Урок с элементами ТРИЗ
методическая разработка (чтение, 1 класс) по теме

 

Конспект интегрированного урока с элементами ТРИЗ.

 

Автор: учитель высшей категории Ленченко Ирина Владимировна

 

Тема: Город «Загадочных частей».                                                                    

 

Цель:  познакомить с приёмами дробления и объединения.                                                               

 

Задачи: - развивать творческое воображение учащихся;                                                                                                                       

         - развивать речь и обогащать словарный запас учащихся;                                                                     

         - развивать системное видение окружающего мира;                                                                               

         - развивать внимание и образное мышление учащихся;              

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lenchenko_i.v.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

   

2009-2010 учебный год

Конспект интегрированного урока с элементами ТРИЗ.

Автор: учитель высшей категории Ленченко Ирина Владимировна

Тема: Город «Загадочных частей».                                                                    

Цель:  познакомить с приёмами дробления и объединения.                                                                

Задачи: - развивать творческое воображение учащихся;                                                                                                                      

         - развивать речь и обогащать словарный запас учащихся;                                                                      

         - развивать системное видение окружающего мира;                                                                              

         - развивать внимание и образное мышление учащихся;                                                                                                                                                                                                                                                                                           Содержание работы:                                                                                                                                       1. Орг. момент.                                                                                                                                        - Ребята, сегодня у нас в гостях учителя. Давайте поиграем в игру "Хорошо-плохо". У нас на уроке гости, это хорошо, почему? У нас на уроке гости, это плохо, почему?                                                                                                                                                                                                    

2. Целевая установка.                                                                                                                             - Сегодня мы с вами отправимся в город "Загадочных частей". Это путешествие будет интересным и, чтобы ничего не забыть, мы всё будем записывать в наши бортовые журналы. Открыли журналы и записали число.

Чтобы нас не заметили, давайте наденем  наши волшебные шапки - невидимки.

   

3. Выполнение заданий.

   - У каждого города есть гимн и герб. Давайте посмотрим на герб этого города.

НА ДОСКЕ ПЛАКАТ «СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР» (по методике ТРИЗ)

   - А теперь, послушайте, какой интересный у него гимн:

- Если мы рассмотрим что-то

                                   - это что-то из чего-то

                                   - это что-то часть чего-то

                                   - это что-то для чего-то.

   4. - С нами в путешествие отправился Мудрый Змей. Посмотрите, он нашёл что-то интересное.

     Игра: " Отгадай что-то": (из кармана у Змея дети достают задания)

              - обложка, страницы (книга)

            - руль, педали, колёса (машина)

            - двери, окна, крыша (дом)

            - ствол, ветки, листья (дерево)

            - сиденье, ножки, спинка (стул)

 

5.  - Ребята, к нам за помощью обратился Чумба Юмбик. Он увидел Что-то, а что это, не знает. Давайте ему поможем.

     Игра:" Отгадай из чего".

              - дом - ( крыша, стены, окна и т.д)

              - школа - (парты, доска, ученики и т.д)

              - игра - (игроки, судья, ворота, правила игры и т.д)

МОЛОДЦЫ!

6. Отгадывание предметов по их характерным частям:

      - Ребята, у каждого предмета есть свой характерный признак, по которому мы можем его узнать. Помогите мне узнать, что это?

       Загадки: - Красный нос в землю врос,               - Ни зверь, ни птица,                                                                                                                                              

                   А зелёный хвост снаружи.                 А нос как спица.      

                   Нам зелёный хвост не нужен,              Летит- пищит,  

                   Нужен только красный нос (морковь)     Сядет- молчит.(комар)

                                               

 - Я под шапкою цветной                               - Ни хвоста, ни головы

  На ноге стою одной.(гриб)                             Только спина и четыре ноги.(стол)                                                                                                                        

     

     - Ребята, разгадать эти загадки нам помогут волшебные карандаши.

     

(Дети берут карандаши и рисуют части предметов, описывающиеся в загадках)

МОЛОДЦЫ!

 7.   - Мудрый Змей что-то нашёл. Давайте посмотрим.

          Игра: "Вствь слово".

                      - У.......высокий рост.

                      - У.......пушистый хвост.

                      - У.......крепки рожки.

                      - У.......тонки ножки.

                      - У.......толсты губы.

                      - А у.....остры зубы.

                      Сам придумай про ежа, про ужа и про чижа.

(На доске, в помощь уч-ся, таблички со словами: цыплёнок, слон, волк, мартышка, козлёнок, лиса)

                                             

Физкульт минутка.

            Давайте покажем, как ходит слон, лиса, волк, мартышка, цыплёнок.

 

  8. Рисовальная пауза.

     - Ребята, Чумба Юмбик встретил в этом городе незнакомое животное. Вот как он его описал. А мы его сейчас нарисуем, и узнаем, кто это?

(Отгадать животное по его загадочным частям)

        - Голова круглая.

        - Глаза маленькие.

        - Уши большие, как лопухи.

        - Туловище в виде бочки.

        - Четыре ноги, как столбы.

        - Сзади тонкая короткая верёвка.

        - Нос в виде длинного толстого шланга, по бокам которого два белых острых, кривых кинжала.

(Дети рисуют. Показ рисунков)

МОЛОДЦЫ!

       

9.  Составь загадку.

     - Интересно разгадывать загадки, но ещё интересней их придумывать. Давайте придумаем загадку про............. А про что мы будем придумывать загадку, нам подскажут Противоречия: тонкий-....

                холодная-....

                острая-......

                круглая-....

                кислый-....

                солнце-.... луна

(на доске таблица Противоречий)

МОЛОДЦЫ !

Загадка будет про луну.  

 

Луна

                        КРУГЛАЯ                  ЖЁЛТАЯ               СВЕТИТСЯ

                        ГЛОБУС                   ЛИМОН                 СВЕТЛЯЧОК

Круглая, но не глобус.

Жёлтая, но не лимон.

      Светится, но не светлячок.

    - Какая сложная у нас получилась загадка. Правильно вы заметили, что у неё несколько отгадок (лампочка, фонарь, солнце).

       

10.  Игра"Качели".

    - Прежде чем вернуться из путешествия в класс, давайте покачаемся на волшебных качелях.

      Стена.                                                                 Ткань

         

  На        В                                                             На       В

кирпичи   дом                                                   нитки    одежда

    брёвна                                                                 пост. бельё                      

(Слово нужно разобрать на части и собрать систему)

 11. "Собери целое".

 (На доске прикреплены предметы из бумаги: глобус, книга, карандаш, кисть, циркуль)

        - Мы очень понравились жителям города и они решили сделать нам подарок.

        - Посмотрите, что они нам принесли. Давайте из этих частей соберём ЧТО-ТО и                 посмотрим, что у нас получилось.

(В конечном результате дети собрали ЕЖЕКА ,человечка из нашего ежедневника, дневника)              

МОЛОДЦЫ !

12. Заключение.        

       - А теперь возвращаемся в класс. УРА, мы дома! Давайте снимем наши волшебные                 шапки.

        - Ребята, где мы сегодня были?

        - Что интересного узнали?

        - Мы молодцы, мы много интересного узнали, мы научились собирать целое и                   разбирать его на части, находить предметы по его характерным частям.      

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ

Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...

Конспект урока по русскому языку с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Род имен существительных". 3 класс.

На данном уроке происходит знакомство учащихся с родом имени существительного .Учащиеся учатся определять род существительных, согласовывать их с именами прилагательными. На этапе закрепления материал...

Элементы ТРИЗ на уроках обучения грамоте.

Элементы ТРИЗ на уроках обучения грамоте....

Использование элементов ТРИЗ - педагогики на уроках родного языка

Одним из средств формирования универсальных учебных действий у младших школьников может стать использование приемов технологии ТРИЗ. ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, разработанная Ге...

Использование элементов ТРИЗ на уроке математики в начальной школе

Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в за...