Районная научно-практическая конференция младших школьников «Первое открытие» Секция : прикладное искусство Название работы: «Бисероплетение- увлечение детей или взрослых?»
творческая работа учащихся (3 класс) на тему

Шинкаренко Светлана Викторовна

В нашей школе в этом учебном году открылся кружок «Бисероплетение» .Многие мои одноклассники дружно записались в него. Я не так давно занимаюсь бисероплетением, но мне этот вид рукоделия очень нравится. Я люблю узнавать что-то новое, изучать новые техники по бисероплетению, придумывать и создавать украшения. Поэтому я решила разработать и выполнить проект на эту тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biseropletenie-_uvlechenie_detey_ili_vzroslykh.docx32.43 КБ

Предварительный просмотр:

Районная научно-практическая конференция младших школьников

«Первое открытие»

Секция : прикладное искусство

Название работы:   «Бисероплетение- увлечение детей или   взрослых?»

                                                        Автор работы: Тонконогая Елизавета

                                                       Место выполнения работы: г.Светлоград,                                            МКОУСОШ №7, 3 класс

                                                        Руководитель: Шинкаренко С, В.,

                                                        учитель МКОУ СОШ №7 г. Светлограда

                                             

                                      г. Светлоград, 2014 г.

                                                                                                                               

Содержание

Введение...................................................................................................................2

Глава 1. Бисероплетение

            1.1. Происхождение. бисера ………… …………………………………3

            1.2. Интерес  к бисеру и его   применение в разных странах мира …..4          

            1.3. Виды бисероплетения……………………………………………….6

Глава 2. Создание альбома «Бусинка к бусинке …»

           2.1. Структура альбома…………………………………………………...7

           2.2. Проведение исследования в виде опроса............................................8

           2.3. Выставка-презентация работ из бисера, распространение альбома…………………………………………………………………………...10

Заключение.............................................................................................................11

Список литературы................................................................................................12

                                     

                            Введение

В нашей школе в этом учебном году открылся кружок «Бисероплетение» .Многие мои одноклассники дружно записались в него. Я не так давно занимаюсь бисероплетением, но мне этот вид рукоделия очень нравится. Я люблю узнавать что-то новое, изучать новые техники по бисероплетению, придумывать и создавать украшения. Поэтому я решила разработать и выполнить проект на эту тему.

     Целью исследовательской работы является изучение интереса, проявленного к искусству бисероплетения  в древние  и  современные времена. В ходе проведения исследования мною была выдвинута следующая гипотеза: бисероплетение – увлечение детей.

    Для достижения этой цели  были поставлены следующие задачи:

-освоить методы поиска и сбора исторических сведений в печатных и  электронных источниках информации;

-изучить интерес к бисеру и его применение в разных странах мира:

-познакомиться с различными видами бисероплетения;

-заинтересовать сверстников  технологией бисероплетения,  путем проведения   выставки – презентации, создания и  распространения   альбома    «Бусинка к   бусинке …».

Область исследования -   виды бисероплетения.

Предмет исследования – увлечение детей и взрослых.

Методы исследования: - «Подумать». «Спросить у другого человека». «Понаблюдать (фото)». «Получить информацию из книг, журналов, интернета».

Исследования было проведено по следующим этапам:

1. Информационно-накопительный: сбор и обработка информации, разработка вопросов для опроса.

2. Практический: проведение опроса жителей микрорайона, оформление выставки – презентации,  создание альбома «Бусинка к бусинке …»

 3. Контрольный: подведение итогов, проведение мастер-класса для учащихся школы не посещающих кружок,  распространение альбома «Бусинка к бусинке...»

                                       Глава I

Бисероплетение

1.1. Происхождение бисера

  Что такое бисер? История бисера уходит в далёкое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времён. Стеклянные бусины – непосредственные предшественники бисера – украшали одежду древнеегипетских фараонов.

     Существует интересная легенда о происхождении бисера. По ней, финикийские торговцы, прибывшие из Африки и перевозящие селитру, на ночь подошли к берегу, чтобы переночевать и приготовить ужин. А так как камней на местности не оказалось, купцы были вынуждены выложить очаг кусками селитры. Утром они нашли удивительный материал, прозрачный, как лед, но твердый, как камень .

Почему бусинку зовут бисеринкой?   Есть гипотеза, что слово «бисер»  происходит от арабского «бусра» или «бусер», что в переводе означает «фальшивый жемчуг». В дальнейшем название претерпело изменение, и появилась бусинка-бисеринка. Бисер – это мелкие круглые или граненые шарики из стекла (фарфора, металла, пластмассы или кости) со сквозными отверстиями для низания. Его цветовая гамма не знает границ, он бывает разных размеров и формы.

    Изучив различные источники по истории бисера,   я  пришла к тому, что изделия из бисера издавна  сопутствовали человеку с самого рождения и до самой смерти. В разные времена, бисер выполнял различные функции: являлся амулетом от сглаза, оберегом и др.   Просмотрев несколько источников, можно утверждать, что первоначально бисер выглядел не совсем привычно для современного человека: в роли бисерин и бусин выступали мелкие раковины, зубы, зернышки, мелкие кости, которые в руках мастера превращались в оригинальные украшения. Эти известковые образования сочетались с бусинами разной величины, зубами добытых на охоте животных, разноцветными перьями птиц На протяжении нескольких столетий единственным центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. До этого его изготовляли в стеклодельных мастерских в Германии и Галлии, из этих мест оно перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию.

1.2. Интерес к бисеру и его применение в разных странах мира

Изучая  интерес бисеру  и его применение в разных странах, я пришла к выводу, что на протяжении нескольких веков, у ряда стран и народов, секреты производства бисера держались в тайне и охранялись на уровне государства. Монополистом в этой области, начиная с 13 века, становится Венеция. Несколько столетий производство бисера было сверхприбыльным делом, которое переросло в отдельную отрасль и приобрело узкую специализацию. Секреты производства стали расходиться по миру. Конкуренцию венецианскому бисеру стали составлять датский и, как не странно, голландский бисер. Не обойдён вниманием бисер и на Руси. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к IX-XII вв. Украшению подвергались практически все домашние предметы: кошельки, коробки, головные уборы, кисеты, карточные наборы, скатерти, подсвечники, альбомы, письменные принадлежности, посуда

Обработав изученный материал, я составила  таблицу

Бисер в разных странах

Страна

Материал для изготовления бисера

Орнамент

Изделия

Китай

Изготавливали из фарфора, а на севере местное население вытачивало его из кости мамонта

Распространенным орнаментом был геометрический: полосы, уголки, арки, крестики.

Бусы, браслеты.

Индейцы

Широко распространены были бусы из драгоценных металлов (Au, Pt, Ag) различной величины

Линия бусин,   зигзагообразные узоры и их комбинации. Геометрический характер, цветочный узор, изображения животных.

Ожерелья, браслеты. Мать преподавала дочери вышивку бисером. Девочки вначале вышивали кукольные платья, постепенно совершенствуя свои навыки, переходили к одежде взрослых.

Древняя Русь

Бисер, стеклянные бусы, использовалась техника накрутки и навивки,

Распространенным орнаментом был геометрический: полосы, уголки, арки, крестики

Бусы, браслеты, «погремушки» для колыбели

Европа

Зуб животного, декоративные виды бусин

Бусины-подвески (кулоны)

 

1.3. Виды бисероплетения

Изучив, различные источники я узнала, что существуют различные виды бисероплетения .

  Низание - плетение из бисера началось с того, что несколько нитей с нанизанным на них бисером, соединили через одну бисерину. Со временем эта техника развилась, такие изделия получались всё более красивыми по внешнему виду и сложными по исполнению.

В настоящее время к этому виду бисерного искусства особый интерес. В технике низания выполняются различные украшения воротники, бисерные воротники, колье, ожерелья, композиции, объёмные изделия, в том числе пасхальные яйца.  В наше время широким интересом пользуются фенечки, шнуры, бусы, стоечки, шапочки, заколки, брошки, игрушки .

 Ткачество. Оно выполняется на специальном станке. Техника выполнения таких изделий не сложная, но требует терпения и внимания. Это старинная техника изготовления изделий. Для тканья используются узоры и рисунки вышивок крестом или тексты и орнаменты, нарисованные на бумаге в клетку.

 Вышивка бисером. Техника вышивки бисером известна давно. Как только появился бисер, рукодельницы стали использовать этот материал в древнем искусстве. Вышивки XVIII - XIX веков выполнены разными нитками. Иногда их дополняли блёстками, бисером. Бисером вышивали кокошники, нарядные ленты, которые надевали на голову крестьянские девушки и женщины в праздничные дни.  В настоящее время возрос интерес к работе с бисером, в том числе и к вышивке предметов церковного обихода: вышитые иконы, оклады к ним, расшитые одежды священнослужителей, панно, картины на церковные темы

                                                   Глава II

Создание альбома «Бусинка к бусинке…»

2.1. Структура альбома

АЛЬБО́М (лат. Album — белая краска) — не предназначенная для тиражирования книга с рукописными, изобразительными, музыкальными текстами, содержание и организация которой определяются адресатом владельцем альбома, а также задачами книги. Название АЛЬБОМ применяется также к тиражированной книге, основное содержанием которой являются изобразительные тексты (гравюры, фотографии, репродукции), чертежи с кратким пояснительным текстом, и связанные единством темы .

     Для составления альбома мы разработали структуру:

-форзац (название альбома, год);

-содержание (виды бисероплетения, страницы):

-плетение (автор,  вид деятельности, возраст);

-вышивка (автор,  вид деятельности, возраст).

  В  микрорайоне Кисличее есть жители, которые увлекаются бисероплетением  я решила встретиться с некоторыми из них. Романова С.В..  –домохозяйка, Гречкина О.Н.руководитель кружка «От бусинки к бусинке»,  Петрова С.В. – педагог сельхозколледжа.

2.2. Проведение исследования в виде опроса

 Прежде чем изготовить альбом «Бусинка к бусинке…», я провела опрос среди людей разного поколения.

Опрос был проведен :с 27по 30 января 2014 года

Первая группа опрошенных: 59 человека – жителей микрорайона, из них:

31 человек – дети;

28 человек – взрослые.

Форма проведения: устный опрос.

Вопросы, задаваемые опрошенным:

1. Бисероплетение – увлечение детей или взрослых?

Результаты опроса: 

по мнению детей:

22  (71 %) опрошенных  ответили « Увлечение детей»;

9  (29 %) опрошенных – «Увлечение детей и взрослых».

по мнению взрослых:

25 (93 %) опрошенных  - «Увлечение детей и взрослых»;

6 (7 %) – «Увлечение взрослых».

2. Вы умеете делать работы из бисера (плести, ткать, вышивать, вязать, вдавливать в воск)?

Результаты опроса: 

9 (15 %) опрошенных ответили  «Да»

3. Занимается ли бисероплетением кто - либо из ваших  родственников или знакомых (указать «да», «нет») ___________ (подчеркнуть ребенок, взрослый)

Результаты опроса: 

32 (54 %) опрошенных ответили  «Да»

            Если «да», выберите, вид бисероплетения:

 100 % опрошенных,  из числа ответивших «да» владеют низание (плетение);

             5 (17 %) опрошенных - ткачеством (специальный станок);

 8 (25 %) опрошенных – вышивкой;

 3 (9 %) опрошенных ответили – вязанием;

 4 (12 %) опрошенных владеют вдавливанием бисера в воск

4. Нравятся ли Вам изделия, сделанные своими руками из бисера?

Результаты опроса: 

100 % опрошенных ответили  «Да»

5. Вы хотели бы научиться выполнять работы из бисера?

Результаты опроса: 

46 (78 %) опрошенных ответили «Да».

Безусловно, всем нравятся изделия из бисера, но хотели бы научиться не все так, по мнению взрослых, нет времени, по мнению детей, неинтересно.

Вторая группа опрошенных: 32 человека (19 детей и 13 взрослых) - занимающихся бисероплетением.

1. Как давно Вы занимаетесь бисероплетением?

Результаты опроса: 

По результатам беседы, было выявлено, что в нашем микрорайоне, в среднем  4 года, жители занимаются бисероплетением,  

2. Какой вид работы с бисером Вы предпочитаете?  

Результаты опроса: 

27 (85%) опрошенных,  из числа ответивших предпочитают плетение;

5 (15 %) опрошенных – вышивку.

3. Зачем Вам это нужно?

Результаты опроса: 

17 (55 %) опрошенных ответили – «не могу без этого жить (успокаивает, притягивает, духовная потребность)»;

11 (35%)  - для приятного, полезного время провождения, для изготовления подарков ;  

4 (10 %) - интересно.

Проведя исследования, я пришла к выводу:

  • бисероплетение не оставляет равнодушными большинство опрошенных;
  • в микрорайоне работает кружок по бисероплетению (дети  бросают данный вид увлечения, руководители называют одну из  причин,  нет  интереса и поддержки со стороны родителей);
  • родители, детей посещающих бисероплетение, утверждают, что дети стали намного усидчивее, хорошие результаты со стороны каллиграфии (развитие мелкой моторики);
  • необходимо привлекать родителей к данному виду творчества, через различные выставки, встречи, мастер-классы, презентации и др.
  • многие хотели бы посмотреть работы по бисероплетению жителей нашего поселка.

Следовательно, есть, необходимость познакомить с видами работ по бисероплетению жителей нашего микрорайона.

2.3. Выставка-презентация работ из бисера, распространение альбома

Итогом работы стало проведение выставки – презентации и распространение альбома «Бусинка к бусинке...» стала выставка в ГДК №3 на празднике «Родная улица моя»

             Вывод: бисероплетение – увлечение, не только детей, но и взрослых. Бисерные изделия, выполненные по правилам бисероплетения, являются творением искусства, а мода на украшения из бисера стремительно растет, все предпочитают надеть легкое бисерное украшение или на рабочий столик поставить  фигурку из бисера.

Заключение

Изучив данную тему, я узнала много интересного и  нового, научилась наблюдать, собирать информацию, анализировать ее, делиться своими знаниями с другими. В процессе исследования выдвинутая гипотеза не нашла подтверждения.  В нашем микрорайоне бисероплетение увлекаются  не только дети, но и взрослые. Бисероплетение не оставляет равнодушными большинство опрошенных; в школе работает кружок по бисероплетению; родители, детей посещающих бисероплетение, утверждают, что дети стали намного усидчивее, хорошие результаты со стороны каллиграфии (развитие мелкой моторики);необходимо привлекать родителей к данному виду творчества, через различные выставки, встречи, мастер-классы, презентации и др.

   Чем больше занимаешься бисероплетением, тем чаще удивляешься неограниченности его возможностей. Бисероплетение – одна из бесконечных возможностей реализации нашего творческого потенциала. Многообразие возможностей, относительная простота исполнения, а также доступность материалов дают возможность творить, не выходя из дома.

                Перспектива дальнейшей деятельности: в будущем я продолжу заниматься своим увлечением,  планирую научиться плести украшения и делать игрушки и сувениры в других техниках бисероплетения. Мне хотелось бы не только делать красивые вещи, но привлекать к творчеству  бисероплетения  ребят школы и посёлка,  продолжить пополнение своего альбома новыми именами и работами.

                   Список использованной литературы.        

1. Людмила Божко «Бисер» М.. «Мартин», 2002.

2. Бисер: сквозь века  http://maxybaby.net.ua/index.php?loc=art-vospitanie&art=azbuka 

    .Добрая азбука

3. М. Ляукина «Бисер» М. «АСТ- ПРЕСС» 2000.

4.Литвинец Э.Н. Забытое искусство (о бисере) / Э.Н. Литвинец. Коси, коса…/ Н.Н. Родионов. – М.: Знание, 1992.

5.С. Бёрнхем, 100 оригинальных украшений из бисера / пер. с англ. С.Н. Одинцовой. – М.:ООО ТД «Издательство Мир книги», 2006. 

            7. Использованы материалы с сайтов:

http://www.sekretyzolushki.ru/index.htm 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о школьной научно – практической конференции младших школьников «Первые шаги».

 Настоящее Положение определяет цели и задачи научно – практической конференции младших школьников, порядок её организации, проведения, подведения итогов....

Районная научно-практическая конференция младших школьников «Я – исследователь»

        В данной работе автора исследуется происхождение слова «мама». Актуальность темы вызвана наблюдением, которое заинтересовало ученика.  Центральным вопросом...

"Организация внеурочной деятельности младших школьников средствами целевых программ" доклад на районной научно-практической конференции

Доклад  раскрывает модель организации внеурочной деятельности класса (школы)  на основе системно-деятельностного подхода и интеграции учебного  процессса и внеурочной деятельности. В не...

Окружной конкурс проектов младших школьников « Гулливер» Секция – гуманитарная ( русский язык) Название работы «Тайны языка. Фразеологизмы»

После рождения в жизни каждого человека происходят важные события. В течении жизни  он всё время  учиться: играть, ходить, говорить. С приходом в школу, моим любимым предметом стал рус...

Научно- практическая конференция младших школьников Исследовательская работа "Использование фразеологизмов в нашей речи"

Мы очень устойчивыИ просим настойчиво!На слова нас не менять-Прямо так употреблять! Использование фразеологизмов в нашей  речи....

научно-практическая конференция младших школьников "Мир глазами детей" ДОКЛАД пять вопросов "ПОЧЕМУ" о кошках

Кошка в нашем доме - это, конечно, огромное удовольствие. Пушистая мягкая шерстка, быстрые энергичные движения. Животное ласковое, нежное, несущее положительную энергию. Кошка живет рядом с челов...

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»

laquo;К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать.»  А.Б.Салтыков     «Благодаря восприяти...