Методическая разработка интегрированного урока ОПК и ОКМ "Мы в семье".
методическая разработка (1 класс) на тему
Житие Святой Преподобномученицы Елизаветы Федоровны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока | 59.51 КБ |
Презентация к уроку "Мы в семье". | 985.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мы в семье».
Интегрированный урок для 1 класса
ОПК и окружающий мир
Урок разработала:
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №1416 СП №2
г. Москвы
Плаксина Людмила Викторовна
2014 год
«Мы в семье».
Цель урока: уточнить понимание терминов ближайшего родства ( мать, отец, дедушка, бабушка, дочь, сын, брат, сестра, внук, внучка.); познакомить с житием святой преподобномученицей великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой; развивать речь, память; духовно нравственное воспитание.
Оборудование: проектор, фотографии семьи учащихся, фотография семьи Елизаветы Федоровны, тема урока записана на доске.
Задачи урока:
- Предметные:
- познакомить с житием святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы;
- проанализировать духовный подвиг великой княгини;
- представить учащимся исторические примеры верного служения Богу.
- Метапредметные:
- Познавательные УУД:
- Развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, строить логическую цепь размышлений.
- Учить применять общеучебные умения (операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация, причинно-следственные связи).
- Коммуникативные УУД:
- Формировать умение слушать и слышать собеседника, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.
- Регулятивные УУД:
- Формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
- Личностные
Создать условия для формирования у учащихся уважительного отношения к семье и христианскому долгу (выбор нравственной позиции), возникновения чувства сопереживания и патриотического настроя, любить свою Родину.
Оборудование: проектор, фотографии семьи учащихся, фотография семьи Елизаветы Федоровны, тема урока записана на доске.
Ход урока.
I.Организационный момент.
- Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие. ( Нужно быть внимательным, наблюдательным, активным, уметь поддерживать товарища.)
II. Актуализация знаний.
- Покажите фотографии своей семьи? (фотографии прикрепляются к доске)
- Как проходило детство ваших бабушек и дедушек, в какие игры играли, как учились? ( Рассказы детей.)
IV. Работа по теме урока.
- Беседа.
- Что такое семья? ( Высказывания детей.)
- Семья – это самое дорогое, что может быть у человека, чтобы люди не говорили о богатстве, о карьере и признании окружающих, если человек одинок и не имеет возможности общаться с родными людьми, то любые деньги и любой престиж теряют для него свою ценность. Ведь только в семье можно получить то тепло и ласку, то безоговорочное понимание и принятие, о котором мечтают все: и взрослые и дети.
- Сколько человек в вашей семье? ( Ответы детей.)
-Кого вы посчитали членами своей семьи?
( Дети называют с опорой на собственный опыт термины родства.)
Семья – это радость и счастье.
Семья – это нежность, тепло.
Семья спасет от ненастья,
И улыбнется всем бедам назло.
Семья – это мама красивая,
Семья – это мама родная.
В семье мы всегда счастливые,
Она нас всегда украшает.
Семья – это папа сильный.
Семья – это папа надежный.
В семье после дел непосильных,
Отдохнуть душою можно.
Семья – это дети веселые.
Семья – это дети красивые.
Все должны быть в семье здоровые.
Тогда точно семья счастливая.
- Показ презентации.
- Предлагаю вам заглянуть в семейный альбом одной семьи.
( Дети рассматривают фотографию семьи Елисаветы Федоровны)
- Скажите, пожалуйста, что можно сказать, глядя на эту семью? Посмотрите внимательно на лица детей. (учащиеся высказывают свое мнение).
- Молодцы! Я согласна с вашими высказываниями, конечно - это счастливая семья.
Это фотография семьи Елизаветы Федоровны Романовой – родной сестры страстотерпицы царицы Александры.
Родилась великая княгиня 20 октября (2 ноября) 1864 года в протестантской семье великого герцога Гессен - Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы. Не смотря на то, что семья жила в достатке – детей своих воспитывали в строгости и приучали к труду с малых лет. Считали своим долгом помогать бедным. Участвовали в благотворительности. Традицией семьи было: посещение больниц детьми раз в неделю и дарить больным поделки, сделанные своими руками, при этом каждый ребенок должен был желать больным скорейшего выздоровления, не повторяясь в выражениях.
Принцесса Елизавета (Элла) была очаровательной девушкой, высокой, стройной, очень красивой, никогда неунывающим характером, обладала чувством юмора. Элла была
Очень миролюбива, всегда стремилась сделать другим что-нибудь приятное, мирила своих сестер и брата, не позволяя ссорам заходить слишком далеко. Все сестра и брат любили Эллочку особенно сильно.
Физкультминутка: Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали!
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики погрели.
Бабочки летали, крылышками махали.
Дружно хлопаем: раз, два, три, четыре, пять,
Нам пора букет собрать.
Раз присели, два присели,
В руках ландыши запели.
- А сейчас прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Как вы думаете, подходят эти пословицы к нашему сегодняшнему уроку? (Высказывания детей.)
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Родители трудолюбивы и дети не ленивы.
Кто родителей почитает, тот вовеки не пропадает.
Братская любовь пуще каменных стен.
- Конечно же, большую роль в воспитании детей играет его семья.
Елизавета Федоровна очень часто со своей семьей приезжала в Россию. Здесь она повстречала своего будущего мужа – князя Сергея Александровича, брата императора российского Александра III. В 1884 году княгиня вышла за него замуж. С мужем, они поехали жить в село Ильинское. Сергей Александрович и Елизавета Федоровна очень часто проводили благотворительные ярмарки для своих крестьян. Видя глубокую веру своего супруга, она горячо молилась и просила Господа наставить ее (помните, я вам говорила, что княгиня была протестанткой?). После долгих раздумий великая княгиня избрала Православие. В 1891 году великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы (как сейчас у нас МЭР). Переехав в Москву, Елизавета Федоровна стала посещать больницы, детские приюты, дома престарелых, тюрьмы. Везде она старалась помочь и сделать что-либо для их облегчения. В Русско-японской войне (1904 год) великая княгиня старалась помогать фронту, русским воинам.
В 1905 году происходит страшное событие – погибает великий князь Сергей Александрович. Елизавете Федоровне было очень тяжело пережить эту утрату. Семь часов после гибели мужа, проводит она на коленях, прося у Бога помощи и утешения. На третий день Елизавета Федоровна идет к убийце в тюрьму не испытывая к нему ненависти. Просит, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Бога о прощении, оставив ему Святое Евангелие.
После смерти мужа, Елизавета Федоровна могла бы вернуться на Родину, но полюбив Россию, остается ей верна. Она решает полностью свою жизнь посвятить Господу, через служение людям, создав в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Это Марфо-Мариинская обитель, которая находится на улице Большая Ордынка, куда мы с вами поедем на экскурсию в 4 классе, когда будем более подробно изучать православную культуру.
В Марфо-Мариинской обители были созданы два храма – Марфо-Мариинский и Покровский, а также больница, которая считалась лучшей в Москве. Лучшие врачи здесь лечили больных совершенно бесплатно, а в аптеке отпускались лекарства бедным. Также был создан детский приют и школа.
В Марфо-Мариинской обители великая княгиня Елизавета Федоровна вела подвижническую жизнь; спала на деревянной кровати без матраса, не более трех часов; строго соблюдала все посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы.
Без благословления духовника обители протоиерея Митрофана Серебрякова, без советов старцев Оптиной Введенской пустыни и других монастырей Елизавета Федоровна ничего не предпринимала. За полное послушание она получила от Бога внутреннее утешение и стяжала мир в своей душе.
Времена тогда были смутные, бунтари свергли с престола царя Николая II. Великая княгиня очень переживала эту утрату. Но вслед за царем арестовали и Елизавету Федоровну на третий день Святой Пасхи 1918года.
Вместе с сестрами обители Варварой и Екатериной Елсавету Федоровну привезли в уральский город Алапаевск. Ночью 5 июля 1918 года узников повезли за город, к заброшенным рудникам. С руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи – враги России стали бросать их в шахту. Первой столкнули великую княгиню Елизавету Федоровну, а затем толкали князей которых тоже арестовали бунтовщики. Даже когда Елизавете Федоровне причиняли боль, она продолжала горячо молиться: «Господи! Прости им, ибо не ведают, что делают!». Упав на выступ шахты вместе с израненным князем Иоанном Константиновичем. Елизавета Федоровна оторвала часть ткани со своего апостольника и сделала перевязку великому князю, хотя сама изнемогала от боли.
Через несколько дней армия адмирала А.В. Колчака заняла Алапаевск. Подняв тела убиенных из шахты все увидели, у Елизаветы Федоровны, Варвары и князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения. Гробы с мощами преподобномучениц в 1920 году были доставлены в Иерусалим и положены в русском храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.
Память преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары совершается 5(18) июля и в день Собора новомученников и исповедников Российских.
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
- Нарисуйте свою семью и подготовьтесь рассказать о ваших семейных традициях.
Литература:
- Святые преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара. Жития. Канон. Сост.: Д. Болотина. – Москва. Лепта Книга 2014г.
- Святая мученица российская великая княгиня Елизавета Федоровна. Москва. Столица. 1994г.
- Поурочные разработки А.А. Плешаков, Окружающий мир. Москва. 2012г.
- Интернет ресурсы: yandex картинки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое семья?
Семья – это радость и счастье. Семья – это нежность, тепло. Семья спасет от ненастья, И улыбнется всем бедам назло. Семья – это мама красивая, Семья – это мама родная. В семье мы всегда счастливые, Она нас всегда украшает. Семья – это папа сильный. Семья – это папа надежный. В семье после дел непосильных, Отдохнуть душою можно. Семья – это дети веселые. Семья – это дети красивые. Все должны быть в семье здоровые. Тогда точно семья счастливая.
Объясните смысл пословиц Вся семья вместе, так и душа на месте. Родители трудолюбивы и дети не ленивы. Кто родителей почитает, тот вовеки не пропадает. Братская любовь пуще каменных стен.
Великая княгиня Елизавета Федоровна и князь Сергей Александрович
Преподобномученица великая княгиня Елисавета с раненными солдатами.
Марфо – Мариинская обитель
Алапаевск. Казнь.
Святая преподобномученице Елисавето , моли Бога о нас.
Используемая литература: Святые преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара. Жития. Канон. Сост.: Д. Болотина. – Москва. Лепта Книга 2014г. Святая мученица российская великая княгиня Елизавета Федоровна. Москва. Столица. 1994г. Поурочные разработки А.А. Плешаков, Окружающий мир. Москва. 2012г. Интернет ресурсы: yandex картинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка интегрированного урока "Мы волшебники" 3 класс
Данную разработку можно использовать как открытый урок для родителей. Совмещены фрагменты уроков математики, русскогоязыка, литературного чтения, окр. мира, информатики....
Методическая разработка интегрированного урока технологии и информатики и ИКТ
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации в рамках реализации ФГОС, является создание проблемных ситуаций в учебном процессе. Представляю вашему вниманию разработку и...
Методическая разработка интегрированного урока по предметам математика и окружающий мир во 2 классе
Описание методической разработки.Название – методическая разработка интегрированного урока по предметам математика и окружающий мир во 2 классе. По типу – урок закрепление изученного материала.М...
План-конспект методической разработки интегрированного урока с пояснениями по использованию материала в практической деятельности учителя
КОНСПЕКТ УРОКА В 1 КЛАССЕ...
Методическая разработка интегрированного урока "Графики и письма"
Методическая разработка интегрированного урока "Графики и письма" представляет интерес для учителей коррекционных школ, особенно для учителей классов "Особый ребенок". В Программе обучения детей посещ...
Методическая разработка интегрированного урока математики и окружающего мира во 2 классе с презентацией. Урок-экскурсия в волшебный зоопарк
Экскурсия в волшебный зоопаркПрезентация прилагается...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ УРОК ПО ТЕМЕ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В СКАЗОЧНУЮ СТРАНУ ФИЗЛАНДИЯ».
Аннотация Именно игра позволяет сделать учебный процесс в первом классе необычным, сказочным и заманчивым. В данной разработке урока игра рассматривается кА основное средство формирования двигате...