рабочая программа "Юный эколог"
рабочая программа (1 класс) на тему
пояснительная записка, календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_ekolog_2.docx | 31.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 – 2 классов. Количество часов в год: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 учебных часа в год.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу. Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
- ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков
Календарно – тематический план
Тематический план
1-й год обучения
№ | Кол.часов. | Тема | Дата проведения | |
План. | Факт. | |||
1 | Введение | |||
1 | Что такое экология? | |||
1 | Мой дом за окном | |||
1 | Мой дом | |||
1 | Экскурсия по поселку | |||
1 | Практическое занятие «Уборка школьного двора » | |||
1 | Откуда берётся и куда девается мусор? | |||
1 | Дорога из дома в школу | |||
1 | Стихи рассказы о природе | |||
1 | Экскурсия-прогулка «Краски и звуки зимы» | |||
1 | Птицы нашего двора | |||
1 | Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» | |||
1 | Экскурсия к водоему | |||
1 | Моя квартира: Я и моё окружение | |||
1 | Моя семья | |||
1 | Соседи-жильцы | |||
1 | Мой класс | |||
1 | Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате» | |||
1 | Дом моей мечты | |||
1 | Комнатные растения в квартире, классе | |||
1 | Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» | |||
1 | Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике» | |||
1 | Экскурсия в лес | |||
1 | Животные в доме | |||
1 | Гигиена моего дома | |||
1 | Уход за квартирой | |||
1 | Гигиена класса | |||
1 | Практическое занятие «Гигиена класса» | |||
1 | Бытовые приборы в квартире | |||
1 | Экскурсия в школьную кухню | |||
1 | Природа в квартире и в классе | |||
1 | Наша одежда и обувь | |||
1 | Якутская народная одежда Практическая работа «Уход за одеждой» |
Учебно-тематический план
2 –й год обучения
№ | Кол.часов. | Тема | Дата проведения | |
План. | Факт. | |||
1 | 1 | Вода – источник жизни | ||
2 | 1 | Вода в моём доме и в природе | ||
3 | 1 | Стихи, рассказы о воде и природе | ||
4 | 1 | Экскурсия к водоёму | ||
5 | 1 | Осень в нашем селе | ||
6 | 1 | Экскурсия в лес | ||
7 | 1 | Вода в жизни растений | ||
8 | 1 | Вода в жизни животного мира | ||
9 | 1 | Вода и здоровье человека | ||
10 | 1 | Личная гигиена | ||
11 | 1 | Практическое занятие «Как правильно чистить зубы» | ||
12 | 1 | Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле» | ||
13 | 1 | Солнце и свет в нашей жизни | ||
14 | 1 | Солнце, Луна, звёзды – источники света | ||
15 | 1 | Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения | ||
16 | 1 | Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света | ||
17 | 1 | Отношение к свету и теплу различных животных | ||
18 | 1 | Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи» | ||
19 | 1 | Электрический свет и тепло в моём доме | ||
20 | 1 | Откуда приходит свет и тепло в мой дом | ||
21 | 1 | Телевизор в моём доме | ||
22 | 1 | Сколько стоят свет и тепло | ||
23 | 1 | Итоговое занятие | ||
24 | 1 | Воздух и здоровье | ||
25 | 1 | Воздух и здоровье человека | ||
26 | 1 | Практическое занятие «Уборка в классе» | ||
27 | 1 | Мой край | ||
28-29 | 2 | Растительный мир Оймяконья | ||
30-31 | 2 | Животный мир Оймяконья | ||
32 | 1 | Исчезающие растения и животные родного края | ||
33 | 1 | Весенние работы | ||
34 | 1 | Практическое занятие «Уборка территории школы» | ||
Итоговое занятие | ||||
Итого: 34 часа |
Содержание программы
1 класс (33 ч)
Введение (1 ч)
Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком.
1.Мой дом за окном (12ч)
Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен. Дома в деревне и в городе. Соблюдение чистоты и порядка во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своём доме. Техника безопасности. Распределение обязанностей по уборке школьного двора. Отчёт о выполнении задания. Наблюдение. Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор. Наблюдение в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только зимой? Из чего состоит снег? Рассказы детей о снежинках. Музыка природы в зимнее время года. Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев? Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время. Изготовление кормушек. Что вокруг нас может быть опасным? Правила поведения на дороге, в транспорте.
2.Я и моё окружение (11 ч)
Моя квартира. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его значение.
Моя семья. Происхождение слова «семья». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».
Соседи – жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции народов РС(Я)
Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной комнате? Дежурство по классу. Распределение обязанностей. Отчёт каждой группы о проделанной работе.
Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде.
Комнатные растения в квартире, в классе. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей за комнатными растениями. Наблюдение изменений произошедших после произведённых работ.
Животные в доме. Знакомство с домашними животными. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.
3.Гигиена моего дома. (9 ч.)
Уход за квартирой. Влажная уборка, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила общения с электрической и газовой трубой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется. Правила безопасности при их эксплуатации.
Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями.
Наша одежда и обувь. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. История появления одежды. Знакомство с якутской народной одеждой. Изготовление одежды из природного материала. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щёткой верхнюю одежду? История якутского костюма. Моделирование и демонстрация одежды.
2 класс (34 ч)
1. Вода – источник жизни (12 ч)
Вода в моём доме и в природе. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется. Куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека? Как расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
2. Солнце и свет в нашей жизни (11 ч)
Солнце, Луна, звёзды – источники света. Влияние тепла и света на комнатные растения. Наблюдение по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Как животные относятся к свету и теплу. Роль света в жизни человека. Освещённость рабочего места. Глаз – орган зрения. Гигиена зрения. Зарядка для глаз. Экономия света и тепла. Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра.
3. Воздух и здоровье (3 ч)
Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проветривание.
4. Мой край (6 ч)
Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Основные экогруппы растений. Особенности жизни животных области. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга.
5. Весенние работы (2 ч)
Список литературы
- Аверенский А.И., Ноговицына С.Н. Насекомые Якутии. Жуки – НКИ «Бичик», 2008
- Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
- Аржакова С.К, Кусатов К.И. Реки и озера Якутии – НКИ «Бичик», 2007.
- Винокуров В.Н. «Растения и животные Якутии»- Якутск «Бичик», 2004.
- Данилова Н.С, Рогожина Т.Ю. и др. Декоративные растения Якутии - НКИ «Бичик», 2010
- Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.
- Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68.
- Каймук Е.Л., Винокуров Н.Н Насекомые - Якутии.Бабочки, 2005.
- Сидоров Б.И. Знаете ли вы млекопитающих Якутии?-НКИ «Бичик»,2002.
10. Сидоров Б.И. Знаете ли вы птиц Якутии?- НКИ «Бичик»,2005.
11. Федоров Г.М, Федорова З.П. Хамсыыр харамай эйгэтэ – Якутск «Бичик», 2008.
Муниципальное казенное образовательное учреждение
« Ючюгейская средняя общеобразовательная»
Согласовано руководитель МО: Утверждаю завуч по УР
Громова Л.Е.________________ Слепцов А.К._____________
«___»_________________2013г «____» ________________2013 г
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Юный эколог»
(экологическое направление)
Программу составила учитель начальных классов
Громова Лилия Егоровна
Ючюгей. 2013г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по экологии "Экология животного мира"
разработка урока по экологии для расширения и углубления знаний детей о животных...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.
В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...
От экологии природы - к экологии души
Природа, я иду в тебяС душой и сердцем обнажённым.Прими, пожалуйста, любя, Хочу быть заново рождённой.Природа – матушка моя,Твои исполню повеленья.За все грехи прости меня,Возьми, как детку на ко...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ"ШАГ В НАУКУ" ТЕМА: ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА.
ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА. ФАКТОРЫ РИСКА...
рабочая программа факультативного курса "Экология родного края" для 2 класса.
Программа факультативного курса "Экология родного края" направлена на формирование у младших школьников эмоционально- насыщенного образа родного севера и начальных представленийо самобытности и значим...
Рабочая программа "Экология"
Пояснительная запискак курсу «Экология для младших школьников» 3 класс Курс «Экология для младших школьников» разработан как дополнение к курсу «Окружающий мир» в начальной школе. Он призван реша...
Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии для 1-4 кл «Первые шаги по тропинке открытий»
«Первые шаги по тропинке открытий» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основн...