Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Начальная школа ХХI век" духовно-нравственное направление
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
Духовно-нравственное направление
Клуб «Этика: азбука добра»
Программа составлена по методическим рекомендациям И.С. Хомяковой
под руководством чл.-корр. РАО, профессора Н.Ф. Виноградовой
УМК «Начальная школа 21 век»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения и учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ ООШ 7;
- авторской программы И.С. Хомяковой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011г.);
- инструктивно – методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС» и направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников. Программа духовно- нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:
- патриотические чувства гражданина России;
- гражданская идентификация;
- общечеловеческие ценности;
- поликультурный мир;
- личное нравственное самосовершенствование.
Пояснительная записка
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Общая характеристика
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме клуба «Этика: азбука добра».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
- личностно направленные, стимулирующие, развивающие, активизирующие. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность.
Место факультатива в учебном плане.
«Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана в 1 классах на 33 часа, во 2- 4 классах на 34 часа – 1час в неделю. Продолжительность занятий в 1 – 2 классах по 30 минут, в 3 – 4 классах по 40 минут.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).
Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Этика: азбуки добра ».
В процессе освоения материалов клуба ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах клуба содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
Содержание программы:
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. - Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
-воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
-оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Универсальные учебные действия:
_ использовать в речи слова вежливости;
_ участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
_высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
- создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии.
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.
Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида.
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.
Оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет.
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.тд.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
Использовать доброжелательный тон в общении.
Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Тематическое планирование
1 класс
Школьный этикет
Мы пришли на урок.
Зачем нужны перемены?
Мы в школьной столовой.
Правила общения
Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)?
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.
Мой учитель.
Думай о других: сочувствие, как его выразить?
Моя семья.
О трудолюбии
Что помогает учиться лучше (старательность)?
Как мы трудимся: в школе и дома.
Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).
Культура внешнего вида
Основные правила Мойдодыра.
Каждой вещи своё место.
Внешкольный этикет
Правила поведения на улице, в транспорте.
«Спасибо» и «пожалуйста».
2 класс
Школьный этикет
Дисциплина в школе и классе.
В библиотеке: люби книгу.
Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.
Правила общения
Сопереживание, помощь друзьям.
Дал слово — держи его.
Диалоги со сверстниками.
О трудолюбии
Учусь всё делать сам.
Взаимопомощь дома и в школе.
Беречь результаты труда.
Культура внешнего вида
Правила личной гигиены.
Бережное отношение к своей одежде.
Внешкольный этикет
Правила поведения в общественных местах.
Бережное отношение к природе.
3 класс
Школьный этикет
Взаимопомощь: учёба и труд.
Школьное имущество надо беречь.
Правила общения
Время надо беречь.
Слово лечит, слово ранит.
Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).
О трудолюбии
Труд кормит, а лень портит.
Как организовать свой труд.
Культура внешнего вида
Уход за своими вещами.
Одежда будничная и праздничная.
Внешкольный этикет
Разговор по телефону.
Поведение в гостях.
Я пишу письмо.
Поведение на природе.
4 класс
Школьный этикет
Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим.
Забота о младших.
Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль.
Правила общения
Игра «Город вежливости».
Вежливый ли я дома?
О трудолюбии
Культура физического и умственного труда.
Золотые руки.
Герои труда.
Культура внешнего вида
Что такое культура внешнего вида?
Одежда и осанка.
Вежливость и внешний вид.
Внешкольный этикет
Готовимся к празднику.
Осваиваем правило «так нельзя».
Литература
- «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»./М-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2011г.
- « Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методический конструктор».: в 2-х частях, под редакцией А.Я. Данилюка./ М.: Просвещение, 2011г.
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»./А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.: Просвещение, 2011г.
- Сборник программ внеурочной деятельности \ под ред. Н.Ф. Виноградовой. Вентана – Граф 2011 .г
Технические средства обучения
- Классная доска
Компьютер
Оборудование класса
- Ученические столы с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения ___________
учителей нач. классов от августа 201 года
МБОУ ООШ 7
от августа 201 года №
_____________________
Подпись руководителя МО ФИО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению "Школа мастеров"
В помощь учителям начальных классов...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы - школе"
В помощь учителям начальных классов...
Рабочая учебная программа "Прыг-скок" для внеурочной деятельности в начальной школе по направлению нравственно-эстетического развития личности
Для внеурочной деятельности в начальной школе по направлению нравственно-эстетического развития личности...
Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по общекультурному направлению кружок «Драматический»
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно – нр...
Внеурочная деятельность .Рабочая программа по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка».
Рабочая программа для начальной школы (1-4 классы) "Здоровейка". Спортивно-оздоровительное направление. Составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на пров...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"...