Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по родному краю" 3 класс
календарно-тематическое планирование (3 класс)
Программа разработана на основе ФГОС основного общего образования, ООП ООО школы и "Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование". (Стандарты второго поколения под редакцией В.А.Горского). Программа рассчитана на 1 год, 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ гимназия г. Узловая Тульской области
Согласовано Утверждено Утверждаю
Заведующий кафедры на заседании педсовета Директор МБОУ гимназии
______ /Просецкая Т.В./ Протокол № _____ от _______/ Бекетова О.А./
Протокол №_______ от «____»_________ 20____ г. Приказ №______ от
«____»_______ 20____ г. «____»_______ 20____г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
"Путешествие по родному краю"
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения 2009 года.
Направление: общекультурное.
Уровень: начальное общее образование.
Возраст обучающихся: 9-10 лет ( 3 класс ).
Срок реализации: 1 год.
Составители:
учитель начальных классов Ипполитова Е.В.
Узловая, 2021-2022 уч.год
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО школы и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших подростков умения учиться.
Место внеурочной деятельности в учебном плане.
Программа рассчитана на 1 год, 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут в 3 классе. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 3 класса.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате освоения программы кружка «Путешествие по родному краю» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
Метапредметные результаты:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
знакомство с работой столовой, библиотеки, спортивного зала, актового зала;
экскурсии по Тульской области и соседним областям;
умение осуществлять сбор и отработку материала через уроки внеклассного чтения, окружающего мира, литературы;
организация выставок рисунков, макетов, различных поделок;
выпуск и обсуждение литературных листков, тематических газет;
проведение мастер-классов;
детские сообщения;
альбомы с работами детей;
фотовыставки: природа родного края, исторические места родного края;
стенд «Моя малая родина»
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
обучающиеся должны знать:
название региона, родного города (села);
символику региона, города, школы;
традиции русского народа и семьи;
историю, традиции, культурное наследие своего города и края;
правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе; в общественных местах;
условия жизни животных в естественных условиях, и животных, вошедших в Красную книгу;
окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей;
понятия: экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей, архив, фонд.
обучающиеся должны уметь:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Содержание курса внеурочной деятельности.
3-й год обучения
Содержание курса | Формы организации | Виды деятельности |
1 раздел. "Жизнь наших предков" (7 ч.) Знакомство с жизнью людей в далекие времена на территории Тульской области. Экскурсии в музеи . Знакомство с национальными костюмами. Земляки-поэты. | Экскурсия, беседа, игра | Познавательная, игровая |
2 раздел. "Профессии людей" (2 ч.) Знакомство с профессиями людей. Экскурсии на почту и хлебозавод. | Тематический классный час, выставка детских рисунков, экскурсия, концерт, конкурс. | Познавательная, игровая, досугово-развлекательная |
3 раздел. "Игры и игрушки" ( 12 ч.) Знакомство со старинными играми, песнями. Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек. Изготовление игрушек в мастерской Деда Мороза. Просмотр новогодних спектаклей. | Экскурсии, тематический классный час, выставка работ детей | Познавательная, проблемно-ценностное общение |
4 раздел. "Уроки Памяти" ( 9 ч.) Посещение мест боевой славы. Знакомство с биографией знаменитых туляков. С.И.Мосин. Тульский оружейный завод. | Круглый стол, экскурсия, просмотр видеофильма, беседа, тематический классный час, выставка работ детей | Познавательная, игровая, турстско-краеведческая |
5 раздел. "Красная книга Тульской области" ( 4 ч.) Виртуальная экскурсия в сельскохозяйственный институт им. профессора. В.В.Докучаева. Защита проектных работ. | Виртуальная экскурсия, игра, проведение бесед. | Познавательная, игровая. |
Тематическое планирование
3 класс
№ | Тема |
1 | Правила по ТБ, ПДД, ПБ. Цели и задачи изучения курса «Экскурсионная деятельность в 3 классе». Виртуальная обзорная экскурсия по г. Тула (презентация). Как вести себя в музее. |
2-5 | «Как жили наши предки». Экскурсия в историко-археологический музей в Москве. «По следам первобытного человека». Знакомство с бытом первобытного человека. |
6 | Жизнь наших предков в рисунках детей. Составление «бумажного фильма». Групповая работа. Оформление эссе по теме экскурсии. Конкурс рисунков «Русский национальный костюм». Костюм жителей Тульской губернии. |
7 | Поисковая деятельность. «Край, поэтами воспетый». Стихотворения Н.В.Кольцова, И.С.Никитина, О.Э. Мальдештама, И.А.Бунина, А. В. Жигулина, С.Я.Маршака, К.Ф.Рылеева о нашей малой родине. |
8 | Экскурсия в музей хлебозавода. Знакомство с трудом родителей. |
9 | Экскурсия на почту. Знакомство с профессией почтальона. |
10-13 | Экскурсия в Рамонь. Замок принцессы Ольденбургской. Музей «Игры и игрушки». Интерактивная программа в музее Бирюльки. |
14 | Виртуальная экскурсия. Малые города Тульской области. Разучивание старинных игр, песни «Русская изба». |
15 | История создания елочной игрушки. Путешествие в волшебный мир создания «новогоднего чуда». |
16 | История создания елочной игрушки. Путешествие в волшебный мир создания «новогоднего чуда». |
17 | Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек. |
18 | Мастерская Деда Мороза. Изготовление похожих игрушек нашей фабрики. |
19 | Мастерская Деда Мороза. Изготовление похожих игрушек нашей фабрики. |
20 | Экскурсия в Тулу в театр юного зрителя с просмотром спектакля (Новый год) |
21 | Посещение Молодежного театра города Узловая. |
22-25 | Экскурсия по памятным местам боёв «Тула в годы Великой Отечественной войны. Тула в солдатской шинели. Пионеры – герои». Роль С.И.Мосина в изготовлении линейной винтовки. |
26 | Урок памяти. По следам экскурсии. «Гордимся: Здесь мы живем, учимся, растем». Виртуальная экскурсия на малую родину первого оружейного мастера С.И.Мосина – Рамонь. Тульский оружейный музей и завод (презентация) |
27-29 | 1.Экскурсия в Епифань. Старославянская школа. 2.Знакомство с традициями древнерусской школы, со славянской азбукой, письмо перьями и чернилами. 3.Советский (пионерский) период образования. (ВИРО) |
30 | Посещение школьного музея боевой славы. |
31 | Виртуальная экскурсия в сельскохозяйственный институт им. профессора. В.В.Докучаева. «Славим тружеников лесостепной полосы». Зарисовки Каменной степи (нетронутые степи) |
32 | Виртуальная экскурсия по Красной книге Тульской области. |
33 | Итоговый урок. Защита проектных работ. |
34 | Итоговый урок. Защита проектных работ (презентация в виде книжек – раскладушек: Любимые места в родном городе Узловая, Моя малая Родина. Коллекционирование древностей. |
Используемая и рекомендуемая литература для педагогов:
- Асухуми Е.А. Актуальные проблемы экскурсионного дела. Тезисы докладов научной конференции. -, 2010.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
- Даль В. Толковый словарь, М.: Энциклопедия. 2015..
- Жарков А. Д. Экскурсия как педагогический процесс: Метод. рекомендации. — М., 2013.
- Закон об экскурсионной деятельности. ГОСТ Р 54604-2011.
- Методика подготовки и проведения экскурсии: Учеб. пособие. — М.: ЦРИБ «Турист», 2010.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное образование М: Просвещение, 2011г.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] ; под ред. В. А. Горского. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 111 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-033558-4
- Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. — М., 2013.
- Толковый словарь туристских терминов: Викторина. Межкультурная коммуникация. Экскурсовод. / Авт.- сост. И.В. Зорин, В. А. Квартальнов. — М -Афины: INFOGROUP, 2015.
- Требования к методической разработке экскурсии: Метод, рекомендации. — М.: ЦРИБ «Турист», 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "История родного края"
Рабочая программа внеурочной деятельности (пояснительная записка)...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 класса "Изучаем природу родного края"
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Р.Г. Чураковой в соответствии с требованиями ФГОС. Материал будет полезен учителям начальных классов, занимающихся внеурочной работой....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа родного края"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Кубань родная – край казачий»
Программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования.Потребности современного общест...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Родное слово" 4-Ж класс Год разработки 2016 год
Рабочая программа внеурочной деятельности "Родное слово" составлена в соответствии с ФГОС ООН и на основе авторской программы6В.П.Канакина, В.Г. Горецкий для 4 классов общеобразовательных уч...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля родная» для 1 класса
Курс «Земля родная» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характе...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля родная»
Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, поселку, в котором живёшь. Программа отражает особенности развития истории Пензенского края. ...