Районная научно-практическая конференция младших школьников «Первое открытие» Секция : прикладное искусство Название работы: «Бисероплетение- увлечение детей или взрослых?»
творческая работа учащихся (3 класс) на тему
В нашей школе в этом учебном году открылся кружок «Бисероплетение» .Многие мои одноклассники дружно записались в него. Я не так давно занимаюсь бисероплетением, но мне этот вид рукоделия очень нравится. Я люблю узнавать что-то новое, изучать новые техники по бисероплетению, придумывать и создавать украшения. Поэтому я решила разработать и выполнить проект на эту тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biseropletenie-_uvlechenie_detey_ili_vzroslykh.docx | 32.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Районная научно-практическая конференция младших школьников
«Первое открытие»
Секция : прикладное искусство
Название работы: «Бисероплетение- увлечение детей или взрослых?»
Автор работы: Тонконогая Елизавета
Место выполнения работы: г.Светлоград, МКОУСОШ №7, 3 класс
Руководитель: Шинкаренко С, В.,
учитель МКОУ СОШ №7 г. Светлограда
г. Светлоград, 2014 г.
Содержание
Введение...................................................................................................................2
Глава 1. Бисероплетение
1.1. Происхождение. бисера ………… …………………………………3
1.2. Интерес к бисеру и его применение в разных странах мира …..4
1.3. Виды бисероплетения……………………………………………….6
Глава 2. Создание альбома «Бусинка к бусинке …»
2.1. Структура альбома…………………………………………………...7
2.2. Проведение исследования в виде опроса............................................8
2.3. Выставка-презентация работ из бисера, распространение альбома…………………………………………………………………………...10
Заключение.............................................................................................................11
Список литературы................................................................................................12
Введение
В нашей школе в этом учебном году открылся кружок «Бисероплетение» .Многие мои одноклассники дружно записались в него. Я не так давно занимаюсь бисероплетением, но мне этот вид рукоделия очень нравится. Я люблю узнавать что-то новое, изучать новые техники по бисероплетению, придумывать и создавать украшения. Поэтому я решила разработать и выполнить проект на эту тему.
Целью исследовательской работы является изучение интереса, проявленного к искусству бисероплетения в древние и современные времена. В ходе проведения исследования мною была выдвинута следующая гипотеза: бисероплетение – увлечение детей.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
-освоить методы поиска и сбора исторических сведений в печатных и электронных источниках информации;
-изучить интерес к бисеру и его применение в разных странах мира:
-познакомиться с различными видами бисероплетения;
-заинтересовать сверстников технологией бисероплетения, путем проведения выставки – презентации, создания и распространения альбома «Бусинка к бусинке …».
Область исследования - виды бисероплетения.
Предмет исследования – увлечение детей и взрослых.
Методы исследования: - «Подумать». «Спросить у другого человека». «Понаблюдать (фото)». «Получить информацию из книг, журналов, интернета».
Исследования было проведено по следующим этапам:
1. Информационно-накопительный: сбор и обработка информации, разработка вопросов для опроса.
2. Практический: проведение опроса жителей микрорайона, оформление выставки – презентации, создание альбома «Бусинка к бусинке …»
3. Контрольный: подведение итогов, проведение мастер-класса для учащихся школы не посещающих кружок, распространение альбома «Бусинка к бусинке...»
Глава I
Бисероплетение
1.1. Происхождение бисера
Что такое бисер? История бисера уходит в далёкое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времён. Стеклянные бусины – непосредственные предшественники бисера – украшали одежду древнеегипетских фараонов.
Существует интересная легенда о происхождении бисера. По ней, финикийские торговцы, прибывшие из Африки и перевозящие селитру, на ночь подошли к берегу, чтобы переночевать и приготовить ужин. А так как камней на местности не оказалось, купцы были вынуждены выложить очаг кусками селитры. Утром они нашли удивительный материал, прозрачный, как лед, но твердый, как камень .
Почему бусинку зовут бисеринкой? Есть гипотеза, что слово «бисер» происходит от арабского «бусра» или «бусер», что в переводе означает «фальшивый жемчуг». В дальнейшем название претерпело изменение, и появилась бусинка-бисеринка. Бисер – это мелкие круглые или граненые шарики из стекла (фарфора, металла, пластмассы или кости) со сквозными отверстиями для низания. Его цветовая гамма не знает границ, он бывает разных размеров и формы.
Изучив различные источники по истории бисера, я пришла к тому, что изделия из бисера издавна сопутствовали человеку с самого рождения и до самой смерти. В разные времена, бисер выполнял различные функции: являлся амулетом от сглаза, оберегом и др. Просмотрев несколько источников, можно утверждать, что первоначально бисер выглядел не совсем привычно для современного человека: в роли бисерин и бусин выступали мелкие раковины, зубы, зернышки, мелкие кости, которые в руках мастера превращались в оригинальные украшения. Эти известковые образования сочетались с бусинами разной величины, зубами добытых на охоте животных, разноцветными перьями птиц На протяжении нескольких столетий единственным центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. До этого его изготовляли в стеклодельных мастерских в Германии и Галлии, из этих мест оно перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию.
1.2. Интерес к бисеру и его применение в разных странах мира
Изучая интерес бисеру и его применение в разных странах, я пришла к выводу, что на протяжении нескольких веков, у ряда стран и народов, секреты производства бисера держались в тайне и охранялись на уровне государства. Монополистом в этой области, начиная с 13 века, становится Венеция. Несколько столетий производство бисера было сверхприбыльным делом, которое переросло в отдельную отрасль и приобрело узкую специализацию. Секреты производства стали расходиться по миру. Конкуренцию венецианскому бисеру стали составлять датский и, как не странно, голландский бисер. Не обойдён вниманием бисер и на Руси. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к IX-XII вв. Украшению подвергались практически все домашние предметы: кошельки, коробки, головные уборы, кисеты, карточные наборы, скатерти, подсвечники, альбомы, письменные принадлежности, посуда
Обработав изученный материал, я составила таблицу
Бисер в разных странах
Страна | Материал для изготовления бисера | Орнамент | Изделия |
Китай | Изготавливали из фарфора, а на севере местное население вытачивало его из кости мамонта | Распространенным орнаментом был геометрический: полосы, уголки, арки, крестики. | Бусы, браслеты. |
Индейцы | Широко распространены были бусы из драгоценных металлов (Au, Pt, Ag) различной величины | Линия бусин, зигзагообразные узоры и их комбинации. Геометрический характер, цветочный узор, изображения животных. | Ожерелья, браслеты. Мать преподавала дочери вышивку бисером. Девочки вначале вышивали кукольные платья, постепенно совершенствуя свои навыки, переходили к одежде взрослых. |
Древняя Русь | Бисер, стеклянные бусы, использовалась техника накрутки и навивки, | Распространенным орнаментом был геометрический: полосы, уголки, арки, крестики | Бусы, браслеты, «погремушки» для колыбели |
Европа | Зуб животного, декоративные виды бусин | Бусины-подвески (кулоны) |
1.3. Виды бисероплетения
Изучив, различные источники я узнала, что существуют различные виды бисероплетения .
Низание - плетение из бисера началось с того, что несколько нитей с нанизанным на них бисером, соединили через одну бисерину. Со временем эта техника развилась, такие изделия получались всё более красивыми по внешнему виду и сложными по исполнению.
В настоящее время к этому виду бисерного искусства особый интерес. В технике низания выполняются различные украшения воротники, бисерные воротники, колье, ожерелья, композиции, объёмные изделия, в том числе пасхальные яйца. В наше время широким интересом пользуются фенечки, шнуры, бусы, стоечки, шапочки, заколки, брошки, игрушки .
Ткачество. Оно выполняется на специальном станке. Техника выполнения таких изделий не сложная, но требует терпения и внимания. Это старинная техника изготовления изделий. Для тканья используются узоры и рисунки вышивок крестом или тексты и орнаменты, нарисованные на бумаге в клетку.
Вышивка бисером. Техника вышивки бисером известна давно. Как только появился бисер, рукодельницы стали использовать этот материал в древнем искусстве. Вышивки XVIII - XIX веков выполнены разными нитками. Иногда их дополняли блёстками, бисером. Бисером вышивали кокошники, нарядные ленты, которые надевали на голову крестьянские девушки и женщины в праздничные дни. В настоящее время возрос интерес к работе с бисером, в том числе и к вышивке предметов церковного обихода: вышитые иконы, оклады к ним, расшитые одежды священнослужителей, панно, картины на церковные темы
Глава II
Создание альбома «Бусинка к бусинке…»
2.1. Структура альбома
АЛЬБО́М (лат. Album — белая краска) — не предназначенная для тиражирования книга с рукописными, изобразительными, музыкальными текстами, содержание и организация которой определяются адресатом владельцем альбома, а также задачами книги. Название АЛЬБОМ применяется также к тиражированной книге, основное содержанием которой являются изобразительные тексты (гравюры, фотографии, репродукции), чертежи с кратким пояснительным текстом, и связанные единством темы .
Для составления альбома мы разработали структуру:
-форзац (название альбома, год);
-содержание (виды бисероплетения, страницы):
-плетение (автор, вид деятельности, возраст);
-вышивка (автор, вид деятельности, возраст).
В микрорайоне Кисличее есть жители, которые увлекаются бисероплетением я решила встретиться с некоторыми из них. Романова С.В.. –домохозяйка, Гречкина О.Н.руководитель кружка «От бусинки к бусинке», Петрова С.В. – педагог сельхозколледжа.
2.2. Проведение исследования в виде опроса
Прежде чем изготовить альбом «Бусинка к бусинке…», я провела опрос среди людей разного поколения.
Опрос был проведен :с 27по 30 января 2014 года
Первая группа опрошенных: 59 человека – жителей микрорайона, из них:
31 человек – дети;
28 человек – взрослые.
Форма проведения: устный опрос.
Вопросы, задаваемые опрошенным:
1. Бисероплетение – увлечение детей или взрослых?
Результаты опроса:
по мнению детей:
22 (71 %) опрошенных ответили « Увлечение детей»;
9 (29 %) опрошенных – «Увлечение детей и взрослых».
по мнению взрослых:
25 (93 %) опрошенных - «Увлечение детей и взрослых»;
6 (7 %) – «Увлечение взрослых».
2. Вы умеете делать работы из бисера (плести, ткать, вышивать, вязать, вдавливать в воск)?
Результаты опроса:
9 (15 %) опрошенных ответили «Да»
3. Занимается ли бисероплетением кто - либо из ваших родственников или знакомых (указать «да», «нет») ___________ (подчеркнуть ребенок, взрослый)
Результаты опроса:
32 (54 %) опрошенных ответили «Да»
Если «да», выберите, вид бисероплетения:
100 % опрошенных, из числа ответивших «да» владеют низание (плетение);
5 (17 %) опрошенных - ткачеством (специальный станок);
8 (25 %) опрошенных – вышивкой;
3 (9 %) опрошенных ответили – вязанием;
4 (12 %) опрошенных владеют вдавливанием бисера в воск
4. Нравятся ли Вам изделия, сделанные своими руками из бисера?
Результаты опроса:
100 % опрошенных ответили «Да»
5. Вы хотели бы научиться выполнять работы из бисера?
Результаты опроса:
46 (78 %) опрошенных ответили «Да».
Безусловно, всем нравятся изделия из бисера, но хотели бы научиться не все так, по мнению взрослых, нет времени, по мнению детей, неинтересно.
Вторая группа опрошенных: 32 человека (19 детей и 13 взрослых) - занимающихся бисероплетением.
1. Как давно Вы занимаетесь бисероплетением?
Результаты опроса:
По результатам беседы, было выявлено, что в нашем микрорайоне, в среднем 4 года, жители занимаются бисероплетением,
2. Какой вид работы с бисером Вы предпочитаете?
Результаты опроса:
27 (85%) опрошенных, из числа ответивших предпочитают плетение;
5 (15 %) опрошенных – вышивку.
3. Зачем Вам это нужно?
Результаты опроса:
17 (55 %) опрошенных ответили – «не могу без этого жить (успокаивает, притягивает, духовная потребность)»;
11 (35%) - для приятного, полезного время провождения, для изготовления подарков ;
4 (10 %) - интересно.
Проведя исследования, я пришла к выводу:
- бисероплетение не оставляет равнодушными большинство опрошенных;
- в микрорайоне работает кружок по бисероплетению (дети бросают данный вид увлечения, руководители называют одну из причин, нет интереса и поддержки со стороны родителей);
- родители, детей посещающих бисероплетение, утверждают, что дети стали намного усидчивее, хорошие результаты со стороны каллиграфии (развитие мелкой моторики);
- необходимо привлекать родителей к данному виду творчества, через различные выставки, встречи, мастер-классы, презентации и др.
- многие хотели бы посмотреть работы по бисероплетению жителей нашего поселка.
Следовательно, есть, необходимость познакомить с видами работ по бисероплетению жителей нашего микрорайона.
2.3. Выставка-презентация работ из бисера, распространение альбома
Итогом работы стало проведение выставки – презентации и распространение альбома «Бусинка к бусинке...» стала выставка в ГДК №3 на празднике «Родная улица моя»
Вывод: бисероплетение – увлечение, не только детей, но и взрослых. Бисерные изделия, выполненные по правилам бисероплетения, являются творением искусства, а мода на украшения из бисера стремительно растет, все предпочитают надеть легкое бисерное украшение или на рабочий столик поставить фигурку из бисера.
Заключение
Изучив данную тему, я узнала много интересного и нового, научилась наблюдать, собирать информацию, анализировать ее, делиться своими знаниями с другими. В процессе исследования выдвинутая гипотеза не нашла подтверждения. В нашем микрорайоне бисероплетение увлекаются не только дети, но и взрослые. Бисероплетение не оставляет равнодушными большинство опрошенных; в школе работает кружок по бисероплетению; родители, детей посещающих бисероплетение, утверждают, что дети стали намного усидчивее, хорошие результаты со стороны каллиграфии (развитие мелкой моторики);необходимо привлекать родителей к данному виду творчества, через различные выставки, встречи, мастер-классы, презентации и др.
Чем больше занимаешься бисероплетением, тем чаще удивляешься неограниченности его возможностей. Бисероплетение – одна из бесконечных возможностей реализации нашего творческого потенциала. Многообразие возможностей, относительная простота исполнения, а также доступность материалов дают возможность творить, не выходя из дома.
Перспектива дальнейшей деятельности: в будущем я продолжу заниматься своим увлечением, планирую научиться плести украшения и делать игрушки и сувениры в других техниках бисероплетения. Мне хотелось бы не только делать красивые вещи, но привлекать к творчеству бисероплетения ребят школы и посёлка, продолжить пополнение своего альбома новыми именами и работами.
Список использованной литературы.
1. Людмила Божко «Бисер» М.. «Мартин», 2002.
2. Бисер: сквозь века http://maxybaby.net.ua/index.php?loc=art-vospitanie&art=azbuka
.Добрая азбука
3. М. Ляукина «Бисер» М. «АСТ- ПРЕСС» 2000.
5.С. Бёрнхем, 100 оригинальных украшений из бисера / пер. с англ. С.Н. Одинцовой. – М.:ООО ТД «Издательство Мир книги», 2006.
7. Использованы материалы с сайтов:
http://www.sekretyzolushki.ru/index.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о школьной научно – практической конференции младших школьников «Первые шаги».
Настоящее Положение определяет цели и задачи научно – практической конференции младших школьников, порядок её организации, проведения, подведения итогов....
Районная научно-практическая конференция младших школьников «Я – исследователь»
В данной работе автора исследуется происхождение слова «мама». Актуальность темы вызвана наблюдением, которое заинтересовало ученика. Центральным вопросом...
"Организация внеурочной деятельности младших школьников средствами целевых программ" доклад на районной научно-практической конференции
Доклад раскрывает модель организации внеурочной деятельности класса (школы) на основе системно-деятельностного подхода и интеграции учебного процессса и внеурочной деятельности. В не...
Окружной конкурс проектов младших школьников « Гулливер» Секция – гуманитарная ( русский язык) Название работы «Тайны языка. Фразеологизмы»
После рождения в жизни каждого человека происходят важные события. В течении жизни он всё время учиться: играть, ходить, говорить. С приходом в школу, моим любимым предметом стал рус...
Научно- практическая конференция младших школьников Исследовательская работа "Использование фразеологизмов в нашей речи"
Мы очень устойчивыИ просим настойчиво!На слова нас не менять-Прямо так употреблять! Использование фразеологизмов в нашей речи....
научно-практическая конференция младших школьников "Мир глазами детей" ДОКЛАД пять вопросов "ПОЧЕМУ" о кошках
Кошка в нашем доме - это, конечно, огромное удовольствие. Пушистая мягкая шерстка, быстрые энергичные движения. Животное ласковое, нежное, несущее положительную энергию. Кошка живет рядом с челов...
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
laquo;К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать.» А.Б.Салтыков «Благодаря восприяти...