Интегрированный урок - путешествие "Впереди лето"
план-конспект урока (1 класс) на тему
Интегрированный урок - путешествие для первого класса. Проводится в конце учебного года. Музыка+естествознание+чтение+труд
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok._vperedi_leto.docx | 33.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок-путешествие /музыка – естествознание – труд - чтение/
«Впереди лето»
Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания детей о лете.
2. Воспитывать бережное отношение к природе.
3. Познакомить с музыкальным произведением П.И.Чайковского «Баркарола».
4. Продолжить знакомство с техникой оригами.
Оборудование:
Костюм Лесовичка, зайца, лисенка.
Ширма, ёлочки, цветы.
Карточки: лукошко, земляника, бабочка, летние пейзажи
Цветная бумага.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке я вновь предлагаю сходить в гости к Лесовичку. Впереди лето, а это значит, мы должны поближе с ним познакомиться, чтобы не прокараулить его приход. Моё предложение принимается? Тогда давайте поприветствуем лес, чтобы он раскрыл свои резные ворота и пропустил нас к Лесовика. Готовы?
Хором: Здравствуй , лес, дремучий лес полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи: Ты же видишь, мы свои.
Лесовичок: Здравствуйте, ребятки: внученьки и внучатки, девочки и мальчики – белочки и зайчики…Ап-чхи! Вы меня узнали? А встречи со мной ждали?
Уч. Ой, дедушка? А почему у тебя борода изменилась? Почему зелёной стала?
Лес. А тоже не без причины. Молодо – зелено оберегаю, птенцам да зверькам подрастать помогаю.
Листва шумит, зацветают пруды – как тут быть без моей бороды? Да что же мы всё обо мне, да обо мне.
Вы-то, наверно, опять за моими сказками пришли?..
Тогда приглашаю вас к лесному озеру.
/ звучит «Баркарола» П.И.Чайковского на фоне музыки читаем сказку «Ландыш» В. Зотов «Лесная мозаика»/
Ландыши
Бегут по лесу Лисёнок и волчонок. Торопятся. Навстречу им Зайчонок.
—Куда это вы торопитесь? — спросил Зайка у пробегающих мимо него зверей.
—На поляну, где растут заячьи уши! — ответил Лисенок.
—Как?! — удивился малыш. — Разве могут в лесу расти мои уши?!
—Лес — это сказка, а в ней можно встретить что угодно, — перепрыгивая с ветки на ветку, ответил Бельчонок.
—А можно я побегу с вами? Я тоже хочу посмотреть, как из земли растут мои уши.
—Тогда догоняй нас! — крикнул Волчонок.
И Зайка вприпрыжку побежал за малышами.
—Стойте! — остановил Лисенок своих друзей. — Вот и заячьи уши.
—Ха-ха-ха! — засмеялся Зайка. — Разве это уши? Это же самый настоящий ландыш.
—Но его еще называют заячьими ушами, — пояснил Бельчонок. — Посмотри, у каждого растения по два длинных заостренных листа, ну точь-в-точь как твои уши.
Вокруг благоухал майский ландыш. На тоненьком стебелечке висели чудесные белоснежные цветки. Они были похожи на крошечные игрушечные фонарики.
—Как красиво! — Лисенок не мог оторвать глаз от цветков.
—А как они чудесно пахнут! — Бельчонок лапками взял цветок и понюхал.
—И какие они забавные эти зеленые уши, — добавил Зайка.
Прошло время, и в конце лета зверята снова прибежали на ту же поляну, где росли белоснежные цветы. Но вместо цветков на стебельках висели оранжевые ягоды. Зайчонок сорвал несколько ягод.
—Зачем ты их трогаешь? — поинтересовался Лисенок.
—Хочу съесть!
—Ты что, выбрось! Ягоды ландыша ядовитые! — испугался за друга малыш. — Ими можно отравиться.
—Пусть лучше они опадут, — Бельчонок прыгнул на дерево. — Из них вырастут новые ландыши. А мы каждую весну будем сюда прибегать, и любоваться красивыми цветками.”
Лес. Понравилась вам сказка?
С каким растением нас познакомили зверята?
Уч. – Какое название, связанное с именем животного, получил ландыш? Почему?
- На что похожи цветы ландыша? Какого цвета ягоды?
- Что узнали о ягодах?
Лес. А обратили ли вы внимание на то, как спокойный плеск волн нашего озера помог мне и зверятам рассказать сказку про «заячьи уши»?
Уч. Подарил нам это прекрасное музыкальное произведение П.И.Чайковский и называется оно «Баркарола», что означает песня на воде, поэтому мы слышим в музыке покачивание, как на волнах.
Давайте послушаем ещё раз фрагмент этого произведения.
- Дедушка Лесовой, а не хочешь ли ты рассказать нам, как лето приходит, ведь мы с большим нетерпением ждём его.
Лес. И это расскажу, не торопите только. Как приходит лето?
Всё зима… а, где же лето? Звери, птицы! Жду ответа!
Ласточка: - лето,-
Лес. Ласточка считает,-
Ласточка: Очень скоро прилетает.
Лету нужно торопиться, и оно летит, как птица!
Крот: - Прилетает? –
Лес. Фыркнул крот.-
Крот: Под землёй оно ползёт!
Говорите, скоро лето? Не надеюсь я на это!
Лес. Проворчал Топтыгин:
Медведь: - Лето, спит в своей берлоге где-то.
Лес. Конь заржал:
Конь: - А где карета? Я сейчас доставлю лето!
Заяц: - Лето,-
Лес. Зайцы мне сказали,-
Заяц: Сядет в поезд на вокзале, потому что может лето ездить зайцем без билета!
/ Б. Заходер./
Уч. – Вы, ребята, поняли, как лето приходит? А сами объяснить можете, как, когда наступает лето? Как его почувствовать? Как встретить вовремя.
/ дети пытаются назвать летние признаки. Лесовичок выставляет летние пейзажи. Игра «Найди ошибку»/
Лес. Молодцы, ребята, исправили мои ошибки!
Уч. Вот и лето подоспело –
Земляника покраснела
Повернётся к солнцу боком –
Вся нальётся алым соком.
Лес. В поле красная гвоздика,
Красный клевер…погляди-ка:
И лесной шиповник летом
Весь осыпан красным цветом…
Уч. Видно, люди не напрасно
Называют лето красным!
/ М. Ивенсен./
Лес. А теперь настало время заглянуть в берёзовую рощу.
Уч. А чтобы веселей была дорога, давайте Лесовичку подарим хорошую песенку про лето.
«Песенка о лете» музыка Крылатова, слова Ю.Энтина
- Мы в дороге с песенкой о лете, самой лучшей песенкой на свете,
Мы в лесу ежа, быть может, встретим, хорошо, что дождь прошёл.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля…
- Мы покрыты бронзовым загаром, ягоды в лесу горят пожаром.
Любим лето жаркое недаром. Лето – это хорошо!
- Вот оно какое, наше лето! Лето яркой зеленью одето,
Лето жарким солнышком согрето, дышит лето ветерком.
- На зелёной солнечной опушке прыгают зелёные лягушки,
И танцуют бабочки подружки, расцветает всё кругом!
Уч. Вот мы и добрались до места, и нам осталось только узнать, что же произошло «В берёзовом лесу»
/Чтение сказки «В берёзовом лесу» М. Карим./
В БЕРЁЗОВОМ ЛЕСУ
Рассказ
Недалеко от нашей деревни – большой берёзовый лес. Бывать в этом лесу очень приятно. Там поют птицы, летают бабочки, пестреют цветы, растут грибы, зреют ягоды. В один из летних дней, когда солнце поднялось высоко, Альфия взяла корзинку и пошла в лес. На голове у неё белая шапочка, и поэтому не видно красной ленты в волосах. Может быть, она и не завязывала её?
Вам, наверное, хочется заглянуть в её корзинку и узнать, что же там есть. Пока что ничего нет. В лес все идут с пустыми корзинками. В корзинку лучше заглянуть, когда девочка пойдет из леса домой. Вот тогда и можно будет там кое-что увидеть.
По дороге Альфия заметила красивую бабочку с красными крылышками. Бабочка порхала, не спеша перелетала с цветка на цветок. Казалось, стоит протянуть руку — и поймаешь. Альфия совсем близко подошла к бабочке, но та вспорхнула, и пришлось опять бежать за ней.
Бабочка села на синий колокольчик и, вдруг, заговорила тоненьким голоском:
— Девочка, ты меня не трогай. Я родилась только сегодня утром. Мне хочется порезвиться, поиграть вдоволь. Понравится ли тебе, если начнут гоняться за тобой, когда ты играешь?
Сказала бабочка такие слова и полетела дальше. А удивленная Альфия задумалась и не стала догонять её. Ну что же, разве в лесу кроме бабочки нет ничего интересного? Вокруг столько красивых цветов. Можно сорвать любой, какой только хочешь: красный, белый, голубой. Альфия решила набрать целый букет и протянула руку к красному цветочку, который только что распустился. Она уже схватилась за стебелёк и готова была сорвать цветок, как вдруг он заплакал:
— Ой-ойо-йо! Как мне ножку больно! Что же ты так хватаешь? Отпусти!
Альфия отдёрнула руку, сама близко-близко наклонилась к цветку и на лепестках увидела капли. То были слёзы. Цветок не переставал плакать:
— Я ведь еще совсем маленький, только что распустился. А ты дерёшься. А хорошо тебе будет, если так больно дёрнуть?
Оставила Альфия цветок и скорее пошла дальше. Шла она, шла и под развесистым деревом увидела большой гриб. Девочка решила взять гриб и уже притронулась к нему, как вдруг услышала тихий скрипучий голос:
— Кто это трогает меня? Кто беспокоит? Шляпку мою, говорю, шляпку попортишь... А хорошо тебе будет, если начнут мять твою шляпу?
Альфия быстро отдёрнула руку. А гриб кряхтел и вздыхал:
— Я уже состарился, еле стою, а ты помяла мою шляпку.
Он, видно, рассердился и так начал раскачиваться, что и вовсе свалился.
Альфия очень удивилась всему, что она услышала от бабочки, цветка и старого гриба. Она решила уйти домой и вышла на полянку. Смотрит, а там столько спелых ягод земляники мелькает в траве, что у неё глаза разбежались.
Тут самая большая земляника повернулась своим красным бочком к ней и заговорила:
— Что ж ты, девочка, стоишь? Почему не собираешь нас?
Альфия молчала. А земляника ласковым голосом продолжала говорить приятные слова:
— Мы уже совсем созрели и скоро начнём осыпаться. Ты собери в свою корзинку побольше ягод. А мама твоя сварит из них варенье, сделает пастилу. Когда наступит холодная зима, соберётесь вы всей семьёй за столом и будете пить чай с вареньем. Может быть, тогда по-хорошему вспомните лето, нашу лесную поляну, цветы, которые росли рядом с нами, и бабочек красивых вспомните. Собирай ягоды! Мы ведь дети солнца и земли! В нас сила земли, тепло солнца...
Вначале Альфия рвала ягоды очень робко. Потом осмелела. Казалось, ягоды сами прыгали в её корзинку. Не успела она оглянуться, как корзинка наполнилась до краёв.
Побежала она домой и рассказала маме обо всём, что с ней приключилось, и что говорила ей земляника, Маме очень понравились советы землянички, она все сделала, как сказала мудрая ягодка: сварила варенье, приготовила сладкую пастилу.
И вот зимой, в один очень холодный морозный вечер, когда вся семья собралась за столом и пила чай с душистым земляничным вареньем, папа Альфии сказал:
— Как хорошо! Во всем доме запахло летом.
И Альфия вспомнила ласковое лето и бабочку, и цветы, и грибы, и земляничку.
Хорошо летом в лесу!
Уч. Кого первым в лесу встретила девочка?
Лес. Почему она не догнала бабочку?
Уч. А каких вы бабочек знаете?
« Слово лесной службе знакомств»
/Дети читают по карточкам/
1.Знаете ли вы, какая разница между бабочками и мотыльками?
Большинство бабочек летают днём, а мотыльки – ночью. Бабочки обычно имеют более яркую окраску, чем мотыльки.
2. Бабочки и мотыльки могут быть окрашены во все цвета радуги. Их крылышки покрыты тысячами крошечных чешуек различного цвета, которые образуют одни из самых прекрасных рисунков в природе.
3. Многие бабочки и мотыльки сливаются с окружающей растительностью. Бабочка – нимфалида почти невидима, потому что она прозрачна. Бражник сливается с корой деревьев. Когда бабочка – листовидка складывает крылышки, она становится похожа на увядший листочек.
4. Бабочки и мотыльки могут быть самых разных размеров. Мотыльки бывают с рисовое зёрнышко, а бабочки и мотыльки – это бабочка – парусник, махаон и павлиноглазка атлас. Размах их крылышек может достигать от 20 до 30 сантиметров.
5.Подобно пчёлам, бабочки и мотыльки питаются нектаром. Они запускают свои длинные хоботки глубоко в середину цветка и высасывают нектар так же, как вы пьёте через трубочку.
/Выставляется карточка: Бабочка – берегите/
Уч. Вернёмся к нашей сказке.
- Кого ещё встретила девочка?
- Почему она не сорвала цветок?
Лес. А какие вы лесные цветы знаете?
Посмотрите, какие они все красивые и многие из них лекарственные.
/Выставляется карточка: Цветок – родную/
Уч. Почему земляника попросила сама, чтобы девочка собрала ягоды?
/Выставляется карточка: Земляника – природу/
Землянички не только дали мудрый совет девочке, но и нас хотят порадовать своей песенкой.
Песня «Румяные сестрички» музыка Ю. Слонова, слова Н.Найдёновой
1.Мы румяные сестрички, мы сестрички – невелички.
На полянку ты придёшь, нас поищешь и найдёшь.
2. Если солнце жарко греет, нас, сестричек, много зреет.
Мы душисты и красны, очень, очень мы вкусны.
3. Рядом с беленьким цветочком и зелёненьким листочком
Ты, наверно, видел нас и в корзинку клал не раз.
4.Мы румяные сестрички, мы сестрички – невелички.
На полянку ты придёшь, нас поищешь и найдёшь. Кто мы?
Мы сестрички – землянички.
Лес. Посмотрите, о чём просят нас герои сказки!
/Читаем хором: Берегите родную природу!/
Уч. Мы часть природы, а потому должны любить и беречь её. К тому же, сколько радости дарит нам она!
Лес. Вот и лето спешит приготовить нам подарки. Хотите узнать какие? Тогда отгадывайте загадки.
- Домовитая хозяйка полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком – он поделится медком (пчела)
- Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все!.. (солнце)
- Что за чудо – красота! Расписные ворота
Показались на пути! В них ни въехать, ни войти! (радуга)
- Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём, ищем, ищем – не найдём (роса)
- Белая корзинка, золотое донце.
В ней лежит росинка и сверкает солнце (ромашка)
- Спал цветок и вдруг проснулся – больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел (бабочка)
- Я капелька лета на тоненькой ножке. Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться. А имя дала мне родная землица (земляника)
п | ч | е | л | а | ||||||||
с | о | л | н | ц | е | |||||||
р | а | д | у | г | а | |||||||
р | о | с | а | |||||||||
р | о | м | а | ш | к | а | ||||||
б | а | б | о | ч | к | а | ||||||
з | е | м | л | я | н | и | к | а |
Лес. С загадками вы справились, но это далеко не всё, что готовит лето вам в подарок.
Уч. Как ни жаль, но нам пора прощаться с Лесовичком и летом, на время ему ещё хозяйничать на земле. Да и в школу возвращаться пора из нашего путешествия в лес.
До свиданья, Лесовичок!
До свиданья, лес!
До свиданья, лето!
Понравилось путешествие? А что мы успели заметить, узнать, услышать за время прогулки?
На память о нашей прогулке давайте сделаем бабочку, которая помогла маленькой девочке задуматься о том, как нужно вести себя в природе.
/Делаем бабочку, или композицию «Бабочка на цветке» в технике оригами/
Урок-путешествие подошёл к концу и нам остаётся только ждать лето в гости, читать интересные книги, чтобы побольше узнать о нём.
Урок окончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».
Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...
Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».
Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...
Фрагмент интегрированного урока «окружающего мира» с уроком «обучения грамоте» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Природы милое творенье… Царица цветов. Чтение слов с буквой Ц».
Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...
Интегрированный урок математики и краеведения к 75 - летию ХМАО по теме "Табличное умножение" по технологии модульного обучения
интегрированный урок математики и краеведения к 75 - летию ХМАО по теме "Табличное умножение" по технологии модульного обучения...
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ
В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...
Разработка интегрированного урока "Впереди лето"( окружающий мир и технология) 2 класс
Данная разработка представлена в виде сценария интегрированного урока окружающего мира и технологии по теме "Впереди лето!" для 2 класса. Подробно описана форма проведения : групповая. Актив...
Мастер – класс по теме "Интегрированный урок как средство формирования у школьников целостного представления о мире. «Невидимые нити» на примере интегрированного урока «Математика – Литературное чтение – Окружающий мир»"
Использование интегрированного подхода в режиме демонстрируемой методической технологии....