Практические рекомендации учителям по работе с детьми с СДВГ.
материал на тему
Практические рекомендации учителям по работе с детьми с СДВГ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_uchitelyam_po_rabote_s_detmi_sdvg.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические рекомендации учителям по работе с детьми с СДВГ.
Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении:
- Изменение окружения:
- изучите особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
- работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;
- оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка — первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду.
- измените режим урока с включением физкультминуток;
- разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;
- предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;
- направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. д.
2.Создание положительной мотивации на успех:
- введите знаковую систему оценивания;
- чаще хвалите ребенка;
- расписание уроков должно быть постоянным;
- избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;
- вводите проблемное обучение;
- используйте на уроке элементы игры и соревнования:
- давайте задания в соответствии со способностями ребенка;
- большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое;
- создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои
сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;
- научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;
- игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;
- стройте процесс обучения на положительных эмоциях;
- помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!
3. Коррекция негативных форм поведения:
- способствуйте уменьшению агрессии;
- обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;
- регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.
4.Регулирование ожиданий:
- объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;
- объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.
Важно знать, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте. А. Л. Сиротюк приводит в пример эксперимент педагогов начальной школы в Канаде.Учителя сосредоточились на трех детях, которые нарушали дисциплину в классе и не сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и поощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя». Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении первых двух недель все учащиеся стали хорошо вести себя и сдавать тетради с домашними работами.
Таким образом, гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен толъко по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов.
Приложение 1.
Тест на выявление гипердинамического синдрома у ребенка.
Отметьте пункты, где вы можете ответить «да» про своего ребенка:
1. Есть неврологические диагнозы (энцефалопатия, ММД, синдром внутричерепной гипертензии).
2. Наблюдается неконтролируемая моторная активность.
3. Очень слабая для его возраста концентрация внимания. Ребенок бросает одно и сразу начинает другое дело; его очень легко отвлечь, если он чем-то занят.
3. Есть стойкие нарушения сна.
4. В истории развития ребенка есть или были логопедические проблемы, задержки или общее недоразвитие речи (даже если бесследно прошли)
5. Не может приспособиться к дисциплинарным требованиям детского учреждения.
6. Быстрая «захлебывающаяся» речь.
7. Стойкая неуспеваемость в школе, которую нельзя объяснить недостатком интеллекта (по одному или сразу по всем предметам).
8. Повышенный травматизм и «влипание» в неприятности и истории.
9. Есть один или несколько тиков или моторных стереотипов (грызет ногти, обрывает заусенцы, подскакивает на месте, крутит головой, моргает, подкашливает, трет нос или глаза, дергает себя за волосы, крутит или мнет что-нибудь в пальцах и т.д)
10. Ночной или дневной энурез.
11. Поверхностная, часто избыточная общительность. Не всегда чувствует социальные грани и дистанции. Для него все вокруг – «друзья», но строить глубокие дружеские отношения не умеет.
12. Предпочитает младших партнеров по играм (с ними у него к взаимному удовольствию есть возможность поиграть в подвижные игры, которых ему всегда так не хватает)
13. Ведет себя как ребенок младшего возраста.
14. Метеочувствительность. Состояние, настроение зависит от времени суток, года.
15. Даже при небольшом стрессе или напряжении может наступить срыв.
Если «да» набралось более 5 – скорее всего, гипердинамический синдром имеется, необходимо обратиться за консультацией к специалистам (неврологу, психологу).
Источники.
1.Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации учителю в работе с детьми с психологическими особенностями
Одним из важнейших принципов организации учебного процесса является использование индивидуального подхода в обучении.Изучение личности ребёнка через его деятельность – один из важнейших принципов, кот...
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
В статье представлены рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с учащимися с ОВЗ в зависимоти от особенностей их развития...
Рекомендации учителям при работе с детьми с ОВЗ
В этой статье даны рекомендации по работе с детьми с ОВЗ основных назологических групп: ЗПР, ТНР, ДЦП, РАС, СДВГ...
Рекомендации педагогам по работе с детьми с СДВГ
Уважаемые педагоги! Здесь представлены рекомендации по работе с детьми с СДВГ....
"Общие рекомендации учителям по работе с детьми с ОВЗ"
Рекомендации для учителей работающих с детьми с ОВЗ, без которых нет продуктивности в работе с такими детьми....
Практические рекомендации, игры и упражнения в основных направлениях коррекционной работы с детьми с СДВГ и гиперактивностью.
Работа посвящена играм, которые являются эффективной и прекрасной коррекционной методикой, направленной на развитие дефицитарных функций детей с отклонениями в развитии, детей с СДВГ. Предложены...
Общие рекомендации учителям по работе с детьми с ОВЗ
Памятка для учителей по эффективной работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)Памятка для учителей по эффективной работе с детьми с умственной отсталостью (УО) и задер...