Родительские собрания. Новые формы взаимодействия.
статья по теме

Земскова Ольга Владимировна

В разработке содержится выступление педагога на РМО по теме "Новые формы взаимодействия семьи и школы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskie_sobraniya.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

 Родительские собрания.

Слайд 1.   Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.

Слайд 2. Не надо удивляться, что посещаемость родителями школьных собраний с каждым годом снижается. Следует искать причину, почему родителям неинтересно быть на собраниях. На наш взгляд, одной из основных причин  является неинтересная и однообразная форма проведения. А ведь собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей, но и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы. Родительское собрание – это, в первую               очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Совершенно очевидно, что традиционно сложившиеся формы проведения родительских собраний (монолог, а не диалог, пассивность присутствующих, невостребованность их родительского и жизненного опыта) себя изжили. Необходимо включать родителей в обсуждение проблем, превращая их в субъекты собственной деятельности по поиску вариантов их разрешения. И чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше положительных результатов принесут родительские собрания.

Слайд 3.Самыми распространенными формами работы с родителями в нашей школе являются родительские собрания, лекции, диспуты, конференции, индивидуальные беседы, консультации. Эти формы работы с родителями учащихся всем уже знакомы. В последнее время  наше МО классных руководителей работает над темой «Нетрадиционные формы сотрудничества с родителями учащихся». Всё чаще педагоги нашей школы используют в своей практике такие формы работы:  тренинги,  психологические разминки, круглые столы, родительские вечера, родительские чтения, родительские ринги.

Слайд 4. Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию, анализирует ее, подбирает книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что родители могут высказывать своё собственное  понимание вопроса, спорить с другими, отстаивать свои убеждения. Слайд 5. Родительские чтения помогают многим родителям  пересмотреть свои взгляды на воспитание, познакомиться с традициями воспитания детей в других семьях, по-иному взглянуть на своего ребёнка и своё отношение к нему. Слайд 6

Вот примерные темы родительских чтений:

  • Общаться с ребёнком. Как? По книге Ю.Б. Гиппенрейтер
  • Что делать, если… По книге М.  Коляды «Шпаргалка для родителей»
  • «Взрослая» правда  детских стихов С.Я. Маршака, А. Л. Барто
  • Мудрость народных пословиц и поговорок о воспитании
  • В. Сухомлинский о воспитании мальчиков и девочек
  • Детские шалости. По материалам периодической печати
  • Мудрость родителей. По книге А. Лопатиной и М. Скребцовой  «32 беседы по семейному воспитанию в школе»

Конечно, не стоит думать, что все родители прочтут эти книги, но всегда есть группа родителей , желающих учиться новому, на них педагог и должен опираться. А  другие родители не захотят остаться в стороне и обязательно включаться в работу.

Слайд 7. Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив, их уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только переступили порог начальной школы. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

  • Год рождения моего ребенка – каким он был, этот первый год?
  • Первые книжки ребенка.
  • Друзья моего ребенка.
  • Праздники нашей семьи.
  • Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье.
  • Вопросы детей, которые ставят нас в тупик.
  • Фотографии нашего детства.
  • Как научиться говорить спасибо своему ребенку?

Такие темы позволяют не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять нечто на вооружение в свой воспитательный арсенал. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается. Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка спокойно. Родительский вечер — это возможность найти единомышленников и помощников по воспитанию детей и формированию детского коллектива. С помощью организации родительских вечеров можно решить еще очень большую нравственную проблему. Эта проблема заключается в учебном соперничестве детей. Зачастую такое соперничество поощряется семьей, что приводит к конфликтным ситуациям между детьми и их родителями. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых.

Слайд 8. В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка. Слайд 9.             В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставят себя ждать.

Слайд 10. Задания тренинга по проблеме грубого и агрессивного поведения детей, склочности родителей

  • Продолжи фразу: «В детстве можно…», «В детстве нельзя…»
  • Успокой плачущего человека.
  • Игра с мячом. Передавая мяч друг другу, высказывать приятные слова.
  • Продолжи фразу: «Я не люблю, когда…», «Я люблю, когда…»
  • О чём я мечтаю? Рассказ по кругу.
  • Вспомни самые счастливые события в жизни.

Слайд 11. Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Родительские ринги — одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Проведение родительских рингов в начальной школе просто необходимо. Многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребенка, уровень его реального учебного потенциала. Некоторые из родителей считают, что их методы воспитания истинны и не подлежат сомнению и коррекции со стороны педагога. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Родительский ринг готовится в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки. Вопросы выбирают сами родители. Они могут сделать выбор тем уже в самом начале учебного года. Перечень проблемных вопросов для участия в ринге родители получают на первом родительском собрании. В ходе проведения ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику две или более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Последнее слово в ходе ринга остается за специалистами, которых необходимо приглашать для участия во встрече, или за классным руководителем, который может привести веские доводы из жизни классного коллектива в защиту определенной позиции.

Полезность таких встреч  состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса.

Слайд 12.Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:

  • Можно ли наказывать ребенка ?
  • Нужны ли ребёнку праздники?
  • Соблазны и пути их преодоления.
  • «За и против» школьной формы.
  • Трудности школьного урока. В чем они состоят?

В прошлом учебном году ринг на тему «За и против» школьной формы» был чрезвычайно острым, многие хотели выступить. С большим трудом , но нам удалось убедить  всех родителей в необходимости введения школьной формы.

Слайд 13.Родительские собрания,  проведённые совместно с детьми.

В нашей школе сложилась традиция проводить ко  Дню  Матери собрание, на котором присутствуют мамы и дети-первоклассники. На собрании проводятся игровые, тренинговые , психологические упражнения, способствующие укреплению связи между мамой и ребёнком. Все присутствующие  сидят в кругу и представляют по очереди свою маму и своего ребёнка,

рассказывают, чем любят заниматься вместе. Очень нравятся детям игры «Узнай маму по голосу», «Найди  своего ребёнка». В конце собрания дети с помощью мам вырезают бумажные фигурки (яблочки, ладошки) и пишут на них приятные слова для мам (добрая, любимая, красивая) и наклеивают их на классное деревце.  Совместное участие даёт возможность родителям взглянуть на мир глазами ребёнка и открыть для себя мир , в котором он живёт.

Необходимым элементом многих собраний является диагностика, анкетирование, тестирование родителей. Слайд 14. Очень информативна методика незаконченных предложений, которая помогает определить отношение родителей к школе, учителям.

Методика незаконченных предложений для родителей первоклассников.

  • Мои школьные воспоминания-это…
  • В классе я всегда чувствовал себя…
  • Мой классный руководитель относился ко мне…
  • Мои школьные результаты…
  • Мне нравилось, когда учитель…
  • Мне не нравилось, когда учитель…
  • Самое яркое событие школьной жизни…
  • Мне больно вспоминать…

Подобная диагностика поможет классному руководителю увидеть родителей, которые будут опорой в работе с классом и семьи, которым будет трудно пережить период своей собственной адаптации к школе. Поможет избежать проблемных ситуаций ,снять напряжённость.

Интересна родителям тематическая диагностика, где они тут же получают анализ результатов теста, сами подсчитывают баллы, задумываются над ситуацией. На собрании, посвящённом стилям и методам воспитания ребёнка в семье, был проведен тест, и родители, решив 10 педагогических ситуаций, определили свой стиль воспитания. Прослушав лекцию педагога по данной теме многие задумались, задались вопросом о будущем. Такие тесты дают хорошую пищу для размышлений.

    Слайд 15.Чтобы сформировать у родителей интерес к участию в собрании, необходимо уже в 1 классе формировать традиции проведения родительских собраний.

Хорошей  традицией является оформление индивидуальных приглашений папам и мамам для участия в собрании. Приглашения могут быть оформлены по-разному: печатный вариант, руками самих детей. Обычная запись в дневнике или sms , конечно, то же имеют место, но индивидуальные приглашения позволяют формировать уважение к профессиональной деятельности педагога, подчёркивают значимость встреч учителя и родителей, стимулируют интерес к школе и культуру родительского взаимодействия друг с другом. В приглашении указываются имена и отчества обоих родителей, день и час проведения собрания, тема, программа. Слайд 16. 

Вот пример приглашения:

Уважаемые Сергей Ильич и Инна Олеговна!  Приглашаем вас на родительское собрание «Первые дни ребёнка в школе», которое состоится 4 сентября в 18 часов в кабинете №10.Вам понадобятся блокнот для записей и ручка.

Интересной традицией собрания может стать рубрика «Зелёная лампа». Слайд 17.  С помощью этой рубрики проигрываются различные проблемные ситуации из жизни учеников и их родителей. Родителям предлагается найти оптимальный вариант решения трудной житейской задачи.

Ситуация

Родители ссорятся. Яблоком раздора стал сын. Отец считает, что он вполне вырос для того, чтобы помочь отцу в строительстве дачи. Мама считает, что ребёнок слишком мал для такой работы и категорически против участия сына в таких делах.

 Слайд 18. Традиция поощрения родителей, активно участвующих в жизни класса и школы. Это может быть награждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками учащихся. Огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеют благодарственные письма. Их можно вручить на собрании, на линейке, послать домой ученику или на работу родителям. Очень хорошо, если такое благодарственное письмо родители получают в день рождения ребёнка. Это является большим стимулом для ребёнка и признанием заслуг самих родителей в воспитании.

 Слайд 19. Традиция «Письмо для родителей». К каждому собранию ученики пишут письмо родителям, где рассказывают о том, что их волнует, о своих проблемах и радостях, о том, что им порой трудно сказать вслух.

Вот письмо 4-классников к последнему собранию.

Дорогие мамы и папы! Мы заканчиваем 4 класс и хотим вам сказать спасибо за то, что вы все эти годы были рядом  с нами, помогали в учёбе, переживали за нас, поддерживали в трудных ситуациях. Мы вас очень любим! Вы - самые лучшие!

Если такой ритуал становится традиционным, родители его с нетерпением ждут.

Очень важным для классного руководителя является мнение родителей по проведённому собранию. Поэтому необходимо вводить в содержание собрания элементы рефлексии. В конце собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность не только для всего класса, но и для себя лично. Традиционными могут стать фотографии на память всем составом родителей. Слайд 20.

Завершить  родительское собрание можно ярким, коротким, эмоционально насыщенным упражнением. Оно поможет создать положительный эмоциональный настрой и способствует контакту между родителями класса.

Возможные варианты:

• Подготовьте цветок: сделайте середину и цветные лепестки по количеству родителей. Попросите каждого родителя написать на лепестке то качество ребенка, которое ему особенно нравится или которым он гордится. Прикрепите все лепестки к середине и обратите внимание родителей на то, какие разные дети учатся в классе.

• Предложите каждому родителю написать пожелание самому себе на будущий учебный год и положить его в красивую шкатулку или мешочек.

• Нарисуйте большое солнце со множеством лучей и попросите родителей написать пожелания классу на каждом из лучей. Повесьте это солнце в классе.

Все традиции приживутся только в таком коллективе, где в них заинтересованы взрослые. Заинтересованными они станут тогда, когда увидят заинтересованность самого педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Родительские собрания. Новые формы взаимодействия."

В презентации даётся наглядный материал, схемы, выдержки из выступления  педагога на РМО по теме "Новые формы взаимодействия семьи и школы"...

Родительское собрание как основа взаимодействия с родителями

Выступление на методическом объединении классных руководителей....

Доклад: "Новые формы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ"

В данном докладе представлен опыт работы по взаимодействию с родителями школы-интерната для детей с ОВЗ....

Новые формы взаимодействия учителя и родителей в начальной школе

Данная статья поможет учителям начальных классов при работе с родителями...

Новые формы взаимодействия учителя и родителей в начальной школе

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы, поэтому, сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным....

Родительское собрание как форма взаимодействия классного руководителя и семьи.

Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. В связи с этим нужно правильно его по...