Урок с элементами ТРИЗ
методическая разработка (чтение, 1 класс) по теме
Конспект интегрированного урока с элементами ТРИЗ.
Автор: учитель высшей категории Ленченко Ирина Владимировна
Тема: Город «Загадочных частей».
Цель: познакомить с приёмами дробления и объединения.
Задачи: - развивать творческое воображение учащихся;
- развивать речь и обогащать словарный запас учащихся;
- развивать системное видение окружающего мира;
- развивать внимание и образное мышление учащихся;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lenchenko_i.v.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
2009-2010 учебный год
Конспект интегрированного урока с элементами ТРИЗ.
Автор: учитель высшей категории Ленченко Ирина Владимировна
Тема: Город «Загадочных частей».
Цель: познакомить с приёмами дробления и объединения.
Задачи: - развивать творческое воображение учащихся;
- развивать речь и обогащать словарный запас учащихся;
- развивать системное видение окружающего мира;
- развивать внимание и образное мышление учащихся; Содержание работы: 1. Орг. момент. - Ребята, сегодня у нас в гостях учителя. Давайте поиграем в игру "Хорошо-плохо". У нас на уроке гости, это хорошо, почему? У нас на уроке гости, это плохо, почему?
2. Целевая установка. - Сегодня мы с вами отправимся в город "Загадочных частей". Это путешествие будет интересным и, чтобы ничего не забыть, мы всё будем записывать в наши бортовые журналы. Открыли журналы и записали число.
Чтобы нас не заметили, давайте наденем наши волшебные шапки - невидимки.
3. Выполнение заданий.
- У каждого города есть гимн и герб. Давайте посмотрим на герб этого города.
НА ДОСКЕ ПЛАКАТ «СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР» (по методике ТРИЗ)
- А теперь, послушайте, какой интересный у него гимн:
- Если мы рассмотрим что-то
- это что-то из чего-то
- это что-то часть чего-то
- это что-то для чего-то.
4. - С нами в путешествие отправился Мудрый Змей. Посмотрите, он нашёл что-то интересное.
Игра: " Отгадай что-то": (из кармана у Змея дети достают задания)
- обложка, страницы (книга)
- руль, педали, колёса (машина)
- двери, окна, крыша (дом)
- ствол, ветки, листья (дерево)
- сиденье, ножки, спинка (стул)
5. - Ребята, к нам за помощью обратился Чумба Юмбик. Он увидел Что-то, а что это, не знает. Давайте ему поможем.
Игра:" Отгадай из чего".
- дом - ( крыша, стены, окна и т.д)
- школа - (парты, доска, ученики и т.д)
- игра - (игроки, судья, ворота, правила игры и т.д)
МОЛОДЦЫ!
6. Отгадывание предметов по их характерным частям:
- Ребята, у каждого предмета есть свой характерный признак, по которому мы можем его узнать. Помогите мне узнать, что это?
Загадки: - Красный нос в землю врос, - Ни зверь, ни птица,
А зелёный хвост снаружи. А нос как спица.
Нам зелёный хвост не нужен, Летит- пищит,
Нужен только красный нос (морковь) Сядет- молчит.(комар)
- Я под шапкою цветной - Ни хвоста, ни головы
На ноге стою одной.(гриб) Только спина и четыре ноги.(стол)
- Ребята, разгадать эти загадки нам помогут волшебные карандаши.
(Дети берут карандаши и рисуют части предметов, описывающиеся в загадках)
МОЛОДЦЫ!
7. - Мудрый Змей что-то нашёл. Давайте посмотрим.
Игра: "Вствь слово".
- У.......высокий рост.
- У.......пушистый хвост.
- У.......крепки рожки.
- У.......тонки ножки.
- У.......толсты губы.
- А у.....остры зубы.
Сам придумай про ежа, про ужа и про чижа.
(На доске, в помощь уч-ся, таблички со словами: цыплёнок, слон, волк, мартышка, козлёнок, лиса)
Физкульт минутка.
Давайте покажем, как ходит слон, лиса, волк, мартышка, цыплёнок.
8. Рисовальная пауза.
- Ребята, Чумба Юмбик встретил в этом городе незнакомое животное. Вот как он его описал. А мы его сейчас нарисуем, и узнаем, кто это?
(Отгадать животное по его загадочным частям)
- Голова круглая.
- Глаза маленькие.
- Уши большие, как лопухи.
- Туловище в виде бочки.
- Четыре ноги, как столбы.
- Сзади тонкая короткая верёвка.
- Нос в виде длинного толстого шланга, по бокам которого два белых острых, кривых кинжала.
(Дети рисуют. Показ рисунков)
МОЛОДЦЫ!
9. Составь загадку.
- Интересно разгадывать загадки, но ещё интересней их придумывать. Давайте придумаем загадку про............. А про что мы будем придумывать загадку, нам подскажут Противоречия: тонкий-....
холодная-....
острая-......
круглая-....
кислый-....
солнце-.... луна
(на доске таблица Противоречий)
МОЛОДЦЫ !
Загадка будет про луну.
Луна
КРУГЛАЯ ЖЁЛТАЯ СВЕТИТСЯ
ГЛОБУС ЛИМОН СВЕТЛЯЧОК
Круглая, но не глобус.
Жёлтая, но не лимон.
Светится, но не светлячок.
- Какая сложная у нас получилась загадка. Правильно вы заметили, что у неё несколько отгадок (лампочка, фонарь, солнце).
10. Игра"Качели".
- Прежде чем вернуться из путешествия в класс, давайте покачаемся на волшебных качелях.
Стена. Ткань
На В На В
кирпичи дом нитки одежда
брёвна пост. бельё
(Слово нужно разобрать на части и собрать систему)
11. "Собери целое".
(На доске прикреплены предметы из бумаги: глобус, книга, карандаш, кисть, циркуль)
- Мы очень понравились жителям города и они решили сделать нам подарок.
- Посмотрите, что они нам принесли. Давайте из этих частей соберём ЧТО-ТО и посмотрим, что у нас получилось.
(В конечном результате дети собрали ЕЖЕКА ,человечка из нашего ежедневника, дневника)
МОЛОДЦЫ !
12. Заключение.
- А теперь возвращаемся в класс. УРА, мы дома! Давайте снимем наши волшебные шапки.
- Ребята, где мы сегодня были?
- Что интересного узнали?
- Мы молодцы, мы много интересного узнали, мы научились собирать целое и разбирать его на части, находить предметы по его характерным частям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ
Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...
Конспект урока по русскому языку с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Род имен существительных". 3 класс.
На данном уроке происходит знакомство учащихся с родом имени существительного .Учащиеся учатся определять род существительных, согласовывать их с именами прилагательными. На этапе закрепления материал...
Элементы ТРИЗ на уроках обучения грамоте.
Элементы ТРИЗ на уроках обучения грамоте....
Использование элементов ТРИЗ - педагогики на уроках родного языка
Одним из средств формирования универсальных учебных действий у младших школьников может стать использование приемов технологии ТРИЗ. ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, разработанная Ге...
Использование элементов ТРИЗ на уроке математики в начальной школе
Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в за...
Конспект урока по окружающему миру с использованием элементов ТРИЗ
Урок на тему "Свойства воды и воздуха"...
Конспект урока по окружающему миру с использованием элементов ТРИЗ
Урок на тему "Что у нас над головой?"...