Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по развитию мелкой моторики «Пальчиковая гимнастика»
рабочая программа (1 класс)

Шатило Ирина Геннадьевна

Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.       

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в младшем школьном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Цель программы: развитие мелкой моторики и координации движений рук.

         Разнообразные формы деятельности на развитие мелкой моторики руки учащихся, включенные в занятия, позволят решить следующие задачи:

  • сформировать внимание и контроль за собственными действиями, развивать умение строить свою деятельность по словесной инструкции;
  • сформировать умение регулировать движения руки; осуществлять зрительно-двигательный контроль;
  • развить умение анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов;
  • развить внимание, восприятие, воображения.

        Контингент детей: учащиеся первых классов со слабо развитой моторикой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13 им. П.А.Леонова

          СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________

«_____»_______________ 2019г

Рабочая  программа

по внеурочной деятельности в 1 классе

по развитию мелкой моторики «Пальчиковая гимнастика»

Разработала

Шатило И.Г.

учитель начальных классов

г. Южно-Сахалинск

2020 г.

Пояснительная записка

« Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»  В.А.Сухомлинский.

     Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

    Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

    Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с проблемами в развитии, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, оказывается несформированной речевая система, а также ряд функций и процессов, имеющих непосредственное отношение к речи - слухоречевое восприятие и память, речевое внимание, языковой анализ и синтез, тонкая моторика, эмоционально – волевая сфера.

      Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки.

     Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в младшем школьном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Цель программы: развитие мелкой моторики и координации движений рук.

         Разнообразные формы деятельности на развитие мелкой моторики руки учащихся, включенные в занятия, позволят решить следующие задачи:

  • сформировать внимание и контроль за собственными действиями, развивать умение строить свою деятельность по словесной инструкции;
  • сформировать умение регулировать движения руки; осуществлять зрительно-двигательный контроль;
  • развить умение анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов;
  • развить внимание, восприятие, воображения.

        Контингент детей: учащиеся первых классов со слабо развитой моторикой.

 Основные формы работы:

– развивающие занятия с детьми с использованием разнообразных форм работы для развития мелкой моторики руки;

 – консультативная работа с родителями и педагогами.

    Методические приемы: игры и упражнения на тактильные ощущения, пространственную ориентировку и зрительно-моторную координацию, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Использование пальчиковой гимнастики, ниткописи, бисерографии. Работа с пластилином.

Периодичность: занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут. Количество занятий 32, два из них диагностических.

Структура занятия предусматривает:

- Вступление (приветствие, работа с пиктограммой настроения, рефлексия предыдущего занятия)

- Разминка (гимнастический комплекс для мышц рук), пальчиковая гимнастика

- Тренировочные упражнения на развитие мелкой моторики руки

- Итог занятия

Ожидаемые результаты:

     В процессе реализации программы учащиеся покажут положительную динамику развития мелкой моторики и научаться: 

  • строить свою деятельность по словесной инструкции взрослого;
  • скорректируется зрительно-моторная координация;
  • анализировать образец и устанавливать принцип построение ряда на основе выделения его элементов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Недели с..

по..

Дата

проведения

1 группа

Дата

проведения

2 группа

1.

Диагностическое занятие

1

02.09-06.09

04.09

05.09

2.

Пальчиковая гимнастика

1

09.09-13.09

11.09

12.05

3,4,5,6,7,8

Штриховка

6

16.09-20.09

23.09-27.09

30.09-04.10

07.10-11.10

14.10-18.10.

21.10-25.10

18.09

25.09

02.10

09.10

16.10

23.10

19.09

26.09

03.10

10.10

17.10

24.10

9,10,

11,12,13,14

Рисование по пунктирным линиям

6

05.11-08.11

11.11-15.11

18.11-22.11.

25.11-29.11

02.12-06.12

09.12-13.12

06.11

13.11

20.11

27.11

04.12

11.12

07.11

14.11

21.11

28.11

05.12

12.12

15,16,17,18,19.

Дорисовка

5

16.12-20.12

23.12-27.12

13.01-17.01

20.01-24.01

27.01-31.01

18.12

25.12

15.01

22.01

29.01

19.12

26.12

16.01

23.01

30.01

20,21,22,23.

Рисунок по образцу

4

03.02-07.02

10.02-14.02

25.02-28.02

02.03-06.03

05.02

12.02

26.02

04.03

06.02

13.02

27.02

05.03

24,25.

«Крупа»

2

09.03-13.03

16.03-20.03

11.03

18.03

12.03

19.03

26,27,28,29.

Графический диктант

4

30.03-03.04

06.04-10.04

13.04-17.04

20.04-24.04

01.04

08.04

15.04

22.04

02.04

09.04

16.04

23.04

30-31.

Пластилиновое панно (картины из кусочков пластилина, выкладывание сюжета на пластилиновой основе крупами, пластилиновые узоры)

2

27.04-30.04

04.05-08.05

29.04

06.05

30.04

07.05

32

Рисование веревочкой (выкладывание нитками контура рисунка на основе)

1

11.05-15.05

18.05-22.05

13.05

20.05

14.05

21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста. Пальчиковая гимнастика. Массаж и самомассаж.

Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием, воображением и памятью, поэтому считаю, что тема " Развитие мелкой моторики" являет...

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики сти...

«Значение пальчиковой гимнастики для детей младшего школьного возраста. Развитие мелкой моторики».

laquo;Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или  неосознанные, ...

Развитие мелкой моторики для развития речи детей начальных классов с помощью нетрадиционных методик. Пальчиковые игры.

    Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в  их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов, с использованием ...

Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью с помощью пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика – это основа для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движения рук...

Технология "Развитие мелкой моторики с использованием пальчиковой гимнастики" по Н.Нищевой

Технология, направленная на развитие и подготовку руки ребёнка к письму, а также способствующая стимулированию речевого развития....

Рекомендация для родителей «Развитие мелкой моторики. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ»

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о к...