Обобщение опыта по формированию исследовательской деятельности
учебно-методический материал по окружающему миру на тему
Формирование навыков исследовательской деятельности младших школьников в процессе выполнения семейного экологического проекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков исследовательской деятельности младших школьников в процессе выполнения семейного экологического проекта.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Младшему школьнику должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Эти задачи можно успешно решать в проектной деятельности, а именно, занимаясь семейными экологическими проектами.
Для полноценного развития ребенка очень важно, чтобы он приобрел в дошкольном и младшем школьном возрасте личный опыт постижения законов природы. Мамы и папы, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, имеющие опыт исследований природных объектов и явлений могут сами выступить в роли наставников для младших детей и помочь им принять участие в исследовательских проектах, подходящих для их возраста способностей и интересов.
Дома, на прогулке, можно, приложив некоторое усилие, привлечь внимание детей к тому, что жизнь мира природы подчиняется своим законам, которые можно понять, если правильно наблюдать за тем, что происходит вокруг. Еще интереснее, самому вызвать определенные изменения в природном явлении, предсказать, что должно получиться, и проверить, так ли это на самом деле.
Наиболее удачно основные законы природы были сформулированы в виде афоризмов американским биологом и экологом Б. Коммонером:
- Всё связано со всем
- Всё должно куда-то деваться
- Природа знает лучше
- Ничто не даётся даром
Для младшего школьника семейный экологический проект - это увлекательная игра в «учёных», «исследователей», «защитников природы». Для взрослых участников проекта (педагогов, родителей) – это новые интересные формы взаимодействия с детьми, основанные на следующих положениях:
- общение взрослых с детьми должно быть выстроено так, чтобы малыши на живых примерах и образцах поведения активно приобретали личный опыт приобщения к основам экологической культуры;
- при ознакомлении ребёнка с окружающим миром с самого раннего детства следует делать упор не столько на знания о предметах и явлениях, сколько на навыки бережного (неразрушающего) обращения с ними;
В семье для ребёнка созданы условия для наиболее полного раскрытия его возрастных способностей и возможностей.
Семейные проекты по экологии играют роль точки концентрации внимания, что позволяет максимально гибко и оперативно реагировать на любые непонимания ребенком сути вопроса, помогают замечать «пробелы» в его познании и подводить к наиболее оптимальным результатам в итоге. Приобщая ребенка ко взрослому миру понятий через адаптированные под его возраст механизмы – это еще и значительное уважение к ребенку, которое он замечает (вопреки обывательскому заблуждению многих взрослых) и ценит. Поэтому здесь еще кроется и важный компонент формирования будущей личности, с детства приученной к уважению и определенной требовательности к себе.
Семейные проекты по экологии – это и обучение, и игра для младшего школьника, а уже итоги этой игры, вполне возможно, в будущем не раз ему пригодятся.
Этапы проекта:
Проект включает три основных этапа:
1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа педагога с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Предполагаемые результаты :
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу ( растения, грибы, животные, человек) и неживую природу ( воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края - Кубани.
2. - будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
3. - овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
4. - сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
6. - узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
8. - исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.
9. - узнают много интересного из жизни растений ( деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за комнатными растениями, в цветнике ( рыхление, полив, прополка) .
10. - закрепят представления о животных : условия жизни домашних и диких животных и их детенышей.
11. - будут сформированы навыки ухода за растениями и животными.
12. - научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы :
* Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
* В природе все взаимосвязано.
* В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
13. Дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
14. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
У младших школьников под руководством учителя и родителей формируются умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности:
а) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка отчёта о проделанной работе;
б) слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы,
в) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
г) информационные: выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
Дети с родителями сами выбирают тему, которая им интересна. При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Общие правила для родителей и педагогов – руководителей проектов:
• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями.
• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.
• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
• В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.
• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
• Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.
• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
• Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.
• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно.
• Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно. Избегайте прямых инструкций.
• Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.
• Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.
• Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.
• Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
• Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.
• Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.
• Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования.
Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта: видеофильм, альбом, газета, бюллетень, зимний сад, передвижная выставка, сбор лекарственных трав и т.д.
Вывод: семейный экологический проект -это та деятельность, которая способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы "Формирование и развитие речевой деятельности младших школьников"
В конспекте представлены способы работы над связной речью младших школьников, осписаны эффективные методы, приемы и формы работы учителя на уроках русского языка и речевого развития....
Обобщение опыта работы "Формирование навыка грамотного письма, выработка орфографической зоркости"
Презентация и описание опыта работы в начальных классах по формированию навыков грамотного письма и выработке орфографической зоркости учащихся...
Обобщение опыта работы "Формирование творческой личности школьника средствами художественно – творческой деятельности"
Одной из основных задач школы является обеспечение доступности качественного образования в соответствии с возможностями...
Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе".
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится применение в обучении приемов и методов, которые способствуют формированию умения самостоятельно добывать новые знани...
«Проектная деятельность, ее влияние на развитие индивидуальных способностей обучающихся» Обобщение опыта. 4 класс Внеурочная деятельность
В соответствии с условиями федерального государственного образовательного стандарта во главу образования ставится личность обучающегося, её саморазвитие, самосовершенствование. Основная цель образован...
Обобщение опыта "Проектная и исследовательская деятельность "
Предлагаю вашему вниманию обобщение работы по программе курса внеурочной деятельности "Исследователь". Направление: общеинтеллектуальное...