Самоанализ педагогической деятельности Рябченко Татьяны Александровны учителя начальных классов
материал на тему
Самоанализ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Зимовниковская средняя общеобразовательная школа № 6
Зимовниковского района
Ростовской области
Самоанализ
педагогической деятельности
Рябченко Татьяны Александровны
учителя начальных классов
за период с 2009 по 2014 учебные годы
п. Зимовники
Ф.И.О. Рябченко Татьяна Александровна
Дата рождения 24.04.1970
Образование высшее, Таганрогский государственный педагогический институт, год окончания – 1991, специальность «педагогика и методика начального обучения», квалификация «учитель начальных классов» (диплом с отличием УВ № 505379)
Место работы МБОУ Зимовниковская СОШ №6
Должность учитель начальных классов
Стаж работы общий педагогический стаж 23 года,
в аттестуемой должности 23 года,
в данном учреждении 23 года
(приказ №81 от 23.07.1991 года Зимовниковского РОНО о назначении на аттестуемую должность)
Отраслевые, государственные награды, звания, ученую степень, ученое звание не имею
Категория В апреле 2005 г. аттестационной комиссией министерства общего и профессионального образования Ростовской области присвоена высшая квалификационная категория (Приказ №665 от 12.04.2005г.).
В апреле 2010 года подтвердила высшую квалификационную категорию (Приказ №234 от 07.04.2010г. министерства общего и профессио-нального образования Ростовской области).
Современные изменения общественных, социокультурных условий находят своё отражение в учебно-воспитательном процессе. Работая учителем, я обратила внимание на то, что успешность ученика в его школьной деятельности в первую очередь зависит от его умения владеть языком и его возможностями, представить себя как интересного собеседника, проявлять речевую культуру, опираться на свой читательский и человеческий опыт.
Этим обосновывается выбор проблематики в моей педагогической деятельности. Я работаю над проблемой развития коммуникативной компетенции младших школьников.
Актуальность проблемы в том, что:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Они включают «освоенные обучающимися универсальные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями».
Исследователи (В.А. Кальней, С.Е. Шишов, Э.Ф. Зеер) отмечают, что одной из наиболее востребованной в системе образования в современных условиях является коммуникативная компетенция.
- Младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Дети в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач.
- Коммуникативно – познавательная направленность обучения является основой новых программ, т.е. на первое место ставится обучению русскому языку как средству общения, обучение речевой деятельности, языковой коммуникации. Средством коммуникации является речь – как основа всякой умственной деятельности. Умения учеников сравнивать, классифицировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Ведь логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.
Однако педагогический опыт и практика работы в школе показывают, что работа по развитию связной речи учащихся является слабым звеном в системе обучения родному языку. Принятая в школе система работы над связным высказыванием не выходит за рамки речевого действия, которое подчинено речевой цели – адекватно передать языковыми средствами содержание высказывания: раскрыть тему и выразить основную мысль. В системе не предусмотрено умение ориентироваться в ситуации общения: анализировать мотивы речевой деятельности, условия и задачи общения (зачем мы создаём высказывания, для кого оно предназначено и т.д.) т.е. отсутствует связь речевого действия с коммуникативной деятельностью говорящего, что мешает осуществить обучение языку как средству общения. Следовательно, необходимо вести планомерную работу по формированию коммуникативной компетенции.
Ситуацию в теории и практике образования можно охарактеризовать сложившимися противоречиями:
- между требованиями общества к образованию и возможностями образовательного процесса в данных условиях;
- между познавательными и практическими задачами и имеющимся уровнем умственного развития учащихся;
- между содержанием учебного материала, деятельностью учителя и деятельностью учащихся
На основании выделенных противоречий, анализа психолого-педагогической литературы и практического опыта, обоснован выбор темы дальнейшей работы по данной проблеме: «Развитие коммуникативной компетенции младших школьников как средство формирования языковой личности».
Решение этой проблемы я вижу в изучении средства общения (русского языка), развивая (целенаправленно) умение общаться с помощью этого средства (т.е. развивая речь школьников).
Для решения этой проблемы я поставила цель: создание условий для развития коммуникативной компетенции каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей.
В соответствии с поставленной целью определены задачи:
- использование на уроках пед.технологий и методов работы, способствующих развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся на основе расширения понятия «лексическое значение слова»; обучать нормам литературного языка;
- совершенствовать коммуникативные умения;
- обучать навыкам культуры речи и речевого общения.
Как и у любого учителя, у меня возникают вопросы, связанные с инновациями обучения. Найти ответы на некоторые из них мне помогают курсы повышения квалификации при Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования».
Авторские курсы повышения квалификации по проблеме «Модернизация системы начального образования в контексте ФГОС второго поколения» (УМК «Гармония») в 2009 г. позволили мне лично встретиться и пообщаться с авторами УМК, задать им интересующие меня вопросы и получить ответы из первых уст.
В 2012 г. прошла курсы повышения квалификации по проблеме «Педагогика и методика начального образования», что позволило мне ещё раз убедиться в том, что ведущими технологиями в реализации современного образовательного процесса являются технологии развивающего и личностно – ориентированного обучения в оптимальной интеграции с информационными и здоровьесберегающими технологиями.
Среди созданных учебников русского языка для начальных классов я выбрала учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» (Учебно – методический комплект «Гармония» для начальной школы). Работая по этому УМК, я выделила главные особенности программы и учебника:
- Коммуникативная направленность, т.е. «нацеленность на обучение школьников устному и письменному общению средствами русского языка» (М.С. Соловейчик).
- Использование детского языкового опыта и природной языковой интуиции, их обогащения и развитие на основе деятельностного подхода к изучению русского языка и практическому овладению им.
Коммуникативно – познавательная направленность обучения является сквозной линией, пронизывающей программы по русскому языку в нашей школе: 1-4 кл. (авт. М.С. Соловейчик), 5-9 кл. (авт. М.М. Разумовская).
Содержание моей работы по развитию коммуникативной компетенции складывается из обучения нормам литературного языка, работы по обогащению словаря и грамматического строя речи учащихся и развития их связной речи.
Первое направление в работе – работа по овладению нормами литературного языка, которая формирует навыки правильного воспроизведения слова, словоформы, структуры словосочетания и предложения. Обогащение запаса слов обеспечивается систематической словарной работой. Ознакомление с лексическим значением слова осуществляю частично - поисковым методом, во время которого дети составляют определения, находя родовое понятие и существенные признаки предмета, обозначенного новым словом. Это происходит в атмосфере общения учителя и учащихся, а также детей друг с другом в процессе которого идут поиск, анализ, сопоставление, обобщение. В конце общения дети, а затем я, дают полное лексическое значение нового слова. Огромную помощь в этой работе оказывают словари. При изучении любой темы на любом этапе урока привлекаю внимание учащихся к работе с толковым, орфоэпическим словарём, словарём синонимов, антонимов, иностранных слов. Работа по обогащению речи воспитывает умение не только правильно, но и уместно употреблять языковые средства в речи. Одно из важнейших требований к этой работе – развитие у учащихся умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к словарям (справочникам) или к учителю.
Основой учебных действий, с помощью которых вырабатываю указанные навыки и умения, является операция выбора нужного варианта: сопоставляем нормативные и ненормативные варианты, сравниваем нормативные языковые единицы, близкие по значению, синонимичные.
В результате у учащихся расширяется словарный запас, обогащается активный запас грамматических конструкций, вырабатывается гибкость в обращении с языковыми средствами. Эта работа способствует развитию чувства языка, приучает детей к оценке и, что особенно важно, к самооценке речи с позиции правильно – неправильно, хуже – лучше.
Наблюдение над языковыми средствами я провожу как один из этапов деятельности. В этом случае проблема выбора языкового средства из ряда синонимичных или близких по функции наполняется практическим смыслом, становится учебной проблемной ситуацией, а сам выбор получает мотивацию в содержании речи, а также в условиях и задачах общения. У ученика появляется возможность сказать самому себе: из ряда синонимичных слов я выбираю это, потому что оно лучше других способно передать содержание моей речи в данной речевой ситуации. Языковая тренировка приобретает практически значимый смысл. Такой языковой опыт, как правило, не проходит для ребёнка бесследно, он оседает в памяти.
Второе направление в работе – развитие навыков связной речи. Развивать не только устную, но и письменную речь учащихся помогают задания, предлагающие создать собственные речевые высказывания. Для этого использую разнообразные виды изложений (подробное, сжатое, выборочное, творческое с заменой лица рассказчика) и сочинений (по картине или серии картин, из личного опыта и по наблюдениям, сочинение по началу и концу, создание текста по заданному слову, предложению, пословице, фразеологизму).
Ежедневно на уроках русского языка стараюсь проводить работу в этом направлении на разных этапах учебного процесса. Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными особенностями учащихся. Этот материал систематизировала в соответствии с возрастным усложнением (по классам). Если не успели закончить на уроке ту или иную работу, дети самостоятельно закончат её дома, т.к. задания подобраны с постепенным усложнением и понятны детям данного возраста.
В своей работе использую адаптированные технологии развивающего и личностно – ориентированного обучения.
В технологии коммуникативного обучения деятельность учащихся организуется как обсуждение проблем, поиск и аргументация, оценка и принятие решения в процессе коммуникативного общения. Они позволяют ученикам максимально раскрыть себя, реализовать творческий потенциал.
Коммуникативная функция языка обуславливает использование коммуникативного метода. Он имеет свой набор приёмов, средств обучения, типов заданий и упражнений, которые использую на всех этапах урока; предполагает систему умений учащихся, реализуемых в процессе различного рода письменных и устных речевых упражнений. Решение практических задач в соответствии с речевой ситуацией формирует у них положительную мотивацию к овладению речевыми умениями, обеспечивает осознанность выбора. Ребёнок – субъект разнообразных видов речевой деятельности в рамках учебных речевых ситуаций. Культура речевого общения усваивается детьми не только в виде теоретических знаний (так можно или нельзя говорить), она реализуется на практике в ходе учебно – образовательных диалогов. В этом случае диалог становится не только средством общения, но и отношения. Диалог применяю с целью создания таких межличностных отношений и такого общения, которые обеспечат ценностное усвоение содержания, приобщение к опыту и ценностям других, саморазвитие каждого участника. Основная цель дискуссии – диалога – научить учащихся путём обмена мнениями приходить к приемлемому для всех решению, объединяющему их силы для дальнейшей совместной деятельности. Диалогические ситуации создаю на всех этапах урока посредствам направляющих вопросов, побуждения детей к объяснению новых явлений (предсказание последствий, объяснение неизвестного, построение гипотез и т.д.) путём применения общих правил и принципов («Что могло бы произойти, если бы … ?», «Почему, по вашему мнению, это могло произойти?»). Для включения учащихся в ситуацию диалогового взаимодействия применяю и такие приёмы, как: неожиданный вопрос, «незнающий» учитель, упражнения с «отрицательным языковым материалом» (т.е. содержащим различные виды ошибок) и д.р. Детям предоставляется право спорить, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. Они могут не согласиться не только с мнением товарищей, но и с мнением учителя. Моя роль заключается в управлении познавательной и речевой деятельностью ребёнка, в организации совместного поиска и решения задач, в создании речевых ситуаций с высоким развивающим потенциалом.
При работе по технологиям исследовательской направленности учащиеся становятся активными участниками процесса. Они ставятся в ситуацию самостоятельного овладения понятиями и способами решения проблем, направляемом учителем. Участие в поиске требует от них напряженной мыслительной деятельности, умения правильно выражать свои мысли, обучает логике в рассуждениях. Использование поискового, частично – поискового, проблемного методов в процессе познания позволяют мне организовать деятельность учеников в открытии новых знаний самостоятельно или в совместной поисковой деятельности со мной в процессе наблюдений за речью (образцовыми текстами). Наблюдение формирует общеучебные умения анализировать, сравнивать, делать выводы. Постепенно ввожу в процесс познания новые учебные роли «исследователь», «критик», «оппонент».
Применение технологии проектного обучения связано со следующей целью: научить детей использовать приобретённые ими знания и умения в разнообразных ситуациях. Проектная деятельность является эффективным средством развития у школьников творческой деятельности, коммуникативной компетенции. В процессе защиты проектной работы совершенствуется мышление и речь учащихся; создаётся ситуация, благоприятная для формирования коммуникативных навыков (ученики высказывают друг другу своё мнение, соблюдая доброжелательность, тактичность, проявляя внимательное отношение к идеям и творчеству других).
В классном коллективе вместе с учащимися разрабатываем правила общения, например:
- любое мнение обсуждается, но не осуждается, не критикуется;
- все конфликтные ситуации ученики стараются решить между собой по возможности без посредничества учителя, в случае необходимости конфликт может обсуждаться в классе (таким образом ученики учатся сами выяснять и устанавливать отношения);
- изменение места ребенка в классе, смена соседей осуществляется с их согласия;
- в конце рабочего дня стараемся проводить рефлексию, обсуждение с детьми, что им понравилось и не понравилось в проведенном учебном дне, что они открыли в себе.
Основной показатель работы учителя – результативность.
Как результат, дети учатся общаться, обосновывать свои действия, принимать участие в обсуждении, лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом. А это и есть показатель развития коммуникативного компонента универсальных действий в начальной школе.
Позитивная динамика учебных достижений обучающихся
В обучении учащихся наблюдается позитивная динамика, % качества высок, уровень успеваемости 100 %, что является свидетельством высокой мотивации учащихся в обучении.
Достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией* | |||||
Показатели | 2009/2010 уч. год 2 класс | 2010/2011 уч. год 3 класс | 2011/2012 уч. год 4 класс | 2012/2013 уч. год 1 класс | 2013/2014 уч. год 2 класс |
Успеваемость | Русский язык 100% | Русский язык 100% | Русский язык 100% | ||
Математика 100% | Математика 100% | Математика 100% | |||
Окружающий мир 100% | Окружающий мир 100% | Окружающий мир 100% | |||
Качество | Русский язык 68% | Русский язык 68% | Русский язык 68% | ||
Математика 70% | Математика 71% | Математика 72% | |||
Окружающий мир 70% | Окружающий мир 71% | Окружающий мир 74% |
Результаты достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования* | |||||
Показатели | 2009/2010 Учебный год | 2010/2011 Учебный год | 2011/2012 Учебный год | 2012/2013 Учебный год | 2013/2014 Учебный год |
Диагностиче-ская работа по текстам РОЦОИСО | Русский язык Успевае-мость: 92% Качество: 75% | ||||
Математика Успевае-мость: 90% Качество: 62% | |||||
Контрольная работа по текстам Рособрнадзора | Русский язык Успевае-мость: 94% Качество: 65% | ||||
Математика Успевае-мость:100% Качество: 65% | |||||
Годовая комплексная к.р. тестирование | Успеваемость: 100% Качество: 67% | Успеваемость: 100% Качество:69% |
- Комплексная работа по развитию коммуникативной компетенции позволили мне повысить уровень мотивации к обучению и качество обученности. Продолжая обучение на ступени основного общего образования, мои ученики имеют высокий уровень мотивации к обучению, о чём свидетельствуют результаты их обученности в 5 классе.
Позитивные результаты внеурочной деятельности учащихся
Учащиеся ежегодно принимают участие в школьных, районных, областных конкурсах творческих работ, соревнованиях, занимая призовые места.
Результаты по выявлению и развитию способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях* | |||||
Показатели | 2009/2010 Учебный год | 2010/2011 Учебный год | 2011/2012 Учебный год | 2012/2013 Учебный год | 2013/2014 Учебный год |
Показатели по выявлению у обучающихся способностей к научной (интеллектуа-льной) деятельности | Международный конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех » - 3 участника Муниципаль-ный уровень: 1 победитель, 2 призера (3 место) | Международный конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех » - 8 участников Муниципаль-ный уровень: 2 призера (3 место) | Международный конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех » - 7 участников Муниципаль-ный уровень: 2 призера (2 и 3 место) | I Всероссий-ская дистан-ционная олимпиада «Я знаю» 22 участника: 4 победителя, 13 призеров (10 -2 место, 3 - 3 место) | |
Международ-ный математи-ческий кон-курс- игра «Кенгуру» 6 участников Школьный уровень: 1 победитель, 2 призера (2 и 3 место) | |||||
Конкурс сочинений на тему «Если бы депутатом выбрали меня» Муниципаль-ный уровень: 1 призер (2 место) | |||||
Конкурс «Хрусталь-ная планета» Муниципаль-ный уровень: 1 призер (3 место) | |||||
Показатели по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой деятельности | Конкурс чтецов Школьный уровень: 1 победитель, 1 призер (2 место) | Конкурс чтецов Муници-пальный уровень: 1 победи-тель | Конкурс чтецов Школьный уровень: 1 победи-тель, 4 призера (2 - 2 место, 2– 3 место) | ||
Конкурс рисунков Муниципаль-ный уровень: 4 призера | Конкурс рисунков Муниципаль-ный уровень: 1 призер (2 место) | Конкурс техничес-кого тво-рчества «Символ года-2013» Муници-пальный уровень: 1 побе-дитель | |||
Танцеваль-ный марафон (Ансамбли) Муниципаль- ный уровень: призер (2 место) | |||||
Показатели по выявлению и развитию у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности | Шахматный турнир Муниципаль-ный уровень: 1 призер (2 место) | Шахматный турнир Муниципаль-ный уровень: 1 призер (2 место) | Шахматный турнир Региональ- ный уровень: 2 победителя | Шахмат-ный турнир Школь-ный уровень: победи-тель команда 1Б | Шахматный турнир Муниципальный уровень: 1 победитель 1 призер (2 место) |
Региона-льный уровень: 3 призёра (2 – 2 место, 1 – 3 место) | Региональ- ный уровень: 3 призёра (2 – 2 место, 1 – 3 место) | ||||
Спортивные состязания «Гусарская удаль» Муниципаль-ный уровень: призер (3 место) | Спортивные соревнова-ния «Весёлые старты» Муниципа-льный уровень: победитель |
Перейдя в среднюю школу, ребята продолжают творчески развиваться. Учащиеся моего выпуска – активные участники школьной команды ЮИД (которая занимает I место не только среди команд района, но и на областном уровне), победители и призёры различных творческих конкурсов на районном, зональном, областном уровнях.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
Опытом своей работы делюсь с коллегами школы, района, давая открытые уроки, выступая на заседаниях творческих групп, методических объедине-ний, педсоветах, родительских собраниях.
Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной* | |||||
Показатели | 2009/2010 учебный год | 2010/2011 учебный год | 2011/2012 учебный год | 2012/2013 учебный год | 2013/2014 учебный год |
Совершенство-вание методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образо-вательных технологий | Выступление на районномметоди-ческом семинаре для моло-дых спе-циалистов «Здоровь-есберега-ющий подход в развитии успешности учени-ка» | Участие в зональной научно-пра-ктической конферен-ции «Инно-вационные подходы к формирова-нию профес-сиональных компетен-ций учителя в системе непрерывного педагоги-ческого об-разования» (Зимовниковский педа-гогический колледж) Буклет (из опыта работы) | Участие в Х заоч-ной Региональной научно-практиче-ской конференции Педагогического института ЮФУ «Реализация стан-дарта нового по-коления в образо-вательном пространстве» Статья «Формирование общепознаватель-ных универсаль-ных учебных дей-ствий посредст-вом учебного предмета «Окру-жающий мир» по программе «Гармония»» (публикация в сборнике матери-алов конферен-ции) | Публика-ция на сайте школы открытый урок по математике 1 класс «Призна-ки пред-метов: цвет, фор-ма, раз-мер» | Выступле-ние с испо-льзованием презентации на региона-льном семи-наре (с.Заветное) «ФГОС: Ме-тодические концепции и способы их реализации в УМК «Гармония» Публикация на сайте школы открытый классный час «Юные герои Пер-вой мировой войны» |
Районная «Школа молодого учителя» Методические ре-коменда-ции моло-дому спе-циалисту к по-дготовке и прове-дению урока. | Районная «Школа молодого учителя» Методичес-кие рекоме-ндации мо-лодому спе-циалисту к подготовке и проведе-нию урока. Анализ про-веденного урока урока. | ||||
Транслирова-ния в педаго-гических кол-лективах опы-та практичес-ких результа-тов своей про-фессиональной деятельности, в том числе эксперимента-льной и инно-вационной | Презентация про-екта «Предпрофильное образова-ние млад-ших шко-льников» на Мара-фоне пе-дагогических идей учителей Зимовни-ковского района | Презентация опыта рабо-ты на Мара-фоне педа-гогических идей учите-лей Зимов-никовского района по теме«Разви-тие комму-никативной компетен-ции млад-ших школь-ников как средство развития языковой личности» (буклет) | Презентация опыта работы на фестивале-выставке в г. Ростове на Дону «Образование. Карьера. Бизнес» (Буклет, разработки открытых уроков) | Методический пра-ктикум на заседании школьно-го МО учителей началь-ных клас-сов: сос-тавление рабочих программ в соотве-тствии с ФГОС ООПНОО | |
Откры-тый урок русского языка «Что в слове главное» (РМО) | Открытый урок окру-жающего мира «Вода: свойства воды, очистка воды» (ШМО) | Открытый урок литературного чтения «Л.Надеждина «Лук от семи недуг»» (Районный семинар завучей) | Откры-тый урок математики «Приз-наки пре-дметов: цвет, форма, размер» (ШМО) | Открытый урок русского языка «Собираем родственни-ков» (ШМО) | |
Откры-тый клас-сный час «Твори добро» для студе-нтов Зи-мовнико-вского пед. кол-леджа | Открытый классный час «Юные герои Пер-вой мировой войны» |
Результаты активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах* | |||||
Показате-ли | 2009/2010 учебный год | 2010/2011 учебный год | 2011/2012 учебный год | 2012/2013 учебный год | 2013/2014 учебный год |
Участие в работе методиче-ского объедине-ния | Руководитель ШМО учителей начальных классов | Руководитель ШМО учителей начальных классов | Руководитель ШМО учителей начальных классов | Руководи-тель ШМО учителей начальных классов. | Районная «Школа молодого учителя», наставник молодого специалис-та |
Районная «Школа молодого учителя», наставник молодого специалиста | |||||
Участие в конкурсах | Межрегиональный конкурс педагогичес-ких проектов «Моя новая школа» (г.Киров) (эссе), сертификат (публикация в материалах конкурса: на сайте, в сборнике) | Всероссий-ский интер-нет-кон-курс педа-гогическо-го творче-ства в но-минации « Педагоги-ческие идеи и тех-нологии» |
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
- сегодня, в быстро изменяющихся условиях жизни, возрастание коммуникативной активности членов нашего общества становится особенно актуальной;
- успех в речевом развитии учащихся определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни; обеспечивает детей необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития (умение выразить свои мысли, умение общаться, быть интересным собеседником);
- целенаправленная работа над данной проблемой даёт возможность формировать личность человека, который в общественной жизни, в межличностном общении способен правильно воспринимать информацию, осмысливать её, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других (толерантность).
Перспективы дальнейшей работы:
- систематизировать и обобщить накопленный опыт работы по данной проблеме;
- создать рабочую тетрадь для учащихся, включающую разработанный мною дидактический материал, различные виды творческих заданий, которые можно будет использовать как в урочное, так и во внеурочное время;
- активнее включать учащихся в проектную деятельность, т.к. в ней создаётся благоприятная ситуация для развития коммуникативных навыков: учащиеся высказывают друг другу своё мнение, соблюдая доброжелательность, тактичность; учатся формулировать и отстаивать свои замыслы, идеи;
- организовать кружок «Юный журналист» в начальной школе;
- создание малой редколлегии и выпуск школьной газеты.
Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо. Д.С.Лихачёв
Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами - самая лучшая опора, самое верное подспорье, самая надёжная рекомендация каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности. В.Виноградов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация педагогической деятельности Краевой Татьяны Васильевны, учителя начальных классов
Данная презентация была представлена комиссии при очной форме аттестации на высшую категорию. К сожалению пришлось разбить на 5 частей, удалив несколько интересных слайдов с фотографиями по внеклассно...
Портфолио профессиональной деятельности Агачкиной Надежды Александровны, учителя начальных классов МОУ "СОШ п.Заволжский" Пугачевского района Саратовской области
Результаты профессиональной деятельности педагогического работника (Агачкиной Н.А.) для аттестации на I квлификационную категорию по должности "учитель"....
Портфолио профессиональной деятельности Агачкиной Надежды Александровны, учителя начальных классов МОУ "СОШ п. Заволжский" Пугачевского района Саратовской области
Предоставлены материалы и документы для оценки результатов профессиональной деятельности Агачкиной Н.А, для аттестации на I квалификационную категорию по должности "учитель"....
Самоанализ профессиональной деятельности Белой Елены Алексеевны, учителя начальных классов филиала МБОУ Васильево-Петровской ООШ Еремеевской НОШ
В течение 5 лет я работала над организацией учебной деятельности с применением специальных средств, методов, приёмов здоровьесбережения. В педагогической литературе я искала направления, на котор...
Опыт работы по организации учебно-воспитательной деятельности в условиях ФГОС учителя начальных классов Осороновой Светланы Александровны
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт, прежде всего, нацелен на коренную смену целей образования: вместо усвоения всех необходимых знаний он предлагает научиться их самостоятельно д...
Использование собственного Интернет-ресурса в педагогической деятельности. Из опыта работы учителя начальных классов.
Блог – это среда для записей событий; среда общения; помощник для письма и размышления с помощью компьютера; инструмент для современного урока. ...
В рамках Конкурса лучших учителей приоритетного национального проекта "Образование-2015". Результаты педагогической деятельности Долговой Елизаветы Никандровны, учителя начальных классов СП №2 ГБОУ СОШ №2100 г.Москвы.
В рамках Конкурса лучших учителей приоритетного национального проекта "Образование-2015". Результаты педагогической деятельности Долговой Е.Н., учителя начальных классов СП №2 ГБОУСОШ №2100....