Занятие кружка «К тайнам русского языка» (2 год обучения) по теме: "Пёстрое семейство синонимов".
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Федосеева Людмила Алексеевна

Занятие  кружка  «К  тайнам  русского  языка».

Тема:  Пёстрое  семейство  синонимов.

1.Развивать  познавательный  интерес  к  изучению  русского  языка.

2.Изучить  особенность  синонимичного  ряда  слов, углубить и  расширить  знания  и  представления  детей  о  синонимах,  учить  правильно  употреблять  слова -  синонимы  в  речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinonimy.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие  кружка  «К  тайнам  русского  языка».

Тема:  Пёстрое  семейство  синонимов.

1.Развивать  познавательный  интерес  к  изучению  русского  языка.

2.Изучить  особенность  синонимичного  ряда  слов, углубить и  расширить  знания  и  представления  детей  о  синонимах,  учить  правильно  употреблять  слова -  синонимы  в  речи.

                                    Ход  занятия.

  1. Сообщение  темы  занятия.

- Сегодня  мы  подробнее  остановимся  на  очень  интересном  явлении  в  русском  языке.  А  о  каком,  вы  скажите  сами.

Вот определение  из  толкового  словаря  С.И. Ожегова  и  Н.Ю. Шведовой   это  понятия.  « В языкознании:  слово или  выражение, совпадающее  или  близкое  по  значению  с  другим  словом, выражением,  например,  путь  и  дорога,  повесить  голову  и  понурить  голову.                                                            – конечно, это  синонимы.                                                                                                                                     Слово  «синоним»  пришло  к  нам  из  греческого  языка, что  означает  одноименный.

  1. Основная  часть.                                                                                                                                      а). Из  истории  синонимов.                                                                                                                                              Ещё  древние  греки  обратили  внимание  на  свойства  различных  слов  выражать  одну  и  ту  же   мысль. Римляне  продвинулись  дальше. Они  увидели  в  синонимах  не  только  средство  заменять  одно слово  другим  без  ущерба  для  смысла, но и осознали  различие  между  ними.

б).Знакомство  со  словарём  синонимов  русского  языка  З.Е. Александровой.

в). Значение  синонимов  в  речи.

-Какую  роль  играют  синонимы  в  речи?  (они  делают  нашу  речь  богатой, гибкой,  красочной, выразительной, разнообразной  и  точной.  Каких  тут  нет  слов: и  высоких,  и  острых, и  ехидных,  и  ироничных,  и  шутливых.)  Например:  лицо ( нейтральное  значение),  лик ( книжное  старославянское),  физиономия (французское  слово, устаревшее, шутливое),  рожа ( слово  просторечное, грубое).

г). Разгадывание  кроссворда

«Слово  спряталось».  Подобрав  синонимы  к  каждому  слову, вы  отгадайте  кроссворд  и  прочтете,  как  называются  эти  слова.

1

с

п

е

ш

и

т

ь

2

и

з

у

ч

а

т

ь

3

н

а

г

н

а

т

ь

4

о

д

о

л

е

т

ь

5

н

о

в

о

с

т

ь

6

и

з

у

м

и

т

ь

7

м

ы

с

л

и

т

ь

8

с

к

а

з

а

т

ь

1.торопиться

2. учить

3. догнать

4. осилить

5. известие

6. удивить

7. думать

8.говорить

В  стихотворении  В. Берестова  спрятались  синонимы.  Назовите  их.

« Бураны,  вьюги  и  метели  -

Как  много  с  ними  канители,

Как  много  шуму, толкотни.

Как  надоели  мне  они!» -

Так  проворчал  Мороз  угрюмый

И  речку  льдом  сковал  без  шума.

Деревья  скрыла  седина,

И  наступила  тишина.

Ответ:  бураны, вьюги,  метели,  шум,  толкотня.

 

Загадки  в  стихах  о  синонимах.

  1. Я – синоним  осьминога,                                                                                                                      А  без  С -  в  метле  нас  много.  (Спрут)
  2. Я  то  же,  что  и  ураган,

Но  только  гость  восточных  стран.

На  море  я  гроза  для  шхун,

 А  называюсь  я   …..(тайфун).

  1. Простое  слово  «промежуток»:                                                                                                        В  театре  несколько  минуток,                                                                                                                                                                   Пока  начнётся  новый  акт,                                                                                                                             Мы  называем  все ….(антракт).
  2. На  время  что – то  прекратив,                                                                                                                                     Мы  объявляем …(перерыв).
  3. В  борьбе, в  труде  устали  слишком -                                                                                Дают  уставшим  ……(передышку)
  4. После  урока  непременно                                                                                                                                     Нужна  ребятам  …..(перемена)                                                                                                                          

А  теперь  мы  будем  подбирать  синонимы  к  словам.  Это  не  совсем  простое  дело.  Часто  надо  смотреть  слово  в  контексте,  то  есть  в  конкретном  предложении.  Подберите  слова -  синонимы  к  слову   ЖИТЬ.

  1. Человек  не  может   жить  без  пищи. (Существовать,  обходиться).
  2.  Так и остался  он  бобылём  жить. (Вековать).
  3. Старик  и  доныне  живёт. (Здравствует).
  4. Лесник  жил  только  тем,  что  добывал  охотой.  (Кормирлся).
  5. Лоси  живут  в  лесах  Европы,  Азии  и  Северной  Америки.  (Обитают).
  6. Мы  с  приятелем  вдвоём  замечательно  живём. (Проводим  время).

Расположим  синонимы  в  порядке  усиления  степени  выражения  основного  смысла.

Хотеть,  жаждать,  желать.

Нестись,  бежать,  мчаться.

Плестись,  идти,  тащиться.

Работа  в  группах.

а). Ира  «Синонимичное  лото».

Класс  делится  на  4  группы.  Каждая  группа  получает  карточки,  ведущий  выкрикивает  слова,  читая  их  на  своих  карточках.  Карточку  ядетьсясиноним,  и  закрывает  ею  слово  на  собственной  карточке.  Выигрывает    та  команда, у  которой  быстрее  закроются  синонимами  все  слова.

                                 1 – я  группа

артист

аплодировать

бездомный

безграничный

будущий

беспокойство

отзвук

преграда

торопливо

усердно

Отечество

робкий

                              2 -я  группа

 

заглядеться

лётчик

издавна

зарубежный

верный

равнодушный

опередить

заболеть

притворяться

молчаливо

вертеться

гостеприимство

                                  3 –я  группа

смелый

зябнуть

источник

поединок

думать

отыскать

лётчик

наружность

лодка

проступок

баловаться

возглас

                                   4 –я   группа

скупой

беда

орудие

финиш

церковь

утомлённый

безлюдный

истина

браниться

оклеветать

пират

похищение

Слова  на  карточках  у  ведущего:  актёр, рукоплескать, бескрайний,  бесприютный,  грядущий, тревога, эхо, препятствие,  поспешно,  старательно,   Родина, несмелый,  засмотреться, пилот,  исстари,  надменный,  иностранный, преданный, безучастный, перегнать,  захворать,  высокомерный, прикидываться,  безмолвно,  кружиться, радушно, храбрый,  мёрзнуть, родник,  единоборство,  мыслить,  найти, внешность,  чёлн,  преступление,  приказ,  распоряжение,  проказничать, восклицание,  жадный, горе, инструмент,  конец,  храм,  усталый,  пустынный, правда,  ругаться,  оболгать,  корсар,  кража.

Подобрать  как  можно  больше  синонимов  к  словам.

1-я  группа  -  врач  ( лекарь, доктор,  знахарь,  эскулап)

2-я группа – пища ( еда, яства, жратва,  корм)

3-я  группа -  старый  ( ветхий, устаревший, дряхлый, древний, престарелый)

4 –я  группа -  разговаривать  ( болтать,  беседовать,  молвить,  трепаться).

Имена  прилагательные,  данные  в  парах  слов, заменить  прилагательными,  близкими  по  значению.

1-я группа  -  бесстрашный  лётчик,  ясное  небо.

2- я группа  -  пасмурная  погода,  соседняя  школа.

3 – я  группа -  правильный  ответ,  смышлёный  ученик.

4 –я группа -  занимательный  рассказ,  тихая погода.

Соединить линиями  прилагательные  -  синонимы  с  темы  существительными, с  которыми  их  можно  употреблять.

1 –я  группа                                                                            2-я  группа

Коричневый     платье                                                  горячий          лето

                           глаза                                                                           вода

карий               костюм                                                 знойный         привет

3-я  группа                                                                                4-я  группа

Смуглый          волосы                                                  старый           костюм

                         лицо                                                                              человек

тёмный            небо                                                        пожилой        учебник

Подобрать  к  каждому  слову  синонимы,  чтобы  при  чтении  сверху  вниз  получились  заданные  слова  ( в  случае  затруднения  допускается  обращение  к  словарю   синонимов):

1 –я  группа                                                                                2-я  группа

тихий            - м….                                                           работа       -  з……

деятельный    - а…..                                                         родник        - и……

труд                -  р …..                                                       холод        -   м ……

секрет            -  т …..                                                        актёр         -   а ……

2-я  группа                                                                                   3-я  группа

народ          -  л …..                                                         дебри                  -з……

пища           -  е ….                                                         талисман          -  а …..

мрачный      -  т …..                                                       доносчик          -  я ……

оскорбление     - о …                                                      единый            -ц …..

Ответы:

1 –я  группа  -  медленный,  активный,  работа,  тайна;

2-я  группа  -  занятие,  исток,  мороз,  артист;

3- я группа -  люди, еда,  тёмный,  обида;

4-я  группа  -  заросли,  амулет,  ябеда,  целый.

Каким  из  слов,  данных  в  скобках,  можно  заменить  в  предложении  подчёркнутое  слово?

1-я группа.  Студёный  ключ  играет  по  оврагу ( прозрачный, холодный, быстрой).

2-я  группа.  Стояло  жаркое  лето  (безоблачное,  знойное,  чудесное).

3-я  группа.  Из  лесной  чащи  выбирался  на  поляну  неуклюжий  медведь  (огромный,   неповоротливый,  добродушный).

4-я  группа.  В  лесу  мы  наблюдали,  как  быстрая  белочка  перепрыгивала  с  одного  дерева  на  другое  (  маленькая,  проворная,  весёлая).

Проверка.

-  Почему  выбрали  именно  это  слово?

Выбрать  наиболее  подходящий  по  смыслу  синоним  и  вписать  в  данный  текст.

-  Почему  выбрали  именно  эти  слова?

- Почему  не  подходят  другие  слова?

Утром  к  дому  прилетела….. (стая, стайка, стадо)  воробьёв.  Они  уселись  на  крыше  и  весело…..( пели,  щебетали,  чирикали).  Маленькая  Нина ….(вышла, выбежала)  на  крыльцо  и  насыпала на землю  хлебных  крошек.   Воробьи  быстро ….( сползли,  слезли,  слетели, спустились)  с  крыши.  Они … (бегали, ходили,  скакали,  прыгали)  и  …..( ели,  клевали, глотали,  кушали)  крошки.  Вдруг  незаметно  ….( пришла,  прибежала,  подкралась,  приползла)  кошка,  она …..( поймала, взяла,  схватила,  цапнула)  одноо  воробья  и  убежала.

  1.  Заключительная  часть  (рефлексия).

- чему  научились  на  сегодняшнем  занятии?

- что  было  самым  интересным?

-  почему  надо  знать,  что  такое  синонимы  и  зачем они  нужны  в  речи?                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»

Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная  буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...

Обучение грамоте Тема: Природа вокруг нас. Знакомство с предложением. Прямые и наклонные вертикальные линии.

Урок обучения грамоте по программе "Школа 2100" Тема: Знакомство с предложением....

Обучение грамоте Тема: Звуки Н,н,,буквы Н, н.

Цели урока: познакомить учащихся с условным  обозначением звонких твердого и мягкого звуков н, н.; учить акцентированному произношению  согласных звуков на основе моделей слов; формиро...

урок обучения грамоте. Тема: "Формирование навыка различения звуков С, Ш."

Урок  учителя начальных классов совместно с педагогом-логопедом.Задания педагога-логопеда выполняют коррекционную функцию, способствуют развитию фонематического восприятия, направлены на эмоциона...

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема:Закрепление и обобщение знаний по теме: «Учим буквы – учимся читать»

Технологическая карта урока обучения грамоте  с презентацией по УМУ "Школа 2100". Тема урока:"Закрепление и обобщение знаний по теме: "Учим буквы - учимся читать". Форма урока: урок - закрепление...

Конспект комбинированного урока по обучению грамоте и обучению письму. Тема: Согласный звук [й]. Буква Йй.

Цели деятельности учителя: учить писать прописную букву Й; читать слоги и слова с буквой Й; учить узнавать и применять графический образ букв; способствовать развитию литературно грамотной и связной р...