ТРИЗ Урок 12 "Память"
план-конспект занятия (2 класс) по теме

  "МИР ЧЕЛОВЕКА"  2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat_triz.docx20.43 КБ
Файл triz_urok_12_pamyat_2_klass.ppsx1.26 МБ

Предварительный просмотр:

УРОК 12

ПАМЯТЬ

1. ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?» (5 МИН)           (СЛАЙДЫ  2-7)

Правила игры

Возле доски выставляются 7-9 предметов, после 30-секундного рассматривания дети закрывают глаза или отворачиваются. Учитель меняет предметы местами, может какие-нибудь предметы добавить или убрать. Дети должны назвать все изменения. 
Игра проводится 3-4 раза.

В конце — анализ: достаточно ли в этой игре быть только внимательными, не отвлекаться или нужно что-то еще?

2. БЕСЕДА О ПАМЯТИ (15-20 МИН)

  • Как вы понимаете выражение «хорошая память»?
  • Можно ли «все» помнить: все, что увидел и услышал; все, что прочитал; все, что делал?
  • Нужно ли «все» помнить? Почему?
  • Что нужно помнить надолго, а что помнить не обязательно? (Платье соседки, цвет машины на перекрестке, столько ступенек на лестнице и т. п.)
  • Могут ли быть ситуации, когда эти «ненужные» сведения могут пригодиться? (Во время аварии может понадобиться помнить цвет машины; в темноте — помнить количество ступенек, при выборе бантиков не помешает вспомнить цвет платья, чтобы «подходили» и т. д.)
  • Можете ли вы вспомнить, что было сегодня утром: что делали, с кем и о чем разговаривали, о чем думали? Что помнится лучше? (Действия.)
  • А теперь попробуйте вспомнить, что было утром в среду на прошлой неделе: что вы тогда делали, что думали, о чем говорили... События какого дня помнятся лучше, почему? (Лучше помнится последнее.)
  • Вспомните свой день рождения: что тогда было, кто к вам приходил, какие подарки подарили. Почему день рождения помнится лучше, чем то, что было на прошлой неделе? (Это было важное событие.)
  • Есть ли память у животных, чем она отличается от человеческой памяти? (Человек может поставить себе цель специально запомнить что-нибудь, у животных запоминается «само собой», они не думают о том, чтобы запомнить; у человека такая память тоже есть, но есть и другая.)
  • Что вам запомнилось «само собой», а что пришлось учить, запоминать специально?

3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (3 МИН)               (СЛАЙД 8)

Рекомендуется проведение танцевальной физкультминутки (без слов).

4. УПРАЖНЕНИЕ «ПРОВЕРКА ПАМЯТИ» (5-7 МИН)         (СЛАЙДЫ 9 - 14)

Учитель предлагает классу хором повторить три группы слов, а затем сделать вывод о том, что лучше запоминается и почему.

Примеры групп слов

  1. Маленькие дети очень любят рассматривать книжки с картинками. 
    (Слова организованы в предложение.)
  2. автомобиль груша крокодил море пуговица понедельник журнал 
    (Отдельные слова, смысл которых понятен.)
  3. декада макинтош аркан палитра флигель околица барокко 
    (Незнакомые отдельные слова.)

Вывод: лучше всего запоминаются «организованные» слова, похуже те, смысл, которых понятен. И совсем трудно запомнить непонятные слова. Следовательно, если хочешь что-то запомнить, нужно понять смысл.

Однако встречаются ситуации, когда нужно запомнить информацию, которую осмыслить невозможно (шифр, телефонный номер и др.). В этом случае используются мнемотехнические приемы. Например, последовательность цветов радуги запоминается при помощи фразы «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». 
Дополнительно можно предложить упражнение с числами: учитель на 10 секунд открывает на доске ряд из 8 однозначных чисел, которые затем нужно записать в той же последовательности; а затем за то же время открывается ряд из 4 двузначных чисел, которые нужно записать по порядку. Обсуждение: почему второй ряд запомнился лучше, хотя и в первом, и во втором случае количество цифр было одинаковым? (Во втором случае они были «связаны» и воспринимались как четыре числа, а не как восемь.)

5. ОБСУЖДЕНИЕ «ЧТО МЕШАЕТ ПАМЯТИ?» (5-7 МИН)   (СЛАЙД 15)

Учитель предлагает детям сосредоточиться и подумать, что может мешать хорошо запоминать (если взволнован, расстроен; когда не понимаешь, того, что учишь; когда неинтересно или не хочешь заниматься; если надо сразу много выучить и др.) 
Если позволяет время, можно провести упражнение «Мешаем — не мешаем!»: ученикам первого варианта нужно выучить за минуту четверостишие, написанное на доске; ученики второго варианта им активно «мешают» (дотрагиваться нельзя!). Затем второй вариант учит другое стихотворение, но первый вариант им не мешает. Потом сравнение: какой вариант выучил лучше и почему? Бывают ли в классе ситуации, когда дети жалуются на память, хотя виновато внимание?

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ                           (СЛАЙД 16)

Учитель читает стихотворение Э. Успенского «Память»:

Я не зря себя хвалю, 
Всем и всюду говорю, 
Что любое предложенье 
Прямо сразу повторю.

«Ехал Ваня на коне, 
Вел собачку на ремне, 
А старушка в это время 
Мыла кактус на окне».

— Ехал Ваня на коне, 
Вел собачку на ремне, 
Ну, а кактус в это время 
Мыл старушку на окне... 
Ой, нет!

— Ехал кактус на окне, 
Вел старушку на ремне, 
А собачка в это время 
Мыла Ваню на коне...

Знаю я, что говорю. 
Говорил, что повторю, 
Вот и вышло без ошибок. 
А чего хвалиться зрю?

— Что вы скажете про память этого мальчика? Действительно ли он не «зрю» хвалился? (Кстати, почему в тексте написано не «зря», а «зрю»?) 
Можно рассмотреть фантастическую ситуацию: если бы память у всех людей вдруг исчезла, что бы произошло?

Урок удался, если дети поняли: 

  • хорошая память — это когда помнишь не «все», а «все, что нужно»;
  • память можно тренировать;
  • запоминание зависит от внимания.

Источник :  http://www.trizway.com/art/book/85_12.html#a1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПАМЯТЬ Е.Я.Артемьева МБОУ СОШ с.Наскафтым 2014 г.

Слайд 2

ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?» ПРАВИЛО ИГРЫ: В течение З0 секунд запомнить расположение объектов на слайде, далее посмотреть на картинку ещё раз и рассказать, как изменилось расположение объектов. АРТЕМЬЕВА Е.Я.

Слайд 3

Посмотри и запомни! АРТЕМЬЕВА Е.Я.

Слайд 4

Что изменилось? АРТЕМЬЕВА Е.Я.

Слайд 5

Что изменилось? АРТЕМЬЕВА Е.Я.

Слайд 6

Что изменилось? АРТЕМЬЕВА Е.Я.

Слайд 7

Что изменилось? АРТЕМЬЕВА Е.Я.

Слайд 8

ФИЗМИНУТКА АРТЕМЬЕВА Е.Я.

Слайд 9

УПРАЖНЕНИЕ «ПРОВЕРКА ПАМЯТИ» Маленькие дети очень любят рассматривать книжки с картинками. 2. Автомобиль груша крокодил море пуговица понедельник журнал. 3. Д екада макинтош аркан палитра флигель околица барокко. АРТЕМЬЕВА Е.Я.

Слайд 10

Вывод : Лучше всего запоминаются «организованные» слова, похуже те, смысл, которых понятен. И совсем трудно запомнить непонятные слова. Следовательно, если хочешь что-то запомнить, нужно понять смысл. АРТЕМЬЕВА Е.Я.

Слайд 11

« Каждый Охотник Желает Знать , Где Сидит Фазан ». АРТЕМЬЕВА Е.Я.

Слайд 12

8 2 4 7 1 9 5 3 - записать в той же последовательности АРТЕМЬЕВА Е.Я.

Слайд 13

- записать в той же последовательности 82 47 19 53 АРТЕМЬЕВА Е.Я.

Слайд 14

8 2 4 7 1 9 5 3 ПРОВЕРЯЕМ 82 47 19 53 Почему второй ряд запомнился лучше, хотя и в первом, и во втором случае количество цифр было одинаковым? АРТЕМЬЕВА Е.Я.

Слайд 15

ИГРА : « Мешаем — не мешаем!» Ветер Ветер, ветер Озорной, Подружись-ка ты со мной. Помоги Поднять мне змея, - Сам взлететь Он не сумеет. Н . Гончаров АРТЕМЬЕВА Е.Я.

Слайд 16

ИТОГ хорошая память — это когда помнишь не «все», а «все, что нужно»; память можно тренировать; запоминание зависит от внимания. АРТЕМЬЕВА Е.Я.

Слайд 17

Источники: Ш аблон: http:// ppt4web.ru Картинки: http:// almaveritas.ru/pages/anglijskij-bez-domashnih-zadanij https :// www.google.ru/imghp?hl=ru&tab=wi http :// banana.by/index.php?newsid=212980 Тренажер http :// pedsovet.su/load/287-1-0-35658 Радуга http://cliparti.jimdo.com/ главная/открытки- gif- анимация/радуга-анимация-дождь-2 / АРТЕМЬЕВА Е.Я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ

Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...

Урок с элементами ТРИЗ

Конспект интегрированного урока с элементами ТРИЗ. Автор: учитель высшей категории Ленченко Ирина Владимировна Тема: Город «Загадочных частей»....

Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках развития речи в начальной школе.

В данной статье рассматриваются игры и творческие задания для подготовки детей к составлению текстов сказочного содержания....

Конспект урока РТВ с применением ТРИЗ технологии 2кл. по теме "Системный оператор"

Конспект урока по РТВ (2 класс) Васильевой Светланы ИннокентьевныТема:  Системный операторЦель:Продемонстрировать детям работу системного оператора.Закрепить и систематизировать знания о но...

ТРИЗ Урок 10 "Что такое психология?"

"МИР ЧЕЛОВЕКА"  2 класс...

ТРИЗ. Урок 3. Развитие ассоциативности. Критерии новизны

Мир фантазии. Методическая разработка урока. Презентация....

ТРИЗ. УРОК №4. АССОЦИАТИВНЫЕ ЗАГАДКИ( презентация)

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности   Мир фантазии 3 класс....