Информационно-образовательная среда в аспекте требований ФГОС
статья на тему
Современный образовательный процесс реализуется через образовательное (информационно-образовательное) взаимодействие, через субъектно-объектные и субъектно-субъектные отношения: субъект – ресурс, учитель – ученик, ученик – ученик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-образовательная среда в аспекте требований ФГОС
Абызова Валентина Галимовна, учитель начальных классов
Современный образовательный процесс реализуется через образовательное (информационно-образовательное) взаимодействие, через субъектно-объектные и субъектно-субъектные отношения: субъект – ресурс, учитель – ученик, ученик – ученик. Образовательная среда является здесь не только посредником, но и активным участником их реализации. Поскольку образовательное взаимодействие и учебные отношения реализуются в образовательной сфере, то и их среда (как участник и посредник) тоже является ее компонентом.
Образовательная среда в психологическом аспекте выполняет роль атмосферы, благоприятного климата для реализации образовательного процесса и учебного взаимо-действия. Источником этого климата является внешняя образовательная среда, однако его развитие и улучшение осуществляется, прежде всего, под воздействием самого образования и, следовательно, внутренней образовательной среды, общей и локальной.
В соответствии с ФГОС, каждое образовательное учреждение должно создавать собственную образовательную среду, ее информационную проекцию, ИОС, как внутренний образ общей образовательной среды. То есть и на локальном уровне образовательная среда проецируется во внутренний фактор сферы образования данного уровня.
Таким образом, имеют место следующие аспекты образовательной среды как направления ее педагогического исследования и развития: информационный, социокуль-турный, психологический, прагматический (рассмотрение с позиции эффективности), уровневый (с позиции соотношения общего и частного, локального), регулятивный (с по-зиции управления средой).
И.М. Улановская определяет также следующие аспекты образовательной среды:
- предметный аспект в контексте учебного содержания;
- организационный аспект в контексте способов решения задач предметного уровня;
- межличностный аспект в контексте стимуляции и мотивации учащихся.
Можно сформулировать следующие функции образовательной среды:
Обучающая – достижение предметных, метапредметных результатов через опору на образовательную среду, ее предметные аспекты, освоение УУД через практическое взаимодействие с технологиями среды, ЭОР.
Социокультурная – формирование субкультуры учащихся, восприятия ими нравственно-этических ценностей, общественной морали во взаимодействии в образовательной среде и со средой.
Социально-правовая – социализация учащихся, формирования правосознания, развитие их информационно-правовой культуры через самостоятельное погружение в образовательную среду.
Развивающая – интеллектуальное и духовное развитие учащихся на основании об-разовательного взаимодействия, формирование способности к саморазвитию на основании систематизации личных отношений с образовательной среде, формировании личной образовательной среды.
Воспитательная – воспитание гражданина, патриота, психологически устойчивой личности, устанавливающей толерантные отношения с обществом и средой на основании развития психологических и межличностных аспектов образовательной среды.
Просветительная – формирование знаний и представлений о жизнедеятельности общества, принципах, перспективах и тенденциях его развития на основании познавательных ресурсов образовательной среды.
Мировоззренческая – формирование мировоззрения в комплексном единстве мироощущения, мировосприятия, миропонимания и мироосмысления, в том числе, формирования современного информационного мировоззрения на основании развития знаний о мире и обществе, практического опыта во взаимодействии с образовательной средой.
Управленческая – прямое воздействие на организацию и управление образованием на основании требований и условий образовательной среды.
Особое значение в современном образовании имеет информационная образовательная среда, ИОС, общая, локальная (школьная), предметная. Под воздействием глобальной информатизации общества, информатизации образования (ИО), методологии ИО развивается и расширяется информационная среда, а вместе с ней и ИОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа стажировки "Практика реализации технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе в аспекте требований ФГОС"
организация деятельности педагогов-стажёров по практическому применению технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальных классах на основе системно-деятельностного...
Работа учителя в информационно-образовательной среде с учётом требований ФГОС
Выступление на педагогическом совете....
Внеурочная деятельность: проблемы организации, и её образовательный потенциал в аспекте требований ФГОС.
Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты новог...
План-конспект урока французского языка по теме «Учёба в школе» в аспекте требований ФГОС
План-конспект урока французского языка по теме «Учёба в школе» в аспекте требований ФГОСКласс: 3Предмет: французский языкУчебник: Le français c’est super!Автор: Кулигина А. С. и Кирьянова М. Г.Тема уч...
Игра как один из подходов к организации современных учебных занятий в аспекте требований ФГОС НОО (мастер-класс)
Описание дидактических игр по теме «Словообразование»...
Статья "Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС"
Предлагаю вашему вниманию статью "Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС"...
Статья "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: аспекты требований ФГОС НОО"
laquo;Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто», - говорил древнегреческий философ Сократ в далеком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке....