Приемы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
методическая разработка (4 класс)
Выступление на педагогическом совете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_aktivizatsii_deyatelnosti.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете.
Тема: Приемы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы
в условиях реализации ФГОС
Подготовила: Гордеева Маргарита Геннадьевна, учитель начальных классов |
2019 год
Слайд 2 Новые ФГОС определяют принципиально новые задачи начального образования. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
ФГОС ставит целью формирование активной личности, поэтому процесс обучения должен быть направлен на активизацию деятельности учащихся. Основной задачей учителя при организации эффективного учебно-познавательного процесса является включение в изучаемый материал занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что способствует развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей.
Слайд 3 Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. Это привело меня к необходимости заняться поиском приемов обучения, которые позволяют ребенку быть инициативным, настойчивым, самостоятельным.
Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Использование на уроках игровых приемов помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры.
Игровые и занимательные задания способствуют восприятию интереса к предмету.
Слайд 4 На уроках математики провожу устный счет с элементами игры:
- Логические разминки (решение задач)
- На столе 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
- Если сегодня понедельник, то какой день недели будет через 14 дней? (понедельник)
- Сколько минут составляют полтора часа? (90 мин)
- Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку – Семен Петрович. Какое отчество у Васиной мамы? (Семеновна)
- Игра «Да-нет» (Учащиеся говорят «да», если согласны, «нет» , если считают, что ошибка.)
- 40 + 50 = 90 (Да)
- 40 – 20 = 2 (Нет)
- Сумма чисел 4 и 50 равна 45. (Нет)
- «Магические квадраты»
11 | ||
8 | ||
5 | 9 |
- «Веселый счет»
1 | 3 | 5 |
4 | 6 | 2 |
7 | 9 | 8 |
- Покажи все числа по порядку.
-Назови все числа, записанные в красных квадратах, в белых квадратах.
-Назови сумму всех чисел, записанных в красных квадратах.
-Назови сумму всех чисел, записанных в белых квадратах.
- «Домики» (отработка состава числа)
9
8 | |
7 | |
6 | |
5 | |
4 | |
3 | |
2 | |
1 |
- Веселые задачи в стихах
Белка, Ежик и Енот,
Волк, Лиса, Малышка Крот
На пирог пришли к Медведю.
Вы, ребята, не зевайте:
Сколько всех зверей, считайте!
Белочка грибы сушила.
Только посчитать забыла.
Белых было 25,Да еще масляток 5.
7 груздей и 2 лисички,
У кого ответ готов?
Сколько было всех грибков?
Слайд 5 На уроках русского языка для активизации познавательной деятельности использую:
- «Придумай слово» (по изучаемой теме)
- Отгадай загадку (отгадка – словарное слово)
- «Чудесная яблоня» (Сорви яблоко с нужной буквой и вставь слово – изучение темы «Безударная гласная»).
- «Алфавит» (заучивание песенки). На доску прикрепляется плакат с рисунком и звучит стихотворение «Песенка — азбука»:
Тридцать три родных сестрицы,
Писанных красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся!
К нам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е. Ж
Прикатили на еже!
З, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха!
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я -
Вот и все они, друзья!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они — стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
(Б. Заходер)
- Разгадывание ребусов, кроссвордов.
- Картинный диктант (при изучении словарных слов)
Слайд 6 На уроках литературного чтения детям очень нравятся:
- Игры-драматизации, знакомство с данным приемом начинаю с инсценировки сказки.
- «Путешествие по станциям»
Во время путешествия ребята преодолевают препятствия, выполняя различные задания. Стараются быть быстрыми, сообразительными, внимательными.
На уроках окружающего мира я продолжаю работу над активизацией познавательной деятельности учащихся через сведения из дополнительных источников, использую игровые приемы:
- «Кто быстрее назовет ответ?»
- Ценнейшее лекарственное растение, в переводе с китайского языка означает «человек-корень» (Женьшень)
- Этот жук самый крупный в нашей стране. (Дровосек реликтовый)
- Загадки
- Викторины «Знаешь ли ты?»
- Растение, которое имеет прозвище Ванька-мокрый. (Бальзамин)
- Растение, которое похоже на зеленого ежика. (Кактус)
- Кроссворды
Слайд 7 Для активизации познавательной деятельности учащихся использую и другие приемы:
- «Постоянный вопрос» (вопрос звучит на уроке столько раз, сколько видов работы дети выполняют)
Так, урок русского языка по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне», начинаю с орфографической минутки, на которой предлагаю детям списать предложение, поставить ударение и подчеркнуть безударные гласные.
Летом в лесу много цветов.
- Какие звуки вы слышите на месте пропущенных гласных букв?
-Всегда ли безударные гласные пишутся и слышатся одинаково?
- На доске пишу проблемный вопрос:
«Что надо сделать, чтобы правильно написать слово с безударным гласным звуком в корне?», который использую на различных этапах урока в следующих видах деятельности:
- Наблюдение в учебнике
Выполнение упражнений
(дождь – д..жди, глаз – гл..за, грач – гр..чи, снег – сн..га)
- Работа с правилом- через прием «Заполнение пустот»
Чтобы правильно написать слово с безударным гласным звуком в корне, нужно _____________________________: изменить ________________ или подобрать _________________________ так, чтобы безударный гласный стал ударным.
(Чтобы правильно написать слово с безударным гласным звуков в корне, нужно подобрать проверочное слово: изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным)
- Работа по карточкам (заполнение пустот) с дальнейшим выводом
Какая гласная пропущена: А? О?
М..лыш, к..льцо, ст..ловая, гл..зок, ш..гать, б..льшой, к..рмить, к..ра, кр..снеть, м..рской, тр..винка.
- Выборочный диктант
(В ходе такой работы дети учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми б/у гласными, учатся подбирать проверочное слово)
- Запишите только те слова, в которых безударную гласную можно проверить.
Сорока, лепить, слеза, яблоко, врачи, огурец, кора, грибок, помидор, снежок.
- Итог урока
- Какие задания выполняли?
- Каким правилом пользовались, выполняя задания?
- Что надо сделать, чтобы правильно написать слово с безударным гласным звуком в корне?
- «Заполнение пустот» применяю в следующих видах деятельности:
- Работа по карточкам
- Работа с правилом
- Карточки – сигналы (гласные буквы – при изучении темы «Безударные гласные в корне слова»; согласные буквы – при изучении темы «Парные согласные на конце и в середине слова»
- На уроках русского языка использую прием «Орфографическое проговаривание» (ребенок должен воспроизвести произносимые учителем слова не так, как слышит, а так, как должен написать, т.е. орфографически правильно)
- Для включения обучающихся в активную деятельность на уроках открытия новых знаний использую прием «Проблемный вопрос»
Так, на уроке математики, изучив прием сложения по частям вида 26 + 7, предлагаю ребятам найти способ решения примера вида 35 – 7 путем догадки.
- Как вычесть 7 из числа 35?
При изучении порядка действия в примерах со скобками на доске пишу:
2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21.
- Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?
Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные!
- Значит, над каким вопросом подумаем?
Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?
- При актуализации знаний использую следующие приемы:
- «Репортаж» (устное сообщение)
- «Интервью» (Класс делится на «корреспондентов», которые задают вопросы по изученному материалу и «Респондентов», которые отвечают на эти вопросы)
Слайд 8 В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках использую парную или групповую работу, при организации которой использую следующие приемы:
- «Рабочий гул» (обсуждение вопроса)
- «Я – учитель» (проверка или объяснение изученного материала)
Работу в парах начинаю вводить с первого класса. Учу первоклассников проверять друг друга, слушая товарища, дополнять, оценивать его ответ.
Проверять можно и ход решения задания, правильность и красоту письма, чтение, пересказ и т.д.
Слайд 9 Интересным и продуктивным способом активизации познавательной деятельности учащихся является проектная деятельность. Проект – это «продукт», результат труда учащихся, для создания которого дети используют все свои знания, умения, раскрывают потенциальные возможности.
Учащиеся начальной школы, имеющие возрастную категорию 7–8 лет, слишком малы для проектирования в полном смысле этого слова, поэтому я использую в системе уроков окружающего мира только элементы проектной деятельности.
Слайд 10 Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
концепция «Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы»
Именно на школу ложится главный и чрезвычайно сложный труд – подготовить учащихся к самостоятельным шагам в меняющемся обществе. Задача современного образования состоит в том, способствовать поя...
Программа педагогического эксперимента по внедрению проектно – исследовательской деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС.
Программа содержит актуальность, цели и задачи, этапы работы по внедрению проектно-исследовательской деятельности учащихся класса в условиях реализации ФГОС....
Программа педагогического эксперимента по внедрению проектно – исследовательской деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС.
Программа содержит актуальность, цели и задачи, этапы работы по внедрению проектно-исследовательской деятельности учащихся класса в условиях реализации ФГОС....
Особенности организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения.
В новых ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, ...
ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...
Приемы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Приемы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы на разных уроках: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир...