Приемы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
методическая разработка (4 класс)

Гордеева Маргарита Геннадьевна

Выступление на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy_aktivizatsii_deyatelnosti.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете.

Тема: Приемы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы

в условиях реализации ФГОС

            Подготовила:

          Гордеева Маргарита Геннадьевна, учитель начальных классов

2019 год

   Слайд 2   Новые ФГОС определяют принципиально новые задачи начального образования. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

     ФГОС ставит целью формирование активной личности, поэтому процесс обучения должен быть направлен на активизацию деятельности учащихся. Основной задачей учителя при организации эффективного учебно-познавательного процесса является включение в изучаемый материал занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что способствует развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей.
 
Слайд 3  Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. Это привело меня к необходимости заняться поиском приемов обучения, которые позволяют ребенку быть инициативным, настойчивым, самостоятельным.

Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Использование на уроках игровых приемов помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. 

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры. 
Игровые и занимательные задания способствуют восприятию интереса к предмету.

Слайд 4 На уроках математики провожу устный счет с элементами игры:

  1. Логические разминки (решение задач)
  • На столе 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
  • Если сегодня понедельник, то какой день недели будет через 14 дней? (понедельник)
  • Сколько минут составляют полтора часа? (90 мин)
  • Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку – Семен Петрович. Какое отчество у Васиной мамы? (Семеновна)

  1. Игра «Да-нет» (Учащиеся говорят «да», если согласны, «нет» , если считают, что ошибка.)
  • 40 + 50 = 90 (Да)
  • 40 – 20 = 2 (Нет)
  • Сумма чисел 4 и 50 равна 45. (Нет)

  1. «Магические квадраты»

11

8

5

9

  1. «Веселый счет»

1

3

5

4

6

2

7

9

8

- Покажи все числа по порядку.

-Назови все числа, записанные в красных квадратах, в белых квадратах.

-Назови сумму всех чисел, записанных в красных квадратах.

-Назови сумму всех чисел, записанных в белых квадратах.

  1. «Домики» (отработка состава числа)

             9                                

8

7

6

5

4

3

2

1

  1. Веселые задачи в стихах

Белка, Ежик и Енот,

Волк, Лиса, Малышка Крот

На пирог пришли к Медведю.

Вы, ребята, не зевайте:

Сколько всех зверей, считайте!

Белочка грибы сушила.

Только посчитать забыла.

Белых было 25,Да еще масляток 5.

7 груздей и 2 лисички,

У кого ответ готов?

Сколько было всех грибков?

Слайд 5 На уроках русского языка для активизации познавательной деятельности использую:

  1. «Придумай слово» (по изучаемой теме)
  2. Отгадай загадку (отгадка – словарное слово)
  3.  «Чудесная яблоня» (Сорви яблоко с нужной буквой и вставь слово – изучение темы «Безударная гласная»).
  4.  «Алфавит» (заучивание песенки).  На доску прикрепляется плакат с рисунком и звучит стихотворение «Песенка — азбука»:

Тридцать три родных сестрицы,

Писанных красавицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся!

К нам они сейчас спешат,

Славные сестрицы, -

Очень просим всех ребят

С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е. Ж

Прикатили на еже!

З, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, X

Оседлали петуха!

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я -

Вот и все они, друзья!

Познакомьтесь с ними, дети!

Вот они — стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком!

                      (Б. Заходер)

  1. Разгадывание ребусов, кроссвордов.
  2. Картинный диктант (при изучении словарных слов)

Слайд 6 На уроках литературного чтения детям очень нравятся:

  1. Игры-драматизации, знакомство с данным приемом начинаю с инсценировки сказки.
  2. «Путешествие по станциям»

Во время путешествия ребята преодолевают препятствия, выполняя различные задания. Стараются быть быстрыми, сообразительными, внимательными.

На уроках окружающего мира я продолжаю работу над активизацией познавательной деятельности учащихся через сведения из дополнительных источников, использую игровые приемы:

  1. «Кто быстрее назовет ответ?»
  • Ценнейшее лекарственное растение, в переводе с китайского языка означает «человек-корень» (Женьшень)
  • Этот жук самый крупный в нашей стране. (Дровосек реликтовый)
  1. Загадки
  2. Викторины «Знаешь ли ты?»
  • Растение, которое имеет прозвище Ванька-мокрый. (Бальзамин)
  • Растение, которое похоже на зеленого ежика. (Кактус)
  1. Кроссворды

Слайд 7 Для активизации познавательной деятельности учащихся использую и другие приемы:

  1. «Постоянный вопрос» (вопрос звучит на уроке столько раз, сколько видов работы дети выполняют)

Так, урок русского языка по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне», начинаю с орфографической минутки, на которой предлагаю детям списать предложение, поставить ударение и подчеркнуть безударные гласные.

Летом в лесу много цветов.

- Какие звуки вы слышите на месте пропущенных гласных букв?

-Всегда ли безударные гласные пишутся и слышатся одинаково?

  • На доске пишу проблемный вопрос:

«Что надо сделать, чтобы правильно написать слово с безударным гласным звуком в корне?», который использую на различных этапах урока в следующих видах деятельности:

  • Наблюдение в учебнике

Выполнение упражнений

(дождь – д..жди, глаз – гл..за, грач – гр..чи, снег – сн..га)

  • Работа с правилом- через прием «Заполнение пустот»

Чтобы правильно написать слово с безударным гласным звуком в корне, нужно _____________________________: изменить ________________ или подобрать _________________________ так, чтобы безударный гласный стал ударным.

(Чтобы правильно написать слово с безударным гласным звуков в корне, нужно подобрать проверочное слово: изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным)

  • Работа по карточкам (заполнение пустот) с дальнейшим выводом

Какая гласная пропущена:  А? О?

М..лыш, к..льцо, ст..ловая, гл..зок, ш..гать, б..льшой, к..рмить, к..ра, кр..снеть, м..рской, тр..винка.

  • Выборочный диктант

(В ходе такой работы дети учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми б/у гласными, учатся подбирать проверочное слово)

- Запишите только те слова, в которых безударную гласную можно проверить.

Сорока, лепить, слеза, яблоко, врачи, огурец, кора, грибок, помидор, снежок.

  • Итог урока

- Какие задания выполняли?

- Каким правилом пользовались, выполняя задания?

- Что надо сделать, чтобы правильно написать слово с безударным гласным звуком в корне?

  1. «Заполнение пустот» применяю в следующих видах деятельности:
  • Работа по карточкам
  • Работа с правилом
  • Карточки – сигналы (гласные буквы – при изучении темы «Безударные гласные в корне слова»; согласные буквы – при изучении темы «Парные согласные на конце и в середине слова»

  1. На уроках русского языка использую прием «Орфографическое проговаривание» (ребенок должен воспроизвести произносимые учителем слова не так, как слышит, а так, как должен написать, т.е. орфографически правильно)

  1. Для включения обучающихся в активную деятельность на уроках открытия новых знаний использую прием «Проблемный вопрос»

Так, на уроке математики, изучив прием сложения по частям вида 26 + 7, предлагаю ребятам найти способ решения примера вида 35 – 7 путем догадки.

- Как вычесть 7 из числа 35?

        При изучении порядка действия в примерах со скобками на доске пишу:

2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21.

- Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?

Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные!

-  Значит, над каким вопросом подумаем?
Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?

  1. При актуализации знаний использую следующие приемы:
  • «Репортаж» (устное сообщение)
  • «Интервью» (Класс делится на «корреспондентов», которые задают вопросы по изученному материалу и «Респондентов», которые отвечают на эти вопросы)

Слайд 8 В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках использую парную или групповую работу, при организации которой использую следующие приемы:

  •  «Рабочий гул» (обсуждение вопроса)
  • «Я – учитель» (проверка или объяснение изученного материала)

        Работу в парах начинаю вводить с первого класса. Учу первоклассников проверять друг друга, слушая товарища, дополнять, оценивать его ответ.

Проверять можно и ход решения задания, правильность и красоту письма, чтение, пересказ и т.д.

Слайд 9 Интересным и продуктивным способом активизации познавательной деятельности учащихся является проектная деятельность. Проект – это «продукт», результат труда учащихся, для создания которого дети используют все свои знания, умения, раскрывают потенциальные возможности.

Учащиеся начальной школы, имеющие возрастную категорию 7–8 лет, слишком малы для проектирования в полном смысле этого слова, поэтому я использую в системе уроков окружающего мира только элементы проектной деятельности.

Слайд 10 Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

концепция «Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы»

Именно на школу ложится главный и чрезвычайно сложный труд – подготовить учащихся к самостоятельным шагам в меняющемся обществе. Задача современного образования состоит в том, способствовать поя...

Программа педагогического эксперимента по внедрению проектно – исследовательской деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС.

Программа содержит актуальность, цели и задачи, этапы работы по внедрению проектно-исследовательской деятельности учащихся класса в условиях реализации ФГОС....

Программа педагогического эксперимента по внедрению проектно – исследовательской деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС.

Программа содержит актуальность, цели и задачи, этапы работы по внедрению проектно-исследовательской деятельности учащихся класса в условиях реализации ФГОС....

Особенности организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения.

    В новых ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, ...

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...

Приемы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Приемы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы на разных уроках: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир...