Внеклассное мероприятие на тему "Певец земли хакасской". Поход в музей, урок провела Янгулова Татьяна Борисовна учитель начальных классов
занимательные факты (2 класс) на тему
Внеклассное мероприятие в музее (в зале «Малая Родина»)
Певец земли хакасской
Цели: познакомить с творчеством М.Е. Кильчичакова, пробудить у детей интерес к чтению произведений хакасских поэтов; развивать познавательный и эмоциональный интерес, воображение, речь обучающихся; воспитывать любовь к своей малой родине, родному краю.
Оборудование: портрет М.Е. Кильчичакова; выставка книг национальных поэтов, чатхан, иллюстрация с изображением памятников из камня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_pevets_zemli_khakasskoy.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие в музее (в зале «Малая Родина»)
Певец земли хакасской
Цели: познакомить с творчеством М.Е. Кильчичакова, пробудить у детей интерес к чтению произведений хакасских поэтов; развивать познавательный и эмоциональный интерес, воображение, речь обучающихся; воспитывать любовь к своей малой родине, родному краю.
Оборудование: портрет М.Е. Кильчичакова; выставка книг национальных поэтов, чатхан, иллюстрация с изображением памятников из камня.
Учитель: Сегодня наш разговор пойдет о Хакасии, о земле, на кторой мы родились и живем, о людях, живущих на этой земле.
Звучит стихотворение М.Е. Кильчичакова:
Хакасия, край мой,
Родные просторы,
Вы мне улыбаетесь морем огней,
Широкие степи, высокие горы
Навеки в душе сохранятся моей.
(На праздник приглашена библиотекарь, она знакомит с поэтами Хакасии, (Выставка книг)
Учитель: Драматург Михаил Еремеевич Кильчичаков родился 21 ноября 1919 года в селе Верхняя Тёя Аскизского района Хакасии, в день Архангела Михаила. Небесный воитель покровительствовал ему на протяжении всей жизни.
Ученик: В селе Верхняя Тёя мальчик рос в доме, где побывали все хайджи, сказители
Хакасии. Его мама Елизавета Васильевна, шила одежду, слыла большой
мастерицей и была знаменита в своём деле. Много, очень много сказаний и песен знала мать Михаила. Укладывая детей, она пела им или рассказывала сказки.
1-й ученик. Когда в юрте было пусто, Михаил брал украдкой чатхан, робко трогал струны
И тихо пел. Он сам пытался сложить слышанные в ночи песни, тахпахи, добавляя своё, как принято у настоящих хайджи.
2-й ученик. При этом мастерски отбивал чечётку. Артист. В 1936 году сам добрался до Абакана, поступил в театральную студию при Хакасском национальном театре, который
стал для молодого актёра домом.
3-й ученик. Началась война с белофиннами. Юношу призвали в Красную армию.
Участвовал в боевых действиях на Выборгском направлении. Начало
Великой Отечественной войны встретил как опытный боец. Первые
бои – на Смоленском направлении. Дерзок был разведчик Михаил
Кильчичаков, действовал отважно, по-сибирски.
4-й ученик. В октябре 1942 года вражеская пуля пробила левую руку. Долго лежал в госпитале. Совсем отказала простреленная левая рука. Михаил стал инвалидом и вернулся домой. В Абакане вернулся в театр.
(Дети читают стихи М.Е.Кильчичакова)
Будильник
Тик-так, тик-так – стучат часы,
И кружатся по ним усы.
А сверху – маленький звонок,
Часы звенят: «Вставай дружок!»
Торопят в школу на урок.
Котёнок
Рано вставший котёнок,
Хозяину гостя ворожит,
А проспавший котёнок
Лишь только глаза протирает.
(Далее идет работа с хакасской пословицей):
Кто хорошо работает, у того губы в сале, а у лентяя голова в грязи.
(Идет сравнение с русскими пословицами):
Труд кормит, а лень портит.
Счастье и труд рядом живут.
5-й ученик. Больше всего М.Е. Кильчичаков любил писать о своей любимой родине – Хакасии. О том, как прекрасна и неповторима наша земля.
Учитель: Стихи каких писателей о природе вы знаете?
Дети вспоминают стихи Пушкина, Есенина, Тютчева.
М.Е. Кильчичаков тоже любил свою природу и писал о ней:
Шумит зеленая тайга,
Ты мне, как песня, дорога…
Вершины белоснежных скал,
По всей земле я вас искал.
Искал Хакасию мою,
О ней, тебе, тайга пою.
Лета долгая пора
Не бывает всё же вечной,
Ходит ниже в небесах
Солнце – белое светило,
Грусть у птичек в голосах
Трели звонкие сменила.
Собираются скворцы
В отлетающие стаи,
На вершинах белых гор
Кружат белые метели.
Любил и ценил Кильчичаков родной язык.
Родной язык
Словно светлый лесной родник,
По весне устремленный к морю,
Чист и звучен родной язык.
Он звенит,
Сквозь сердце струится
И зовет, и зовет за собой…
Дал он имя звезде любой,
Зверю каждому,
Каждой птице.
Травам, тропам, ветрам – всему
Подыскал он обозначенье.
Поспевай за его теченьем!
Учитель: Михаил Кильчичаков был лично знаком с Сергеем Михалковым
(Дети рассматривают иллюстрацию, на которой изображены эти поэты)
И снова звучат стихи:
Изъездив всю Хакасию мою,
Я как родной в любом её краю.
Куда бы ни пришел – друзья повсюду…
Недаром песни я о ней пою.
Учитель: Михаил Кильчичаков был первым из наших писателей, вышедших за горизонт Хакасии, да и России. В одном немецком журнале достаточно много места отводилось творчеству русских писателей: Валентина Распутина, Юрия Кузнецова, Виктора Астафьева. И что особенно приятно, там же был опубликован цикл стихов Михаила Кильчичакова. А как хорошо он играл на чатхане, хорошо пел. Чтобы вам ярче представить это музыкальный инструмент, я вам прочитаю легенду о чатхане.
Волшебный чатхан
Давным-давно жил старик пастух. Звали его Чатхан. Много скота было у хана. Много было и пастухов. Трудная служба у пастуха: одни заботы, и совсем не было радостей. Долго думал чатхан, чем бы облегчить жизнь пастухов, и придумал. Сбил из дощечек длинный и узкий ящик, натянул на нём волосяные струны и начал играть на них. По вечерам к нему приходили послушать музыку пастухи. Так красиво звенели семь волосяных струн, что у людей сладко замирало сердце, птицы складывали крылья в полёте, звери останавливали свой бег. Лёгкой стала работа пастухов. Стоило разбиться стаду, как Чатхан брал свой музыкальный ящик, трогал струны, и стада снова собирались.
Чатхан один управлялся с бесчисленными стадами хана. Так появился музыкальный инструмент – чатхан.
Как же играл музыкант на чатхане? Михаил Кильчичаков один конец чатхана ставил себе на колено, другой – на один из стульев. Левую, покалеченную на войне руку в чёрной перчатке помещал на струны в том месте, где они поднимались над бараньими бабками.
Он касался струн пальцами левой руки, лилась мелодия – степная, вольная. Вслед за ней слышалось горловое пение, да такое, что у слышавших першило в горле, будто они сами повторяли звуки за ним.
Прослушивание грамзаписи игры на чатхане и горлового пения.
Учитель: Что вы представили во время прослушивания мелодии чатхана?
(Шум тайги, звон ручейков, топот копыт лошадей, пение птиц)
Учитель: Творчество Михаила Кильчичакова ещё раз подтверждает, сто его талант многогранный. Его песни, исполненные вокальной группой «Жарки», звучали со сцены Кремлёвского дворца съездов, в Бельгии, во время заграничной поездки ансамбля.
В Москве выпущена грампластинка с его собственным пением.
6-й ученик. Известен он как автор и исполнитель хакасских сказаний, сказочник.
По мотивам хакасских сказок т преданий написаны прекрасные книжки для
детей «Сказка о хитрой лисе», «О том, как птицы избирали хана»
Учитель: Наше занятие подходит к концу. Что нового узнали?
Дети. Мы познакомились с творчеством Михаила Еремеевича Кильчичакова.
Он был поэтом, драматургом, музыкантом, сказочником.
Учитель: Можно ли сказать, что мудрое слово поэта дошло до людей?
Дети. Да, можно. Через стихи, музыку, сказки люди узнавали его творчество.
Учитель: Значит, у него было большое сердце поэта.
Литература
Балгазина А.Н Моя Хакасия., Абакан: Хакас. Кн. Изд-во, 2001
Хакасские народные сказки: Сборник. Абакан, 2001
Хакасия, 2004. 20 нояб.; 1999. 19 нояб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация педагогической деятельности Краевой Татьяны Васильевны, учителя начальных классов
Данная презентация была представлена комиссии при очной форме аттестации на высшую категорию. К сожалению пришлось разбить на 5 частей, удалив несколько интересных слайдов с фотографиями по внеклассно...
Внеклассное мероприятие на тему "Правда и ложь". Урок провела Янгулова Татьяна Борисовна учитель начальных классов МБОУ "Копьевская ССОШ"
Внеклассное меропрятиеТема: Правда и ложьЦель: Сформировать у учащихся представление о том, что такое лживый и правдивый человек; понимание того, что человек, ставший рабом наркотиков, всегда лжив.Вос...
Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/
Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя нелегок, но ...
Классный час в начальной школе "С детства дружбой дорожить учат в школе…" Афанасьева Татьяна Константиновна учитель начальных классов
Данный классный час воспитывает жизнестойкость учащихся, даёт возможность понять, что в жизни есть друзья. с которыми всегда можно поделиться своими проблемами, попросить их о помощи....
Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/
Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя не...
Индивидуальный план профессионального развития педагога Фоминой Татьяны Павловны, учителя начальных классов.
Самообразование - главня, составляющая , неотъемлемая часть педагога....