Интегрированный урок - путешествие "Впереди лето"
план-конспект урока (1 класс) на тему

Интегрированный урок - путешествие для первого класса. Проводится в конце учебного года. Музыка+естествознание+чтение+труд

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok._vperedi_leto.docx33.6 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок-путешествие /музыка – естествознание – труд - чтение/

«Впереди лето»

Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания детей о лете.

2. Воспитывать бережное отношение к природе.

3. Познакомить с музыкальным произведением П.И.Чайковского «Баркарола».

4. Продолжить знакомство с техникой оригами.

Оборудование:

Костюм Лесовичка, зайца, лисенка.

Ширма, ёлочки, цветы.

Карточки: лукошко, земляника, бабочка, летние пейзажи

Цветная бумага.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке я вновь предлагаю сходить в гости к Лесовичку. Впереди лето, а это значит, мы должны поближе  с ним познакомиться, чтобы не прокараулить его приход. Моё предложение принимается? Тогда давайте поприветствуем лес, чтобы он раскрыл свои резные ворота и пропустил нас к Лесовика. Готовы?

Хором: Здравствуй , лес, дремучий лес полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою,

Что нам шепчешь на заре весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи: Ты же видишь, мы свои.

Лесовичок:  Здравствуйте, ребятки: внученьки и внучатки, девочки и мальчики – белочки и зайчики…Ап-чхи! Вы меня узнали? А встречи со мной ждали?

Уч. Ой, дедушка? А почему у тебя борода изменилась? Почему зелёной стала?

Лес. А тоже не без причины. Молодо – зелено оберегаю, птенцам да зверькам подрастать помогаю.

Листва шумит, зацветают пруды – как тут быть без моей бороды? Да что же мы всё обо мне, да обо мне.

Вы-то, наверно, опять за моими сказками пришли?..

Тогда приглашаю вас к лесному озеру.

/ звучит «Баркарола» П.И.Чайковского на фоне музыки читаем сказку «Ландыш» В. Зотов «Лесная мозаика»/

Ландыши

Бегут по лесу Лисёнок и волчонок. Торопятся. Навстречу им Зайчонок.

—Куда это вы торопитесь? — спросил Зайка у пробегающих мимо него зверей.

—На поляну, где растут заячьи уши! — ответил Лисенок.

—Как?! — удивился малыш. — Разве могут в лесу расти мои уши?!

—Лес — это сказка, а в ней можно встретить что угодно, — перепрыгивая с ветки на ветку, ответил Бельчонок.

—А можно я побегу с вами? Я тоже хочу посмотреть, как из земли растут мои уши.

—Тогда догоняй нас! — крикнул Волчонок.

И Зайка вприпрыжку побежал за малышами.

—Стойте! — остановил Лисенок своих друзей. — Вот и заячьи уши.

—Ха-ха-ха! — засмеялся Зайка. — Разве это уши? Это же самый настоящий ландыш.

—Но его еще называют заячьими ушами, — пояснил Бельчонок. — Посмотри, у каждого растения по два длинных заостренных листа, ну точь-в-точь как твои уши.

Вокруг благоухал майский ландыш. На тоненьком стебелечке висели чудесные белоснежные цветки. Они были похожи на крошечные игрушечные фонарики.

—Как красиво! — Лисенок не мог оторвать глаз от цветков.

—А как они чудесно пахнут! — Бельчонок лапками взял цветок и понюхал.

—И какие они забавные эти зеленые уши, — добавил Зайка.

Прошло время, и в конце лета зверята снова прибежали на ту же поляну, где росли белоснежные цветы. Но вместо цветков на стебельках висели оранжевые ягоды. Зайчонок сорвал несколько ягод.

—Зачем ты их трогаешь? — поинтересовался Лисенок.

—Хочу съесть!

—Ты что, выбрось! Ягоды ландыша ядовитые! — испугался за друга малыш. — Ими можно отравиться.

—Пусть лучше они опадут, — Бельчонок прыгнул на дерево. — Из них вырастут новые ландыши. А мы каждую весну будем сюда прибегать, и любоваться красивыми цветками.”

Лес. Понравилась вам сказка?

С каким растением нас познакомили зверята?

Уч. – Какое название, связанное с именем животного, получил ландыш? Почему?

-  На что похожи цветы ландыша? Какого цвета ягоды?

-  Что узнали о ягодах?

Лес.  А обратили ли вы внимание на то, как спокойный плеск волн нашего озера помог мне и зверятам рассказать  сказку про «заячьи уши»?

Уч. Подарил нам это прекрасное музыкальное произведение П.И.Чайковский и называется оно «Баркарола», что означает песня на воде, поэтому мы слышим в музыке покачивание, как на волнах.

Давайте послушаем ещё раз фрагмент этого произведения.

- Дедушка Лесовой, а не хочешь ли ты рассказать нам, как лето приходит, ведь мы с большим нетерпением ждём его.

Лес. И это расскажу, не торопите только. Как приходит лето?

Всё зима… а, где же лето? Звери, птицы! Жду ответа!

Ласточка: - лето,-

Лес. Ласточка считает,-

Ласточка: Очень скоро прилетает.

Лету нужно торопиться, и оно летит, как птица!

Крот:  - Прилетает? –

Лес.  Фыркнул крот.-

Крот:  Под землёй оно ползёт!

Говорите, скоро лето? Не надеюсь я на это!

Лес. Проворчал Топтыгин:

Медведь:  - Лето, спит в своей берлоге где-то.

Лес.  Конь заржал:

Конь: - А где  карета? Я сейчас доставлю лето!

Заяц: - Лето,-

Лес.  Зайцы мне сказали,-

Заяц:  Сядет в поезд на вокзале, потому что может лето ездить зайцем без билета!

/ Б. Заходер./

Уч.  – Вы, ребята, поняли, как лето приходит? А сами объяснить можете, как, когда наступает лето? Как его почувствовать?  Как встретить вовремя.

/ дети пытаются назвать летние признаки. Лесовичок выставляет летние пейзажи. Игра «Найди ошибку»/

Лес.  Молодцы, ребята, исправили мои ошибки!

Уч.  Вот и лето подоспело –

Земляника покраснела

Повернётся к солнцу боком –

Вся нальётся алым соком.

Лес. В поле красная гвоздика,

Красный клевер…погляди-ка:

И лесной шиповник летом

Весь осыпан красным цветом…

Уч.  Видно, люди не напрасно

Называют лето красным!

/ М. Ивенсен./

Лес.  А теперь настало время заглянуть в берёзовую рощу.

Уч.  А чтобы веселей была дорога, давайте Лесовичку подарим хорошую песенку про лето.

«Песенка о лете»  музыка Крылатова, слова Ю.Энтина

  1. Мы в дороге с песенкой о лете, самой лучшей песенкой на свете,

Мы в лесу ежа, быть  может, встретим, хорошо, что дождь прошёл.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля…

  1. Мы покрыты бронзовым загаром, ягоды в лесу горят пожаром.

Любим лето жаркое недаром. Лето – это хорошо!

  1. Вот оно какое, наше лето! Лето яркой зеленью одето,

Лето жарким солнышком согрето, дышит лето ветерком.

  1. На зелёной солнечной опушке прыгают зелёные лягушки,

И танцуют бабочки подружки, расцветает всё кругом!

Уч. Вот мы и добрались до  места, и нам осталось только узнать, что же произошло  «В берёзовом лесу»

/Чтение сказки «В берёзовом лесу» М. Карим./

В БЕРЁЗОВОМ ЛЕСУ

Рассказ

Недалеко от нашей деревни – большой берёзовый лес. Бывать в этом лесу очень приятно. Там поют птицы, летают бабочки, пестреют цветы, растут грибы, зреют ягоды. В один из летних дней, когда солнце поднялось высоко, Альфия взяла корзинку и пошла в лес. На голове у неё белая шапочка, и поэтому не видно красной ленты в волосах. Может быть, она и не завязывала её?

Вам, наверное, хочется заглянуть в её корзинку и узнать, что же там есть. Пока что ничего нет. В лес все идут с пустыми корзинками. В корзинку лучше заглянуть, когда девочка пойдет из леса домой. Вот тогда и можно будет там кое-что увидеть.

По дороге Альфия заметила красивую бабочку с красными крылышками. Бабочка порхала, не спеша перелетала с цветка на цветок. Казалось, стоит протянуть руку — и поймаешь. Альфия совсем близко подошла к бабочке, но та вспорхнула, и пришлось опять бежать за ней.

Бабочка села на синий колокольчик и, вдруг, заговорила тоненьким голоском:

 Девочка, ты меня не трогай. Я родилась только сегодня утром. Мне хочется порезвиться, поиграть вдоволь. Понравится ли тебе, если начнут гоняться за тобой, когда ты играешь?

Сказала бабочка такие слова и полетела дальше. А удивленная Альфия задумалась и не стала догонять её. Ну что же, разве в лесу кроме бабочки нет ничего интересного? Вокруг столько красивых цветов. Можно сорвать любой, какой только хочешь: красный, белый, голубой. Альфия решила набрать целый букет и протянула руку к красному цветочку, который только что распустился. Она уже схватилась за стебелёк и готова была сорвать цветок, как вдруг он заплакал:

— Ой-ойо-йо! Как мне ножку больно! Что же ты так хватаешь? Отпусти!

Альфия отдёрнула руку, сама близко-близко наклонилась к цветку и на лепестках увидела капли. То были слёзы. Цветок не переставал плакать:

— Я ведь еще совсем маленький, только что распустился. А ты дерёшься. А хорошо тебе будет, если так больно дёрнуть?

Оставила Альфия цветок и скорее пошла дальше. Шла она, шла и под развесистым деревом увидела большой гриб. Девочка решила взять гриб и уже притронулась к нему, как вдруг услышала тихий скрипучий голос:

— Кто это трогает меня? Кто беспокоит? Шляпку мою, говорю, шляпку попортишь... А хорошо тебе будет, если начнут мять твою шляпу?

Альфия быстро отдёрнула руку. А гриб кряхтел и вздыхал:

— Я уже состарился, еле стою, а ты помяла мою шляпку.

Он, видно, рассердился и так начал раскачиваться, что и вовсе свалился.

Альфия очень удивилась всему, что она услышала от бабочки, цветка и старого гриба. Она решила уйти домой и вышла на полянку. Смотрит, а там столько спелых ягод земляники мелькает в траве, что у неё глаза разбежались.

Тут самая большая земляника повернулась своим красным бочком к ней и заговорила:

— Что ж ты, девочка, стоишь? Почему не собираешь нас?

Альфия молчала. А земляника ласковым голосом продолжала говорить приятные слова:

— Мы уже совсем созрели и скоро начнём осыпаться. Ты собери в свою корзинку побольше ягод. А мама твоя сварит из них варенье, сделает пастилу. Когда наступит холодная зима, соберётесь вы всей семьёй за столом и будете пить чай с вареньем. Может быть, тогда по-хорошему вспомните лето, нашу лесную поляну, цветы, которые росли рядом с нами, и бабочек красивых вспомните. Собирай ягоды! Мы ведь дети солнца и земли! В нас сила земли, тепло солнца...

Вначале Альфия рвала ягоды очень робко. Потом осмелела. Казалось, ягоды сами прыгали в её корзинку. Не успела она оглянуться, как корзинка наполнилась до краёв.

Побежала она домой и рассказала маме обо всём, что с ней приключилось, и что говорила ей земляника, Маме очень понравились советы землянички, она все сделала, как сказала мудрая ягодка: сварила варенье, приготовила сладкую пастилу.

И вот зимой, в один очень холодный морозный вечер, когда вся семья собралась за столом и пила чай с душистым земляничным вареньем, папа Альфии сказал:

— Как хорошо! Во всем доме запахло летом.

И Альфия вспомнила ласковое лето и бабочку, и цветы, и грибы, и земляничку.

Хорошо летом в лесу!

Уч.   Кого первым в лесу встретила девочка?

Лес.  Почему она не догнала бабочку?

Уч.   А каких вы бабочек знаете?

        « Слово лесной службе знакомств»

/Дети читают по карточкам/

1.Знаете ли вы, какая разница между бабочками и мотыльками?

Большинство бабочек летают днём, а мотыльки – ночью.  Бабочки обычно имеют более яркую окраску, чем мотыльки.

2. Бабочки и мотыльки могут быть окрашены во все цвета радуги. Их крылышки покрыты тысячами крошечных чешуек различного цвета, которые образуют одни        из самых прекрасных рисунков в природе.

3. Многие бабочки и мотыльки сливаются с окружающей растительностью.      Бабочка – нимфалида почти невидима, потому что она прозрачна. Бражник сливается с корой деревьев. Когда бабочка – листовидка складывает крылышки,  она становится похожа на увядший листочек.

            4. Бабочки и мотыльки могут быть самых разных размеров. Мотыльки бывают с рисовое зёрнышко, а бабочки и мотыльки – это бабочка – парусник, махаон и  павлиноглазка атлас. Размах их крылышек может достигать от 20 до 30 сантиметров.

5.Подобно пчёлам, бабочки и мотыльки питаются нектаром. Они запускают свои длинные хоботки глубоко в середину цветка и высасывают нектар так же, как вы пьёте через трубочку.

 /Выставляется карточка: Бабочка – берегите/

Уч.  Вернёмся к нашей сказке.

 - Кого ещё встретила девочка?

 - Почему она не сорвала цветок?

Лес.  А какие вы лесные цветы знаете?

 Посмотрите, какие они все красивые и многие из них лекарственные.

/Выставляется карточка: Цветок – родную/

Уч. Почему земляника попросила сама, чтобы девочка собрала ягоды?

/Выставляется карточка: Земляника – природу/

Землянички не только дали мудрый совет девочке, но и нас хотят порадовать своей песенкой.

Песня «Румяные сестрички» музыка Ю. Слонова, слова Н.Найдёновой

1.Мы румяные сестрички, мы сестрички – невелички.

   На полянку ты придёшь, нас поищешь и найдёшь.

2. Если солнце жарко греет, нас, сестричек, много зреет.

    Мы душисты и красны, очень, очень мы вкусны.

3. Рядом с беленьким цветочком и зелёненьким листочком

    Ты, наверно, видел нас и в корзинку клал не раз.

      4.Мы румяные сестрички, мы сестрички – невелички.

    На полянку ты придёшь, нас поищешь и найдёшь. Кто мы?

      Мы сестрички – землянички.

Лес. Посмотрите, о чём просят нас герои сказки!

/Читаем хором: Берегите родную природу!/

Уч.  Мы часть природы, а потому должны любить и беречь её. К тому же,  сколько радости дарит нам она!

Лес.  Вот и лето спешит приготовить нам подарки. Хотите узнать какие? Тогда отгадывайте загадки.

  1. Домовитая хозяйка полетает над лужайкой,

      Похлопочет над цветком – он поделится медком    (пчела)

  1. Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все!..  (солнце)

  1. Что за чудо – красота! Расписные ворота

Показались на пути! В них ни въехать, ни войти!  (радуга)

  1. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём, ищем, ищем – не найдём  (роса)

  1. Белая корзинка, золотое донце.

В ней лежит росинка и сверкает солнце   (ромашка)

  1. Спал цветок и вдруг проснулся – больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел   (бабочка)

  1. Я капелька лета на тоненькой ножке. Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться. А имя дала мне родная землица  (земляника)

п

ч

е

л

а

с

о

л

н

ц

е

р

а

д

у

г

а

р

о

с

а

р

о

м

а

ш

к

а

б

а

б

о

ч

к

а

з

е

м

л

я

н

и

к

а

Лес.  С загадками вы справились, но это далеко не всё, что готовит лето вам в подарок.

Уч.  Как ни жаль, но нам пора прощаться с Лесовичком и летом, на время ему ещё хозяйничать на земле. Да и в школу возвращаться пора из нашего путешествия в лес.

До свиданья, Лесовичок!

До свиданья, лес!

До свиданья, лето!

Понравилось путешествие? А что мы успели заметить, узнать, услышать за время прогулки?

На память о нашей прогулке давайте сделаем бабочку, которая помогла маленькой девочке задуматься о том, как нужно вести себя в природе.

/Делаем бабочку, или композицию «Бабочка на цветке» в технике оригами/

 Урок-путешествие подошёл к концу и нам остаётся только ждать лето в гости, читать интересные книги, чтобы побольше узнать о нём.

Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «окружающего мира» с уроком «обучения грамоте» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Природы милое творенье… Царица цветов. Чтение слов с буквой Ц».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «Русского языка» с уроками «Литературного чтения» и «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 2 класс Тема урока: «Скоро весна!»

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Интегрированный урок математики и краеведения к 75 - летию ХМАО по теме "Табличное умножение" по технологии модульного обучения

интегрированный урок математики и краеведения к 75 - летию ХМАО по теме "Табличное умножение" по технологии модульного обучения...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

Разработка интегрированного урока "Впереди лето"( окружающий мир и технология) 2 класс

Данная разработка представлена в виде сценария интегрированного урока окружающего мира и технологии по теме "Впереди лето!" для 2 класса. Подробно описана форма проведения : групповая. Актив...