Мастер - класс "Рефлексия"
материал на тему
мастер -класс поможет повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refleksiya.docx | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер –класс «Рефлексия».
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;
Дать представление о классификации рефлексии;
Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;
Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.
- Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе.
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ МАСТЕР – КЛАССА.
В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
СЛАЙД 2
А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
САЙД3
В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное успешным.
Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
Решение этой проблемы я вижу в организации рефлексивной деятельности на уроке. Именно она позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность. Поскольку каждый ребёнок проявляет себя в тех способах деятельности, которые свойственны его индивидуальности. И поэтому тема моего мастер класса «Рефлексия».
А что такое рефлексия? Обратимся к словарю.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Ребёнок не может постоянно находиться в ситуации потребления готовых знаний. Он хочет быть активным, самостоятельным в учебно-познавательной деятельности.
Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.
В зависимости от обстоятельств, на уроке можно использовать один из видов деятельности, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
- физическую (успел – не успел)
- сенсорную (комфортно – дискомфортно)
- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)
- духовную (стал лучше – хуже)
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
рефлексия настроения и эмоционального состояния
рефлексия деятельности
рефлексия содержания учебного материала
Музыку выключить
Для того чтобы полнее раскрыть каждый вид рефлексии я предлагаю вам провести игру. Для этого надо разделиться на группы (возьмите бабочку любого цвета). Те у кого синяя бабочка садитесь…, красная…, жёлтая… И чтобы повысить своё эмоциональное состояние я предлагаю вам поиграть в игру «Топай, хлопай».
Условия игры таковы: я буду говорить вам утверждения, а вы если согласны, то хлопайте в ладоши, если сомневаетесь, поднимите руку вверх, а если не согласны топайте.
Утверждения:
- мы сегодня пришла на мастер- класс с хорошим настроением
- нам нравятся коллеги находящиеся в этом зале
- рефлексию должны использовать только учителя начальных классов
- тема мастер класса важна для любого учителя
- рефлексию необходимо использовать на каждом уроке
- в мастер - классе мы получим полезную информацию и будем использовать её в своей работе.
Итак, вернёмся к классификации, наверняка на уроках вы используете все виды рефлексии и я, прошу вас, поделиться своим опытом
Каждая группа получит задание. Я порошу подойти ко мне по одному представителю из группы и взять задание.
Первая группа работает с рефлексией настроения и эмоционального состояния. Этот вид целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности.
Слайд
Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление.
Вторая с рефлексией деятельности этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика на разных этапах урока, слайд
Используя, например прием «лестницы успеха».
Третья группа с рефлексией содержания учебного материала (используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).
Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент.
Слайд.
Итак ,задание вы получили а теперь вы будете создавать свои варианты и подумайте, пожалуйста над рецензией на ответ, материалы для рецензии у вас на столах. Время работы 5 минут.
А сейчас послушаем выступление по теме «Рефлексия настроения и эмоционального состояния» и представьте, пожалуйста, свой вариант рефлексии. Рецензию на ответ скажет …
(Спасибо вам за помощь и интересные идеи).
Я хочу поделиться с вами своим опытом работы в применении рефлексивной деятельности. Итог моей работы был обобщён учителями Астаховской школы, на основе этого были разработаны методические рекомендации по теме «Рефлексия в начальной школе».
В заключении нашего мастер класса я предлагаю провести игру рефлексию. У вас на столах лежат разноцветные лепестки с написанными словами
Выберите 5-6 лепестков, слова на которых отражают ваше отношение к мастер классу и соберите цветок. Прикрепите свои цветочки на полянку, прочитав слова на лепестках.
Какие красивые цветы распустились на поляне. Спасибо . Я благодарю вас за сотрудничество. Удачи всем!!!
Первая группа работает с рефлексией настроения и эмоционального состояния. Этот вид целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности.
Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление.
Вторая с рефлексией деятельности этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика на разных этапах урока,
используя, например, прием «лестницы успеха».
Третья группа с рефлексией содержания учебного материала (используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).
Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"
Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...
Конспект урока технологии на тему "Мастера и их профессии. Традиции и творчество мастеров"
Мастер — человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные, а также превосходно знающий своё реме...