РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
консультация на тему
В статье представлены рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с учащимися с ОВЗ в зависимоти от особенностей их развития
Скачать:
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ВСЛЕДСТВИЕ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА
В каждое занятие желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т.д.).
Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий (детям с церебральным параличом свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость).
Для детей, имеющих тяжелые нарушения моторики рук (практически всегда они связаны с тяжелым нарушением речи), необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ.
Особое место должны занять уроки ручного труда, рисование, так как, на них значительное место занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщённые приёмы умственной работы.
В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал следует объяснять на индивидуально-групповых занятиях.
Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её, целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ПРИ РАБОТЕ СДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
При планировании и проведении занятий необходимо учитывать специфические особенности детей с ТНР. Организуя работу с ними, целесообразно:
- осуществлять сугубо индивидуальный подход к ребенку с учетом его возрастных и психических особенностей;
- обеспечивать положительную мотивацию выполнения заданий, с тем, чтобы повысить эффективность обучения;
- чередовать различные виды деятельности;
- включать в занятия тренировочные упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных операций и т.д.
- Создание щадящего режима.
- Использование приемов и методов обучения, адекватных возможностям учащихся.
- Зная особенности детей с ОНР, для лучшего восприятия изучаемого материалоа, необходимо стараться задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного).
- Ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми. Говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса.
- Спокойные, уверенные движения, отсутствие суетливости, самообладание во все моменты жизни.
- Всегда и во всем уметь до конца доводить начатую с ребенком работу, проявлять настойчивость.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённых усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.
- Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
- Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
- Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
- Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.
- В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
- Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
- Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
- Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.
- Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
- Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.
- Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданиями, интонацию и приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).
- Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
- Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов
- Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
- Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ПСИХОПАТОПОДОБНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ, СДВГ
- Помогайте ребенку организовать свою работу, но не делаете это вместо него. Делайте вместе, а не вместо ребенка;
- Для выше названной цели задавайте ребенку организующие вопросы. Пример: «Как ты будешь решать эту задачу?», «Что ты будешь делать вначале, а что в конце?», «Как ты распределишь время на выполнение задания?» и т. д.;
- Для помощи ребенку в составлении плана действий используете наглядность (цветные стикеры, часы, песочные часы, схемы и т.д.);
- Если ребенок сделал ошибку, не говорите сразу, какую именно ошибку он совершил. Можно сказать так: «в этой строчке ошибка, постарайся найти ее»;
- Оценивая текучую работу, выставляете оценки по разным критериям: за красоту написания, за скорость, за точность и т.д.
- Давайте четкие инструкции. Не используете сложных предложений;
- Не берите с таких детей обещаний. Они все равно их не выполнят;
- Хвалите за терпение и сдержанность на уроке. Важно больше хвалите за хорошее поведение, чем ругайте за плохое;
- Если ребенок плохо себя ведет на уроке, то постарайтесь не делать ему вербальных замечаний;
- По возможности постарайтесь посадить ребенка с СДВГ ближе к учителю;
- Четко обозначьте правила поведения в школе. В случае если ребенок их нарушил, не ругайте его за это. Просто напомните ему о правилах. Пример: «Какие у нас правила? В нашей школе правило ходить в сменной обуви»;
- Проговариваете детям план урока. Предупреждайте детей о тех или иных действиях заранее;
- Давайте только одно задание на определенный период времени;
- Во время урока можно использовать таблички: «Время работать», «Время отдыхать»;
- По возможности чередуйте на уроке различные типы деятельности;
- Не забывайте о физминутках;
- Просите ребенка с СДВГ помогать Вам во время урока. Например, раздать тетради, смочить тряпку и т. д.
- Во время физминуток и перемен найдите время поиграть с детьми в различные игры, направленные на развитие произвольности поведения («Найди отличия», «Нос, пол, потолок»), на преодоление расторможенности («Скалолаз», «Совы и мыши», «Море волнуется», «Дождь» и т.д.), на контроль импульсивности («Кричалки, шепталки, молчанки», «Найди и промолчи» и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми
Памятка кратко формулирует основные принципы работы педагога с гиперактивными детьми (СДВГ)...
Рекомендации учителю в организации учебного процесса со слабовидящими детьми
Рекомендации для учителей по работе со слабовидящими детьми...
Рекомендации учителю по организации учебного процесса со слабослышами и соматически ослабленными детьми
Рекомендации учителю, обучающему соматически ослабленных учащихся и имеющих хронические заболевания. Рекомендации для детей слабослышащих в общеобразовательных учебных заведениях....
Практические рекомендации учителям по работе с детьми с СДВГ.
Практические рекомендации учителям по работе с детьми с СДВГ....
Рекомендации учителю, работающему с детьми с нарушениями речи
В статье описаны проявления различных видов дисграфии у детей с нарушениями речи и особенности работы учителя с такими детьми....
Методические рекомендации учителю, работающему с детьми ОВЗ.
Требования к уроку в специально (коррекционной ) школе Vlll вида...
Методические рекомендации учителю, работающему с детьми ОВЗ.
В своих методических рекомендациях я постраралась оказать посильную помощь учителям при подготовке к уроку в работе с детьми ОВЗ....