ТРИЗ Урок 12 "Память"
план-конспект занятия (2 класс) по теме
"МИР ЧЕЛОВЕКА" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyat_triz.docx | 20.43 КБ |
triz_urok_12_pamyat_2_klass.ppsx | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
1. ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?» (5 МИН) (СЛАЙДЫ 2-7)
Правила игры
Возле доски выставляются 7-9 предметов, после 30-секундного рассматривания дети закрывают глаза или отворачиваются. Учитель меняет предметы местами, может какие-нибудь предметы добавить или убрать. Дети должны назвать все изменения.
Игра проводится 3-4 раза.
В конце — анализ: достаточно ли в этой игре быть только внимательными, не отвлекаться или нужно что-то еще?
2. БЕСЕДА О ПАМЯТИ (15-20 МИН)
- Как вы понимаете выражение «хорошая память»?
- Можно ли «все» помнить: все, что увидел и услышал; все, что прочитал; все, что делал?
- Нужно ли «все» помнить? Почему?
- Что нужно помнить надолго, а что помнить не обязательно? (Платье соседки, цвет машины на перекрестке, столько ступенек на лестнице и т. п.)
- Могут ли быть ситуации, когда эти «ненужные» сведения могут пригодиться? (Во время аварии может понадобиться помнить цвет машины; в темноте — помнить количество ступенек, при выборе бантиков не помешает вспомнить цвет платья, чтобы «подходили» и т. д.)
- Можете ли вы вспомнить, что было сегодня утром: что делали, с кем и о чем разговаривали, о чем думали? Что помнится лучше? (Действия.)
- А теперь попробуйте вспомнить, что было утром в среду на прошлой неделе: что вы тогда делали, что думали, о чем говорили... События какого дня помнятся лучше, почему? (Лучше помнится последнее.)
- Вспомните свой день рождения: что тогда было, кто к вам приходил, какие подарки подарили. Почему день рождения помнится лучше, чем то, что было на прошлой неделе? (Это было важное событие.)
- Есть ли память у животных, чем она отличается от человеческой памяти? (Человек может поставить себе цель специально запомнить что-нибудь, у животных запоминается «само собой», они не думают о том, чтобы запомнить; у человека такая память тоже есть, но есть и другая.)
- Что вам запомнилось «само собой», а что пришлось учить, запоминать специально?
3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (3 МИН) (СЛАЙД 8)
Рекомендуется проведение танцевальной физкультминутки (без слов).
4. УПРАЖНЕНИЕ «ПРОВЕРКА ПАМЯТИ» (5-7 МИН) (СЛАЙДЫ 9 - 14)
Учитель предлагает классу хором повторить три группы слов, а затем сделать вывод о том, что лучше запоминается и почему.
Примеры групп слов
- Маленькие дети очень любят рассматривать книжки с картинками.
(Слова организованы в предложение.) - автомобиль груша крокодил море пуговица понедельник журнал
(Отдельные слова, смысл которых понятен.) - декада макинтош аркан палитра флигель околица барокко
(Незнакомые отдельные слова.)
Вывод: лучше всего запоминаются «организованные» слова, похуже те, смысл, которых понятен. И совсем трудно запомнить непонятные слова. Следовательно, если хочешь что-то запомнить, нужно понять смысл.
Однако встречаются ситуации, когда нужно запомнить информацию, которую осмыслить невозможно (шифр, телефонный номер и др.). В этом случае используются мнемотехнические приемы. Например, последовательность цветов радуги запоминается при помощи фразы «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».
Дополнительно можно предложить упражнение с числами: учитель на 10 секунд открывает на доске ряд из 8 однозначных чисел, которые затем нужно записать в той же последовательности; а затем за то же время открывается ряд из 4 двузначных чисел, которые нужно записать по порядку. Обсуждение: почему второй ряд запомнился лучше, хотя и в первом, и во втором случае количество цифр было одинаковым? (Во втором случае они были «связаны» и воспринимались как четыре числа, а не как восемь.)
5. ОБСУЖДЕНИЕ «ЧТО МЕШАЕТ ПАМЯТИ?» (5-7 МИН) (СЛАЙД 15)
Учитель предлагает детям сосредоточиться и подумать, что может мешать хорошо запоминать (если взволнован, расстроен; когда не понимаешь, того, что учишь; когда неинтересно или не хочешь заниматься; если надо сразу много выучить и др.)
Если позволяет время, можно провести упражнение «Мешаем — не мешаем!»: ученикам первого варианта нужно выучить за минуту четверостишие, написанное на доске; ученики второго варианта им активно «мешают» (дотрагиваться нельзя!). Затем второй вариант учит другое стихотворение, но первый вариант им не мешает. Потом сравнение: какой вариант выучил лучше и почему? Бывают ли в классе ситуации, когда дети жалуются на память, хотя виновато внимание?
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (СЛАЙД 16)
Учитель читает стихотворение Э. Успенского «Память»:
Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.
«Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне».
— Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мыл старушку на окне...
Ой, нет!
— Ехал кактус на окне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на коне...
Знаю я, что говорю.
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок.
А чего хвалиться зрю?
— Что вы скажете про память этого мальчика? Действительно ли он не «зрю» хвалился? (Кстати, почему в тексте написано не «зря», а «зрю»?)
Можно рассмотреть фантастическую ситуацию: если бы память у всех людей вдруг исчезла, что бы произошло?
Урок удался, если дети поняли:
- хорошая память — это когда помнишь не «все», а «все, что нужно»;
- память можно тренировать;
- запоминание зависит от внимания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?» ПРАВИЛО ИГРЫ: В течение З0 секунд запомнить расположение объектов на слайде, далее посмотреть на картинку ещё раз и рассказать, как изменилось расположение объектов. АРТЕМЬЕВА Е.Я.
Посмотри и запомни! АРТЕМЬЕВА Е.Я.
Что изменилось? АРТЕМЬЕВА Е.Я.
Что изменилось? АРТЕМЬЕВА Е.Я.
Что изменилось? АРТЕМЬЕВА Е.Я.
Что изменилось? АРТЕМЬЕВА Е.Я.
ФИЗМИНУТКА АРТЕМЬЕВА Е.Я.
УПРАЖНЕНИЕ «ПРОВЕРКА ПАМЯТИ» Маленькие дети очень любят рассматривать книжки с картинками. 2. Автомобиль груша крокодил море пуговица понедельник журнал. 3. Д екада макинтош аркан палитра флигель околица барокко. АРТЕМЬЕВА Е.Я.
Вывод : Лучше всего запоминаются «организованные» слова, похуже те, смысл, которых понятен. И совсем трудно запомнить непонятные слова. Следовательно, если хочешь что-то запомнить, нужно понять смысл. АРТЕМЬЕВА Е.Я.
« Каждый Охотник Желает Знать , Где Сидит Фазан ». АРТЕМЬЕВА Е.Я.
8 2 4 7 1 9 5 3 - записать в той же последовательности АРТЕМЬЕВА Е.Я.
- записать в той же последовательности 82 47 19 53 АРТЕМЬЕВА Е.Я.
8 2 4 7 1 9 5 3 ПРОВЕРЯЕМ 82 47 19 53 Почему второй ряд запомнился лучше, хотя и в первом, и во втором случае количество цифр было одинаковым? АРТЕМЬЕВА Е.Я.
ИГРА : « Мешаем — не мешаем!» Ветер Ветер, ветер Озорной, Подружись-ка ты со мной. Помоги Поднять мне змея, - Сам взлететь Он не сумеет. Н . Гончаров АРТЕМЬЕВА Е.Я.
ИТОГ хорошая память — это когда помнишь не «все», а «все, что нужно»; память можно тренировать; запоминание зависит от внимания. АРТЕМЬЕВА Е.Я.
Источники: Ш аблон: http:// ppt4web.ru Картинки: http:// almaveritas.ru/pages/anglijskij-bez-domashnih-zadanij https :// www.google.ru/imghp?hl=ru&tab=wi http :// banana.by/index.php?newsid=212980 Тренажер http :// pedsovet.su/load/287-1-0-35658 Радуга http://cliparti.jimdo.com/ главная/открытки- gif- анимация/радуга-анимация-дождь-2 / АРТЕМЬЕВА Е.Я.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ
Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...
Урок с элементами ТРИЗ
Конспект интегрированного урока с элементами ТРИЗ. Автор: учитель высшей категории Ленченко Ирина Владимировна Тема: Город «Загадочных частей»....
Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках развития речи в начальной школе.
В данной статье рассматриваются игры и творческие задания для подготовки детей к составлению текстов сказочного содержания....
Конспект урока РТВ с применением ТРИЗ технологии 2кл. по теме "Системный оператор"
Конспект урока по РТВ (2 класс) Васильевой Светланы ИннокентьевныТема: Системный операторЦель:Продемонстрировать детям работу системного оператора.Закрепить и систематизировать знания о но...
ТРИЗ Урок 10 "Что такое психология?"
"МИР ЧЕЛОВЕКА" 2 класс...
ТРИЗ. Урок 3. Развитие ассоциативности. Критерии новизны
Мир фантазии. Методическая разработка урока. Презентация....
ТРИЗ. УРОК №4. АССОЦИАТИВНЫЕ ЗАГАДКИ( презентация)
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности Мир фантазии 3 класс....