Программа внеурочной деятельности "Вместе - дружная семья"
методическая разработка (4 класс) по теме

Бриченко Лариса Витальевна

Программа знакомит ребят с культурой, традициями и обычаями народов России, способствует формированию толерантности, взаимопонимания, обогащает духовный мир детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 262

КРАСНОСЕЛЬСКОГО  РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ГБОУ СОШ № 262

               

УТВЕРЖДЕНО

Приказом № __287____

Директор ГБОУ СОШ № 262

____________ /Ю.В.Некрасова

«29»  августа         2014 г.

РЕКОМЕНДОВАНО

для апробации

Протокол педагогического совета

№_11____от  «29»  августа    2014 г.

РАССМОТРЕНО

На заседании МО учителей

начальной школы

Протокол № ______

от  29 августа         2014 г.

Руководитель МО

_____________ / Е.М.Антонова

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Вместе – дружная семья»

Возраст    _____9-10 лет _____________

Класс      ___4 «а» 4«б» 

Количество часов _______34________      

Срок реализации программы __________2014-2015______    учебный год

Направленность программы          духовно-нравственная

                                                                                                  Учитель: Бриченко Л.В.

                                                                                           Категория: высшая 

Санкт-Петербург

2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят от того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное бо-

гатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное

искусство — это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».

 Многие приоритеты прошлых лет трансформировались или даже исчезли, но, как известно, «свято место пусто не бывает». Нельзя образовавшиеся ниши оставить без присмотра, полагаясь на «авось», на то, что

всё как-нибудь само собою наполнится тем, чем надо. Такая позиция есть равнодушие, а оно приводит к духовному застою и к тому, что пышным цветом расцветают бездуховность, пошлость, эгоизм — глубоко чуждые   менталитету русского человека. Чтобы такого не произошло, надо действовать сообща, как говорили в старину — «всем миром»и закладывать основы нравственности и патриотизма, начиная с раннего детства в период некритического принятия информации от авторитетных для ребенка лиц – родителей, учителей.

   Программа предназначена для детей 9-10 лет (3-4 класс), психологической особенностью которых является поиск и становление своего «Я», своей системы ценностей и приоритетов. Принципиально важно именно в этот период с учетом возрастных психо-физиологических особенностей предъявить им культурные образцы народов России, близкие и понятные ценности, такие как ДОМ, СЕМЬЯ, МАТЕРИНСТВО, ПРИРОДА, РОДИНА, ТРУД, ДРУЖБА, КРАСОТА. Место курса ВД  в учебном плане. Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю) при 2-х годичной реализации, может быть реализована также за один год или в одном из полугодий в виде учебного модуля (2 часа в неделю). Важно соблюсти чередование теоретических и практических занятий с тем, чтобы исключить или снизить статическое напряжение обучающихся. Продолжительность занятий с учетом творческой составляющей -  35-45 минут. Программа может быть скорректирована в ходе реализации в содержательном и хронологическом аспекте с учетом национального происхождения, личного жизненного опыта обучающихся, краеведческой и общекультурной составляющей[1]. Порядок освоения учебных модулей может быть изменен. Каждую часть программы модно реализовать самостоятельно. В основе программы – метод проектов. Каждый учебный модуль программы предполагает освоение универсального учебного действия и завершается созданием коллективного или индивидуального проектного продукта (поделки, сценария, изделия, газеты, журнала, концерта, игры, презентации, мелодии, рисунка, макета), предъявляемого общественности (учителям, сверстникам, родителям). Учебные модули 8-10 могут быть органично включены в другие занятия в качестве двигательной паузы.

Место проведения занятий может быть разным, исходя из дидактических задач. Программа не привязана к конкретному месту (кабинету). Библиотека, актовый зал, спортивный зал, школьная рекреация, учебный кабинет.

Виды деятельности – лепка, рисование, заучивание, сочинение, игра, танец, пение, проектирование изделий, организация и проведение праздников, смысловое чтение, декламация.

Общая характеристика программы

Педагогическая идея. В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя детей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия народов России и прежде всего русского народа.

Цель программы: формировать лучшие качества национального характера, соответствующие национальному воспитательному идеалу: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии посредством знакомства ребят с творениями народных умельцев, шедеврами народного искусства.

Задачи:

1) Знакомство с историческими источниками, хранимыми памятью народа, обычаями и традициями.

Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. История России сложная, трудная, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим.

2) Изучение культурных образцов народного творчества разных эпох, подведение к самоактуализации своих истоков  - «Кто я?», «Кто мои предки?», «Что есть моя родина?», «Моя семья?», «Чем мы дорожим?»

Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину-мать, у которой особая стать, особая, светлая душа. Перипетии истории, трудные испытания, выпавшие на её долю, Россия выдержала с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства. Мужественная, закалённая, благородная и прекрасная страна. И сердце её великодушное, отзывчивое на добро и красоту. Русские люди поистине достойны своей Родины. И наши дети должны осознавать это, нести в разуме и чувствах своих негасимый свет ВЕРЫ, ПРАВДЫ, ДОБРА, ЛЮБВИ И НАДЕЖДЫ. От их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее.

 3) Создавать условия для формирования патриотизма.

Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если от-

сутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.

4) Воспитывать любовь к природе, формировать бережное отношение к ней.

У России великая, светлая душа. Она отразилась в её природе, в искусстве: в песнях, танцах, музыке и слове. Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства —творчеству, созданному гением народа. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции — святая

обязанность учителей, деятелей искусства. Народные танцы, песня, как и другие жанры фольклора, произведения народных умельцев пробуждают человеческие души, дают выход таким чувствам, которые поневоле забыты в наше время, с его стремительностью, хаотичностью, напором, вторжением в жизнь того, что чуждо нашему менталитету. А это то, что живёт, но скрыто в глубине души: тонкость восприятия мира, лиризм, скромность, а также коллективизм, взаимовыручка, готовность прийти на помощь другим, чувство сострадания и милосердия, оптимизм, открытость миру и людям.

Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель — «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется (как один из путей) «организацией внеурочной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей». Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную по-

ставленной учебной задаче».

5) Достижение цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов». Сформированные универсальные учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений. Обозначенные цели направлены на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Основы религиозной культуры и светской этики», а также про-

граммы внеурочной деятельности школьников «Вместе – дружная семья (Народы России)». Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно-нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса.

Ожидаемые результаты.  Формирование учебной деятельности школьника достигается использованием таких средств обучения в системе «Начальная школа XXI века», которые специально направлены на формирование компонентов учебной деятельности: умение учиться, развитие познавательных интересов, внутренней мотивации, элементарных рефлексивных качеств, формирование самоконтроля и самооценки ученика.

Форма подведения итогов: коллективное портфолио работ, публикация продуктов в Internet, фоторепортаж с места событий

Материалы, инструменты, оборудование: мультимедийный комплекс, выставочное оборудование, расходные бумажно-беловые материалы, лоскут, принадлежности для рисования, функциональные разграничители класса, макеты деревянные, картонные

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание данной программы внеурочной деятельности школьников подчиняется следующим психолого-педагогическим   принципам:

личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);

педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальныхдействий, наиболее актуальных для младших школьников; необходи-

мость социализации ребёнка);

культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи урочной и внеурочной деятельности школьника).

системно-деятельный характер.

—развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения, обеспечение полноты и цельности образования, удовлетворение образовательных запросов семьи

Введение. Из прошлого в будущее, от «Повести временных лет» («Откуда есть пошла русская земля») до Конституции РФ («Мы – многонациональный народ России, соединенные общей судьбой на своей земле,.. чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями»). Перепись населения 2010. «Кто в тереме живет? Пустите меня» - «В тесноте, да не в обиде»

Тема1. «Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек…»

Как создавалась Россия. Природное многообразие России. Природа и занятия населения. Природа и быт народов. Природа и культура народов. Природные объекты в народном творчестве – песнях, сказках, былинах.

Универсальные учебные действия:

 - собирание русских земель (картонный разрезной макет Российской карты)

Тема 2. «Титульная нация – русский народ»

Русский язык. Православие – исток русской культуры. Москва – Третий Рим. Русский дом – изба. Русская печь. «Щи да каша – пища наша». Русский народный костюм. Русская песня и пляска. Народные гулянья. Масленица.

Универсальные учебные действия:

 - приготовление каши по старинному рецепту

Тема 3. «Русские народно-художественные промыслы» (Чем богаты – тем и рады)

Учебный модуль 1. Матрешка – многозначный символ материнства, России, духовного богатства. История появления на свет. Места, где создаются матрешки. Русские сезоны в Париже – дверь в Европу. Матрёшкин день.         

Универсальные учебные действия:

— придумать игры с использованием изображений матрешки, создать тематический журнал и презентацию, провести познавательно-игровой праздник  - День Матрёшки для воспитанников ГПД при поддержке творческой группы старшеклассников.

Учебный модуль 2. Керамика Гжели.

Гжель — название живописного подмосковного района, в 60 км от Москвы. Гжель — основной центр русской керамики. Продукция Гжели известна во всём мире. Это произведения народного искусства и художества. Каждое изделие мастера расписывают только вручную. Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. Всё украшено стилизованным орнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный вкус мастеров-художников. «Гжельская» палитра СК «Зенит».

Универсальные учебные действия:

— нарисовать несколько гжельских орнаментов для современных изделий.

Учебный модуль3. Хохлома.

Хохлома — художественный народный промысел в городе Семёнове Нижегородской области. Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома»: сочетание чёрного, золотого, зелёного, ярко-алого цветов. Расти-

тельный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок. Работы мастеров Хохломы многократно получали дипломы I степени на

международных и всероссийских выставках.

Универсальные учебные действия:

— раскрасить узоры хохломских ложек.

Учебный модуль 4. Жостово.

Село Жостово находится недалеко от Москвы: народный промысел —расписные металлические подносы. Чёрный, зелёный лаковый фон, яркие, пышные цветы — садовые и полевые; букеты, венки, гирлянды, на-

тюрморты. Огромная популярность декоративной росписи жостовских подносов во всём мире.

Универсальные учебные действия:

— раскрасить узоры жостовских подносов.

Учебный модуль 5. Павловопосадские шали.

Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой. Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика была основана в 1812 году крестьянином Семёном Лабзиным совместно с его компаньоном купцом Василием Грязновым. Чёрные, белые, бордовые, синие, зелёные шали, на которых «цветут» яркие цветы, сплетаются узоры трав, листьев — букеты, венки, россыпи

цветов. Павловопосадские шали из чистой шерсти известны во всём мире.

Универсальные учебные действия:

— сравнить орнаменты нескольких шалей, придумать хоровод с использованием шалей, или современный интерьер в павловопосадском стиле.

Тема 4. «Что наша жизнь? - ИГРА »

Игра как способ познания окружающего мира. Игра – отражения этапов взросления ребенка. Предметные игры и их значение для развития образно-волевой сферы. Ролевые игры – примерка жизненных ролей. Сюжетные игры – путь в творчество. Во что и как играют дети

Учебный модуль 6. Вятская (Дымковская) глиняная игрушка.

Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию села Дымково близ города Кирова (Вятка)). Здесь мастерицы издавна лепили глиняные игрушки — свистульки.

Забавные звери, сказочные образы (медведи, кони, олени, птицы) представлены в необычных ситуациях, они смешно одеты и ярко раскрашены.   Бытовой жанр: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Белый фон глины в сочетании с красным, зелёным, жёлтым, синим, с сусальным золотом. Игрушки создают радостное настроение. Праздник проводов зимы -  Свистунья.

Универсальные учебные действия:

— изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской  игрушки, сыграть свою мелодию на игрушке-свистульке.

Учебный модуль 7. Богородская игрушка.

Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века: окрестность Сергиева Посада (Загорск), село Богородское. Забавные фигурки нарядных барынь, гусар, солдат; игрушки с движениями: «Кузнецы», «Пильщики», «Крестьянин, играющий на свирели», «Тройка», «Журавли», «Медведь-музыкант», «Медведь-лакомка». Богородская игрушка и скульптура известны за рубежом. Мастера-резчики не раз удостаивались золотых и серебряных медалей, дипломов I степени на все-

российских и международных выставках.

Универсальные учебные действия:

— изготовить из глины и пластилина несколько видов богородской игрушки.

Учебный модуль 8. Русские народные игры

Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры. Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными

яйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас. Игры народов России.

Универсальные учебные действия:

— разучить во время перемен и динамической паузы несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др.).

Учебный модуль 9. Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки)

Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Они известны и любимы детьми и сейчас. Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили с народной мудростью.

Универсальные учебные действия:

— разучить несколько песенок, считалок;

— научиться разгадывать загадки.

Учебный модуль 10. Народные танцы.

Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы, пришедшие из глубокой древности: творческая сила народной поэзии, самобытность вековых созданий. Слияние в хороводе танца, игры и песни: «Они неразлучны, как крылья у птицы», — говорят в народе. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Звучат темы труда, красоты природы, любви. Пляски — наиболее распространённый жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа — душе праздник». Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица». Кадриль. Придя из светских салонов, кадриль распространилась в народе в начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.

Универсальные учебные действия:

— разучить хороводы, игры-хороводы.

Тема 5. «Сказка – ложь, да в ней намек,  добру молодцу урок»

Как рождаются сказки. Сказочные сюжеты. Сказочные персонажи. Русские народные сказки. Сказки народов России.

Универсальные учебные действия:

— инсценировка сказки.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год обучения

п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

Место

Теория

Практика

план

факт

1

Введение

1

Читально-лекционный зал  

Тема1. «Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек…»

2

Как создавалась Россия.  

1

(ЧЛЗ)

3-4

Природное многообразие России. Природа и занятия населения.

1

1

Библиотека

5

Природа и быт народов.

1

Библиотека (КИВ)

6-7

Природа и культура народов. Природные объекты в народном творчестве.

1

1

(ЧЛЗ)

Тема 2. «Титульная нация – русский народ»

8

Русский язык.

1

Библиотека

9

Православие – исток русской культуры. Москва – Третий Рим.

1

У часовни святой Тамары

10

Русский дом – изба. Русская печь.

1

В музейной комнате

11

Русский народный костюм.

1

В библиотеке

12

Народные гулянья. Русская песня и пляска.

1

Рекреация

13

Масленица. «Щи да каша – пища наша».

1

ЧЛЗ

Тема 3. «Русские народно-художественные промыслы» (Чем богаты – тем и рады)

14

 Матрешка – многозначный символ материнства, России, духовного богатства.

1

ЧЛЗ

15

История появления на свет.

1

Актовый зал

16

Где и как создаются матрешки.

 

1

ЧЛЗ

17

Русские сезоны в Париже – дверь в Европу.

1

ЧЛЗ

18-19

Матрёшкин день.         

2

Актовый зал

20

Керамика Гжели.  Гжель — основной центр русской керамики.  

1

ЧЛЗ

21

Стиль Гжели, гжельский орнамент

1

Учебный кабинет

22

Продукция Гжели

1

Учебный кабинет

23

«Гжельские» мотивы вокруг нас. СК «Зенит»

1

ЧЛЗ

24

Хохлома. Хохлома — художественный народный промысел в городе Семёнове.    

1

ЧЛЗ

25

Деревянная расписная посуда

1

Учебный кабинет

26

Орнаменты росписи

1

Учебный кабинет

27

Жостово.  Народный промысел —расписные металлические подносы.

1

ЧЛЗ

28

Жестовская палитра

1

Учебный кабинет

29

Узоры жостовских подносов

1

Учебный кабинет

30

 Павловопосадские шали. 

1

Учебный кабинет

31

«Подари мне платок, голубой лепесток…». Палитра.

1

Учебный кабинет

32

Набивные узоры

1

Учебный кабинет

33

Шалевый хоровод  

1

Рекреация

34

Итоговое занятие: выставка работ. Фоторепортаж с места событий.

1

Рекреация

ИТОГО

15

19

ВСЕГО

34 часа

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-й год обучения

п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

Место

Теория

Практика

план

факт

1

Введение. Серьезно о несерьезном

1

Читально-лекционный зал

Тема 4. «Что наша жизнь? - ИГРА »

2

Игра как способ познания окружающего мира.

1

Рекреация

3

Игра – отражение этапов взросления ребенка.

1

Учебный кабинет

4

Предметные игры и их значение для развития образно-волевой сферы.

1

Рекреация

5

Ролевые игры – примерка жизненных ролей.

1

Учебный кабинет

6

Сюжетные игры – путь в творчество.

1

Учебный кабинет

7

Во что и как играют дети мира.

1

Библиотека

8

Вятская (Дымковская) глиняная игрушка. 

1

ЧЛЗ

9

О чем поет Свистулька. Бытовой жанр дымковской игрушки.

1

Учебный кабинет

10

Дымковская палитра.

1

Учебный кабинет

11

Праздник проводов зимы -  Свистунья.

1

Рекреация

12

Богородская игрушка - забавные фигурки.

1

Учебный кабинет

13

Гляжу в тебя как в зеркало. Бытовой жанр богородской игрушки.

1

Учебный кабинет

14

Игрушка-самоделка.  

1

Учебный кабинет

15

 Народные игры,

1

Учебный кабинет

16

Старинные русские игры

1

Рекреация

17

Игры народов России.

1

Рекреация

18

Давайте поиграем в бабушкины игры

1

Рекреация

19

Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки)

1

Библиотека

20

Народная мудрость, проверенная временем: загадки, пословицы, поговорки

1

Библиотека

21

Авторские песни, ставшие народными

1

Актовый зал

22

Игра «Угадай-ка»

1

Библиотека

23

Народные танцы.

1

Учебный кабинет

24

Хороводы. Игры-хороводы.

1

Актовый зал

25

«Они неразлучны, как крылья у птицы» - слияние в хороводе танца, игры и песни

1

Рекреация

26

 «Ногам работа — душе праздник»: пляски парные. Переплясы.

1

Рекреация

27

«Кадриль моя сердечная…»

1

Рекреация

28

«Станьте, дети, станьте в круг…»

1

Рекреация

29

Танцы народов России

1

Учебный кабинет

Тема 5. «Сказка – ложь, да в ней намек,  добру молодцу урок»

30

Как рождаются сказки. Сказочные сюжеты. Сказочные персонажи.

1

Учебный кабинет

31

Русские народные сказки.

1

Библиотека

32

Сказки народов России.

1

Библиотека

33

В гостях у сказки

1

Актовый зал

34

Итоговое занятие: выставка работ. Фоторепортаж с места событий.

1

Актовый зал

ИТОГО

12

22

ВСЕГО

34


[1] Примечание: в 2014-2015 учебном году  программу выбрали дети, являющиеся русскими по происхождению, поэтому значительно увеличено время на знакомство с русской народной культурой, посредством изучения народно-художественных промыслов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование воспитательной работы в начальной школе в рамках программы "Я и дружная семья"

Реализация  воспитательной программы «Я и дружная семья» в начальной школе по различным направлениям позволяет активно привлекать родителей в  школьную жизнь. Планирование составлено по разл...

Программа воспитательной работы "Дружная семья"

Программа воспитательной работы...

Программа внеурочной деятельности "История семьи - история страны" для 3 класса

Перед школой и педагогами в соответствии с новым государ­ственным образовательным стандартом стоит задача — актуа­лизировать процесс воспитания гражданственности на уроках и во внеурочное время. Такие...

Программа внеурочной деятельности «Мир семьи»

Программа составлена  на  основе  комплексной образовательной программы "Мир  семьи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя семья"

Данная программа была мною использована в 2018-2019 г....

Программа внеурочной деятельности. "Дружный городок"

Межпредметные связи и интеграция содержания  внеурочной деятельности обучающихся в структуре и процессе реализации педагогического проекта "Правила дорожные соблюдать положено"...