Приемы самооценочной деятельности учащихся начальной школы
статья по теме
В этой статье представлены различные приемы самооценочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_shchetkina_n.a.docx | 26.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы самооценочной деятельности учащихся начальной школы
в процессе реализации индивидуальных образовательных маршрутов
в условиях реализации ФГОС
Щеткина надежда Анатольевна,
заместитель директора по УВР,
Отличник просвещения РФ,
руководитель проектной группы педагогов
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на формирование личности, способной самостоятельно и свободно мыслить, находить креативные пути решения различного рода проблем. Формирование самооценки в условиях реализации ФГОС существенно влияет на интеллектуальное и нравственное становление личности.
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, и самостимулировании. Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть школьнику сильные и слабые стороны своей деятельности, но и в том, что на основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Осуществляя самооценочную деятельность, ученик начальной школы учится понимать: «что я уже умею и знаю», «что я знаю и умею не очень хорошо», «что я еще не знаю и не умею, надо узнать».
Объектом контроля и самоконтроля в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС является уровень достижения планируемых результатов.
Целью работы проектной группы учителей начальных классов было разработать алгоритм по развитию самооценочных умений учащихся, начиная с самооценки в виде опорных сигналов (рисунков, ключевых слов, вопросов) до листов самооценки и самоконтроля по литературному чтению, русскому языку, математике, окружающему миру.
Алгоритм деятельности учителя по развитию самооценочных умений учащихся включает 3 блока действий.
1. Действия учителя при подготовке к урокам, на которых будет развиваться умение самооценки.
1-й шаг. Сначала, планируя уроки, учитель отбирает только минимум содержания учебного материала.
2-й шаг. При планировании урока учитель выбирает, на каком этапе, при выполнении какого задания будет проговаривать с учеником порядок самооценки.
2. Совместная выработка порядка оценивания (включая самооценку).
1-й шаг. Учитель предлагает ученикам научиться самим оценивать свою работу. Для этого задает следующие вопросы:
«С чего начнем оценивать свою работу?..»,
«Что мы будем оценивать?»,
«Как будем представлять результаты оценивания?»
«Как проверим правильность оформления результатов?»
2-й шаг. результаты самооценки представляются с помощью опорных сигналов, рисунков, ключевых слов.
3. Включение учащихся в самооценочную деятельность.
1-й шаг. Сначала учитель просит оценивать результаты своей работы наиболее подготовленных учеников (используются вопросы для самооценки).
2-й шаг. Первое время учитель помогает ученику: сам задает ему вопросы, ученик дает ответы. Если самооценка ученика необъективна, объясняет, почему она завышена или занижена. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит процесс регулирования самооценки.
3-й шаг. На последующих уроках с помощью специально подобранных приемов самооценки все учащиеся оценивают свою учебную деятельность, сверяясь с образцом и корректируя свои недочеты с целью достижения более высоких результатов обучения.
4-й шаг. Самооценочная деятельность учащихся на уроках «Литературное чтение», «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир» проводится на основе «Листа самооценки», «Листа самоконтроля», что позволяет вовлекать в оценочную деятельность как педагогов, так и учащихся на единой критериальной основе. Таким образом, выстраивается целостная система оценивания динамики индивидуальных образовательных достижений учащихся.
Используя алгоритм по развитию самооценочных умений учащихся, учителя начальных классов соблюдают чёткие требования:
- оценивание начинается с первого дня обучения;
- оцениваются метапредметные и предметные результаты;
- оцениваются личные успехи каждого ученика;
- оценка осуществляется на основе чётких, понятных ребёнку критериев;
- оценивание проводится систематически с использованием разных приемов самооценочной деятельности.
Для формирования адекватной самооценки младших школьников используются следующие приемы: «Светофор», «Лесенка успеха», «Волшебные линеечки», «Дерево творчества», «Символы», «Таблица З-И-У (Знаешь-Интересует-Узнал)», «Портфолио», «Лист самооценки», «Лист самоконтроля» и др. Один из эффективных приемов самооценочной деятельности «Лист самоконтроля», позволяющий сочетать самооценку ученика с оценкой учителя (светофор - самооценка ученика, солнышко - оценка учителя).
Работа с «Листом самоконтроля» выстраивается следующим образом:
1 шаг. Создание проблемной ситуации (помогает детям сформулировать тему урока, поставить цели).
2 шаг. Учащиеся с помощью учителя определяют основные виды деятельности для данного урока и вносят их в лист самоконтроля. Определяют критерии (буквами): нравится, правильно или получилось, аккуратно.
3 шаг. Одним из важных этапов работы является прогностическая самооценка: учащиеся ставят условный знак – крестик на светофоре.
4 шаг. Самооценка. Ребёнок «зажигает» светофор в конце урока или какого- либо этапа урока. При этом прогностическая и итоговая оценки могут не совпадать.
5 шаг. Оценка учителя. Учитель закрашивает солнышко, используя всё те же цвета: зелёный – «превосходно», жёлтый – «внимание», красный – «остановись, подумай».
Хорошо, когда самооценка ребёнка и оценка учителя совпадают. Это является показателем адекватной самооценки обучающегося. К этому учитель и стремимся. Когда происходит несовпадение данных оценок, учитель видит, у кого из обучающихся самооценка занижена, а у кого завышена. В этих случаях учитель проводит коррекционную работу по формированию адекватной самооценки.
На листе самоконтроля в правом верхнем углу помещён кружок. Это своеобразный «экран» предметных знаний. Закрашивается этот кружок после самостоятельных, проверочных работ. Учитель обращает внимание учащихся на то, что они могут улучшить свой результат.
Использование различных приемов по формированию самооценки младших школьников оказывает положительное влияние на личностное развитие учащихся. У учащихся появляется самокритичность, самостоятельность в суждениях, развивается наблюдательность, сообразительность, глубина мышления - качества, необходимые ученику для выстраивания и реализации индивидуального образовательного маршрута в начальной школе в условиях ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...
Мастер-класс «Использование приемов ТРИЗ в познавательной деятельности учащихся начальной школы»
...
Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов. Учитель начальных классов : Штоколова А.А.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов....
Республиканский семинар на базе МБОУ «НОШ» с.Хову-Аксы «Внеурочная деятельность учащихся начальной школы в ключе новых программ начального общего образования», согласно Плана – ПРОСПЕКТА – 2013 года ГАОУ ДПО (ПК)
В 2013-2014 учебном году 18 декабря 2013 годаучитель начальных классов руководитель внеурочной деятельности Дазырбан Чойган Васильевна провела мастер – класс по теме: «Техника рисования ви...
Приемы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Приемы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы на разных уроках: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир...
Приемы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Выступление на педагогическом совете....
Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».
III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...