Работа учителя в информационно-образовательной среде с учётом требований ФГОС
материал (1 класс) на тему
Выступление на педагогическом совете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_ped._soveterabota_uchitelya_v_informatsionno.docx | 40.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа учителя в информационно - образовательной среде
с учётом требований ФГОС
Информационно-образовательная среда – это системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образования. В отличие от понятия «информационное пространство», понятие «среда» включает в себя субъекта, являясь сферой жизненной активности личности, её развития и образования.
В новом ФГОС НОО описываются требования к информационному пространству и к информационно - образовательной среде ОУ (что является новым).
Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников, её использующих и поддерживающих.
Цель развития ИОС: создание условий для последовательной реализации творческого потенциала, саморазвития и самосовершенствования личности, развития информационной культуры и навыков жизнедеятельности в информационном обществе.
Задачи:
- формирование у участников образовательного процесса навыков использования ресурсов ИОС в образовательной деятельности, умения получать и преобразовывать информацию, многообразную по содержанию и формам представления, поступающую из различных источников;
- разработка современного научно-методического обеспечения процесса формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий на основе использования ИОС, апробация новых форм организации урочной и внеурочной деятельности с использованием ИОС.
Развитие ИОС нашей школы осуществляется с учётом требований ФГОС НОО, специфики начальной ступени образования, своеобразия уклада жизни ОУ, основных положений ООП НОО.
Развитие ИОС идёт по направлениям: техническому, организационному, методическому.
Наша школа , как и другие, получила компьютерное и цифрового оборудования, необходимого для работы по ФГОС НОО. Оборудование совместимо для работы с поставляемым программным обеспечением.
Для освоения поступившей техники необходима подготовка специалистов в сфере ИКТ. Такими специалистами в нашей школе стали учителя начальных классов. Началась работа: консультирование со специалистами управления образования, с тьютерами цифровой школы , изучение опыта других школ, дистанционные формы обучения. Все учителя прошли обучение в МИОО по трём модулям.
Информационная среда школы обеспечивает возможность для информатизации работы любого учителя и учащегося. Педагоги и ученики знакомятся с сайтами, на которых могут найти необходимую для работы информацию.
Через информационную среду учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно.
Самое важное условие роста мастерства в области освоения и применения ИКТ в работе — это понимание значения этого и желание научиться. От настроя учителей зависит многое, а настрой должен быть, т. к. это требование стандарта.
У учителей сейчас есть главная задача - пробудить интерес ребенка к обучению. Для них уже очевидно, что важно работать с использованием не только интерактивных учебных пособий, что нужно использовать в урочное и внеурочное время современные образовательные ресурсы, размещенные в сети Интернет, то есть в информационном пространстве, для работы с учащимися.
Следующая задача современной школы - научить детей правильно ориентироваться в огромном количестве разнообразной информации, грамотно осуществлять отбор и классификацию информации, работать с различными информационными источниками, а также владеть информационно-коммуникационными технологиями, помогающими образованию и самообразованию.
В начале 2013 - 2014 учебного года я начала разрабатывать курс на сайте "Началка.семинфо”, который позволил систематизировать необходимые информационные ресурсы, применяемые в урочной и внеурочной системе обучения первоклассников.
Личное информационное пространство учителя начальных классов используется с целью:
-ликвидации пробелов в знаниях школьников по определенным предметам школьного цикла;
-обучения базовому курсу школьной программы учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу в течение какого-то отрезка времени (по болезни, по семейным обстоятельствам);
-углубленного изучения темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;
-подготовки школьников по отдельным учебным предметам к сдаче тестов;
-дополнительного образования по интересам.
Прослушав курсы "ИКТ - компетентность учителя”, я поняла , какие огромные возможности, дают нам современные ТСО в учебном процессе. И вот я стала использовать на практике знания, полученные на курсах. Как и у многих моих коллег, у меня возникли опасения: а смогут ли первоклассники, многие из которых не умеют ни читать, ни считать, освоить информационные технологии в обучении; смогут ли овладеть навыками работы с компьютером? Для того, чтобы дети полноценно могли использовать все ресурсы нового оборудования , необходима была помощь родителей. Таким образом, появилась задача - убедить родителей в необходимости использования информационных технологий с целью повышения мотивации учения. Об этом мы поговорили на первом родительском собрании. Многие родители с настороженностью восприняли информацию о нововведениях в образовании, но помочь не отказались.
Я понимала, что успех решения данной задачи зависит от того, насколько грамотно я спланирую работу по ИКТ. Родители, чувствуя поддержку педагога и видя восторг своих детей, которые, приходя домой, рассказывали, как увлекательно учиться и дружить с Мак Буком, окончательно утвердились в мысли о том, что рациональное использование ИКТ - технологий повышает и мотивацию к обучению, и его успешность.
Безусловно, нельзя сказать, что с первых же дней знакомства с компьютером детям было легко, т.к. не все дети даже могли зайти на сайт самостоятельно. Очень много времени уходило на то, чтобы научить их самостоятельно набирать пароли и логины для входа на компьютерный курс. Но эти трудности мы понемногу преодолеваем. Компьютерные уроки курса вызвали у многих детей большой интерес. Теперь первоклассники могут самостоятельно входить на электронное пространство нашего класса, выполнять задания и отправлять на форум свои работы. У меня же, как у учителя, есть возможность наблюдать за работой ученика в информационном пространстве, анализировать результаты и подбирать оптимальную оценку для заданий, комментируя их. В случае неверного ответа, ученик имеет возможность вернуться к заданию и откорректировать его. Данная система позволяет обеспечить интерактивность взаимодействия между участниками учебного процесса.
В моём курсе я чаще всего использую следующие ресурсы: текстовые страницы, ссылки на файлы и веб – страницы, пояснения, ссылки на каталоги, а также следующие элементы курса : информационные ресурсы, форумы, тесты, анкеты, викторины, кроссворды.
Наиболее успешно, на мой взгляд, была реализована задача знакомства с программой «Перво Лого». Именно с этой программы я начала знакомство детей с Мак Буком, и с первых же занятий увидела, что дети ею успешно овладевают, а главное - им нравится работать в этой программе.
Когда первоклассники овладели первичными навыками работы, я начала создавать заготовки, которые помогали решать учебные задачи , открывать новые знания в аспекте деятельностного подхода. Кроме того, такая работа позволяет работать в текстовом редакторе и отрабатывать навыки печатания. Этому способствовала работа в программе «Опен Офис». Каждый раз, поработав с заготовками, в конце урока ребята видели яркий, красивый продукт своей деятельности.
Позже дети научились заходить в интернет и копировать картинки для создания открыток. Так были проведены мини – проекты : «Новогодняя открытка», «Олимпиада в Сочи» и др.
Следующая программа, с которой познакомились дети – это «Фото Бус». Работа с этой программой тоже вызвала большой интерес у ребят. Дети учились самостоятельно делать фотографии.
Первоклассники радуются своим успехам, чувствуют поддержку учителя и одноклассников. И, безусловно, эти материальные продукты детского ИКТ - творчества достойны того, чтобы как можно больше зрителей их могло видеть и оценить. И тогда я поставила перед собой следующую задачу – использовать в полной мере и разрабатывать возможности информационной среды. Я стала создавать форумы, в которых ребята прикрепляют свои работы, а одноклассники, учитель и родители могут оценить эти проекты по достоинству.
На следующим этапе работы я планирую научить детей записывать видеоролики, что тоже должно быть интересно детям, формировать навыки клавиатурного письма с помощью тренажёра, создавать творческие работы , используя полученные навыки.
Таким образом, проработав полгода с первоклассниками в рамках нового ФГОС, я могу констатировать, что использование новых ИКТ - технологий в учебном процессе, формирует у ребят положительную мотивацию к учению.
Требования к информационно-образовательной среде - составная часть федерального государственного образовательного стандарта, которая должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося, когда учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время, а родители - видеть в информационно-образовательной среде качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.
Особенно хочется отметить работу учащихся в форумах, именно здесь ребенок применяет полученные теоретические и практические знания из разных областей для получения результата и показывает себя как творческую личность.
Мы, как и все образовательные учреждения страны, должны обеспечить всех детей качественным, современным образованием, обновлять не только содержание программ, но и методики обучения, в том числе за счет электронных ресурсов, на это нацелены новые стандарты образования, внедрение которых планируется завершить к 2020 году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностические работы по математике 1 класс с учётом требований ФГОС 1 четверть
Диагностические работы по математике 1 класс с учётом требований ФГОС. УМК "Школа России"...
Диагностические работы по окружающему миру с учётом требований ФГОС 1 четверть 1 класс
Диагностические работы по окружающему миру с учётом требований ФГОС 1 четверть 1 класс УМК "Школа России"...
Проектная работа "Проектирование уроков математики в 1 классе общеобразовательной школы на основе системно-деятельностного подхода с учётом требований ФГОС"
Проектирование уроков деятельностной направленности с учётом требований ФГОС...
Презентация к проектной работе "Проектирование уроков математики в 1 классе общеобразовательной школы на основе системно-деятельностного подхода с учётом требований ФГОС"
Презентация к проектной работе...
Информационно-образовательная среда в аспекте требований ФГОС
Современный образовательный процесс реализуется через образовательное (информационно-образовательное) взаимодействие, через субъектно-объектные и субъектно-субъектные отношения: субъект – ресурс, учит...
Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)
laquo;Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе». Главная цель работы над темой:Создание условий для формирования у...
Форум управленческих и методических практик. Практики работы учителя с оценочными процедурами в соответствии с требованиями ФГОС
2017 г. — выступление с докладом на муниципальном Форуме управленческих и методических практик, в секции по проблеме «Практики работы учителя с оценочными процедурами в соответст...