Мастер - класс "Рефлексия"
материал на тему

Диченская Ирина Николаевна

мастер -класс поможет повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер –класс «Рефлексия».

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;

Дать представление о классификации рефлексии;

Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;

Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.

-  Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе.

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ МАСТЕР – КЛАССА.

В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.

Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

СЛАЙД 2

А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

САЙД3

В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное успешным.  

         Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.  

           Решение этой проблемы я вижу в организации рефлексивной деятельности на уроке. Именно она позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность. Поскольку каждый ребёнок проявляет себя в тех способах деятельности, которые свойственны его индивидуальности. И поэтому тема моего мастер класса «Рефлексия».

          А что такое рефлексия? Обратимся к словарю.        

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

   Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

     В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

    Ребёнок не может постоянно находиться в ситуации потребления готовых знаний. Он хочет быть активным, самостоятельным в учебно-познавательной деятельности.

    Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.

В зависимости от обстоятельств, на уроке можно использовать один из видов деятельности, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

- физическую (успел – не успел)

- сенсорную (комфортно – дискомфортно)

- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)

- духовную (стал лучше – хуже)

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

рефлексия настроения и эмоционального состояния

рефлексия деятельности

рефлексия содержания учебного материала

 Музыку выключить

   Для того чтобы полнее раскрыть каждый вид рефлексии я предлагаю вам провести игру. Для этого надо разделиться на группы (возьмите бабочку любого цвета). Те у кого синяя бабочка садитесь…, красная…, жёлтая…  И  чтобы повысить своё эмоциональное состояние я предлагаю вам поиграть в игру «Топай, хлопай».

Условия игры таковы: я буду говорить вам утверждения, а вы если согласны, то хлопайте в ладоши, если сомневаетесь, поднимите руку вверх, а если не согласны топайте.

Утверждения:

- мы сегодня пришла на  мастер-  класс с хорошим настроением

- нам  нравятся коллеги находящиеся в этом зале

- рефлексию должны использовать только учителя начальных классов

- тема мастер класса важна  для любого учителя

- рефлексию необходимо использовать на каждом уроке

- в мастер - классе мы получим полезную информацию и будем  использовать её в своей работе.

Итак, вернёмся к классификации, наверняка на уроках вы используете все виды рефлексии и я, прошу вас, поделиться своим опытом

Каждая группа получит  задание. Я порошу подойти ко мне по одному представителю из группы и взять задание.

  Первая группа работает с  рефлексией настроения и эмоционального состояния. Этот вид целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности.

Слайд

Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление.

Вторая с рефлексией деятельности этот  вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика на разных этапах урока,     слайд   

Используя, например прием «лестницы успеха».

Третья группа с рефлексией содержания учебного материала (используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).

        Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент.

Слайд.

    Итак ,задание вы получили а теперь   вы будете создавать свои варианты и подумайте, пожалуйста над рецензией на ответ, материалы для рецензии у вас на столах.  Время работы 5 минут.

      А сейчас послушаем выступление по теме «Рефлексия настроения и эмоционального состояния»  и представьте, пожалуйста, свой вариант рефлексии.  Рецензию на ответ скажет …

 (Спасибо вам за помощь и интересные идеи).

  Я хочу поделиться с вами своим опытом работы в применении рефлексивной деятельности. Итог моей работы был обобщён учителями Астаховской школы, на основе этого были разработаны методические рекомендации по теме «Рефлексия в начальной школе».

     В заключении нашего мастер класса я предлагаю провести игру рефлексию. У вас на столах лежат разноцветные лепестки с написанными словами 

   Выберите 5-6 лепестков, слова на которых отражают ваше отношение к мастер классу и соберите цветок.  Прикрепите свои цветочки на полянку,  прочитав слова на лепестках.

      Какие красивые  цветы распустились на поляне. Спасибо . Я благодарю вас за сотрудничество. Удачи всем!!!

 

Первая группа работает с  рефлексией настроения и эмоционального состояния. Этот вид целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности.

Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление.

Вторая с рефлексией деятельности этот  вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика на разных этапах урока,   

используя, например, прием «лестницы успеха».

Третья группа с рефлексией содержания учебного материала (используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).

        Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...

Конспект урока технологии на тему "Мастера и их профессии. Традиции и творчество мастеров"

Мастер — человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные, а также превосходно знающий своё реме...