выполнять построение произвольной ломаной линии;
- узнавать, называть, моделировать взаимное положение фигур на плоскости (без вычерчивания);
- находить точку пересечения линий (отрезков);
- называть, показывать диаметр окружности;
- чертить прямоугольник (квадрат) по заданным размерам сторон на нелинованной бумаге с помощью чертёжного угольника (возможна помощь учителя).
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Таблицы демонстрационные
2.Дидактический раздаточный материал для 1-4 классов.
3.Дидактические игры.
4. Карточки с индивидуальными заданиями по темам.
5. Презентации по темам
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- М.Н. Перова «Математика», учебник 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2014 г.
- Методика преподавания математики во вспомогательной школе. М.Н. Перова, М.: Просвещение, 1989.
- Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителя. В.Г. Петрова Москва, «Просвещение», 1976 г.
- Игралочка. Математика. Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, Москва, ЮВЕНТА, 2008г.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Нумерация | |||
1 | Числовой ряд 1—100. Определение количества единиц и десятков | 1 | |
2 | Разряды единиц, десятков, сотен | 1 | |
3 | Разрядная таблица | 1 | |
4 | Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд | 1 | |
5 | Сравнение чисел в пределах 100 с использованием разрядной таблицы | 1 | |
6 | Увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц. Решение задач | 1 | |
7 | Знакомство с микрокалькулятором | 1 | |
8 | Умение отложить любое число в пределах 100 на микрокалькуляторе | 1 | |
9 | Самостоятельная работа | 1 | |
Единицы измерения и их соотношения | |||
10 | Единица измерения длины: миллиметр. Обозначение: 1мм. Соотношение: 1см = 10мм | 1 | |
11 | Сложение и вычитание отрезков | 1 | |
12 | Числа, полученные при измерении двумя мерами (1 см 5 мм = 15 мм, 15 мм = 1 см 5 мм) | 1 | |
13 | Обозначение геометрических фигур буквами латинского алфавита | 1 | |
14 | Виды углов | 1 | |
15 | Единица измерения массы: центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение: 1ц = 100 кг | 1 | |
16 | Решение примеров с мерами массы | 1 | |
17 | Решение задач с мерами массы | 1 | |
18 | Решение примеров и задач с мерами массы | 1 | |
19 | Контрольная работа «Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд» | 1 | |
20 | Работа над ошибками | 1 | |
Арифметические действия | |||
21 | Сложение с переходом через разряд. Присчитывание по 3 | 1 | |
22 | Проверка действий сложения обратным действием. Присчитывание по 4 | 1 | |
23 | Решение задач. Присчитывание по 6, 7 | 1 | |
24 | Нахождение неизвестного компонента сложения. Присчитывание по 8, 9 | 1 | |
25 | Письменное сложение. Выполнение и проверка действий сложения с помощью микрокалькулятора | 1 | |
26 | Вычитание с переходом через разряд. Отсчитывание по 2, 3 | 1 | |
27 | Проверка действий вычитания обратным действием. Отсчитывание по 4, 5 | 1 | |
28 | Вычитание с переходом через разряд. Отсчитывание по 6, 7 | 1 | |
29 | Письменное вычитание. Отсчитывание по 8, 9 | 1 | |
30 | Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания (уменьшаемого, вычитаемого) | 1 | |
31 | Контрольная работа «Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд» | 1 | |
32 | Работа над ошибками | 1 | |
33 | Решение примеров. Выполнение и проверка действий вычитания с помощью микрокалькулятора | 1 | |
34 | Решение задач на нахождение остатка | 1 | |
35 | Прямоугольник. Построение прямоугольника | 1 | |
36 | Умножение числа 3. Таблица умножения числа 3 | 1 | |
37 | Порядок действий в примерах без скобок. Построение квадрата и прямоугольника | 1 | |
38 | Деление на 3 равные части. Таблица деления на 3 | 1 | |
39 | Решение задач деления на 3 равные части и по 3 | 1 | |
40 | Взаимосвязь умножения числа 3 и деления на 3 | 1 | |
41 | Умножение числа 4. Таблица умножения числа 4 | 1 | |
42 | Решение примеров и задач | 1 | |
43 | Прямая, кривая, ломаная, луч. Ломаные линии | 1 | |
44 | Деление на 4 равные части. Таблица деления на 4 | 1 | |
45 | Взаимосвязь умножения числа 4 и деления на 4 | 1 | |
46 | Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со скобками | 1 | |
47 | Решение задач деления на 4 равные части и по 4 | 1 | |
48 | Самостоятельная работа | 1 | |
49 | Решение примеров и задач | 1 | |
50 | Замкнутые и незамкнутые кривые. Окружность. Дуга | 1 | |
51 | Умножение числа 5. Таблица умножения числа | 1 | |
52 | Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями | 1 | |
53 | Порядок выполнения действий в примерах без скобок | 1 | |
54 | Составление и решение задач на зависимость между величинами: ценой, количеством, стоимостью | 1 | |
55 | Деление на 5 равных частей. Таблица деления на 5 | 1 | |
56 | Решение задач деления на 5 равных частей и по 5 | 1 | |
57 | Взаимосвязь умножения числа 5 и деления на 5 | 1 | |
58 | Умножение числа 6. Таблица умножения числа 6 | 1 | |
59 | Порядок выполнения действий в примерах без скобок | 1 | |
60 | Деление на 6 равных частей. Таблица деления на 6 | 1 | |
61 | Взаимосвязь умножения числа 6 и деления на 6 | 1 | |
62 | Контрольная работа «Умножение и деление на 5,6» | 1 | |
63 | Работа над ошибками | 1 | |
64 | Увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Решение задач | 1 | |
65 | Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. Граница многоугольника – замкнутая ломаная линия | 1 | |
66 | Измерение отрезков ломаной линии и вычисление её длины. Построение ломаной линии по данной длине её отрезков | 1 | |
67 | Сложение чисел, полученных при измерении одной мерой, без преобразований и с преобразованиями вида: 60 см + 40 см = 100 см = 1 м | 1 | |
68 | Вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой, без преобразований и с преобразованиями вида: 1 м – 60 см = 40 см | 1 | |
69 | Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со скобками | 1 | |
70 | Зависимость между ценой, количеством, стоимостью. Вычисление цены. Ц = С : К | 1 | |
71 | Умножение числа 7. Таблица умножения числа 7 | 1 | |
72 | Решение примеров | 1 | |
73 | Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями | 1 | |
74 | Сравнение выражений | 1 | |
75 | Построение многоугольника и вычисление длины ломаной многоугольника | ||
76 | Деление на 7 равных частей. Таблица деления на 7 | 1 | |
77 | Взаимосвязь таблицы умножения числа 7 и деления на 7 | 1 | |
78 | Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями | 1 | |
79 | Решение примеров и задач | 1 | |
80 | Прямая линия. Отрезок. Измерение отрезка в см и мм | 1 | |
81 | Зависимость между ценой, количеством, стоимостью. Вычисление количества. К = С : Ц | 1 | |
82 | Умножение числа 8. Таблица умножения числа 8 | 1 | |
83 | Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями. | 1 | |
84 | Порядок действий I и II ступени в примерах без скобок | 1 | |
85 | Деление на 8 равных частей. Таблица деления числа 8 | 1 | |
86 | Взаимосвязь таблиц умножения числа 8 и деления на 8 | 1 | |
87 | Решение задач | 1 | |
88 | Самостоятельная работа | 1 | |
89 | Умножение числа 9. Таблица умножения числа 9 | 1 | |
90 | Решение примеров удобным способом | 1 | |
91 | Решение составных задач | 1 | |
92 | Сравнение выражений | 1 | |
93 | Деление на 9 равных частей. Таблица деления на 9 | 1 | |
94 | Порядок действий в примерах без скобок | 1 | |
95 | Решение составных задач | 1 | |
96 | Решение примеров | 1 | |
97 | Решение задач | 1 | |
98 | Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения) | 1 | |
99 | Построение пересекающихся прямых | 1 | |
100 | Контрольная работа «Умножение и деление на 8, 9» | 1 | |
101 | Работа над ошибками | 1 | |
102 | Деление с остатком на 2,3,4,5 | 1 | |
103 | Деление с остатком на 6,7,8,9 | 1 | |
104 | Проверка деления с остатком умножением и сложением | 1 | |
105 | Решение примеров, содержащих действия деления с остатком | 1 | |
106 | Решение задач, содержащих действия деления с остатком | 1 | |
107 | Взаимное положение прямой, окружности, отрезка | 1 | |
108 | Умножение нуля и на нуль | 1 | |
109 | Решение примеров с нулём | 1 | |
110 | Умножение единицы и на единицу | 1 | |
111 | Решение примеров и задач | 1 | |
112 | Умножение числа 10 и на 10 | 1 | |
113 | Правило умножения на 10. Решение примеров | 1 | |
114 | Единица измерения времени: секунда. Обозначение: 1 сек. Соотношение: 1 мин = 60 сек | 1 | |
115 | Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин | 1 | |
116 | Часы – электронные и механические. Установка будильника | 1 | |
117 | Выполнение действий с числами, полученными при измерении времени | 1 | |
118 | Решение примеров и задач с мерами времени | 1 | |
119 | Числа, полученные при измерении длины и времени | 1 | |
120 | Взаимное положение геометрических фигур | 1 | |
121 | Диаметр. Построение окружности заданного диаметра | 1 | |
122 | Деление окружности на 2, 4 равные части | 1 | |
123 | Составление и решение составных задач по краткой записи | 1 | |
124 | Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со скобками | 1 | |
125 | Доли. Понятие доли как части предмета и целого числа: половина, четверть, третья, пятая доли | 1 | |
126 | Нахождение второй, третьей доли, части предмета и числа | 1 | |
127 | Прямоугольник и квадрат. Названия сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), смежные стороны. Длина и ширина прямоугольника | 1 | |
128 | Построение прямоугольника (квадрата) по заданным длинам сторон с помощью чертёжного угольника | 1 | |
129 | Контрольная работа | 1 | |
130 | Работа над ошибками | 1 | |
131 | Сотовый телефон. Работа с органайзером – календарь, время. Установка даты, времени | 1 | |
132 | Сотовый телефон. Работа с приложениями – таймер, секундомер, будильник | 1 | |
133 | Повторение. Составление и решение задач на деление на равные части по содержанию | 1 | |
134 | Повторение. Все действия в пределах 100. Решение примеров | 1 | |
135 | Повторение. Все действия в пределах 100. Решение задач | 1 | |
136 | Повторение. Все действия в пределах 100. Решение примеров и задач | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Чтение» 4 класс
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: С.Ю. Ил...
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Русский язык»
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: А.К. Ак...
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Живой мир»
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: Н.Б. Ма...
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Занимательный труд»
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: Н.Б. Ма...
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «ИЗО»
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой)....
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Музыка, пение (танец)»
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой)....
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Устная речь»
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: С.В. Ко...