Занятие кружка «К тайнам русского языка» (2 год обучения) по теме: "Пёстрое семейство синонимов".
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Занятие кружка «К тайнам русского языка».
Тема: Пёстрое семейство синонимов.
1.Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2.Изучить особенность синонимичного ряда слов, углубить и расширить знания и представления детей о синонимах, учить правильно употреблять слова - синонимы в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinonimy.docx | 26.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие кружка «К тайнам русского языка».
Тема: Пёстрое семейство синонимов.
1.Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2.Изучить особенность синонимичного ряда слов, углубить и расширить знания и представления детей о синонимах, учить правильно употреблять слова - синонимы в речи.
Ход занятия.
- Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы подробнее остановимся на очень интересном явлении в русском языке. А о каком, вы скажите сами.
Вот определение из толкового словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой это понятия. « В языкознании: слово или выражение, совпадающее или близкое по значению с другим словом, выражением, например, путь и дорога, повесить голову и понурить голову. – конечно, это синонимы. Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка, что означает одноименный.
- Основная часть. а). Из истории синонимов. Ещё древние греки обратили внимание на свойства различных слов выражать одну и ту же мысль. Римляне продвинулись дальше. Они увидели в синонимах не только средство заменять одно слово другим без ущерба для смысла, но и осознали различие между ними.
б).Знакомство со словарём синонимов русского языка З.Е. Александровой.
в). Значение синонимов в речи.
-Какую роль играют синонимы в речи? (они делают нашу речь богатой, гибкой, красочной, выразительной, разнообразной и точной. Каких тут нет слов: и высоких, и острых, и ехидных, и ироничных, и шутливых.) Например: лицо ( нейтральное значение), лик ( книжное старославянское), физиономия (французское слово, устаревшее, шутливое), рожа ( слово просторечное, грубое).
г). Разгадывание кроссворда
«Слово спряталось». Подобрав синонимы к каждому слову, вы отгадайте кроссворд и прочтете, как называются эти слова.
1 | с | п | е | ш | и | т | ь |
2 | и | з | у | ч | а | т | ь |
3 | н | а | г | н | а | т | ь |
4 | о | д | о | л | е | т | ь |
5 | н | о | в | о | с | т | ь |
6 | и | з | у | м | и | т | ь |
7 | м | ы | с | л | и | т | ь |
8 | с | к | а | з | а | т | ь |
1.торопиться
2. учить
3. догнать
4. осилить
5. известие
6. удивить
7. думать
8.говорить
В стихотворении В. Берестова спрятались синонимы. Назовите их.
« Бураны, вьюги и метели -
Как много с ними канители,
Как много шуму, толкотни.
Как надоели мне они!» -
Так проворчал Мороз угрюмый
И речку льдом сковал без шума.
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина.
Ответ: бураны, вьюги, метели, шум, толкотня.
Загадки в стихах о синонимах.
- Я – синоним осьминога, А без С - в метле нас много. (Спрут)
- Я то же, что и ураган,
Но только гость восточных стран.
На море я гроза для шхун,
А называюсь я …..(тайфун).
- Простое слово «промежуток»: В театре несколько минуток, Пока начнётся новый акт, Мы называем все ….(антракт).
- На время что – то прекратив, Мы объявляем …(перерыв).
- В борьбе, в труде устали слишком - Дают уставшим ……(передышку)
- После урока непременно Нужна ребятам …..(перемена)
А теперь мы будем подбирать синонимы к словам. Это не совсем простое дело. Часто надо смотреть слово в контексте, то есть в конкретном предложении. Подберите слова - синонимы к слову ЖИТЬ.
- Человек не может жить без пищи. (Существовать, обходиться).
- Так и остался он бобылём жить. (Вековать).
- Старик и доныне живёт. (Здравствует).
- Лесник жил только тем, что добывал охотой. (Кормирлся).
- Лоси живут в лесах Европы, Азии и Северной Америки. (Обитают).
- Мы с приятелем вдвоём замечательно живём. (Проводим время).
Расположим синонимы в порядке усиления степени выражения основного смысла.
Хотеть, жаждать, желать.
Нестись, бежать, мчаться.
Плестись, идти, тащиться.
Работа в группах.
а). Ира «Синонимичное лото».
Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает карточки, ведущий выкрикивает слова, читая их на своих карточках. Карточку ядетьсясиноним, и закрывает ею слово на собственной карточке. Выигрывает та команда, у которой быстрее закроются синонимами все слова.
1 – я группа
артист | аплодировать | бездомный | безграничный |
будущий | беспокойство | отзвук | преграда |
торопливо | усердно | Отечество | робкий |
2 -я группа
заглядеться | лётчик | издавна | зарубежный |
верный | равнодушный | опередить | заболеть |
притворяться | молчаливо | вертеться | гостеприимство |
3 –я группа
смелый | зябнуть | источник | поединок |
думать | отыскать | лётчик | наружность |
лодка | проступок | баловаться | возглас |
4 –я группа
скупой | беда | орудие | финиш |
церковь | утомлённый | безлюдный | истина |
браниться | оклеветать | пират | похищение |
Слова на карточках у ведущего: актёр, рукоплескать, бескрайний, бесприютный, грядущий, тревога, эхо, препятствие, поспешно, старательно, Родина, несмелый, засмотреться, пилот, исстари, надменный, иностранный, преданный, безучастный, перегнать, захворать, высокомерный, прикидываться, безмолвно, кружиться, радушно, храбрый, мёрзнуть, родник, единоборство, мыслить, найти, внешность, чёлн, преступление, приказ, распоряжение, проказничать, восклицание, жадный, горе, инструмент, конец, храм, усталый, пустынный, правда, ругаться, оболгать, корсар, кража.
Подобрать как можно больше синонимов к словам.
1-я группа - врач ( лекарь, доктор, знахарь, эскулап)
2-я группа – пища ( еда, яства, жратва, корм)
3-я группа - старый ( ветхий, устаревший, дряхлый, древний, престарелый)
4 –я группа - разговаривать ( болтать, беседовать, молвить, трепаться).
Имена прилагательные, данные в парах слов, заменить прилагательными, близкими по значению.
1-я группа - бесстрашный лётчик, ясное небо.
2- я группа - пасмурная погода, соседняя школа.
3 – я группа - правильный ответ, смышлёный ученик.
4 –я группа - занимательный рассказ, тихая погода.
Соединить линиями прилагательные - синонимы с темы существительными, с которыми их можно употреблять.
1 –я группа 2-я группа
Коричневый платье горячий лето
глаза вода
карий костюм знойный привет
3-я группа 4-я группа
Смуглый волосы старый костюм
лицо человек
тёмный небо пожилой учебник
Подобрать к каждому слову синонимы, чтобы при чтении сверху вниз получились заданные слова ( в случае затруднения допускается обращение к словарю синонимов):
1 –я группа 2-я группа
тихий - м…. работа - з……
деятельный - а….. родник - и……
труд - р ….. холод - м ……
секрет - т ….. актёр - а ……
2-я группа 3-я группа
народ - л ….. дебри -з……
пища - е …. талисман - а …..
мрачный - т ….. доносчик - я ……
оскорбление - о … единый -ц …..
Ответы:
1 –я группа - медленный, активный, работа, тайна;
2-я группа - занятие, исток, мороз, артист;
3- я группа - люди, еда, тёмный, обида;
4-я группа - заросли, амулет, ябеда, целый.
Каким из слов, данных в скобках, можно заменить в предложении подчёркнутое слово?
1-я группа. Студёный ключ играет по оврагу ( прозрачный, холодный, быстрой).
2-я группа. Стояло жаркое лето (безоблачное, знойное, чудесное).
3-я группа. Из лесной чащи выбирался на поляну неуклюжий медведь (огромный, неповоротливый, добродушный).
4-я группа. В лесу мы наблюдали, как быстрая белочка перепрыгивала с одного дерева на другое ( маленькая, проворная, весёлая).
Проверка.
- Почему выбрали именно это слово?
Выбрать наиболее подходящий по смыслу синоним и вписать в данный текст.
- Почему выбрали именно эти слова?
- Почему не подходят другие слова?
Утром к дому прилетела….. (стая, стайка, стадо) воробьёв. Они уселись на крыше и весело…..( пели, щебетали, чирикали). Маленькая Нина ….(вышла, выбежала) на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек. Воробьи быстро ….( сползли, слезли, слетели, спустились) с крыши. Они … (бегали, ходили, скакали, прыгали) и …..( ели, клевали, глотали, кушали) крошки. Вдруг незаметно ….( пришла, прибежала, подкралась, приползла) кошка, она …..( поймала, взяла, схватила, цапнула) одноо воробья и убежала.
- Заключительная часть (рефлексия).
- чему научились на сегодняшнем занятии?
- что было самым интересным?
- почему надо знать, что такое синонимы и зачем они нужны в речи?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»
Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...
Обучение грамоте Тема: Природа вокруг нас. Знакомство с предложением. Прямые и наклонные вертикальные линии.
Урок обучения грамоте по программе "Школа 2100" Тема: Знакомство с предложением....
Обучение грамоте Тема: Звуки Н,н,,буквы Н, н.
Цели урока: познакомить учащихся с условным обозначением звонких твердого и мягкого звуков н, н.; учить акцентированному произношению согласных звуков на основе моделей слов; формиро...
урок обучения грамоте. Тема: "Формирование навыка различения звуков С, Ш."
Урок учителя начальных классов совместно с педагогом-логопедом.Задания педагога-логопеда выполняют коррекционную функцию, способствуют развитию фонематического восприятия, направлены на эмоциона...
Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема:Закрепление и обобщение знаний по теме: «Учим буквы – учимся читать»
Технологическая карта урока обучения грамоте с презентацией по УМУ "Школа 2100". Тема урока:"Закрепление и обобщение знаний по теме: "Учим буквы - учимся читать". Форма урока: урок - закрепление...
Конспект комбинированного урока по обучению грамоте и обучению письму. Тема: Согласный звук [й]. Буква Йй.
Цели деятельности учителя: учить писать прописную букву Й; читать слоги и слова с буквой Й; учить узнавать и применять графический образ букв; способствовать развитию литературно грамотной и связной р...