Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника
- Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов
Разделы: Преподавание в начальной школе
Труд учителя нелегок, но нелегок труд и того, кого он учит. Педагог должен стремиться понять индивидуальный стиль мышления каждого ученика и построить учебный процесс в соответствии с его познавательными возможностями. Одно из достижений творчески работающего учителя и есть понимание мира школьника, умение видеть мир его глазами. И этот учитель всегда помнит, что главная фигура в процессе обучения - каждый ученик класса. О нем нужно думать, о нем заботиться, для него жить и работать.
Урок надо начинать с главного - с выбора точной дидактической стратегии, направленной на развитие духовного потенциала ребенка. А для этого учитель должен не только хорошо знать своих питомцев, но и помогать им “расти” на каждом уроке, будить их мысль, укреплять внимание и память, увлекать неизведанными тайнами. И долг учителя - прислушаться к голосу каждого ученика, поддержать робкого, заставить класс слушать его, если надо, помочь, но помочь по-товарищески, одобрив и его мнение, заставив прислушаться к товарищам, поучиться у них. “Не мешайте, Таня думает! Не спешите поднимать руки! Таня выскажет свою мысль, тогда и вы выступите”, - эти гуманные правила взаимопонимания должны выполнят учащиеся на каждом уроке, веря в способности каждой личности.
“Научить наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом”, - так В.А. Сухомлинский определил главную задачу начальной школы. Наблюдать, видеть, думать на каждом уроке! Ученики сами в процессе наблюдений должны “пораскинуть умом”, задуматься, открыть новые законы математики, природы. И главное - выразить свою мысль словом. А для этого необходимы речевые упражнения, устные и письменные. Одним из важных видов таких упражнений является пересказ текста. На примере одного урока проведения изложения покажу, как может проходить работа в 3-м классе по обогащению словаря учащихся в целом.
Тема урока: “Изложения текста повествовательного характера с элементами описания по коллективно составленному плану. Упражнения в правописании окончаний прилагательных”.
Цель урока: сформировать у детей умения делить текст на части, определять основную мысль текста, составлять рассказ - повествование с элементами описания по коллективно составленному плану, развивать желание высказывать свое отношение к описываемым событиям, научить давать оценку рассказу товарища, воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
На уроке использовались: сборник текстов для изложений в начальных классах, составленный В.И. Яковлевой, “Орфографический словарик” П.А. Грушникова, рисунок “Колокольчики”, аппликации “Желтенький лужок” и “Пестрый луг”.
В начале урока проводится проверка домашнего задания. Дома учащиеся должны были составить рассказ - описание дерева весной (учащиеся получили от меня задание наблюдать за этим деревом), подчеркнуть в тексте словосочетания “существительное + прилагательное”, устно указать грамматические признаки прилагательных. Слушая рассказы своих товарищей, учащиеся отмечают, что в них изложено удачно, а что надо изменить. Вот какой рассказ - описание составил Вадим Г.:
Береза весной.
Весна в этом годы выдалась ранняя. Моя березка сразу откликнулась на первое тепло. Она выбросила сережки. Но вдруг стало холодно, пошел снег.
Наконец опять наступили теплые дни. И стройная белоствольная березонька потянула к ласковому солнышку свои гибкие ветки с маленькими зелеными листиками.
Оценивая работу Вадима Г., ученики указали, что он умеет наблюдать, передал как рада березка весне и теплу, а использованные в тексте прилагательные делают его рассказ выразительным, интересным, красочным.
После этого были проведены каллиграфическая минутка и орфографическая подготовка к изложению. Учащиеся писали слова, вставляя в них пропущенные буквы: уд...вился, б...леют, с...неют; праз...ничный хоровод, радос...но, чудес...ные цветы.
- Какое правило надо знать, чтобы правильно написать слова первой группы? А второй? - спрашиваю у детей.
С помощью сигнальных карточек учащиеся объяснили, какую орфограмму они вставят и почему.
Далее дети читали текст “Колокольчики” по И. Соколову - Микитову. Все учащиеся получили задание: запомнить содержание текста, разделить текст на части, озаглавить рассказ, составить план.
Последующий анализ текста проводился по таким вопросам: чему удивился писатель, когда вышел из леса на луг? Почему луг был похож на праздничный хоровод? Как колокольчики приветствовали гостя? Можно ли сказать, что мы как будто побывали на этом лугу? Как автору удалось добиться такого впечатления? Какие слова особенно помогли понять и увидеть эту картину?
Следующим этапом было вторичное чтение текста по частям и коллективное составление плана. Вот какой план был составлен детьми:
- Сколько цветов!
- Праздничный хоровод.
- Милые колокольчики приветствуют гостя.
После обсуждения учащиеся устно пересказывали текст по предложенному плану. Перед пересказом я спросила:
- От чьего имени ведется рассказ? (От имени писателя.)
Значит, в своих пересказах, а потом в изложениях вы тоже будете вести повествование от имени писателя И. Соколова - Микитова.
На доске написаны слова: писатель, автор, гость.
- Зачем я написала эти слова? (Эти слова помогут вам избежать повторения слова писатель).
Во время пересказа внимание учащихся направляется не на запоминание произносимого товарищем текста, а на его анализ. Дети отмечают, что Дима В. хорошо описывает колокольчики, они, эти милые цветы луга, кланяются, приветствуют гостя. Дима, последовательно, по плану ведет пересказ, в тексте у него есть свое заключение. После пересказа и его анализа учащиеся приступают к написанию изложения по коллективно составленному плану. С целью развития у детей памяти, орфографической зоркости обращаю внимание на правописание слов, которые были даны во время орфографической подготовки, разрешаю им пользоваться орфографическими словариками, а в трудных случаях - обращаться за помощью ко мне.
Чтобы развить у детей творческие способности, предлагаю им дифференцированные задания, которые раздаю на карточках. Так, Вове С. я предложила включить в изложение такое описание колокольчиков:
А вот над лугом слышится легкий серебристый звон. Это пробежал ветерок. И закивали, закачались головки колокольчиков.
А вот изложение Вовы С.:
Как-то вышел писатель из леса на луг. И вот диво! На лу у- праздничный хоровод!
Белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет мышиный горошек. А вот над лугом слышится легкий серебристый звон. Это лиловые колокольчики, милые цветы наших лугов. И как только гость цветочного луга взглянул на них, они закивали головками, радостно приветствовали писателя.
Вова С. хорошо справился с заданием и дал красочное описание колокольчиков.
Группе учащихся было предложено другое задание: написать заключение к изложению и высказать свое отношение к описываемому. Задание Феде Г.: выразить свое отношение с помощью таких слов:
Но все чаще встречаются луга и лужайки без колокольчиков. Давайте, ребята, будем охранять эти милые цветы!
И Федя Г. тоже хорошо справился с поставленной задачей. Вот, что он написал:
Вышел писатель на луг и удивился: “Сколько цветов!” Вот белеют ромашки, вьется по травке синий горошек, красуются желтые одуванчики. А всех выше колышутся лиловые колокольчики. Настоящий праздничный хоровод цветов!
Но не всех лугах нас встречают колокольчики. Все реже мы слышим их тоненький серебристый перезвон. А чтобы радовали нас милые цветы, их надо охранять.
Предлагаю и другие задания учащимся. Так Оле В. и Сереже Г. предлагаю план изложения в форме вопросительных предложений (план написан на карточках):
- Чему удивился писатель, когда вышел из леса на луг?
- Почему цветы похожи на праздничный хоровод?
- Как колокольчики приветствовали гостя?
Грамматические задания даю тем детям, которые раньше других справляются с работой (задания написаны на карточках): выписать из текста два словосочетания: “прилагательное + существительное”, указать число, в единственном числе - род, выделить окончания прилагательных.
На следующем уроке провожу редактирование текстов. Учащиеся дают оценку лучших работ, помогают тем, у кого встречались ошибки.
- Каким вы себе представляете луг, описанный И. Соколовым-Микитовым? - спрашиваю я. - А бывает ли луг другого цвета? Послушайте стихотворение:
...Ну а луг какого цвета?
Можешь ты ответить мне?
Ты, ничуть не удивленный,
Сразу скажешь: “ Луг ... (зеленый)”.
Если в майский день пришел ты,
Чуть с полей сбежал снежок,
Ты увидишь желты-желтый
Ослепительный лужок.
Почему пожелтел луг? (Показываю аппликацию “Желтенький лужок”). А может ли луг быть красным или белым? Если человек умеет смотреть и видеть, он наблюдателен, он открывает тайны природы, - говорю я. - И Катя С. увидела эту тайну и написала рассказ. Вот он:
Подснежник.
Разбудило солнышко лес. Растопило снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капелька на снег. Пробила сугроб и сухую траву. Из земли показалась зеленая стрелочка. На ней расцвел голубой колокольчик. Смотрит на снег и удивляется.
Своим рассказом Катя и подсказала нам домашнее задание: дать описание картины весны, которую увидели, которая вас удивила, понравилась вам.
Так выполнение речевых упражнений сочетается с разнообразной работой, направленной на воспитание у детей наблюдательности, любви к природе, эстетических чувств и в целом - на развитие их личности.