Фразеологизмы. Что это? Как их понять?
презентация к уроку по русскому языку (3 класс)
Для проведения внеклассного мероприятия в декаду русского языка подготовила презентацию о фразеологизмах. Её можно использовать на уроках или для подготовки детей к олимпиадам по русскому языку. Изображения подкреплены пояснениями, и детям легче понять устойчивые выражения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizmy_merts_n.v.pptx | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фразеологи́зм ( фразеологи́ческий оборо́т , фразе́ма ) — это свойственное только данному языку устойчивое словосочетание, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности.
Белая ворона (фразеологизм не употребляется во множественном числе) - человек, резко отличающийся от окружающих; не такой, как все.
Биться как рыба об лёд – ( разг. ) Безрезультатно добиваться улучшения материального положения; терпеть крайнюю нужду, бедствовать . «Верь мне, что я теперь не на розах. Бьюсь как рыба об лёд , с чужими хлопотами и свои забываю. »( Батюшков. Письмо Н.И. Гнедичу , 28 окт., 1816)
( быть, находиться, оказаться, очутиться и т.п. ) между молотом и наковальней - ( Чаще в знач. сказуемого .) Быть в трудном, опасном положении, когда неприятности угрожают с двух сторон.
Быть на седьмом небе | Чувствовать себя на седьмом небе - испытывать состояние блаженства, счастья; "быть как в раю".
Вертеться как белка в колесе | Кружиться как белка в колесе – (разг.) Находиться в беспрестанных хлопотах; суетиться.
Висеть на волоске ; держаться на волоске ; висеть на ниточке; повиснуть на волоске ( на ниточке ) - Находиться в угрожающем, крайне опасном или неопределенном положении, быть близким к гибели.
Вить веревки (из кого-либо) - (Разг.) поступать с кем-либо так, как хочется, как вздумается; полностью подчинять кого-либо своей воле, вынуждать поступать не по своему желанию. Говорится, когда хотят подчеркнуть, что один человек злоупотребляет влиянием на другого. В традиционном крестьянском быту веревки вили из льняных нитей или из пеньки (волокна, получаемого из растения конопли). Мягкое волокно легко поддавалось скручиванию, и верёвка получалась такой, какой хотели ей сделать. Отсюда переносное значение фразеологизма.
Витать в облаках | Парить в облаках – (разг., неодобрит .) Бесплодно мечтать, быть непрактичным, уходить от действительности.
Водить за нос (кого-либо) - ( Разговорно , неодобрительно) ; (Употребляется при подлежащем со значением лица) . Вводить в заблуждение, поступать недобросовестно, обманывать.
Ловить рыбку в мутной воде Пользуясь неясностью обстановки, разногласиями и т.п., извлекать выгоду из чьих-либо затруднений. Говорится неодобрительно по отношению к тому, кто пользуется ситуацией в корыстных целей. Фразеологизм широко распространен в русском языке и не только, что свидетельствует о популярности рыбалки и знании повадок рыб у многих народов. В мутной воде рыбу ловить легко, так как она не видит сетей и другой рыболовной снасти. Со временем выражение вышло за пределы рыбной ловли и приобрело более широкое значение: пользоваться замешательством и путаницей для достижения своих корыстных целей.
Клевать носом. Дремать .
Использованные ресурсы. https://ru.wikipedia.org/ http://frazbook.ru/ http://www.razumniki.ru/ www.podrostkov.com www.liveinternet.ru miniputia.ru www.artcontext.info
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.
Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...
"Фразеологизмы. Фразеологизм и слово".
Проводится наблюдение за устойчивыми сочетаниями слов - фразеологизмами. Учащиеся учатся сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов....
«Фразеологизмы. Фразеологизм и слово». Презентация к уроку.
Презентация к уроку русского языка 2 класс "Фразеологизм. Фразеологизм и слово". УМК "Начальная школа 21 века"....
Тема: «Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»
Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»...
РУССКИЙ ЯЗЫК II КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».
РУССКИЙ ЯЗЫКII КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово»....
Знакомство с фразеологизмами. Употребление фразеологизмов в речи.
Учащиеся учатся находить в тексте фразеологические обороты, обогащают словарный запас, учатся работать со словарём, находить в учебнике нужную информацию. Учащиеся рассуждают о значимости фразеологизм...
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»
В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»...