Статья "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: аспекты требований ФГОС НОО"
статья по зож на тему

Капитонова Наталья Владимировна

«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто», - говорил древнегреческий философ Сократ в далеком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Капитонова Н.В., учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 276 Красносельского района

Санкт-Петербург 

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: аспекты требований ФГОС НОО

 «Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто», - говорил древнегреческий философ Сократ в далеком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке.

        В современном информационном мире мы добились  новых достижений в науке и технике, начавшийся технологический переворот ведет нас к новой, научно-технологической цивилизации. Но, помимо положительных результатов, такая революция приводит и к отрицательным явлениям.

        Учитывая сложившуюся ситуацию, одной из приоритетных задач учебно-воспитательного процесса  является сбережение и укрепление здоровья учащихся.

Низкий уровень психического и физического здоровья предопределяет внедрение здоровьесберегающих технологий, под которыми понимается система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающих важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на учащихся.

Основными критериями здоровьесберегающих свойств педагогической технологии являются: 

  1. успешность учения (уровень развития мыслительных операций, темп развития познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия и мышления).
  2. показатели здоровья (частота заболеваний, уровень физической культуры).
  3. социальная адаптивность (динамика самооценки, сформированность социальных установок, степень социальной адаптации, уровень развития коммуникативных качеств).

С чего начать свою работу в данном направлении?

        В первую очередь, необходимо составить карту здоровья каждого ребенка, в которой необходимо отразить заболевания, психологические и психосоматические особенности и отклонения, если таковые имеются. Опираясь на карту, определить уровень интеллектуального развития (низкий,   средний,  высокий). Распределение по уровням дает возможность подобрать для каждого ученика индивидуальный подход.  Это позволит решить главную задачу педагога, повысить учебную мотивацию, через создание благоприятной образовательной среды: атмосферы доброжелательности, создание ситуации успеха для каждого ученика. В этом случае немаловажную роль играет эмоциональный компонент мотивации (поощрение, оценивание малейшего положительного результата, установление добрых взаимоотношений между учителем и учеником).

        Построить эффективные, психологически комфортные взаимоотношения поможет  творческих подход к образовательному процессу (применение нетрадиционных, активных форм и методов на уроках и во внеурочной деятельности, например, использование информационные технологии, средства ТСО). Создание на уроке атмосферы эмоционально-положительного настроя дает возможность обеспечить успешную деятельность, повысить работоспособность и снизить утомляемость. Смена форм проведения урока, от классического до нестандартного, снижает напряженность у ребенка, дает возможность найти свою нишу. Проводя нетрадиционные уроки, особенно связанные с применением компьютерных технологий, обязательно слабым ученикам заранее даю маленькие сообщения. Это всегда успех. Ребенок начинает чувствовать свою значимость, повышается самооценка, появляются положительные эмоции. Такой прием необходим не только для познавательного развития учеников, но и для их нормального психофизического состояния.

        Урок – главная составная часть учебного процесса. Для учащегося – это сложная работа, 40 минут сосредоточения, внимания и напряжения, где часто наблюдается физическая усталость. Для снятия напряжения и выполнения здоровьесберегающей составляющей проводятся динамические паузы: упражнения для глаз, опорно-двигательного аппарата, кистей рук, дыхательная гимнастика т.д. Для кистей рук используем следующие  упражнения.

«Аплодисменты»

Сложить кисти рук ладонями внутрь. Поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинец правой руки о мизинец левой руки и т.д. Упражнение выполняется 15-20 секунд.

«Волны»

Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладонь, дети имитируют движение волны.

«Бабочка»

Подобные упражнения развивают воображение. Можно провести конкурс на лучшую сказку-упражнение для физкультминутки.

Бабочка спит в твоем кулачке. Вот она начинает медленно просыпаться. Сначала затрепетало маленькое крылышко (мизинец), потом - другое (безымянный палец)  Наконец запорхало большое крыло  (средний палец). Крылышки быстро двигаются, но бабочка еще не взлетела, а сидит на ладошке другой руки. Подуй на нее! Полетела!

Детям очень нравятся упражнения с массажным шариком  « СУ ДЖОК». «СУ ДЖОК» создан для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья, с помощью воздействия на определенные точки. Использование  массажного шарика с металлическими кольцами  эффективно сказывается на здоровье детей. С помощью колец удобно массировать пальцы - это оказывает благотворное влияние на весь организм.

Одной из используемых и очень эффективных, является гимнастика для глаз, разработанная профессором Аветисовым Э.С. Упражнения выполняются сидя в течение 3 – 5 минут.

  1. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклонившись вперед сделать выдох. (5-6 раз);
  2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза и затем открыть веки. (5-6 раз);
  3. Руки – на пояс, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. (5-6 раз);
  4. Поднять глаза кверху, сделав ими круговые движения по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки. (5-6 раз);
  5. Руки – вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы руки опустить (выдох). (4 – 5 раз).
  6. Смотреть прямо перед собой на дальний предмет 2 – 2 секунды, перевести взгляд на кончик носа  3 – 5 секунд. (6 – 8 раз);
  7. Закрыть веки, в течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев.

Если систематически выполнять это упражнение, то оно не займет на уроке много времени.

Вот еще несколько упражнений для глаз используемых на уроках.

« Бег глазами»

На кончик указки прикрепить искусственную бабочку и отправиться вместе с ней в путешествие. По просьбе учителя дети начинают « пробегать» глазами по заданной траектории. Упражнение выполняется стоя.

«Веселые рожицы»

Изображаем мордочки разных животных или сказочных персонажей. Ежик: губки вытянуты  вперед – влево - вправо – вверх - вниз,  затем по кругу в левую, в правую сторону. Затем изображаем бульдога, волка, мартышку и т.д.

«Рисование носом»

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить букву или слово. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза,  посмотреть на табличку. (Учитель может корректировать задание в соответствии с темой урока).

В процессе обучения значительная нагрузка приходится на нервно-психическую сферу учащихся. Поэтому профилактика психических переутомлений и невротических реакций на уроке педагогическими средствами представляется необходимой. С этой целью учителя часто применяю дыхательные упражнения. Правильно выполняемая дыхательная гимнастика дает возможность быстро отдохнуть, успокоиться, управлять своим психоэмоциональным состоянием. Определенные виды дыхания помогают улучшить кровоснабжение головного мозга, повысить умственную работоспособность, уравновесить состояние процессов возбуждения и торможения, сконцентрировать внимание на своем состоянии или предстоящей деятельности.

При выполнении дыхательных упражнений осуществляется массаж внутренних органов, улучшается перистальтика кишечника, укрепляются мышцы живота.

При возбужденном состоянии учащихся (например, после перемены, урока физкультуры), повышенной раздражительности, вспыльчивости рекомендуется выполнять комплекс успокаивающих дыхательных упражнений - когда выдох значительно превосходит по длительности вдох.

Перед началом упражнений нужно попросить учащихся отпустить пояса, расстегнуть воротнички. Не следует забывать о свежести воздуха в классе. Особое внимание учитель должен обращать на самочувствие школьников, осуществляя индивидуальный подход к каждому.

«Шарик»

Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре, - дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет один - восемь медленно выдыхают.

«Зверек»

Повороты головы налево и направо. На каждый поворот шумный короткий вдох носом.

«Флюгер»

Повороты туловища влево и вправо. При каждом повороте глубокий вдох.

«Ветерок»

Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок). Поднять голову вверх, вдох. Опустить и сдуть «ворсинку» (подул нежный ветерок). Поднять голову вверх, вдох. Опустить и задуть свечи (подул сильный ветерок).

Необходимым аспектом здоровьесберегающих технологий является соблюдение гигиенических требований (тепловой и световой режим, проветривание кабинета, чистота учебного помещения).

Пропаганда здорового образа жизни может находить отражение во всех направлениях учебно-воспитательного процесса. Например: проектная деятельность на интегрированных уроках  истории и информатики. Учащиеся разрабатывают проекты на темы: «Вредные привычки»; «Экология и мы»; «Здоровый образ жизни»; «Курильщик – сам себе могильщик» и другие.

Для выявления реального отношения школьников к проблемам здоровья и здорового образа жизни, актуальных социальных проблем в ходе работы систематически проводится анкетирование учащихся, социальные опросы, медицинские обследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кабинет начальной школы соответственно требованиям ФГОС второго поколения.

Соответствие кабинета требованиям ФГОС второго поколения....

здороьесберегающие технологии в начальной школе в рамках ФГОС

Данная презентация содержит материал по опыту работы по ЗОТ в рамках работы начальной школы по ФГОС...

Семинар Практика использования ИКТ технологий в начальной школе в условиях ФГОС,

Данный материал предназначен для проведения семинара учителей начальных классов.Содержит программу семинара, разработку проведения круглого стола, проект учащихся 5 кл.к притче "Шесть шляп"....

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ФГОС НОО.

Статья  посвящена  актуальной  проблеме  здоровьесбережения.  Одним из ведущих факторов здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа. Здоровье зак...

Внедрение здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях ФГОС.

В работе представлен материал по внедрению здоровьесберегающих технологий в работе учителя начальных классов...

Реализация технологии деятельностного обучения в образовательном процессе начальной школы по требованиям ФГОС НОО. ИКТ как инструмент формирования УУД младшего школьника.

В стандартах второго поколения говорится, что целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информацией, представленной в раз...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «Современные образовательные технологии в начальной школе в условиях ФГОС»

Среди главных задач современного образования – адаптация учащегося к жизни, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. В условиях ФГОС, в которых описано ...