Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по общекультурному направлению кружок «Драматический»
рабочая программа на тему
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Разработана на основе программы «Театр-студия в современной школе: программы, конспекты, занятия, сценарии» С.Ю. Кидина. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Личность современного ребенка складывается в атмосфере творческого созидания, поэтому актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Ведение кружка «Драматический» в общеобразовательной школе способно эффективно повлиять на
воспитательно-образовательный процесс, т.к. происходит сплочение коллектива, расширяется культурный диапазон учеников и учителя,
повышается культура поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dram.kruzhka.docx | 41.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с.Новодевичье
м.р. Шигонский, Самарской области
Утверждаю: Директор Г. А. Кокшина «_____»_____________2012 г. | Согласовано: зам. директора по УВР Птицына Е. А. «_____»___________2012 г. | Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов Протокол №__от _______2012 Руководитель МО ___________________________ |
Программа
по внеурочной деятельности в начальной школе
по общекультурному направлению
кружок «Драматический»
Срок реализации программы – 4 года
Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования.
Программу разработала:
учитель начальных классов
Козлова О.П.
Новодевичье, 2012 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Разработана на основе программы «Театр-студия в современной школе: программы, конспекты, занятия, сценарии» С.Ю. Кидина. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Личность современного ребенка складывается в атмосфере творческого созидания, поэтому актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Ведение кружка «Драматический» в общеобразовательной школе способно эффективно повлиять на
воспитательно-образовательный процесс, т.к. происходит сплочение коллектива, расширяется культурный диапазон учеников и учителя,
повышается культура поведения. Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, трудовой опыт и развивает его. Театральное творчество не только активизирует интерес школьника к искусству театра и искусству вообще, но и развивает фантазию, воображение, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в коллективе. Занятия кружка учат учащихся общаться друг с другом, делиться мыслями, умениями, знаниями. Методы, формы и содержание театральных упражнений реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, развивают психологические структуры (внимание, мышление, волю, память), придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда. С помощью педагога юные артисты работают над своими ролями, со словом, его
произнесением и звучанием, чистотой интонации, ясной артикуляцией, мимикой, точностью ритмического рисунка, находят нужные краски и
средства выразительности для раскрытия художественного образа. Выбор роли происходит по взаимному согласию учителя и учащихся. Занятия кружка способствуют раскрытию и активизации своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче раскрытия «Я» личности учащегося служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения, и каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой. При отработке сценического движения большое внимание уделяется пластике, выразительности движений. Работа кружка предполагает знакомство с основами актерского мастерства, просмотр телеспектаклей, выезд в театр, постановки мини-спектаклей.
Программа кружка рассчитана на детей 6-10 лет в объеме на 4 года 135 часов:
1 класс - 33 ч (1 занятие в неделю)
2 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
3 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
4 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
Продолжительность занятия – 30-40 минут.
Количество учащихся в группе – 8-15 человек.
Основные задачи кружка «Драматический» следующие:
- пробудить эстетическое чувство и творческое начало;
- освоить необходимые навыки актерской техники;
- развить природные детские способности ребят: фантазию, воображение, внимание, контактность.
- Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.
- Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.
- Активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас. Совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу.
- Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи.
Цель программы
- - воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
- - помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в общении с людьми.
- -эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
- - раскрытие и развитие потенциальных способностей детей.
- Основные цели кружка «Драматический» следующие:
- приобщение учащихся к театральному искусству;
- обогащение духовных потребностей ребенка;
- развитие его творческой активности.
Ожидаемый результат
Предполагаемые умения и навыки детей:
- Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
- Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
- Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
- Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
- Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
- Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
- Умеют составлять диалог между сказочными героями.
- Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
Содержание программы (1-4 класс, 135 часа)
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
· потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
· целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
· этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
· осознание значимости занятий для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
· планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
· пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
· проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учащиеся научатся:
· читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
· выразительному чтению;
· развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
· видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
· сочинять этюды по сказкам;
· умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Тематическое планирование программы
№ | Тема занятия | Кол-во час | Деятельность на уроке | |||||
1 класс, 33 часа | ||||||||
1 | Вводное занятие. Особенности театральной терминоологии. | 1 | Знакомство детей с историей театра. Знакомство с основными театральными терминами. | |||||
2-3 | Театр снаружи и внутри. | 2 | Знакомство с понятиями « балкон», «ложа», «закулисье», «сцена», «партер»… | |||||
4 | Художественная мастерская | 1 | Изображение здания театра. | |||||
5-6 | Зритель в театре. | 2 | Знакомство с правилами поведения в театре. Понятия «зритель» и «фанат». | |||||
7-8 | Театральные профессии | 2 | Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель…) | |||||
9-13 | Виды театральных кукол и способы управления ими. | 5 | Беседа о разновидностях кукол и способах управлениями ими. | |||||
14 | Особенности работы театра. | 1 | Особенности организации работы театра. Техника безопасности. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). Просмотр видио фрагмента и его последующий анализ. | |||||
15-16 | Понятие «кукловод». | 2 | Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы. | |||||
17-18 | История одной куклы. | 2 | Просмотр фильма про Буратино | |||||
19 | Речевая и пальчиковая гимнастика. | 1 | Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита. Речевая и пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Учить детей самостоятельно делать артикуляционную гимнастику. | |||||
20-22 | Творческая мастерская. | 3 | Изготовление простых кукол-перчатки. | |||||
23 | Просмотр видеофильма кукольного театра. | 1 | Посещение или просмотр театральной постановки. | |||||
24-25 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 2 | Презентация о театрах. Видеоролики. | |||||
26-27 | Театры разных стран. | 2 | Знакомство с театрами. Просмотр видео о театрах. Презентация. | |||||
28 | Выбор пьесы и работа над ней. Изготовление декораций | 1 | Выбор спектакля. Изготовление плоских декораций и героев сказки ( по выбору учащихся) | |||||
29-31 | Работа над спектаклем | 3 | Работа над спектаклем. Распределение ролей. Речевая гимнастика. | |||||
32 | Генеральная репетиция | 1 | Подготовка декораций. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Генеральная репетиция. Разбор итогов генеральной репетиции. | |||||
33 | Спектакль | 1 | Организация и проведение спектакля учащимся начальных классов; Показ спектакля. Анализ спектакля. | |||||
2 класс, 34 часа | ||||||||
1 | Вводный урок. | 1 | Знакомство детей со сценой театра. | |||||
2 | Азбука театра. | 1 | Особенности театра. Роли. Оформление декораций. Сцена. Зрители. | |||||
3-6 | Сцена и её виды. | 4 | Знакомство с разновидностями сцен. | |||||
7 | Конкурс чтецов. | 1 | Декламировать скороговорки на публику. | |||||
8-10 | Виды театральных постановок | 3 | Знакомство с театральными постановками | |||||
11-12 | Секреты сценического мастерства. | 2 | Знакомство с понятием «ширма». Обучение работе над ширмой. | |||||
13-15 | Знакомство с понятием «декорация». | 3 | Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления спектакля театра. | |||||
16-17 | Первичные навыки работы с ширмой. | 2 | Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. | |||||
18-21 | Мастерская декорации | 4 | Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т.д.) | |||||
22-24 | Театральная игра | 3 | Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. | |||||
25-26 | Выбор пьесы и работа над ней. | 2 | Взаимодействие актеров на сцене. Манипуляции голоса. Репетиция. | |||||
27-28 | Чтение пьесы по ролям, анализ текста. | 2 | Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. | |||||
29-30 | Работа над пьесой | 2 | Музыкальное оформление спектакля. Репетиция | |||||
31-32 | Работа над пьесой | 2 | Изготовление декораций и костюмов к спектаклю. | |||||
33 | Генеральная репетиция. | 1 | Генеральная репетиция | |||||
34 | Показ спектакля. | 1 | Показ спектакля. Рефлексия актеров и зрителей | |||||
3 класс, 34 часа | ||||||||
1 | Вводный урок. Мир театра с наружи. | 1 | Знакомство с театральными буднями, реквизитами. | |||||
2 | Касса и билеты. | 1 | Знакомство с профессией «билетер», «кассир». Изготовление и распространение билетов на спектакль. | |||||
3-4 | Афиша. | 2 | Знакомство, планирование и изготовление афиши. | |||||
5-7 | Театр героев | 3 | Работа с театральными словами в группах, объяснение слов и терминов. Этюдный тренаж. | |||||
8-10 | Мастерская кукол. Бумажная сказка. | 3 | Изготовление простейших плоских кукол, для игры за ширмой | |||||
11-13 | Чтение пьесы по ролям, анализ текста. | 3 | Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. | |||||
14-16 | Мастерская декораций. | 3 | Изготовление аксессуаров оформления. Объёмные декорации. | |||||
17-18 | Театральная игра | 2 | Художественнее творчество | |||||
19-20 | Театральный видеосалон . | 2 | Просмотр сказки-спектакля «Новогодние приключения Маши и Вити». Анализ произведения. | |||||
21-22 | Секреты сценического мастерства. | 2 | Импровизация. | |||||
23-24 | Интонация | 2 | Знакомство и умение использования интонации при передачи текста. | |||||
25 | Театральный видеосалон | 1 | Просмотр музыкальной сказки-спектакля «Волк и семеро козлят». Анализ произведения. | |||||
26-31 | Выбор пьесы и работа над ней. | 6 | Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев. Импровизация. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. Изготовление декораций и костюмов к спектаклю | |||||
32-33 | Генеральная репетиция. | 2 | Генеральная репетиция. | |||||
34 | Показ спектакля | 1 | Показ спектакля. Рефлексия актеров и зрителей | |||||
4 класс, 34 часа | ||||||||
1 | Кому - таланты, кому - поклонники. | 1 | Вводный урок. Знакомство с творческой труппой. | |||||
2-3 | Театр теней. | 2 | Пальчиковые игры. Световое решение. | |||||
4-5 | Музыка и театр. | 2 | Знакомство с театральными композиторами и музыкой к постановкам. | |||||
6-7 | Звуки и шумы. | 2 | Знакомство с применением дополнительных средств для озвучивания спектакля. | |||||
8-9 | Театральный видеосалон . | 2 | Просмотр сказки-спектакля «Дюймовочка». Анализ произведения. | |||||
10-11 | Мастерская кукол. Лоскуток к лоскутку. | 2 | Изготовление простейших одежд для объёмных кукол. | |||||
12-14 | Чтение и анализ текста. | 3 | Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей. | |||||
15-16 | Театральная игра. | 2 | Этюды на сопоставление разных характеров. | |||||
17-19 | Секреты сценического мастерства. | 3 | Индивидуальное и коллективное сочинение сказок, стихов, загадок. | |||||
20-21 | Выбор пьесы и работа над ней. | 2 | Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей. | |||||
22-24 | Изготовление декораций и костюмов | 3 | Изготовление декораций и костюмов к спектаклю | |||||
25-26 | Сценическая речь | 2 | Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. | |||||
27-29 | Работа над спектаклем. | 3 | Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей. | |||||
30-31 | Репетиция. | 2 | Работа над спектаклем | |||||
32-33 | Генеральная репетиция. | 2 | Генеральная репетиция. | |||||
34 | Творческий отчет. Показ спектакля. | 1 | Показ спектакля. Подведение итогов. | |||||
Итого | 135час |
- Методические условия реализации программы
- Типы занятий:
- комбинированный;
- первичного ознакомления материала;
- усвоение новых знаний;
- применение полученных знаний на практике;
- закрепления, повторения;
- итоговое.
- Формы организации учебного занятия:
- кружковое занятия;
- соревнование
- концерт;
- экскурсия;
- диспут;
- творческий отчет;
- круглый стол;
- урок-лекция;
- урок-репортаж;
- урок-путешествие;
- заочная экскурсия;
- творческая мастерская;
- урок-игра
- Программой предусматривается также
- совместные просмотры и обсуждения спектаклей;
- посещение музеев, выставок;
- творческие встречи с артистами театров, с интересными людьми;
- творческие конкурсы;
- дни именинника т.п.
- Формы работы с родителями.
- совместные праздники, творческие конкурсы;
- родительские собрания;
- консультации;
- беседы;
- открытые занятия.
- Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы
- театральные постановки
- игры;
- открытые занятия;
- концерты;
- анкеты;
- тесты;
- фестивали;
- конкурсы.
Список литературы:
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
3. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.
4. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.
5. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.
6. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php
7. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.
8. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/
9.Крутенкова, А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы. 1–9 классы / А.Д. Крутенкова. – Волгоград : Издательство «Учитель», 2008.
10.Парулина, О.В. Мир игрушек и поделок / О.В. Парулина. – Смоленск, 2000.
11.Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр : программа «Театр – творчество – дети» / Н.Ф. Сорокина. – М. : АРКТИ, 2002.
12. Строганова Л.Н. Программа Драматического кружка «Сказка» http://zelina14.ucoz.ru/index/0-10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по спортивно - оздоровительному направлению «Подвижные игры»
Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по спортивно-оздоровительному направлению "Подвижные игры"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности детей 7-10 лет общекультурной направленности "Французский театр"
Данная программа внеклассной деятельности относится к программам общекультурной направленности, ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художествен...
Программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок» Спортивно-оздоровительное направление
Основные направления реализации программы: – организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;– организация и проведение разнообразных мероп...
Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по общекультурному направлению кружок «Маска»
Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по общекультурному направлению кружок «Маска»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ» (общекультурное направление) ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ»(общекультурное направление)ДЛЯ 1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...
Программа по внеурочной деятельности для начальной школы «Уроки жизни» (духовно – нравственное направление)
Программа включает в себя 6 блоков на основе сотрудничества, сотворчества, совместного поиска школы, семьи, детских образовательных учреждений, музея, библиотеки, учреждений здравоохранения. Реа...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА" 2 класс ( общекультурное направление)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА" 2 класс ( общекультурное направление)...