ПРОГРАММА « Подготовка ребёнка к школе». Возраст –6-7 лет Срок реализации – 1 год.
рабочая программа на тему
Программа составлена на основе пособий:
Чураковой Н.А. «Кронтик учится считать»,
Захаровой О. А. «Кронтик учится рисовать фигуры»,
Федотовой О.Н «Маша и Миша изучают окружающий мир»,
Рукавишникова И.С. « Друзья Кронтика учатся читать».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОГРАММА « Подготовка ребёнка к школе». Возраст –6-7 лет Срок реализации – 1 год. | 51.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
ПРОГРАММА
« Подготовка ребёнка к школе».
Возраст –6-7 лет
Срок реализации – 1 год.
Программа составлена на основе пособий:
Чураковой Н.А. «Кронтик учится считать»,
Захаровой О. А. «Кронтик учится рисовать фигуры»,
Федотовой О.Н «Маша и Миша изучают окружающий мир»,
Рукавишникова И.С. « Друзья Кронтика учатся читать».
г. Пестово
2017год
Пояснительная записка
Одной из актуальных проблем в современном образовании является проблема адаптации ребёнка к школе. Курс« Подготовка ребёнка к школе» для детей 6-7 лет разработан на основе УМК «Предшкола нового поколения». Он учитывает современные требования программ начального обучения и становится понятно, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе, причем проводимой именно учителями начальной школы.
Воспитание и позитивная социализация, согласно Стандарту второго поколения и концепции, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни.
Первый год обучения в школе, самый трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации детей к школе, обеспечивающие их дальнейшее развитие, обучение и воспитание. Для успешного обучения школьников в этот период необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни. Средствами всех пособий комплекта создаётся единая среда, которая в игровой, сказочной форме позволит развивать в детях дошкольного возраста все необходимые качества и способности, необходимые для вступления в школьную жизнь.
Программа « Подготовка ребёнка к школе» обеспечивает снятие эмоционального напряжения в период адаптации детей к новым требованиям, связанным с необходимостью организации не только игровой, но и новой, учебной деятельности. Начальные представления ребёнка о математике и родном языке, об окружающем мире и художественной культуре будут складываться на основе интегрированных знаний. Подготовка детей к школе по математике поможет обучить ребёнка ориентироваться в пространстве и на плоскости, получить первые представления о количестве, количественных отношениях множеств, натуральном числе и его обозначении в пределах первого десятка, о сложении и вычитании чисел в пределах пяти и порядковом счёте.
Разумное сочетание игровой занимательности и серьезности заданий, поможет ребёнку освоить роль ученика, заниматься с интересом, быть активным на занятиях. Игра – важнейшее средство включения детей в учебную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и создания нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности. При переходе ребенка в школу игра сохраняет свою ценность как способ присвоения социального опыта, общения со сверстниками, формирования произвольности поведения.
Учиться с удовольствием, ребёнку помогут сквозные герои волшебной сказки - белый барсучок Кронтик и его друзья. Сюжет поможет мотивационно и содержательно включить ребенка в работу с текстом, в качестве активного участника происходящих в нем событий, взаимосвязанных с усвоением соответствующих предметных понятий и УУД.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Отличительной особенностью данной программы является то, что она направлена на помощь учителям и родителям, решать психологические проблемы социализации первоклассников на начальном этапе сложного процесса получения знаний.
Цель программы:
создание социально - психологических условий для адаптации детей в ситуации начального обучения, которые позволят ребенку успешно развиваться и учиться в школьной среде.
Задачи:
-развивать у детей навыки общения, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и взрослыми;
-развивать у детей когнитивные умения и способности, необходимые для успешного обучения в начальной школе;
-формировать у учащихся внутреннюю позицию школьника, устойчивую самооценку и снятие низкого уровня школьной тревожности;
-оказывать помощь детям в усвоении школьных правил.
Направление работы:
- развитие коммуникативной компетентности;
- развитие способности к рефлексии самого себя;
- развитие социально-психологической готовности;
- формирование дружеских отношений в классе;
- развитие внимания и памяти, речи, умственных способностей;
- развитие мелкой и крупной моторики, быстроты реакций.
Работа по данной программе позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать мелкую моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. Занятия чередуются с организацией игры и другими видами деятельности (рисование, конструирование, физкультминутки, подвижные игры). Все игры и упражнения проводятся в музыкальном сопровождении, что позволяет сделать занятия более эффективными и эмоциональными.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом (учителем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Режим работы:
10.00 – 10.25 – первое занятие.
10.25 –10.35 - отдых, игры.
10.35 – 11.00– второе занятие.
11.00.– 11.30 консультация родителей, уход детей домой
Организация образовательного процесса.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет). В течение февраля - мая длится подготовительный этап, а непосредственно занятия проводятся по субботам (2 урока по 25 минут) один раз в неделю, что составит 30 занятий. Занятия завершаются в конце мая. После прохождения половины занятий, проводится промежуточное родительское собрание с целью получения обратной связи, корректируются занятия, организуются консультации для родителей с целью формирования положительной мотивации учения у детей. На этом же собрании родителям сообщаются показатели готовности детей к обучению в школе. В конце обучения проводится вторичная диагностика детей, и на завершающем этапе работы составляется сводная таблица результатов предшкольной подготовки.
Ожидаемые результаты:
-создание в классе дружеской атмосферы, взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом;
- развитие эмоционально-волевой сферы; способность к рефлексии;
- совершенствование внимания, памяти, воображения, процессов мышления, речи;
-формирование у учащихся внутренней позиции школьника, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности;
- усвоение первоклассниками школьных правил;
Формами и методами контроля успешности проведенных занятий являются: анкетирование родителей, открытые уроки и мероприятия.
Планируемые результаты реализации курса « Подготовка ребёнка к школе»:
Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Формирование УУД, направленных на: | Личностные результаты |
- применять установленные правила в планировании способа решения, - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | -координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, -осуществление действий по образцу, понимание указанной ошибки и ее исправления по указанию взрослого, - формулировать собственное мнение и позицию, - задавать вопросы, строить понятные высказывания, - слушать собеседника. | - умение строить развернутый ответ на вопрос, - умение пояснять свой ответ, - умение приходить к обобщению с опорой на иллюстрации к тексту, - умение работать в паре; - умение коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на систему пошаговых вопросов, -участие в совместной деятельности, - выполнять инструкции взрослого; - по требованию взрослого исправлять свою ошибку, если не получилось сразу выполнить задание правильно, - обсуждать со взрослыми возникшую проблему. | -готовность и способность обучающихся к саморазвитию, - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, - адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок, -мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя). |
Из таблицы видно, что курс « Подготовка ребёнка к школе» в полной мере обеспечивает (с точки зрения планируемых результатов) взаимосвязь УУД, формируемых на ступени дошкольного образования и в начальной школе.
Анализ целевого, содержательного, организационно-педагогического и результативного компонентов, позволяет сделать вывод о преемственности курса « Подготовка ребёнка к школе» с требованиями Стандартов второго поколения.
Реализация данной программы обеспечивает благополучное протекание адаптационного периода, формирует интерес к учебному процессу, создаёт комфортные условия пребывания ребенка в школе, обеспечивает эмоциональное здоровье ребёнка, его отношение к школе и учению, что улучшит результаты психологической диагностики первоклассников.
Инструментарий, необходимый для проведения занятий курса:
-музыкальное сопровождение;
-тематические картинки;
-плакат «Галерея эмоций»
-мяч;
-фишки;
-презентации;
-цифры, буквы;
-бумага, цветные карандаши для рисования.
Список используемой литературы:
1. Чуракова Р.Г. Кронтик учится считать. Книга для работы взрослых с детьми; под ред. О.А. Захаровой, М., Академкнига, 2017.
2. Чуракова Р.Г. Кронтик учится считать. Тетрадь для взрослых с детьми Учебное пособие, М., Академкнига, 2017.
3. Рукавишников И.С. Друзья Кронтика учатся читать. Книга для работы взрослых с детьми: учебное пособие И.С. Рукавишников, Т.Г. Раджувейт; М., Академкнига, 2017.
5. О.А. Захарова Учимся записывать числа. Под ред. Р.Г.Чураковой, М., Академкнига, 2017;
6.Малаховская О.В. Кронтик учится слушать и рассуждать. Книга для работы взрослых с детьми; М., Академкнига, 2017.
7. Малаховская О.В. Кронтик учится слушать и рассуждать. Тетрадь для работы взрослых с детьми; М., Академкнига, 2017.
8. Федотова О.Н. Маша и Миша изучают окружающий мир. Книга для работы взрослых с детьми; М., Академкнига, 2017.
9. Федотова О.Н. Маша и Миша изучают окружающий мир. Тетрадь для работы взрослых с детьми; М., Академкнига, 2017.
10.Тукачева С.И. Адаптационные занятия с первоклассниками. – Волгоград: Учитель, 2006.
11.Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М., 2004.
12.Панфилова М. А. Игротерапия общения. – М., 2005.
13.Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 2001.
14. В. В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб., Лань,1996.
Календарно-тематическое планирование по курсу « Подготовка ребёнка к школе».
№1 1.Обучение грамоте. 2.Окружающий мир. | №2 3.Обучение грамоте. 4.Интегрированный курс. | №3 5.Обучение грамоте. 6.Формирова ние элементарных математических представлений. | №4 7.Обучение грамоте. 8.Интегрированный курс. | №5 9.Обучение грамоте. 10. Окружающий мир. | ||||
№6 11.Обучение грамоте. 12. Интегрированный курс | №7 13.Обучение грамоте. 14.Формирова ние элементарных математичес ких представлений. | №8 15.Обучение грамоте. 16.Окружаю щий мир. | №9 17.Обучение грамоте. 18.Формирова ние элементарных математичес ких представлений. | №10 19.Обучение грамоте. 20.Формирова ние элементарных математичес ких представлений. | ||||
№11 21.Обучение грамоте. 22.Окружаю щий мир. | №12 23.Обучение грамоте. 24.Интегрированный курс. | №13 25.Обучение грамоте. 26.Окружаю щий мир. | №14 27.Обучение грамоте. 28.Формирова ние элементарных математичес ких представлений. | №15 29.Обучение грамоте. 30.Окружаю щий мир. | ||||
№1 Знакомство с друзьями Кронтика. Знакомство со школой. Культура поведения в школе. Школьные принадлежности. Тетрадь (Стр.18 ) | №2 Звуки [y],[ м]. Буквы У, М. Сопоставление звука с печатной буквой. Обучение чтению открытого слога (му). Лиственные деревья. Сравнение листьев разных деревьев (клёна, липы, дуба). (Стр.6-8) | №3 Звуки [o], [a],[ йэ ].Буквы О,А,Е. Отработка слоговой модели : буква М с разными гласными. Взаимное расположение предметов в пространстве (на, под, между). Ориентировка на плоскости.(Стр.8-9) | №4 Звуки [ы],[ и]. Буква ы,и. Практическое освоение разницы между произношением. Чтение слогов. Объединение в группы по форме, цвету, величине. Штриховка плоских фигур (Стр. 9-10) | №5 Звук [б]. Буква Б. Сопоставление звука с печатной буквой Правила безопасного поведения по дороге из дома до школы. Правила безопасности при встрече с незнакомыми людьми. Книга (Стр. 20-21). Тетрадь (Стр. 10-11). | ||||
№6 Звуки [п],[ з], [с],[ ш].Буквы П,С,З,Ш. Работа по произношению трудных по артикуляции звуков (свистящих [с],[ з], шипящего [ш ]. Кустарники. Плоские геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник. Линия, как граница фигуры (Стр. 28-29). | №7 Работа по произнесению трудных по артикуляции звуков [ч],[ щ ]. [к], [ж].Чтение с соответствующими буквами. Цифра как знак для обозначения множества. Соотношение цифры и множества. Счёт до пяти. Игра «Считаем ладошками». ( Стр.18-19) | №8 Звуки [л ],[х ], [д ]. Буквы Л,Ю,Х,Д. Ответы на вопросы, касающиеся прослушанного текста. Режим дня. Чередование труда и отдыха в режиме дня. Личная гигиена. Книга ( Стр.22-23). Тетрадь (Стр. 19). | №9
Звуки [э ], [в]. Буквы Э,В. Формирование умения ориентироваться в книге, находить нужную строчку с помощью закладки. Введение первого математического действия- действия сложения. Первое представление об условии и требовании задачи. (Стр. 28-29) | №10 Звуки [р ], [ф],[г ], [йа ]. Буквы Р,Ф,Г,Я. Сравнение форм букв. Формирование механизма контекстного прогнозирования. Количественное отношение множеств (столько - сколько). Порядковый счёт. Счет до десяти в прямом и обратном порядке. (Стр.34-35) | ||||
№11 Звуки [т ], [ц],[н ] .Буквы Т,Ц,Н Сравнение звуков. Чтение трёхсложных слов. Знакомство с понятиями: овощи, фрукты. Основные признаки. Правила здорового питания. | №12 Буква ь – показатель мягкости. Травянистые растения. Прямая линия, кривая линия, отрезок, луч, ломаная (Стр.30-47) | №13 Звуки [йо ]. Буква Ё. Чтение мягких слогов-слияний. Умение находить слова с данной буквой. Признаки диких животных отличающих их от домашних. Представители диких и домашних животных. Книга. (Стр. 44-45) | №14 Чтение слов по слогам. Работа по серии картинок. Составление предложений к иллюстрациям. Сравнение по количеству: больше, меньше, равно. Выравнивание множеств. Счет в прямом и обратном порядке. | №15 Чтение слов с изученными звуками. Звуковой и слоговой состав слов. Времена года. Понятие: весна, лето, зима, осень. Книга. (Стр. 50-51). Тетрадь (Стр. 20). |
Тематическое планирование по обучению грамоте.
(15 занятий)
1. Знакомство с друзьями Кронтика.
2. Звуки [y],[ м]. Буквы У, М. Сопоставление звука с печатной буквой. Обучение чтению открытого слога (му).
3. Звуки [o], [a],[ йэ ].Буквы О,А,Е. Отработка слоговой модели : буква М с разными гласными.
4. Звуки [ы],[ и]. Буква ы,и. Практическое освоение разницы между произношением. Чтение слогов.
5. Звук [б]. Буква Б. Сопоставление звука с печатной буквой
6.. Звуки [п],[ з], [с],[ ш].Буквы П,С,З,Ш. Работа по произношению трудных по артикуляции звуков (свистящих [с],[ з], шипящего [ш ].
7. Работа по произнесению трудных по артикуляции звуков [ч],[ щ ]. [к], [ж].Чтение с соответствующими буквами.
8. Звуки [л ],[х ], [д ]. Буквы Л,Ю,Х,Д. Ответы на вопросы, касающиеся прослушанного текста.
9.Звуки [э ], [в]. Буквы Э,В. Формирование умения ориентироваться в книге, находить нужную строчку с помощью закладки.
10. Звуки [р ], [ф],[г ], [йа ]. Буквы Р,Ф,Г,Я. Сравнение форм букв. Формирование механизма контекстного прогнозирования.
11. Звуки [т ], [ц],[н ] .Буквы Т,Ц,Н Сравнение звуков. Чтение трёхсложных слов.
12. Буква ь – показатель мягкости.
13. Звуки [йо ]. Буква Ё. Чтение мягких слогов-слияний. Умение находить слова с данной буквой.
14. Чтение слов по слогам. Работа по серии картинок. Составление предложений к иллюстрациям.
15. Чтение слов с изученными звуками. Звуковой и слоговой состав слов.
Тематическое планирование учебного курса по математике интегрированного с окружающим миром.
(Кронтик учится рисовать фигуры. Книга.)
1.Лиственные деревья. Сравнение листьев разных деревьев (клёна, липы, дуба). (Стр.6-8)
2.Объединение в группы по форме, цвету, величине. Штриховка плоских фигур (Стр. 9-10)
3. Кустарники. Плоские геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник. Линия, как граница фигуры (Стр. 28-29).
4.Травянистые растения. Прямая линия, кривая линия, отрезок, луч, ломаная (Стр.30-47)
Тематическое планирование учебного курса по формированию элементарных математических представлений.
(Кронтик учится считать. Книга.)
1. Взаимное расположение предметов в пространстве (на, под, между). Ориентировка на плоскости.(Стр.8-9)
2. Цифра как знак для обозначения множества. Соотношение цифры и множества. Счёт до пяти. Игра «Считаем ладошками». ( Стр.18-19)
3. Введение первого математического действия- действия сложения. Первое представление об условии и требовании задачи. (Стр. 28-29)
4.Количественное отношение множеств (столько - сколько). Порядковый счёт. Счет до десяти в прямом и обратном порядке. (Стр.34-35)
5. Сравнение по количеству: больше, меньше, равно. Выравнивание множеств. Счет в прямом и обратном порядке от одного до десяти через один. Стр.44-45,54-55 (уч.), стр.49 (т.)
Тематическое планирование по окружающему миру.
(Маша и Миша изучают окружающий мир. Тетрадь.
Маша и Миша изучают окружающий мир. Книга.)
1 . Знакомство со школой. Культура поведения в школе. Школьные принадлежности. Тетрадь (Стр.18 )
2. Правила безопасного поведения по дороге из дома до школы. Правила безопасности при встрече с незнакомыми людьми. Книга (Стр. 20-21). Тетрадь (Стр. 10-11).
3. Режим дня. Чередование труда и отдыха в режиме дня. Личная гигиена. Книга ( Стр.22-23). Тетрадь (Стр. 19).
4. Знакомство с понятиями: овощи, фрукты. Основные признаки. Правила здорового питания.
5. Признаки диких животных отличающих их от домашних. Представители диких и домашних животных. Книга. (Стр. 44-45)
6. Времена года. Понятие: весна, лето, зима, осень. Книга. (Стр. 50-51). Тетрадь (Стр. 20).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детского объединения учащихся 2-х классов «Бумагопластика» (художественное–эстетическое направление) в условиях ФГОС второго поколения (возраст 8-9 лет) Срок реализации – 1 год.
Рабочая программа для внеурочной деятельности в рамках фгос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. «Школа Айболит» (1-4 класс) Сроки реализации программы: 2010-2014 годы.
Актуализация. Состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу.Причинами являются многие факторы: экономические, социальные, наследственные. Ксожалению, на снижение здоровья де...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы И. Б. Истоминой «Математика» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образоват...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Основы игры на фортепиано» Возраст: 7-10 лет Срок реализации – 1 год
образование приобретает массовый характер - в школу приходят дети с различными музыкальными способностями, но большим желанием овладеть приемами игры на музыкальных инструментах. При разработке данной...