Фразеологизмы. Что это? Как их понять?
презентация к уроку по русскому языку (3 класс)

Мерц Наталья Валентиновна

Для проведения внеклассного мероприятия в декаду русского языка подготовила презентацию о фразеологизмах. Её можно использовать  на уроках или для подготовки детей к олимпиадам по русскому языку.  Изображения подкреплены пояснениями, и детям легче понять устойчивые выражения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologizmy_merts_n.v.pptx1.33 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фразеологизмы Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ №6 с углубленным изучением отдельных предметов г. Урай ХМАО-Югры Тюменской области Мерц Наталья Валентиновна

Слайд 2

Фразеологи́зм ( фразеологи́ческий оборо́т , фразе́ма ) — это свойственное только данному языку устойчивое словосочетание, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности.

Слайд 3

Белая ворона (фразеологизм не употребляется во множественном числе) - человек, резко отличающийся от окружающих; не такой, как все.

Слайд 4

Биться как рыба об лёд – ( разг. ) Безрезультатно добиваться улучшения материального положения; терпеть крайнюю нужду, бедствовать . «Верь мне, что я теперь не на розах. Бьюсь как рыба об лёд , с чужими хлопотами и свои забываю. »( Батюшков. Письмо Н.И. Гнедичу , 28 окт., 1816)

Слайд 5

( быть, находиться, оказаться, очутиться и т.п. ) между молотом и наковальней - ( Чаще в знач. сказуемого .) Быть в трудном, опасном положении, когда неприятности угрожают с двух сторон.

Слайд 6

Быть на седьмом небе | Чувствовать себя на седьмом небе - испытывать состояние блаженства, счастья; "быть как в раю".

Слайд 7

Вертеться как белка в колесе | Кружиться как белка в колесе – (разг.) Находиться в беспрестанных хлопотах; суетиться.

Слайд 8

Висеть на волоске ; держаться на волоске ; висеть на ниточке; повиснуть на волоске ( на ниточке ) - Находиться в угрожающем, крайне опасном или неопределенном положении, быть близким к гибели.

Слайд 9

Вить веревки (из кого-либо) - (Разг.) поступать с кем-либо так, как хочется, как вздумается; полностью подчинять кого-либо своей воле, вынуждать поступать не по своему желанию. Говорится, когда хотят подчеркнуть, что один человек злоупотребляет влиянием на другого. В традиционном крестьянском быту веревки вили из льняных нитей или из пеньки (волокна, получаемого из растения конопли). Мягкое волокно легко поддавалось скручиванию, и верёвка получалась такой, какой хотели ей сделать. Отсюда переносное значение фразеологизма.

Слайд 10

Витать в облаках | Парить в облаках – (разг., неодобрит .) Бесплодно мечтать, быть непрактичным, уходить от действительности.

Слайд 11

Водить за нос (кого-либо) - ( Разговорно , неодобрительно) ; (Употребляется при подлежащем со значением лица) . Вводить в заблуждение, поступать недобросовестно, обманывать.

Слайд 12

Ловить рыбку в мутной воде Пользуясь неясностью обстановки, разногласиями и т.п., извлекать выгоду из чьих-либо затруднений. Говорится неодобрительно по отношению к тому, кто пользуется ситуацией в корыстных целей. Фразеологизм широко распространен в русском языке и не только, что свидетельствует о популярности рыбалки и знании повадок рыб у многих народов. В мутной воде рыбу ловить легко, так как она не видит сетей и другой рыболовной снасти. Со временем выражение вышло за пределы рыбной ловли и приобрело более широкое значение: пользоваться замешательством и путаницей для достижения своих корыстных целей.

Слайд 13

Клевать носом. Дремать .

Слайд 14

Использованные ресурсы. https://ru.wikipedia.org/ http://frazbook.ru/ http://www.razumniki.ru/ www.podrostkov.com www.liveinternet.ru miniputia.ru www.artcontext.info


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.

Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...

"Фразеологизмы. Фразеологизм и слово".

Проводится наблюдение за устойчивыми сочетаниями слов - фразеологизмами. Учащиеся учатся сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов....

«Фразеологизмы. Фразеологизм и слово». Презентация к уроку.

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Фразеологизм. Фразеологизм и слово".  УМК "Начальная школа 21 века"....

Тема: «Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»

Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»...

РУССКИЙ ЯЗЫК II КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».

РУССКИЙ ЯЗЫКII КЛАСС  Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово»....

Знакомство с фразеологизмами. Употребление фразеологизмов в речи.

Учащиеся учатся находить в тексте фразеологические обороты, обогащают словарный запас, учатся работать со словарём, находить в учебнике нужную информацию. Учащиеся рассуждают о значимости фразеологизм...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»

В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»...