Исправление нарушений речи
материал (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №4 VIII вида» х.Базовый Грачевский район
Ставропольский край
ИСПРАВЛЕНИЕ
НАРУШЕНИЙ
РЕЧИ
учитель начальных классов
Колесникова Татьяна Дмитриевна
2014 год
Лексический материал.
- [Тра]: Трава, травы, трап, трамвай,
траншея, тракт, завтрак, тетрадь, острая, астра,
страх, страус, страна, стража.
- [Три]: Тридцать, три, труд, трудно, труба, хитрый, пёстрый, острый, Пётр.
- [Тр]: Театр, фетр, центр, драка, дракон, драп, драчун, выдра, дрова, дранка, вёдра, квадрат, эскадра, дрозд, дрожать, Кондрат, ядро, бодрость, дрогнуть, аэродром, друг, дружно, другой, дружина, вдруг, подруга, кедры, выдры, мудрый, бодрый, щедрый.
- [Ар]: пар, жар, пожар, повар, шар, базар, загар, комар, Макар, сахар, удар, санитар, трактор, карп, парк, март, армия, баржа, бархат, карта, марка, парта, фартук, арба, арбуз, артист, Барбос, барсук, карман, картон, гармонь, мартышка, квартира, маршрут, Варвара, храбрость, прозрачный.
- [Ор]: бор, сор, хор, мор, двор, помидор, забор, мухомор, топор, корка, норка, зоркий, форма, простор, разговор, раствор, мрамор, кругозор, разорвать, проворный, сортировать, фарфор, прорубь, прорыть.
- [Ур]: бур, шнур, урна, бурка, бурный, куртка, шкурка, мурка, чурка, пурга, огурцы, шнурки
- [Ыр]: сыр, дырка, фыркать.
- [Яр]: ярко, ярче, доярка.
- [Ёр]: ёрш, бобёр, актёр, ковёр, боксёр, монтёр, шофёр, шахтёр, костёр, дёргать, чёрный.
- [Юр]: юрта, юркий.
- [Ер]: верх, герб, серп, верба, верно, мерка, ферма, Герман, первый, беркут, персик, веер, ветер, вечер, катер, мастер, зерно, верхом, червяк, чердак, чернила, вернуть, держать, вертеть, терпеть, перчатки.
- [Ир]: мир, пир, тир, кефир, мундир, командир, пассажир, бирка, ширма, мирный, кирка, кирпич.
- [Ра]: рак, радио, радуга, равный, радость, раковина, работа, ракета, равнина, рагу, радист, разбить, разминка, рама, ура, гора, жара, дыра, пора, нора, кора, детвора, буран, гараж, парад, карась, баран, Ира, Вера, Жора, Нюра, Юра, пара, мера, фара, ураган, муравей, барабан, карандаш, пирамида, гитара, брат, браво, враги, врач, град, грач, гранит, грамота, граница, графин, граф, край, кран, краски, красный, крапива, красивый, красавица, правда, направо, цифра, фрак, фраза, франт, храм, разбирать, раскрывать, разрывать, разгружать, разгар, размер, рана.
- [Ро]: Рома, роза, роща, рога, родина, робкий, ровный, рокот, Ростов, перо, урок, герой, горох, пирог, сырой, сурок, мороз, народ, паром, ворона, дорога, воробей, корова, сорока, макароны, порода, пороги, ворота, брови, брошка, бросил, брод, бродит, бронза, гром, грозы, гроза, громко, кровь, крот, крошка, пробка, провод, вопрос, срок, Фрося, рота, ролик, рот, ров.
- [Ру]: руки, ручка, рубка, рука, рукав, ручей, румяный, беру, нору, Маруся, кукуруза, парус, брус, брусника, брусок, врун, вручать, груз, группа, груда, грубый, круг, крупа, кружить, кругом, крутой, крупный, пружина, сруб, срубить, фрукты.
- [Ры]: рысь, рыба, рыжий, рынок, рыть, рыбаки, рывок, рыдать, актёры, пёрышко, брынза, брызги, грызуны, грызут, крыса, крыша, прыгать, рысак, рыбак, рычаг, рысь, рыжик, меры, ветры, шатры, костры.
- [Рь]: сударь, псарь, букварь, дикарь, сухарь, фонарь, янтарь, январь, вратарь, словарь, пекарь, глухарь, календарь, пахарь, токарь, слесарь, лекарь, корь, якорь, зорька, горько, борьба, хорь, пузырь, богатырь, дверь, зверь, теперь, перья, серьги.
- [Ря]: ряд, рябь, рядом, рябина, заря, моря, моряк, отряд, заряд, наряд, терять, зарядка, дырявый, порядок, нарядный, грядка, тряпка, грязный, прялка, пряник, прятать, крякать.
- [Ри]: рис, Рита, Рига, Рим, риск, рисунок, рисовать, ритм, Ирина, Марина, горит, дарит, сорить, Гриша, пристань, привет, природа, привыкать, бритва, ирис, перина, турист, пузыри, сухари, пескари, фонари, снегири, крик, грива, гриб, курица, трибуна.
- [Ре]: речь, репа, рейка, речка, ребус, редкий, резвый, орех, ремень, рельсы, огурец, сирень, варенье, деревня, черешня, крем, время, грелка, гречка, кресло, стрела, крепко, гребень, пресный, черепаха, ястреб, треска, погремушка.
- [Рё]: орёл, берёт, орёт, вперёд, Ерёма, Серёжа, берёза, верёвка, черёмуха, матрёшка, поварёшка.
- [Рю]: горю, дарю, сорю, варю, говорю, верю, рюмка, жарю, бирюза, крюк, брюки, крючок.
рад – ряд | руки – брюки | рыбки – грибки |
рады – ряды | рубка – рюмка | жар – жарь |
Нюра – Варя | сахару – пахарю | удар – ударь |
Жора – Боря | беру – варю | сыр – пузырь |
кора – корявый | берусь – борюсь | двор – дверь |
роза – берёза | горы – гористый | хор – хорь |
рожки – серёжки | куры – курица | парад – наряд |
ворона – верёвка | пожары – пожарить | гора – горячий |
морозы – берёзы | пары – парить | парадный – нарядный |
дыра – дырявый | горушка – горюшко | горка – горько |
коровка – Бурёнка | рысь – рис | зорко – зорька |
народ – вперёд | корыто – Рита | дверной – дверь |
круг – крюк | шары – шарики | фрукты – урок |
порог – ларёк | рычать – кричать | комары – комарики |
- Три сороки тараторки тараторили на горке.
- Арина грибы мариновала, Марина малину перебирала.
- На горе Арарат зреет крупный виноград.
- Проворонила ворона воронёнка.
- Боря Ире дал ириску, Ира Боре барбариску.
- У Аграфены и Арины растут георгины.
- Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.
- Варя варит, Жора- жарит.
- Варвара варенье доваривала, ворчала и приговаривала.
- Носорог бодает рогом, не шутите с носорогом.
- Роет землю серый крот, разоряет огород.
- Сидит на вербе ворона, а рака во рту держит.
- На чужой сторонушке родной воронушке.
- Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
- В декабре, в декабре, все деревья в серебре.
Трудный урок | Тропка не видна в траве. |
Вера и Гера — брат и сестра. | На метро можно быстро доехать до центра. |
Огромный город | Трофим рубит дрова. |
Другая страна | Ведро стоит на траве. |
Рой комаров | Подруги пришли в театр. |
Громадный пароход | Друзья помогают друг другу. |
Мокрая трава | Пётр Петрович. |
Острый топор | Здравствуйте, Вера Петровна. |
Чёрная смородина | Утром трое ребят рвали траву. |
Крутая гор | Приятная прогулка. |
Сорная трава | Разбитая тарелка |
Старое перо | Горный орёл |
Рая кормит рыб | Я рисую рябину |
Рома убирает двор. | Я убираю мусор. |
Юра продаёт огромные арбузы. | Я собираю помидоры и огурцы. |
На картине рысь. | Тропинка обрывается у оврага. |
У Юры сестра Ира. | Рома рисует рыбу. |
У Веры краски. | Трубач трубит в трубу. |
Ребята во дворе играют в прятки. | Расцвели сирень и черёмуха. |
Рита, вытри дверь тряпкой. | Рита берёт пряники. |
- Гроздья рябины на солнце горят,
Рябит от рябины в глазах у ребят.
- Гриша грыз коржик
Орешки грыз Жорик,
А Гарик сухарик.
- Та-ра-ра, та-ра-ра,
Как из нашего двора
Выезжают трактора.
- Посмотрите на Иринку
Ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандаринку –
бросит корочку в корзинку.
- Инструменты: рубанок, топор, отвёртка.
- На огороде растут: горох, петрушка, картошка, морковка, огурцы, помидоры.
- На базаре продают: рыбу, творог, торты, мороженое.
Правильная артикуляция звуков [р] [р'].
твёрдый
ротовой
сонорный
согласный
переднеязычный
дрожащий
В соответствии с этапами формирования звука можно выделить 4 основных вида работы, которые последовательно проводятся один за другим:
- уточнение движений органов артикуляционного аппарата;
- уточнение произнесения изолированного звука или вызывание звука по подражанию;
- воспитание правильного, чёткого произношения звука в словах;
- воспитание правильного, чёткого произношения звука во фразовой речи.
- Правильная артикуляция звука [р].
Для произнесения звука [р] необходима сложная работа всех мышц языка. Язык широкий, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Передний край языка поднят к альвеолам и соприкасается с ними во время вибрации. Вибрация кончика языка происходит под напором воздуха, поступающего из гортани в ротовую полость.
Мягкое нёбо поднято. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Напряжение выдыхаемого тока воздуха сильное.
- Правильная артикуляция звука [р'].
Передний край языка передвигается вперёд и «опускается» ниже и ближе к верхним резцам, вибрации нет. Спинка языка поднимается выше, и вся масса языка напряжена больше. Голосовые связки сомкнуты. Слышится короткий одноударный звук рь.
Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.
- Подготовительные упражнения для правильного удержания языка.
- Сначала познакомить ребёнка с частями его языка, показав их на его ладони: кончик языка, его спинка. Края языка (рёбра ладони) и «животик», под спинкой, у «животика» есть связка – ниточка.
- Перед зеркалом научить ребёнка щёлкать языком (рот раскрыть «до ушей») и присасывать спинку языка к нёбу. Обратить внимание на подъязычную связку – получился «грибок». Щёлкать быстро и медленно, громко и тихо.
- Уметь удерживать язык в состоянии присоса (под счёт) с хорошо видимой натянутой подъязычной связкой.
- Уметь из состояния присоса производить по команде учителя громкий щелчок языком – «шпок».
- Просунув язык между губами, сделать «болтушку».
- Упражнения для языка.
Чьи зубы чище?
Цель: Вырабатывать подъём языка вверх и умение владеть языком.
Описание: Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Методические указания: Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался. Не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
Маляр.
Цель: Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд – назад.
Методические указания: Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.
Кто дальше загонит мяч?
Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдунуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания: Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щёки. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х. Чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
Пощёлкать кончиком языка.
Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадь цокает копытами.)
Методические указания: Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык. Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему упражнение «Приклей конфету», потом вернуть к этому упражнению. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.
Вкусное варенье.
Цель: Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким, боковые края его касаются уголков рта.
Индюк.
Цель: Вырабатывать подъём языка вверх и подвижность его передней части.
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и добавить голос, пока не послышится бл – бл (как пыхтит индюк).
Методические указания: Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Чтобы движения языком были вперёд-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.
Барабанщик.
Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д-д-д. Сначала звук произносится медленно, затем ускоряем темп.
Методические указания: Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара, не был хлюпающим. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
- Упражнения для развития воздушной струи.
Шмель.
Рот открыт. Язык в форме чашечки поднят вверх. Боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посредине языка идёт воздушная струя, подключается голос.
Муха.
Рот открыт. Язык внутри рта в форме чашечки поднят вверх, передний край языка у верхних резцов, боковые края прижаты к коренным зубам. Посредине языка идёт воздушная струя, произносим длительно звук з-з.
Жук.
Рот открыт. Язык внутри в форме чашечки. Боковые края языка прижаты к коренным зубам, передний край языка свободен. Посредине языка идёт воздушная струя. Произносим длительно звук ж-ж-ж.
Фокус.
Рот открыт. Язык в форме чашечки высунут вперёд и приподнят. Плавно дуть на ватку, лежащую на кончике носа.
- Выработка вибрации языка.
В момент произнесения учеником фрикативного р его язык механически приводится в колебание, сначала учителем с помощью специального зонта, а затем, взяв в свои руки указательный палец ребёнка, учитель подкладывает его под язык. Ученик длительно произносит фрикативное р и быстрыми движениями пальца вправо – влево приводит язык в колебание. Получается прерывистый барабанящий звук.
Ученик быстро говорит слоги ды-ды-ды-ды и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под язычком.
В результате регулярных упражнений (не более 35 сек с перерывами) грубая вибрация заменяется нормальной.
Дефекты артикуляции звуков [р] [р'].
- Ротацизм.
Цель: Уточнение произношения имеющегося звука р или вызывание его по подражанию.
Воспитание правильного произношения звука р в словах.
Воспитание правильного произношения звука р во фразовой речи.
Характеристика проявлений недоразвития речи Наумова Михаила.
- Звукопроизношение – дефект артикуляции звуков р, р'.
- Лексический запас – ограничен рамками обиходно – бытовой тематикой.
- Грамматический строй – недостаточно сформирован – отсутствие сложных синтаксических конструкций.
I этап коррекционно-развивающего обучения.
- 15минут – фронтальная часть занятий, направленная на формирование фонематического слуха. Привлечение внимания к звуковой стороне речи.
- 5 минут – подготовка артикуляционного аппарата.
- 20 минут – уточнение и постановка неправильно произносимых звуков. Их автоматизация.
Фронтальная часть занятий складывается из работы по:
- развитию фонематических процессов;
- формированию навыка анализа и синтеза звуко – слогового состава слов;
- закреплению звуко – буквенных связей;
- автоматизации поставленных звуков.
Методика постановки звуков основана на работах сурдолога – фонетиста профессора Фёдора Фёдоровича Рау.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исправление нарушений письменной речи.Применение таблицы « Твердые и мягкие согласные» при изучении данного раздела на логопедических занятиях в коррекционной школе VIII вида .
У умственно отсталых детей в результате органического поражения коры головного мозга происходит нарушение восприятия, памяти, внимания нарушается деятельность различных а...
Упражнения для исправления нарушения осанки.
Комплекс упражнений для исправления нарушения осанки....
Рабочая программа «Исправление нарушений у обучающихся 1-х классов с ФФНР »
Настоящая программа разработана на основе: инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно-ме...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Исправление речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта»
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамма...
Коррекционно-развивающая программа по исправлению нарушений речи у учащихся с нарушением зрения.
Рабочая программа направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной и письменной речи в освоении ими общеобразовательных программ по родному русском...
Игровые технологии на занятиях по исправлению нарушений устной и письменной речи как средство повышения мотивации детей с речевыми нарушениями.
Для повышения мотивации ребенка в логопедии необходимы различные логокоррекционные игры....
Игровые технологии на логопедических занятиях по исправлению нарушений устной и письменной речи.
Игра, игровой элемент на уроке – это возможность такой организации учебного труда детей, которая, не требуя слишком продолжительных усилий, делает процесс обучения привлекательным, а, как извест...