Программа внеурочной деятельности. "Мы разные, но мы вместе"
рабочая программа (1 класс) на тему

Слиткова Галина Анатольевна

 

Программа

 

Внеурочной деятельности

«Мы разные, но мы вместе»

Если…кто-то мыслит иначе, чем я, он не только не оскорбляет меня этим, но, напротив, обогащает меня.

Антуан де Сент-Экзюпери. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavitel_slitkova._programma_po_tolerantnosti_s_uud.docx570.91 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель: Слиткова Галина Анатольевна

Место  работы: МАОУ гимназия №18, г. Томск.

Должность: учитель начальных классов, классный руководитель.

Программа

Внеурочной деятельности

«Мы разные, но мы вместе».

Если…кто-то мыслит иначе, чем я, он не только не оскорбляет меня этим, но, напротив, обогащает меня.

Антуан де Сент-Экзюпери.

Эпиграф: «Жить в мире с собой и другими»

 Пояснительная записка

В последние годы в России и за рубежом мы наблюдаем всплеск жестокости и насилия со стороны не только взрослых, но и подрастающего поколения. Это тревожит все прогрессивное человечество земли. Как бороться с этим? Все чаще возникают разговоры о толерантном мире, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.

Для России эта проблема сегодня не менее актуальна, чем для всего остального мира, поскольку является одним из самых многонациональных государств мира. На сегодняшний день Российская Федерация насчитывает более 130 народов. Каждый народ отличается укладом жизни, обычаями, историческими традициями, культурой, трудовыми навыками. Томская область не исключение.

Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Для того чтобы выжить, человечество должно преодолеть разрушительные тенденции. Преодолеть их можно двумя способами — подавить или понять и сгладить. Первый способ неприемлем. Второй предполагает у партнеров наличие терпимости и ума, сочувствия и доброжелательности и, конечно, знаний о менталитете как своего, так и других народов.

В основе терпимости и толерантности лежит терпение (психическое состояние, проявляемое в виде способности подавлять импульсивные, мало продуманные эмоциональные реакции). В основе терпения лежат такие волевые качества личности, как  выдержка, самообладание, самоконтроль.

Постепенно терпение как психологическое состояние закрепляется и перерастает в личностное свойство – терпеливость. Терпеливость помогает личности переносить жизненные невзгоды, страдание и постепенно, обогащаясь эмоциональной уступчивостью, перерастает в толерантность.

Развить такие качества как раз, и помогает данная Программа.

  Постановлением Правительства РФ №629 от 25 августа 2001 г. утверждена Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе(2001-2005 годы)», которая дает старт российскому образованию на разработку средств и обеспечение условий формирования толерантности у граждан своего государства. Но без участия каждого педагога в деле воспитания толерантности у подрастающего поколения, решение этой задачи не возможно. Предлагающаяся далее Программа по формированию толерантности – попытка реализовать цели и задачи, провозглашенные государством. . Разработанная программа основана на государственном стандарте и не противоречит его основным направлениям: обеспечения права на полноценное образование, повышения качества образования, сохранение единства образовательного пространства, гуманизации образования. Содержание программы соответствует внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в нашем образовательном учреждении.

 Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:

    Актуальность программы

«  Толерантные люди – песчинки, склеивающие наш мир, который каждый день трещит по шва».

    В условиях внедрения ФГОС нового поколения актуальным становится компетентностный подход в решении задач воспитания и обучения учащихся. А одна из ключевых компетентностей – Толерантность.

     В проекте Государственного Стандарта общего образования нового поколения отмечается, что в основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности». Школьное образование должно обеспечить «формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе». В документе отмечается, что в результате воспитания нравственных чувств и этического сознания школьника должно сформироваться представление о толерантности как о ценности.

   Актуальность и значение программы состоит в том, что она не только развивает интерес учащихся к познанию истории своей “малой” и “большой” Родины, знакомит с ее соседями, а главное она способствует воспитанию основных черт толерантной личности:

Терпимость к чужим мнениям.

Сотрудничество.

Отказ от причинения вреда кому-либо.

Расположенность к другим людям.

Снисходительность.

Терпение.

Чуткость.

Доверие.

Доброжелательность.

Умение владеть собой.

Умение не осуждать других.

Гуманизм.

Умение слушать собеседника.

Способность слушать собеседника.

Любознательность.

Чувство юмора.

Цель данной программы – научить младшего школьника уважать личность и её достоинства, доброжелательно относиться к окружающим, следовать моральным нормам и гордиться этим. Создать условия для получения детьми опыта толерантного взаимодействия.

Цель программы в первом классе – помочь каждому ребёнку осознать неповторимость своей личности,  а также личности каждого одноклассника.

            Задачи:

●   изучать интересы, потребности и личностные характеристики членов классного коллектива; (в т.ч национальные)

●   воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим;

●   активно привлекать родителей к внеклассным мероприятиям;

●   помочь первоклассникам легче перенести адаптационный период.

Цель программы во втором классе - становится формирование и развитие чувства сплочённости классного коллектива.

Задачи:

  • воспитание чувства уважения к стране, в которой мы живем и разнообразию культур РФ.
  • обучать детей взаимодействию при решении проблем в коллективе;
  • воспитывать у ребят умение жить в коллективе и считаться с мнением другого;
  • формирование традиций классного коллектива.

        Цель воспитательного процесса в третьем классе – формирование толерантных отношений между детьми с какими–либо различиями (национальными, религиозными, половыми),  развитие желания становится лучше, самосовершенствоваться.

Задачи:

●   воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями;

●   формировать стремление оказывать помощь и быть готовым её принимать;

●   воспитывать у ребят любовь к Родине, желание знать и изучать её историю, традиции и обычаи.

         

        Целью работы по формированию толерантности в четвёртом классе становится формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия.

        Задачи:

●   обучать детей взаимодействию при решении проблем в коллективе;

●   обучать детей разделению труда при выполнении заданий;

●   воспитывать у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением;

●   формировать традиции классного коллектива;

●   развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Ожидаемые результаты.

  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры, основ толерантности;
  • - Сформированность у детей навыков самостоятельности, самоанализа, самооценки, самоуправления -  необходимых качеств  учащихся при переходе в среднее образовательное звено.                                                                                
  • – Умение  анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
  • --Умение общаться,  участвовать в деятельности, вступать в отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
  • - Участие в деятельности, приводящей  к личному успеху,  и которая должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой. Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая,  духовная.

Вся работа по социализации поможет ребенку:
• Приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
• Научиться чувствовать и понимать других людей;
• Приобщиться к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека;
• Увидеть ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле

Предметные – приобретение навыков общения и сотрудничества; формирование и развитие навыков речевого этикета и культуры поведения; развитие коммуникативных умений в  процессе общения; формирование нравственных ценностей, приобретение опыта творческой и проектной деятельности.

Личностные умения и навыки:

  • Предложить кому-либо помощь.
  • Выразить свои теплые чувства другому.
  • Осознать свои чувства.
  • Наградить себя.
  • Определять, что мне нравится.
  • Извиняться.
  • Справляться со своими эмоциями.
  • Благодарить.
  • Занять свое свободное время.
  • Проявить заботу о другом.

Метапредметные умения и навыки:

  • Слушать.
  • Задавать вопросы.
  • Следовать инструкциям.
  • Доводить задание до конца.
  • Дискутировать.
  • Строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные умения и навыки:

  • Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя.
  • Учиться исследовать свои качества и свои особенности.
  • Учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя.
  • Учиться наблюдать.
  • Моделировать ситуацию с помощью учителя.

Коммуникативные умения и навыки:

  • Говорить и принимать комплименты.
  • Не отвлекаться.
  • Закончить и начать разговор.
  • Делиться.

Механизм реализации программы

Программа основана на проведении классных часов,  КТД, праздников, конкурсов, диспутов, театрализованных представлений, читательских конференций, поисковой работы, игр, спартакиад, и т.д.

Для получения наилучшего результата необходимо:

Знание возрастных особенностей младших школьников.

Сотрудничество с учениками и их родителями.

Активное участие детей в проводимых мероприятиях.

Помощь школьникам в подборе материалов для проведения классных часов и творческих вечеров.

Создание благоприятной атмосферы.

Эффективное использование различных инновационных методов работы с учениками.

Данная программа пройдет более успешно, если деятельность учителя будет основываться:

На искреннем уважении и понимании учащихся, умении использовать игровую педагогическую технологию.

Умении тонко и деликатно обращаться с младшими школьниками, следовать природе ребенка, обеспечивать их свободное развитие.

Поощрении в развитии способности учащихся быть самостоятельными, ответственными людьми.

Умело, продуманно и тщательно организованные мероприятия помогут подарить радость детям, хорошее настроение, жизнелюбие, добрые взаимоотношения.

 

 

Программа «Мы разные, но мы вместе» рассчитана на 4 года обучения.

Участники программы – учащиеся с 1 по 4 класс, возраст 6-11лет.

:

1 –й год обучения – 1 занятие в неделю– 34 часа в год;

2 –й год обучения – 1 занятие в неделю– 34 часа в год;

3 –й год обучения – 1 занятие в неделю– 34 часа в год;

4 –й год обучения – 1 занятие в неделю– 34 часа в год.

 Нормативно - правовая база.

Конвенция о правах ребенка.

Закон Российской Федерации от 13 января 1996 года № 12 –ФЗ «Об образовании»

Закон Российской Федерации от 24 июня 1999 года №120 «Об основах системы профилактики

беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»

Федеральная целевая программа «Дети России» на период 2006-2010г.

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002 года № 13-15-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении».

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756 –р.

Устав МАОУ гимназия №18.

Учебно-тематический план

Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный, духовно-нравственный и социальный характер, рассчитана на учащихся начальной школы с 1-го по 4-й класс, включает шесть  разделов , которые повторяются в каждом классе .

Основные разделы программы

    №

         Название раздела

Общее

количество

часов с1-го по 4-й класс

1.

Все мы разные.

13 ч

2.

Толерантное отношение к окружающему.

12 ч

3.

Жить в мире с собой и другими.

9 ч

34 часа, 136 часов за четыре года.


Содержание программы

№ раздела

Название раздела и тематическое планирование.

Характеристика деятельности учащихся.

УУД

Класс

Кол-во часов

1

1

Практикум развития толерантного поведения у первоклассников в период адаптации к школе.

Все мы разные.

Принятие позиции субъекта школьного коллектива;

принятие и сохранение учебной задачи;

координация разных позиций в сотрудничестве;

Приобретение знаний о нормах отношения к родителям.

ЛУУД: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».

ПУУД:  планирование деятельности для достижения результата.

КУУД: учатся строить монологическое высказывание.

13 часов

Занятие 1. Давайте познакомимся.

1

Занятие 2. Я и моя семья в фотографиях.

1

Занятие 3. Узнай себя.

1

Занятие 4. Понятие «малой» и «большой» Родины.

Формирование уважительного отношения к малой Родине и РФ.

Формирование гражданственности, чувства патриотизма.

ПУУД: учатся осуществлять поиск необходимой информации ЛУУД: ценностно-смысловая ориентация учащихся.

КУУД: учатся формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему

1

Занятие 5. Страна в которой я живу. (Знакомство с символами страны.)

1

Занятие 6. Я и другие. Я глазами других.

Развитие психологической наблюдательности и умении видеть в другом человеке хорошее, принимать разные точки зрения;

планирование своих  действий в соответствии с поставленной учебной задачей;

установление аналогии;

общение со сверстниками и взрослыми

КУУД: учатся строить монологическое высказывание.

ПУУД: планирование деятельности для достижения результата.

ЛУУД: формирование способности к самооценке.

1

Занятие 7. Как мы решаем конфликты.

1

Занятие 8. Сотрудничество лучше конфликта.

1

Занятие 9.Доброе слово, что ясный день.

Становление позиции по формированию важнейших нравственных ценностей: добро, уважение, любовь;

планирование своих действий в соответствии с поставленной учебной задачей;

установление аналогии;

сопоставление разных точек зрения и обоснование своей позиции.

ПУУД: учатся основам смыслового восприятия художественных текстов, планированию деятельности для достижения результата.

КУУД: учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге.

РУУД: учатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности и деятельности товарищей.

Занятие 10. Нам счастья не сулит обида чья-то.

1

Занятие 11.О пользе прощения.

1

Занятие 12. Давайте жить дружно. Веселые старты.

1

Занятие 13. Коллективный рисунок «Мы разные, но мы вместе».

Выделение морального смысла ситуации;

согласование усилий при групповой работе

1

2

Толерантное отношение к окружающему

12  часов

Занятие 14 Путешествие в волшебную сказку.

Осознание собственных нравственных позиций;

управление произвольностью внимания;

целенаправленное слушание текста;

общение с выполнением этических норм

КУУД: учатся строить монологичес

кое высказывание, участвовать в диалоге.

ПУУД: планирование деятельности для достижения результата.

ЛУУД: формирование способности к самооценке.

1

Занятие 15 Я могу быть волшебником.

1

Занятие 16, 17 Маленькое дело лучше большого безделья.

2

Занятие 18, 19 Богатыри на Руси.

Развитие потребности в нравственном самосовершенствовании через изучение прошлого;

ориентировка на ценности человеческой личности;

смысловое чтение;

слушание во время группового взаимодействия и диалогическая речь

ПУУД: планирование деятельности для достижения результата.

ЛУУД: формирование социальной мотивационной основы.

2

Занятие 20, 21 У каждого народа свой герой.

2

Занятие 22, 23 Культура разных народов.

2

Занятие 24,25 Мы соберем большой хоровод.

2

8 часов

3

Жить в мире с собой и другими.

Занятие 26 Уважая себя, уважай других.

Развитие умения отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других;

учиться предвосхищать конфликтную ситуацию;

тренировка в употреблении слов, выражающих отказ, просьбу, извинения;

работа в кооперации;

Развитие ценностного отношения школьника к коллективу.

КУУД: учатся адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; задавать вопросы.

1

Занятие 27 Мой класс – мои друзья.

1

Занятие 28 Поиграем и подумаем.

1

Занятие 29 О дружбе мальчиков и девочек.

1

Занятие 30 Товарищество и дружба.

1

Занятие 31 Путешествие в мир мудрых мыслей.

1

Занятие 32  Путешествие в мир мудрых мыслей.

1

Занятие 33 Коллективный рисунок « Я и мир».

Групповая коммуникация

1

Резервный час. Выставка.

Итого

33часа+1

№ раздела

Название раздела и тематическое планирование.

Характеристика деятельности учащихся.

УУД

Класс

Время

2

1

Все мы разные.

13 часов

Занятие 1. « Ты, да я, да мы с тобой!»
(Как я провел лето)

Групповая коммуникация.

ПУУД: планирование деятельности для достижения результата.

1

Занятие 2. Вот оно, какое наше лето! КТД Выпуск газеты.

Групповая коммуникация

ПУУД: планирование деятельности для достижения результата.

1

Занятие 3. «Здравствуйте, это я!»

Осознание собственных нравственных позиций;

управление произвольностью внимания;

целенаправленное слушание текста;

общение с выполнением этических норм

ЛУУД: формирование социальной мотивационной основы.

КУУД: учатся решению коммуникативных задач, владеть диалогической формой коммуникации; задавать вопросы.

РУУД: учатся принимать и сохранять учебную задачу.

1

Занятие 4. «Здравствуйте, это мы!» Россия многонациональная страна.

Развитие потребности в нравственном самосовершенствовании через изучение культуры разных народов;

ориентировка на ценности человеческой личности;

смысловое чтение;

слушание во время группового взаимодействия и диалогическая речь;

ПУУД: планирование деятельности для достижения результата.

ЛУУД: ценностно-смысловая ориентация учащихся.

КУУД: учатся формулировать собственное мнение и позицию, договариваться

1

Занятие 5. Встреча с другой культурой. Сказки.

1

Занятие 6. Встреча с другой культурой. Пословицы, загадки.

1

Занятие 7. Встреча с другой культурой. Обычаи.

1

Занятие 8. Встреча с другой культурой. Игры.

1

Занятие 9. Встреча с другой культурой. Праздники.

Занятие 10. Ярмарка народных традиций. Театрализованное мероприятие.

1

Занятие 11. КТД.  Выпуск газеты. «Мы все разные, тем и интересны друг другу»

1

Занятие 12. «Нас много, но все мы Россияне»

1

Занятие 13.  «Нас много, но все мы Россияне»

1

2

Толерантное отношение к окружающему

12  часов

Занятие 14 Путешествие в волшебную сказку.

Рефлексия нравственных качеств «Я»;

управление произвольностью внимания;

выработка правил работы в группе;

изучение причинно-следственных связей;

контроль своего поведения в сотрудничестве;

Развитие потребности в нравственном самосовершенствовании через изучение культуры разных народов;

ориентировка на ценности человеческой личности;

РУУД:

-  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 ПУУД:

-   перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему, презентацию));

КУУД:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- задавать вопросы.

1

Занятие 15 Я могу быть волшебником.

1

Занятие 16, 17 Маленькое дело лучше большого

безделья.

2

Занятие 18, 19 Богатыри на Руси.

2

Занятие 20, 21 У каждого народа свой герой.

2

Занятие 22, 23 Культура разных народов.

2

Занятие 24,25 Мы соберем большой хоровод.

2

3

Жить в мире с собой и другими.

8 часов

Занятие 26 Уважая себя, уважай других.

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

принятие и сохранение учебной задачи;

анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осознание разных точек зрения и координация разных точек зрения и координация разных позиций в сотрудничестве

Осознание себя как субъекта социума;

изучение причинно-следственных связей;

действия при решении учебных задач с учётом позиции другого участника

КУУД: формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении, разрешению конфликтных ситуаций посредством адекватного использования средств коммуникации.

ПУУД: учатся устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, 

основам смыслового восприятия художественных текстов.

РУУД: проводить анализ, самоанализ.

1

Занятие 27 Мой класс – мои друзья.

1

Занятие 28 Поиграем и подумаем.

1

Занятие 29 О дружбе мальчиков и девочек.

1

Занятие 30 Товарищество и дружба.

1

Занятие 31 Путешествие в мир мудрых мыслей.

1

Занятие 32 Мы команда одного корабля.

1

Занятие 33 Коллективный рисунок « Я и мир».

Групповая коммуникация

ПУУД: планирование деятельности для достижения результата.

1

Резервный час. Выставка.

1

Итого

33часа+1

№ раздела

Название раздела и тематическое планирование.

Характеристика деятельности учащихся.

УУД

Класс

Время

3

1

Все мы разные.

13 часов

Занятие 1.  Открываем мир через путешествие.

Групповая коммуникация.

ПУУД: планирование деятельности для достижения результата.

1

Занятие 2. Вот оно, какое наше лето! КТД Выпуск газеты.

Групповая коммуникация

ПУУД: планирование деятельности для достижения результата.

1

Занятие 3 Игра-путешествие «Законы джунглей». Заповеди нашего класса.

Развитие навыков общения и сотрудничества, творческого самовыражения и фантазии;

ЛУУД: ценностно-смысловая ориентация учащихся.

КУУД: учатся взаимодействию в игре.

1

Занятие 4. Культура мира. Человек среди людей.

Соотношение своих поступков с нравственными ориентирами;

контроль процесса и анализ своей деятельности;

координация разных позиций в сотрудничестве;

Познание себя в мире сверстников;

Изучение общечеловеческих нравственных норм и ценностей;

дифференциация понятий «добро», «зло», «терпение»;

Рефлексия нравственных поступков;

ЛУУД: формирование социальной мотивационной основы,формирование внутренней позиции школьника.

ПУУД: учатся осуществлять поиск необходимой информации .

1

Занятие 5.  На чем основано взаимопонимание.

1

Занятие 6.   Дорогой доброты и терпения.

1

Занятие 7.  Добро и зло. Совесть.

1

Занятие 8. Милосердие спасает мир.

Занятие 9.  Умение общаться.

1

Занятие 10. Понятие толерантности.

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

контроль процесса и анализ своей деятельности;

изучение понятия толерантности;

действия при решении учебных задач с учётом позиции другого участника; рефлексия своих поступков;

формировать понятия «толерантность», «милосердие», «сопереживание», «доброта»; контроль своего поведения в сотрудничестве;

КУУД: учатся адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; задавать вопросы.

Занятие 11. Урок толерантности.

1

Занятие 12.КТД. Толерантность спасет мир.

1

1

Занятие13, Коллективный рисунок «Толерантность».

1

2

Толерантное отношение к окружающему

12  часов

Занятие 14. Толерантность в литературе. Народные сказки.

Соотношение своих поступков с нравственными ориентирами;

контроль процесса и анализ своей деятельности;

координация разных позиций в сотрудничестве; продуктивное чтение;

РУУД:

-  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 ПУУД:

-   перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему, презентацию));

-пользоваться словарями, справочниками и др. источниками информации;

- строить рассуждения.

-пользоваться словарями, справочниками и др. источниками информации;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- задавать вопросы.

1

Занятие 15. Толерантность в литературе. Авторские сказки.

1

Занятие 16, 17. Толерантность в литературе .КТД « На планете Маленького принца». (По произведению Экзюпери)

2

Занятие 18, 19.  Хорошая книга - твой друг на всю жизнь.

2

Занятие 20.  Права ребенка.

2

Занятие 21.Декларация прав ребенка.

Занятие 22, 23Права ребенка в литературе.

2

Занятие 24,25 КТД «Фемидиада».

2

3

Жить в мире с собой и другими.

8 часов

Занятие 26  Я отвечаю за свои поступки.

Развитие навыков целеполагания.  Развитие ценностного отношения школьника к коллективу.

ПУУД: планирование деятельности для достижения результата.

КУУД: учатся адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; задавать вопросы.

ЛУУД: формирование способности к оценке и самооценке.

РУУД: учатся планировать свои действия

1

Занятие 27 Расскажи мне обо мне.

1

Занятие 28 Моя дорога к себе и другим.

1

Занятие 29 О наших именах.

1

Занятие 30 О наших именах.

1

Занятие 31  Наш дружный класс.

1

Занятие 32  Каким я вижу свое будущее.

1

Занятие 33 Коллективный рисунок.  «Я в будущем».

Групповая коммуникация

ПУУД: планирование деятельности для достижения результата.

1

Резервный час. Выставка.

1

Итого

33часа+1

№ раздела

Название раздела и тематическое планирование.

Характеристика деятельности учащихся.

УУД

Класс

Время

4

1

Все мы разные.

13 часов

Занятие 1.  Как прекрасен этот мир!

Групповая коммуникация.

ПУУД: планирование деятельности для достижения результата.

1

Занятие 2. Вот оно, какое наше лето! КТД Выпуск газеты.

Групповая коммуникация

ПУУД: планирование деятельности для достижения результата.

1

Занятие 3  Как стать прилежным и старательным.

Развитие ценностного отношения школьника к художественным произведениям.

ПУУД: учатся устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, 

основам смыслового восприятия художественных текстов.

КУУД: учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, участвовать в диалоге и полилоге.

РУУД: учатся принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать предложения и оценку педагога и  товарищей.

ПУУД: учатся основам смыслового восприятия художественных текстов, планированию деятельности для достижения результата.

КУУД: учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге.

РУУД: учатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности и деятельности товарищей.

1

Занятие 4. Посеешь характер-пожнешь судьбу.

Приобретение опыта самоконтроля ( контроля над своим характером) саморегуляции.

1

Занятие 5. Быть честным хорошо или плохо.

Приобретение знаний о нормах нравственности.

1

Занятие 6.  Дружба крепкая.

Приобретение знаний о способах взаимодействия с друзьями.

1

Занятие 7. Мой друг.

1

Занятие 8. Для чего люди общаются.

1

Занятие 9,10. Умение общаться толерантно.

Познание себя в мире сверстников;

контроль своих действий;

согласование усилий при групповой работе

2

Занятие 11.  В одном счастливом детстве.

Осознание «Я» в коллективе;

рефлексия своих поступков;

контроль своего поведения и поведения других в сотрудничестве

1

Занятие 12. Будем беречь друг друга.

Развитие практики общения.

1

Занятие 13.Каждый интересен.

1

3

Толерантное отношение к окружающему

12 ч

Занятие 14.  Библиотека – хранительница знаний.

Повышение уровня читательской грамотности

КУУД: формулировать собственное мнение и позицию

ЛУУД: формирование способности к  оценке и самооценке.

1

Занятие 15. С чего начинается Родина.

Развитие гражданственности и патриотизма.

Развитие ценностных отношений школьника к малой Родине.

ЛУУД: ценностно-смысловая ориентация учащихся

ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

КУУД: учатся строить монологичес

кое высказывание, участвоать в диалоге.

1

Занятие 16,17  С чего начинается Родина.

2

Занятие 18. Мой город.

1

Занятие 19. По знаменитым местам нашего края.

1

Занятие 20, 21.  Мы, граждане! Мы, патриоты!

2

Занятие 22. Конституция.

1

Занятие 23,24.  Обычаи народов нашей области.

2

Занятие 25. Выпуск газеты  «Моя страна»

Групповая коммуникация.

ПУУД: планирование деятельности для достижения результата.

1

3

Жить в мире с собой и другими.

Занятие 26.  Подари другому радость.

Соотношение своих поступков с нравственными ориентирами;

контроль процесса и анализ своей деятельности;

координация разных позиций в сотрудничестве;

Развитие ценностного отношения школьника к коллективу.

Рефлексия нравственных качеств «Я».

КУУД: учатся адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; задавать вопросы.

РУУД: учатся планировать свои действия,  адекватно воспринимать предложения и оценку педагога и товарищей.

КУУД: учатся использовать адекватные средства коммуникации

1

Занятие 27. Не стесняйтесь своей доброты.

1

Занятие 28. Цените доверие других.

1

Занятие 29. Я могу быть волшебником.

1

Занятие 30.Если радость на всех одна.

1

Занятие 31.Вот и стали добрей и умней.

1

Занятие 32.Лесенка достижений.

1

Занятие 33. КТД. Подарок коллективу.

Занятие 34. Коллективный рисунок «Мы целый мир».

Групповая коммуникация.

ПУУД: планирование деятельности для достижения результата.

1

Перечень используемой литературы:

  1. Уроки толерантности: Сборник методических материалов /под ред. А.Б.Суслова, Д.П. Поносова, П.В. Микова/ Пермь, 2005. С.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 2001.
  3. Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000
  4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  5. Бондырева С.К. Колесов Д.В. Толерантность. Введение в проблему. М., 2003.
  6. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. Вопросы психологии, №6, 1990. С.86-92
  7. А.Н. Иоффе. Многообразие понимания толерантности. – М., ИД «Камерон»,2004
  8. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. - СПб.: Речь, 2001.
  9. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1997.
  10. Келер Х. Загадка страха. М., 2003.
  11. Ментс М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. – СПб: «Питер», 2001.– 208с.
  12. На пути к толерантному сознанию/ Отв.ред. А.Г.Асмолов. – М., 2000
  13. Родионов В.А., Ступлицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинги социальных навыков. - Ярославль: Академия развития, 2001.
  14. Солдатова Г.У. Практическая психология толерантности, или Как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души? // Век толерантности: научно-публицистический вестник. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2003. Вып. 6.
  15. Уолцер М. О терпимости. М.: «Идея–пресс», 2000.
  16. Уроки прав человека. Пермь, 2002
  17. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие. М.: «Генезис», 2000. Т. 1.
  18. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2002.
  19. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990. – 128с.
  20. Веб сайт «А.Я. Психология».
  21. Под редакцией Е Н Степанова, М А Александровой. Классному руководителю. Москва:ТЦ Сфера,2004.-128с
  22. И. В. Персидская, Г.А. Фонова, Н.В. Лободина, Т. В. Шепелева, Т. С. Гулуева, Т. В. Монастырская Классные часы. Волгоград: Учитель, 2007. -204с.
  23. Дик Н.Ф. Развивающие классные часы и праздники в 3-4 классах. Изд 2-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.-347с.- (Сердце отдаю детям).
  24. Ресурсы интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Поиграем вместе"

оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время; познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга....

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Поиграем вместе"

оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время; познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Вместе учимся, играем..."

Рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс...

Программа внеурочной деятельности "Вместе - дружная семья"

Программа знакомит ребят с культурой, традициями и обычаями народов России, способствует формированию толерантности, взаимопонимания, обогащает духовный мир детей....

Программа внеурочной деятельности (духовно - нравственное направление) "Вместе играем, учимся, переживаем."

Программа внеурочной деятельности (духовно - нравственное направление). Психологический кружок: "Вместе играем, учимся, переживаем."...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Растем вместе с книжкой». 4 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Растем вместе с книжкой" в 4 классе.  Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоционал...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности социальной направленности “МЫ ВМЕСТЕ ” для учащихся 4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы вместе" включает 8 разделов, охватывающих всю школьную жизнь четвероклассников....