ПРОГРАММА « Подготовка ребёнка к школе». Возраст –6-7 лет Срок реализации – 1 год.
рабочая программа на тему

Программа составлена на основе     пособий:                                                                                                                      

                                                                  Чураковой Н.А. «Кронтик учится  считать»,

                                                Захаровой О. А. «Кронтик учится рисовать фигуры»,

                                 Федотовой О.Н «Маша и Миша изучают окружающий мир»,

                                           Рукавишникова И.С. « Друзья Кронтика учатся читать».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 

ПРОГРАММА

« Подготовка ребёнка к школе».

Возраст –6-7 лет

Срок реализации – 1 год.

                                                             Программа составлена на основе     пособий:                                                                                                                      

                                                                  Чураковой Н.А. «Кронтик учится  считать»,

                                                Захаровой О. А. «Кронтик учится рисовать фигуры»,

                                 Федотовой О.Н «Маша и Миша изучают окружающий мир»,

                                           Рукавишникова И.С. « Друзья Кронтика учатся читать».

                                                               

г. Пестово

2017год

Пояснительная записка

       Одной из актуальных проблем в современном образовании  является проблема адаптации ребёнка к школе. Курс« Подготовка ребёнка к школе» для  детей 6-7 лет разработан на основе УМК «Предшкола нового поколения». Он учитывает современные требования программ начального обучения и становится понятно, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе, причем проводимой именно учителями начальной школы.

   Воспитание и позитивная социализация, согласно Стандарту второго поколения и  концепции,  должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеурочную,  внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни.

   Первый год обучения  в школе, самый трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам.   Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации детей к школе, обеспечивающие их дальнейшее развитие, обучение и воспитание. Для успешного обучения школьников в этот период необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни. Средствами всех пособий комплекта создаётся единая среда, которая в игровой, сказочной форме позволит развивать в детях дошкольного возраста все необходимые качества и способности, необходимые для вступления в школьную жизнь.

   Программа « Подготовка ребёнка к школе» обеспечивает снятие эмоционального напряжения в период адаптации детей к новым требованиям, связанным с необходимостью организации не только игровой, но и новой, учебной деятельности. Начальные  представления  ребёнка о  математике  и  родном  языке,  об  окружающем  мире  и  художественной  культуре  будут  складываться  на    основе интегрированных  знаний. Подготовка  детей  к школе по  математике   поможет  обучить  ребёнка ориентироваться  в  пространстве  и  на  плоскости, получить  первые  представления  о  количестве, количественных  отношениях множеств, натуральном числе и  его  обозначении  в  пределах первого   десятка, о  сложении  и  вычитании чисел  в пределах  пяти  и порядковом счёте.

   Разумное сочетание игровой занимательности и серьезности заданий, поможет ребёнку освоить роль ученика, заниматься с интересом, быть активным на занятиях. Игра – важнейшее средство включения детей в учебную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и создания нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности. При переходе ребенка в школу игра сохраняет свою ценность как способ присвоения социального опыта, общения со сверстниками, формирования произвольности поведения.

        Учиться   с  удовольствием,   ребёнку  помогут  сквозные  герои  волшебной  сказки  - белый барсучок  Кронтик  и  его  друзья. Сюжет поможет мотивационно и содержательно включить ребенка в работу с текстом, в качестве активного участника происходящих в нем событий, взаимосвязанных с усвоением соответствующих предметных понятий и УУД.  

           Программа рассчитана на 1 год обучения. Отличительной особенностью данной программы является то, что она направлена на помощь учителям и  родителям, решать психологические проблемы социализации первоклассников на начальном этапе сложного процесса получения знаний.

Цель  программы: 

создание социально - психологических условий для адаптации детей в ситуации начального обучения, которые позволят ребенку успешно  развиваться и учиться в школьной среде.

Задачи: 

-развивать у детей навыки общения, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и взрослыми;

-развивать у детей когнитивные умения и способности,  необходимые для успешного обучения в начальной школе;

-формировать у учащихся внутреннюю позицию школьника, устойчивую самооценку и снятие низкого уровня школьной тревожности;

-оказывать помощь детям в усвоении школьных правил.

Направление работы:

- развитие  коммуникативной компетентности;

- развитие способности к рефлексии самого себя;

- развитие социально-психологической готовности;

- формирование дружеских отношений в классе;

- развитие внимания и памяти, речи, умственных способностей;

- развитие мелкой и  крупной моторики, быстроты реакций.

 Работа по данной программе позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать мелкую моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. Занятия чередуются  с организацией игры и другими видами деятельности (рисование, конструирование, физкультминутки, подвижные игры).  Все игры и упражнения проводятся в музыкальном сопровождении, что позволяет сделать занятия более эффективными и эмоциональными.

 Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом (учителем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.

Режим работы:

10.00 – 10.25 – первое занятие.

10.25 –10.35 - отдых, игры.

10.35 – 11.00– второе занятие.

11.00.– 11.30 консультация родителей, уход детей домой

Организация образовательного процесса.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (от 6  до 7 лет).   В течение февраля - мая длится подготовительный этап, а непосредственно занятия проводятся по субботам   (2 урока по 25 минут) один раз в неделю, что составит 30 занятий. Занятия завершаются в конце мая. После прохождения половины занятий, проводится промежуточное родительское собрание с целью получения обратной связи, корректируются занятия, организуются консультации для родителей с целью формирования положительной мотивации учения у детей. На этом же собрании родителям сообщаются показатели готовности детей к обучению в школе. В конце обучения проводится вторичная диагностика детей, и на завершающем этапе работы составляется сводная таблица результатов предшкольной подготовки.

Ожидаемые результаты:

 -создание в классе дружеской атмосферы, взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом;

- развитие эмоционально-волевой сферы; способность к рефлексии;

- совершенствование внимания, памяти, воображения, процессов мышления, речи;

 -формирование у учащихся внутренней позиции школьника, устойчивой       самооценки и низкого уровня школьной тревожности;

  - усвоение первоклассниками школьных правил;

  Формами и методами контроля успешности проведенных занятий являются: анкетирование родителей, открытые  уроки и мероприятия.

Планируемые результаты реализации курса « Подготовка ребёнка к школе»:

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Формирование УУД, направленных на:

Личностные результаты

- применять установленные правила в планировании способа решения,

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

-координировать и принимать различные позиции во взаимодействии,

-осуществление действий по образцу, понимание указанной ошибки и ее исправления по указанию взрослого,

- формулировать собственное мнение и позицию,

- задавать вопросы, строить понятные высказывания,

- слушать собеседника.

- умение строить развернутый ответ на вопрос,

- умение пояснять свой ответ,

- умение приходить к обобщению с опорой на иллюстрации к тексту,

- умение работать в паре;

- умение коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на систему пошаговых вопросов,

-участие в совместной деятельности,

- выполнять инструкции взрослого;

- по требованию взрослого исправлять свою ошибку, если не получилось сразу выполнить задание правильно,

- обсуждать со взрослыми возникшую проблему.

-готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения,

- адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок,

-мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя).

     Из таблицы видно, что курс « Подготовка ребёнка к школе» в полной мере обеспечивает (с точки зрения планируемых результатов) взаимосвязь УУД, формируемых на ступени дошкольного образования и в начальной школе.

Анализ целевого, содержательного, организационно-педагогического и результативного компонентов, позволяет сделать вывод о преемственности курса « Подготовка ребёнка к школе» с требованиями Стандартов второго поколения.

     Реализация данной программы обеспечивает благополучное протекание адаптационного периода,  формирует интерес к учебному процессу, создаёт комфортные  условия  пребывания ребенка в школе, обеспечивает эмоциональное здоровье ребёнка, его отношение к школе и учению, что улучшит результаты  психологической диагностики первоклассников.

   Инструментарий, необходимый для проведения занятий курса:

-музыкальное сопровождение;

-тематические картинки;

-плакат «Галерея эмоций»

-мяч;

-фишки;

-презентации;

-цифры, буквы;

-бумага, цветные карандаши для рисования.

Список используемой литературы:

1. Чуракова Р.Г. Кронтик учится считать. Книга для работы взрослых с детьми; под ред. О.А. Захаровой,  М.,  Академкнига, 2017.

2. Чуракова Р.Г. Кронтик учится считать. Тетрадь для взрослых с детьми Учебное пособие, М., Академкнига, 2017.

3.  Рукавишников И.С. Друзья Кронтика учатся читать. Книга для работы взрослых с детьми: учебное пособие И.С. Рукавишников, Т.Г. Раджувейт; М.,    Академкнига, 2017.

5.  О.А. Захарова Учимся записывать числа. Под ред. Р.Г.Чураковой, М., Академкнига, 2017;

6.Малаховская О.В. Кронтик учится слушать и рассуждать. Книга для работы взрослых с детьми;   М.,  Академкнига, 2017.

7. Малаховская О.В. Кронтик учится слушать и рассуждать. Тетрадь для работы взрослых с детьми;   М.,  Академкнига, 2017.

8. Федотова О.Н. Маша и Миша изучают окружающий мир. Книга для работы взрослых с детьми;   М.,  Академкнига, 2017.

9. Федотова О.Н. Маша и Миша изучают окружающий мир. Тетрадь для работы взрослых с детьми;   М.,  Академкнига, 2017.

10.Тукачева С.И. Адаптационные занятия с первоклассниками. – Волгоград: Учитель,  2006.

11.Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М., 2004.

12.Панфилова М. А. Игротерапия общения. – М., 2005.

13.Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 2001.

14. В. В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь.  – СПб.,  Лань,1996.

Календарно-тематическое планирование по курсу « Подготовка ребёнка к школе».

№1

1.Обучение грамоте.

2.Окружающий мир.

№2

3.Обучение грамоте.

4.Интегрированный курс.

№3

5.Обучение грамоте.

6.Формирова

ние элементарных математических представлений.

№4

7.Обучение грамоте.

8.Интегрированный курс.

№5

9.Обучение грамоте.

10. Окружающий мир.

№6

11.Обучение грамоте.

12. Интегрированный курс

№7

13.Обучение грамоте.

14.Формирова

ние элементарных математичес

ких представлений.

№8

15.Обучение грамоте.

16.Окружаю

щий мир.

№9

17.Обучение грамоте.

18.Формирова

ние элементарных математичес

ких представлений.

№10

19.Обучение грамоте.

20.Формирова

ние элементарных математичес

ких представлений.

№11

21.Обучение грамоте.

22.Окружаю

щий мир.

№12

23.Обучение грамоте.

24.Интегрированный курс.

№13

25.Обучение грамоте.

26.Окружаю

щий мир.

№14

27.Обучение грамоте.

28.Формирова

ние элементарных математичес

ких представлений.

№15

29.Обучение грамоте.

30.Окружаю

щий мир.

№1

Знакомство с друзьями Кронтика.

Знакомство со школой. Культура поведения в школе. Школьные принадлежности. Тетрадь (Стр.18 )

№2

Звуки [y],[ м]. Буквы У, М. Сопоставление звука с печатной буквой. Обучение чтению открытого слога (му).

Лиственные деревья. Сравнение листьев разных деревьев (клёна, липы, дуба). (Стр.6-8)

№3

 Звуки [o], [a],[ йэ ].Буквы О,А,Е. Отработка слоговой модели : буква М с разными гласными.

Взаимное расположение предметов в пространстве (на, под, между). Ориентировка на плоскости.(Стр.8-9)

№4

Звуки [ы],[ и]. Буква ы,и. Практическое освоение разницы между произношением. Чтение слогов.

Объединение в группы по форме, цвету, величине. Штриховка плоских фигур (Стр. 9-10)

№5

 Звук [б]. Буква Б. Сопоставление звука с печатной буквой

Правила безопасного поведения по дороге из дома до школы. Правила безопасности при встрече с незнакомыми людьми. Книга (Стр. 20-21). Тетрадь (Стр. 10-11).

№6  Звуки [п],[ з], [с],[ ш].Буквы П,С,З,Ш. Работа по произношению трудных по артикуляции звуков (свистящих [с],[ з], шипящего [ш ].

Кустарники. Плоские геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник. Линия, как граница фигуры (Стр. 28-29).

№7 Работа по произнесению трудных по артикуляции звуков [ч],[ щ ]. [к], [ж].Чтение с соответствующими буквами.

Цифра  как знак для обозначения множества. Соотношение цифры и множества. Счёт до пяти. Игра «Считаем ладошками». ( Стр.18-19)

№8

Звуки [л ],[х ], [д ]. Буквы Л,Ю,Х,Д. Ответы на вопросы, касающиеся прослушанного текста.

 Режим дня. Чередование труда и отдыха в режиме дня. Личная гигиена. Книга ( Стр.22-23). Тетрадь (Стр. 19).

№9

 

Звуки [э ], [в]. Буквы Э,В. Формирование умения ориентироваться в книге, находить нужную строчку с помощью закладки.

Введение первого математического действия- действия сложения. Первое представление об условии и требовании задачи. (Стр. 28-29)

№10

 Звуки [р ], [ф],[г ], [йа ]. Буквы Р,Ф,Г,Я. Сравнение форм букв. Формирование механизма контекстного прогнозирования.

Количественное отношение множеств (столько - сколько). Порядковый счёт. Счет до десяти в прямом и обратном порядке. (Стр.34-35)

№11

Звуки [т ], [ц],[н ] .Буквы Т,Ц,Н Сравнение звуков. Чтение трёхсложных слов.

Знакомство с понятиями: овощи, фрукты. Основные признаки. Правила здорового питания.

№12

Буква ь – показатель мягкости.

Травянистые растения. Прямая линия, кривая линия, отрезок, луч, ломаная (Стр.30-47)

№13

Звуки [йо ]. Буква Ё. Чтение мягких слогов-слияний. Умение находить слова с данной буквой.

Признаки диких животных отличающих их от домашних. Представители диких и домашних животных. Книга. (Стр. 44-45)

№14

Чтение слов по слогам. Работа по серии картинок. Составление предложений к иллюстрациям.

Сравнение по количеству:  больше, меньше, равно. Выравнивание множеств. Счет в прямом и обратном порядке.

№15

Чтение слов с изученными звуками. Звуковой и слоговой состав слов.

Времена года. Понятие: весна, лето, зима, осень. Книга. (Стр. 50-51). Тетрадь (Стр. 20).

Тематическое планирование по обучению грамоте.

  (15 занятий)

1. Знакомство с друзьями Кронтика.

 2. Звуки [y],[ м]. Буквы У, М. Сопоставление звука с печатной буквой. Обучение чтению открытого слога (му).

3. Звуки [o], [a],[ йэ ].Буквы О,А,Е. Отработка слоговой модели : буква М с разными гласными.

4. Звуки [ы],[ и]. Буква ы,и. Практическое освоение разницы между произношением. Чтение слогов.

5. Звук [б]. Буква Б. Сопоставление звука с печатной буквой

6.. Звуки [п],[ з], [с],[ ш].Буквы П,С,З,Ш. Работа по произношению трудных по артикуляции звуков (свистящих [с],[ з], шипящего [ш ].

7. Работа по произнесению трудных по артикуляции звуков [ч],[ щ ]. [к], [ж].Чтение с соответствующими буквами.

8. Звуки [л ],[х ], [д ]. Буквы Л,Ю,Х,Д. Ответы на вопросы, касающиеся прослушанного текста.

9.Звуки [э ], [в]. Буквы Э,В. Формирование умения ориентироваться в книге, находить нужную строчку с помощью закладки.

10. Звуки [р ], [ф],[г ], [йа ]. Буквы Р,Ф,Г,Я. Сравнение форм букв. Формирование механизма контекстного прогнозирования.

11. Звуки [т ], [ц],[н ] .Буквы Т,Ц,Н Сравнение звуков. Чтение трёхсложных слов.

12. Буква ь – показатель мягкости.

13. Звуки [йо ]. Буква Ё. Чтение мягких слогов-слияний. Умение находить слова с данной буквой.

14. Чтение слов по слогам. Работа по серии картинок. Составление предложений к иллюстрациям.

15. Чтение слов с изученными звуками. Звуковой и слоговой состав слов.

Тематическое планирование учебного курса по математике интегрированного с окружающим миром.

(Кронтик учится рисовать фигуры. Книга.)

1.Лиственные деревья. Сравнение листьев разных деревьев (клёна, липы, дуба). (Стр.6-8)

2.Объединение в группы по форме, цвету, величине. Штриховка плоских фигур (Стр. 9-10)

3. Кустарники. Плоские геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник. Линия, как граница фигуры (Стр. 28-29).

4.Травянистые растения. Прямая линия, кривая линия, отрезок, луч, ломаная (Стр.30-47)

Тематическое планирование учебного курса по формированию элементарных математических представлений.

 (Кронтик учится считать. Книга.)

1. Взаимное расположение предметов в пространстве (на, под, между). Ориентировка на плоскости.(Стр.8-9)

2. Цифра  как знак для обозначения множества. Соотношение цифры и множества. Счёт до пяти. Игра «Считаем ладошками». ( Стр.18-19)

3. Введение первого математического действия- действия сложения. Первое представление об условии и требовании задачи. (Стр. 28-29)

4.Количественное отношение множеств (столько - сколько). Порядковый счёт. Счет до десяти в прямом и обратном порядке. (Стр.34-35)

5.  Сравнение по количеству:  больше, меньше, равно. Выравнивание множеств. Счет в прямом и обратном порядке от одного до десяти через один. Стр.44-45,54-55 (уч.), стр.49 (т.)

Тематическое планирование  по окружающему миру.

(Маша и Миша изучают окружающий мир. Тетрадь.

 Маша и Миша изучают окружающий мир. Книга.)

1 . Знакомство со школой. Культура поведения в школе. Школьные принадлежности. Тетрадь (Стр.18 )

 2. Правила безопасного поведения по дороге из дома до школы. Правила безопасности при встрече с незнакомыми людьми. Книга (Стр. 20-21). Тетрадь (Стр. 10-11).

3. Режим дня. Чередование труда и отдыха в режиме дня. Личная гигиена. Книга ( Стр.22-23). Тетрадь (Стр. 19).

4. Знакомство с понятиями: овощи, фрукты. Основные признаки. Правила здорового питания.

5. Признаки диких животных отличающих их от домашних. Представители диких и домашних животных. Книга. (Стр. 44-45)

6. Времена года. Понятие: весна, лето, зима, осень. Книга. (Стр. 50-51). Тетрадь (Стр. 20).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. «Школа Айболит» (1-4 класс) Сроки реализации программы: 2010-2014 годы.

Актуализация. Состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу.Причинами являются многие факторы: экономические, социальные, наследственные. Ксожалению, на снижение здоровья де...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской программы И. Б. Истоминой «Математика» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (образоват...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Основы игры на фортепиано» Возраст: 7-10 лет Срок реализации – 1 год

образование приобретает массовый характер - в школу приходят дети с различными музыкальными способностями, но большим желанием овладеть приемами игры на музыкальных инструментах. При разработке данной...