Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мастерская выразительного чтения"
рабочая программа по чтению
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
ЧУЛЫМСКОГО РАЙОНА
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
_____ _______________
подпись Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Мастерская выразительного чтения»
по _____________________________________________________
2 г
Класс ____________________________________________________________
Хоткевич Ольга Петровна
Учитель _______________________________________________________________
первая
Категория______________________________________________________________
2019– 2020 учебный год
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
Личностными результатами изучения курса « Мастерская выразительного чтения» является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Мастерская выразительного чтения» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного,
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении,
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Предметными результатами изучения курса «Мастерская выразительного чтения» является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
- редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления,
- использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.
- отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.
- СОДЕРЖАНИЕ ПО ГОДАМ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС НОО.
На основе:
1) Примерной основной образовательной программы (начальная школа).
2) Федеральный закон «Об образовании РФ»;
3) Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 « Об утверждении Сан ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
4) Примерной программы по выразительному чтению.
5) Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ УСОШ № 1.
6) Рабочая программа к курсу «Мастерская выразительного чтения» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы спецкурса « Мастерская выразительного чтения» В.А. Синицына, с использованием методического пособия Синицына В.А « Мастерская выразительного чтения».
Курс введен в формирующую часть образовательного процесса, в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа данного курса представляет систему занятий на развитие речи и творческих способностей у младших школьников.
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Поэтому возникает потребность и необходимость поиска и разработки таких методических приемов и средств обучения, которые способствовали бы развитию устной и письменной речи, творческого мышления обучающихся.
Важнейшая задача учителя – создание условий для появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.
Цель курса: углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку, развитие активного, самостоятельного творческого мышления, связной речи, эмоционального мира ребенка, разностороннее развитие личности.
Важнейшая задача учителя – создание условий для появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.
Задачи:
• Формирование образа мира средствами развития устной и письменной формы речевого творчества;
• приобщение к ценностям культуры;
• развитие творчества и интереса к познанию;
• формирование здорового и безопасного образа жизни;
• приобщение к семейным ценностям.
Специфические принципы, на которые опирается содержание и структура подпрограммы:
• художественно-эстетический принцип;
• принцип интеграции;
• принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
• принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика.
Своеобразие предлагаемой подпрограммы спецкурса заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции уроков русского языка и литературного чтения. Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников.
Ключевые понятия предметного содержания: ПОЗНАНИЕ, КУЛЬТУРА, ОБЩЕНИЕ, МИРОЛЮБИЕ, ТВОРЧЕСТВО
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса «Мастерская выразительного чтения»
2 класс (34 часа)
Давай познакомимся.
Кто такой « Мастер слова»
Прогнозировать содержание раздела;
Прислушивайся к окружающим звукам и словам
Учись слышать и слушать.
Планировать работу с произведением на уроке.
Учись настраивать голос.
Развивай силу голоса.
Учись понижать и повышать свой голос.
Учись правильно произносить скороговорки.
Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу; участвовать в коллективном проекте; работать в паре и группе;
читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;
Соблюдай культуру речи.
Учись читать внимательно.
Учись читать выразительно.
Учись читать громко и тихо.
Учись правильно ставить знаки в конце предложения.
Учись знаки изображать жестами.
Учись говорить выразительно! Распознавай невыразительную речь.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; читать с выражением, опираясь на ритм произведения; исправлять допущенные ошибки при повторном чтении; находить слова, которые помогают представить героя произведений; контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения; работать в паре и группе; контролировать себя в процессе чтения.
Учись читать с разной интонацией.
Учись определять разную интонацию.
Учись выразительно обращаться.
Учись выразительно читать о природе.
Учись выразительно читать по ролям.
Учись выразительно читать рассказы.
Учись выразительно читать и напевать песенки.
Работать в паре и группе; читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте; оценивать свой ответ; контролировать себя в процессе чтения; воспринимать на слух художественные произведения.
Подведём итоги
Умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного.
3 класс (34 часа)
Как хорошо уметь читать
Как хорошо уметь читать!
Книга- лучший друг.
Школьный театр С. Ильин «Две книжки»
Чтение-лучшее учение.
Читать хорошо – это трудно и легко!
Читать хорошо – это трудно и легко!
Пословицы и поговорки
Чтение- разговор с писателем.
Идея текста, тема
Учись технике выразительного чтения
Что такое техника выразительного чтения?
Главные качества голоса.
Конкурс чтецов.
Обрати внимание на знаки препинания .
Пунктуация.
Инсценировка М. Стоянов «Разговор красок»
Всё о знаках препинания.
Школьный театр С.Маршак «Знаки препинания».
Знаки препинания и паузы-творцы выразительного чтения.
Знаки препинания и паузы-творцы выразительного чтения
Работа с текстом. Сжатие текста
Деление текста на части. Пересказ
Риторика-наука о красноречии
Учись исполнять голосом знаки препинания.
Учись исполнять голосом знаки препинания
Работа с текстом. Анализ текста.
Школьный театр «Спор про вежливость».
Конкурс чтецов
Инсценировка сказки Б. Шергина
Слушай и рассуждай, выразительно читай.
Учись понимать художественный текст
Конкурс чтецов.
Подведём итоги
Обобщение изученного.
4 класс (34 часа)
Здравствуй, книга! Здравствуй, праздник!
Книга и чтение
Текст и слово.
Автор и читатель.
Герой.
Аннотация.
Стихотворение.
Рассказ.
Песенка
Цитата-высказывание.
Учимся технике выразительного чтения!
Звуки речи.
Звукопись.
Логические ударения.
Словесное ударение.
Корень слова.
Интонация.
Воображение.
Учимся анализировать тексты и выразительно их читать!
Анализ.
План.
Тема.
Идея.
Папа, мама, я - выразительно читает вся семья!
Поэтический текст.
Рассказ. Басня.
Глаголы мыслительной деятельности.
Предание.
Семейное чтение.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный материал курса «Мастерская выразительного чтения» изучается в 2, 3, 4 классах
по 1 часу в неделюв течение всего учебного года.
34 часа в год. Всего 102 часа.
Год обучения | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Всего часов |
2 класс 2012– 2013 | 1 | 34 | 34 |
3 класс 2013 – 2014 | 1 | 34 | 34 |
4 класс 2014 – 2015 | 1 | 34 | 34 |
Итого | 102 |
Формой занятий по выразительному чтению обучающихся является специально выделенный урок из программного курса литературного чтения. Преподавание курса« Мастерская выразительного чтения» рассчитано на учащихся начальной школы.
Участники программы: дети 8-10 лет.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2 КЛАСС (34часа)
№ темы | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Давай познакомимся. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. |
2 | Прислушивайся к окружающим звукам и словам | 1 | Планировать работу с произведением на уроке. |
3 | Учись настраивать голос. | 6 | Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу; участвовать в коллективном проекте; работать в паре и группе; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. |
4 | Соблюдай культуру речи. | 14 | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; читать с выражением, опираясь на ритм произведения; исправлять допущенные ошибки при повторном чтении; находить слова, которые помогают представить героя произведений; контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения; работать в паре и группе; контролировать себя в процессе чтения. |
5 | Учись читать с разной интонацией. | 11 | Работать в паре и группе; читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте; оценивать свой ответ; контролировать себя в процессе чтения; воспринимать на слух художественные произведения. |
6 | Подведём итоги | 1 | Умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного. |
Итого: | 34 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3 КЛАСС (34часа)
№ темы | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Как хорошо уметь читать | 4 | -прогнозировать содержание раздела. -планировать работу с произведением на уроке. -читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; работать в паре и группе; |
2 | Читать хорошо – это трудно и легко! | 4 | -исправлять допущенные ошибки при повторном чтении; -читать с выражением, опираясь на ритм произведения; -исправлять допущенные ошибки при повторном чтении; |
3 | Учись технике выразительного чтения | 3 | находить слова, которые помогают представить героя произведений -контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения; |
4 | Обрати внимание на знаки препинания | 4 | -планировать работу с произведением на уроке; - умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; |
5 | Знаки препинания и паузы-творцы выразительного чтения | 6 | -анализируют, проверяют выполнение всех этапов подготовки инсценирования; делают вывод, что задача урока решена. -умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; |
6 | Учись исполнять голосом знаки препинания | 7 | -умение применять правила поведения при сотрудничестве; -планировать работу с произведением на уроке; |
7 | Слушай и рассуждай, выразительно читай | 2 | -контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения; |
8 | Подведём итоги | 1 | -умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного. |
Итого: | 34 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4 КЛАСС (34часа)
№ темы | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Здравствуй, книга! Здравствуй, праздник | 9 | -прогнозировать содержание раздела. -планировать работу с произведением на уроке. -читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; работать в паре и группе; |
2 | Учимся технике выразительного чтения! | 7 | -исправлять допущенные ошибки при повторном чтении; -читать с выражением, опираясь на ритм произведения; -исправлять допущенные ошибки при повторном чтении; |
3 | Учимся анализировать тексты и выразительно их читать! | 6 | находить слова, которые помогают представить героя произведений -контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения; |
4 | Папа, мама, я-выразительно читает вся семья! | 7 | -планировать работу с произведением на уроке; - умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; |
5 | Прочитай выразительно…додумай. Поразмышляй! | 2 | -анализируют, проверяют выполнение всех этапов подготовки инсценирования; делают вывод, что задача урока решена. -умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; |
6 | Прочитай выразительно о философии для детей в сказках и рассказах! | 2 | -умение применять правила поведения при сотрудничестве; -планировать работу с произведением на уроке; |
7 | Подведём итоги | 1 | -контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения; -умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного. |
Итого: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...