Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «ИЗО»
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Планирование составлено на основе
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.docx | 29.89 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ. Руководитель Сызранского филиала ГБС(К)ОУ школы – интерната № 2 г.о. Жигулёвск _______________________ | СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР _______________________
| РАССМОТРЕНО на заседании ШМО протокол № 1 от _________________ _____________________
|
Рабочая адаптированная основная образовательная программа
для учащихся с умственной отсталостью
по предмету «ИЗО»
Класс 4-а
Учитель Пазухина Татьяна Сергеевна
Количество часов в неделю 1
Планирование составлено на основе
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой).
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «ИЗО» для 4 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы /Под редакцией И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011/
Предмет «ИЗО» имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушением интеллекта.
На уроках дети не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят. Они знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников. Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Коррекционные цели и задачи:
- воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.);
- воспитание интереса к знаниям изобразительной деятельностью;
- развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;
- развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения;
- формирование практических умений в разных видах художественно-изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке);
- воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно;
- формирование умения работать коллективно, выполняя определенный этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности.
Основные направления коррекционной работы:
1. развитие зрительного восприятия и узнавания;
2. развитие пространственных представлений и ориентации;
3. развитие основных мыслительных операций;
4. развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
5. коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
6. обогащение словаря;
Программой предусмотрены следующие виды работы:
- рисование с натуры и по образцу (готовому изображению), по памяти, по представлению и по воображению; рисование на заданные темы, декоративное рисование;
- лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, по воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
- выполнение аппликаций без фиксации изображений на изобразительной плоскости («подвижная аппликация); с фиксацией изображения на изобразительной плоскости с помощью клея с натуры и по образцу, по представлению, по воображению; выполнение сюжетного и декоративного изображения в технике аппликации;
- проведение беседы с учащимися о содержании рассматриваемой репродукции с картины художника, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного творчества.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Обучение композиционной деятельности
Совершенствование умений передавать глубину пространства посредством:
• уменьшения величины удалённых предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя;
• загораживания одних предметов другими. Планы в пространстве: передний, задний, средний (использование макета и панно «В деревне» с изображённым пейзажем на переднем, заднем и среднем планах, с вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине).
Обучение приёму построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения её частей (элементов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.
Обучение приёму построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии.
Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения: избушка на курьих ножках; деревья в сказочном лесу с глазами из двух дупел, с сучьями и ветками, похожими на руки, и т. п.
Примерные задания
Рисование с натуры: «Ваза с цветами» (натюрморт); «Веточка мимозы в стакане» (композиция в прямоугольном формате); «Мой портрет (Это - Я)».
Рисование на темы: «Грузовик и автобус едут по улице города» (на фоне домов и деревьев); «В деревне» (дома, деревья на двух-трёх планах); «Деревья осенью. Дует ветер»; «Ребята катаются с горы»; «Елки в зимнем лесу. 3айки в лесу. Следы на снегу» (пейзаж с двумя-тремя планами); «Новогодняя ёлка. Снегурочка. Дед Мороз у ёлки (возможно сочетание с аппликацией).
Декоративное рисование: «Полотенце», «Платочек». Узоры в полосе и в квадрате (элементы узора - листья, цветы, уточки и др.; ритм формы и цвета в узоре, учёт явления центральной симметрии в квадрате).
Декоративная лепка (барельеф на пластине): «Кувшин в виде поющего петуха» (по образцу); «Избушка Бабы-яги» (барельеф на пластине или на картоне; пластилин); «Портрет человека (голова)» (способом «налепа» частей головы и лица на пластину; пластилин).
Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины» (на цветном фоне, цветная бумага). (Планы в композиции с загораживанием одних предметов другими.) Коллективная работа с помощью педагога.
Аппликация: «Фантастическая (сказочная) птица». «Баба-яга». (Используются заготовленные учителем части этих объектов из цветной бумаги, жёлтый, светло-фиолетовый или сиреневый фон.)
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
3акрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствование умения изображать предметы с натуры и по памяти, правильно передавать в изображении их форму, конструкцию и пропорции.
При объяснении использовать поэтапный показ способа изображения («графический диктант», процесс лепки, работа над аппликацией).
3акрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветреную погоду). Развитие умения видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и «узор» ветвей.
Развитие умения изображать человека. Фигура человека в статике и в динамике (человек делает зарядку, идёт и др.) в соответствии с изобразительными возможностями детей, с использованием помощи со стороны педагога. Портрет человека.
Формирование умения отражать в изображении форму и части головы человека, черты лица.
Формирование умений передавать форму, строение и пропорции фигуры животного в лепке, аппликации и затем в рисунке.
Закрепление приёмов исполнения косовской и городецкой росписи посуды.
Использование приёмов работы кончиком кисти и всей кистью, «примакивания».
3акрепление представления о явлении центральной симметрии в природе: составление узора в круге и овале с учётом центральной симметрии (элементы узора - геометрические и стилизованные формы растительного и животного мира).
Составление целого изображения (реального, сказочного) из частей.
Примерные задания
Лепка: барельеф на картоне «Дерево на ветру»; игрушка «Лошадка» (по образцу каргопольской игрушки); «3айка», «Котик», «Петушок» и др. (по выбору учащихся).
Лепка с натуры предметов симметричной формы: «Бабочка», «Стрекоза», «Божья коровка», «Майский жук» (по выбору учащихся, с помощью учителя) (наложение вылепленных из пластилина частей на нарисованный на картоне контур насекомого). «Фигура человека в статической позе». «Голова женщины», «Голова мужчины» (по выбору учащихся).
Аппликация: «Овальная или круглая салфетка». Составление узора в круге и овале из вырезанных учащимися из цветной бумаги больших и маленьких кругов, силуэтов цветов, листьев, насекомых, вырезанных из бумаги, сложенной вдвое или гармошкой.
Аппликация с дорисовыванием: «Чебурашка», «Неваляшка», «Мишка» (из кругов и овалов, вырезанных учащимися из цветной бумаги). Дорисовывание глаз, носа и других элементов выполняется фломастером.
Работа в технике аппликации над образцом дерева. Составление целого изображения берёзы, сосны, ели способом обрыва кусков бумаги формы ствола, веток, кроны в виде цветного пятна (лапы ели, сосны) (бумага соответствующего цвета).
Рисование с натуры листьев деревьев и кустарников слабо расчленённой формы в осенней окраске (лист сирени, берёзы, осины, дуба и т. п.) и раскрашивание их в технике «по-мокрому».
Рисование по памяти и на основе представлений (после лепки и работы над аппликацией над образом деревьев): «Берёза, сосна, ель» (пастель; цветная гуашь и кисть).
Зарисовка простым карандашом с последующим раскрашиванием фломастерами или гуашью выполненного рисунка «Чебурашка», «Неваляшка» или «Мишка» (по выбору учащихся).
Рисование фигуры человека, головы мужчины и женщины (после выполнения лепки и аппликации на ту же тему) (простой карандаш).
Выполнение несложных элементов росписи гжельской посуды (карандаш).
Рисование с натуры и затем по памяти предметов: «Вазы разной формы», «Кувшин», «Чайник», «Машинка - игрушка» (простой карандаш) (по выбору учащихся).
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи
3акрепление представлений о цвете, красках и приёмах работы красками и кистью.
Совершенствование приёмов осветления цвета с помощью белил или разведения краски водой; затемнения цвета с помощью чёрной краски, получения некоторых оттенков (светло-зелёный, жёлто-зелёный, тёмно-зелёный и т. п.).
Использование получаемых осветлённых и затемнённых красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании.
Приёмы работы акварельными красками: работа синей краской по мокрой бумаге («по-мокрому») при изображении неба, красной и оранжевой красками - при изображении солнца и его лучей.
Подбор цветовых сочетаний при изображении красок осени, зимы, лета (с помощью учителя).
Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов (с помощью учителя): добрые и злые образы (например, Царевна Лебедь и Баба-яга), при использовании ярких и тусклых цветов.
Совершенствование умений раскрашивания силуэта изображения, не выходя за его пределы, работая по сухой бумаге («по-сухому»).
Примерные задания
Раскрашивание осенних листьев акварелью по мокрой бумаге.
Рисование сразу кистью по тонированной бумаге (по памяти после наблюдения): «Праздничный салют» (по чёрной, тёмно-синей бумаге гуашью, восковыми мелками). «Солнечный день» (акварель, работа по мокрой и по сухой бумаге). «Сказочные цветы».
Рисование сразу кистью (или по нарисованному карандашом рисунку) элементов росписи посуды Гжели (синяя и голубая гуашь, осветлённая белилами).
Раскрашивание работ, нарисованных карандашом: насекомых, игрушек («Чебурашка» и др.), «Мужчина и женщина» (акварель, гуашь, кисть) и др.
«Деревья в осенней окраске» (акварель в технике «по-мокрому»).
Обучение восприятию произведений искусства
Формирование у учащихся представлений о работе художников и скульпторов, о мастерах народных промыслов. Беседы на темы:
1. Как и о чём создаются картины. Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, гуашь, акварель, пастель, сангина, карандаши, тушь и др.).
2. Как и о чём создаются скульптуры. Скульптурные изображения (статуя, бюст, группа из нескольких фигур статуэтка). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, металл, например сталь; гипс, глина, пластилин и др.).
Для демонстрации можно использовать произведения живописи и графики: И. Остроухова, В. Поленова, К. Юона, И. Левитана, Ф. Васильева, М. Сарьяна, В. Фирсова и др. (по выбору учителя).
Произведения скульптуры: В. Ватагина, А. Опекушина, В. Мухиной и др. (по выбору учителя).
Инструменты художников и скульпторов (фотографии).
Предметы декоративно-прикладного искусства: Хохломы, Городца, Дымково.
Работа над развитием речи
Закрепление речевого материала 1, 2, 3 классов.
Новые слова, словосочетания:
- искусство, красота; художник, картина, натура; пейзаж, натюрморт, портрет; картина о жизни (сюжет); пастель, сангина; тушь, перо; палитра;
- скульптор, скульптура, гранит, гипс, сталь, металл, статуя, бюст, скульптурная группа из нескольких фигур, статуэтка; форма, размер, цвет;
- радостный, мрачный, сказочный, волшебный;
- смешное, страшное, доброе, злое (в произведениях искусства, в жизни);
- рисунок с натуры, рисунок по памяти; работать кончиком (корпусом) кисти;
- рисовать акварелью по мокрой (по сухой) бумаге;
- красота природы, красота человека (животного); части предмета, умелый мастер, русский народный узор, народное искусство, каргопольские, дымковские игрушки, узоры Гжели.
Новые фразы:
- Рисуй с натуры, Рисуй, чтобы было похоже. Рисуй предмет так, как его видишь.
- Расположи рисунок на листе бумаги так, чтобы было красиво (рисунок в центре листа, не большой и не маленький).
- Рисуй по памяти (как запомнил).
- Рисуй сразу кистью краской, пятном, кончиком кисти.
- Я расположил рисунок посередине (у края) листа бумаги. Я рисую с натуры (по памяти).
- Я рисую предмет так, как его вижу. Я рисую пейзаж (натюрморт, портрет).
- Мне нравится этот рисунок: яркие краски, красивые деревья и т.п.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- материал для развития речи, изучавшийся на уроках изобразительного искусства;
- способы работы по мокрой и сухой бумаге;
- названия жанров живописи (пейзаж, натюрморт, портрет, рисунок на тему из жизни);
- названия некоторых национальных промыслов (Гжель, Каргополь, Дымково, Городец);
- явления осевой и центральной симметрии, существующее в природе
Учащиеся должны уметь:
- рисовать с натуры (рассматривать предмет, находить его форму, выделять части, видеть пропорции);
- рисовать по памяти после проведённых наблюдений;
- выбирать для рисунка лист бумаги нужной формы, размера;
- применять осевую линию при рисовании симметричных предметов;
- сочинять узор, используя ритм формы, цвета элементов узора и симметрию в его композиции;
- осветлять и затемнять краски, используя белила и чёрную краску;
- закрашивать силуэт краской, разведённой до нужной консистенции;
- рисовать по мокрой и по сухой бумаге, используя приёмы этой работы с краской и кистью;
- в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Таблицы демонстрационные
2. Презентации по темам
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Обучение учащихся 1 – 4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителя. В.Г. Петрова, М.: Просвещение, 1976.
2. Учимся рисовать. М.А. Васильева, М.: Ювента,2009.
3. Уроки рисования в I-IV классах вспомогательной школы. Изд.3-е, исправленное и дополненное. М.: Просвещение 1975.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 | Рисование с натуры листьев | 1 | |
2 | Рисование на тему «Деревья осенью» | 1 | |
3 | Рисование на тему «В деревне» | 1 | |
4 | Лепка: барельеф на картоне «Дерево на ветру» | 1 | |
5 | Приёмы работы красками и кистью | 1 | |
6 | Техника рисования по мокрому листу. Изображение неба | 1 | |
7 | Раскрашивание осенних листьев акварелью по мокрой бумаге | 1 | |
8 | Беседа на тему: «Как и о чём создаются картины» | 1 | |
9 | Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины» | 1 | |
10 | Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины» | 1 | |
11 | Аппликация: «Овальная салфетка» | 1 | |
12 | Декоративное рисование: «Полотенце» (элементы узора – листья, цветы) | 1 | |
13 | Каргопольская игрушка. Лепка: игрушка «Лошадка» | 1 | |
14 | Рисование на тему: «Ёлки в зимнем лесу. Следы на снегу» | 1 | |
15 | Рисование на тему: «Новогодняя ёлка. Дед Мороз у ёлки» | 1 | |
16 | Аппликация с дорисовыванием: «Неваляшка» | 1 | |
17 | Аппликация с дорисовыванием: «Мишка» | 1 | |
18 | Аппликация с дорисовыванием: «Чебурашка» | 1 | |
19 | Зарисовка игрушек по выбору учащихся | 1 | |
20 | Раскрашивание игрушек акварелью | 1 | |
21 | Беседа на тему: «Знакомство со скульптурой» | 1 | |
22 | Лепка фигуры человека в статической позе | 1 | |
23 | Рисование фигуры человека | 1 | |
24 | Рисование с натуры «Ваза с цветами» | 1 | |
25 | Рисование с натуры машинки-игрушки | 1 | |
26 | Рисование акварелью «Сказочные цветы» | 1 | |
27 | Знакомство с гжельской росписью | 1 | |
28 | Рисование элементов росписи посуды Гжели | 1 | |
29 | Рисование кистью «Праздничный салют» | 1 | |
30 | Лепка предметов симметричной формы «Бабочка» | 1 | |
31 | Лепка предметов симметричной формы «Стрекоза» | 1 | |
32 | Аппликация: «Сказочная птица» | 1 | |
33 | Аппликация: «Сказочная птица» | 1 | |
34 | Мастера народных промыслов | 1 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Чтение» 4 класс
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: С.Ю. Ил...
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Русский язык»
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: А.К. Ак...
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Живой мир»
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: Н.Б. Ма...
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Занимательный труд»
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: Н.Б. Ма...
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Математика
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: М.Н. Пе...
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Музыка, пение (танец)»
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой)....
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Устная речь»
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: С.В. Ко...