Доклад на педсовете "Классный час в системе личносто-ориентированного воспитания"
статья на тему

Каширина Лариса Николаевна

Предварительный просмотр:

«Классный час в системе

 личностно – ориентированного воспитания»

      Эпиграф педсовета: «Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей…» (А.А. Захаренко

  Цель школы самовыражения личности ребёнка заключается в том, чтобы эффективно содействовать актуализации, развитию и проявлению ребёнком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, субъективности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей.

           Что такое классный час? Это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия, прямого общения классного руководителя с учащимися. Этот процесс общения планируется, проектируется, управляется педагогом. Таким образом, система классных часов – важнейшее звено педагогической деятельности классного руководителя. Задача педагогов нашей школы сделать это более эффективным.

           Использование личностно-ориентированного подхода на уроках привело нас к пониманию необходимости его применения в подготовке и проведении классных часов. Такой подход предполагает:

Разнообразие тем, форм и способов организации классных часов, способствующих удовлетворению индивидуальных интересов учащихся, обогащению их опыта;

Демократический стиль общения;

Неформальную обстановку;

Дифференциацию и индивидуализацию воспитательного воздействия (учёт интересов учащихся, их индивидуальных способностей, половой принадлежности, уровня личного развития);

Создание ситуации успеха выбора для ребёнка.

 

Учитель в школе, прежде всего, имеет дело с целостной личностью ребёнка. Каждый интересен своей уникальностью, и личностно-ориентированное воспитание позволяет сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого "Я" и, попросту говоря, — воспитать маленького человека лучше, чем он есть.

Воспитание, формирование личности ребёнка осуществляется каждый день в будничной жизни. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьника стала разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений. Радостным для школьника должен стать сам процесс приобретения новых знаний, познания мира с трудностями, успехами и неудачами. Ни с чем несравнимую радость доставляют общение с товарищами, приобретение друзей, коллективные дела, игры, совместные переживания, приобщение к труду и общественно-полезной деятельности.

Каждый ребёнок должен быть в чём-то не хуже других, а может быть, и превосходить в чём-то: кто-то хорошо уметь писать стихи, кто-то — танцевать, кто-то знает математику лучше других, кто-то — русский, а кто-то читает много книг... Надо только помочь ребёнку раскрыться.

На первых порах важно оценивать успехи школьника не в сравнении с успехами других, а оценивать достигнутые им результаты, сопоставляя его нынешние успехи с прошлыми, подчёркивая его развитие и продвижение. При этом важно отметить старания ребёнка и усилия, прилагаемые им для достижения хороших результатов в учении, труде, творчестве.

Для большинства детей успех — сильный стимул к дальнейшему совершенствованию. Выход за рамки привычного, стандартного всегда сопутствует творчеству.

Личностно-ориентированный подход в воспитании ребёнка с выходом на индивидуальность имеет очень большое значение.

Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего - это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.

Какой же ребенок не мечтает оказаться на месте взрослого. Ведь иногда так хочется пофантазировать, представить себя на месте учителя или даже строгого директора. В мечтах ребенок чувствует себя взрослым. С его точки зрения он умеет все: правильно учить, интересно рассказывать, помогать кому-то в трудной ситуации, ругать за плохие оценки и за плохо выученные уроки, советовать, заботиться и заступаться за слабого.

     Воспитание - это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.

     Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

     Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.

     Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.

     Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает условия среды.

     Мечта любого классного руководителя - создать единый дружный коллектив. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие - коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.

В сегодняшнем обществе классный руководитель является фигурой, которая требует особого внимания. К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Это и любовь к детям и к своей профессиональной деятельности, широкая эрудиция, высокий уровень общей культуры, нравственности, профессиональное владение методами воспитания. Учителю начальной школы, который одновременно преподает и воспитывает, необходимо обладать еще и недюжинными воспитательными способностями. Ведь к нам приходят совсем еще маленькие дети, которых необходимо ввести в мир школьной жизни, создать условия для их развития, воспитать достойного человека. Я считаю важным и придерживаюсь таких принципов:

-        правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему,

- быть примером и образцом для подражания;

- вызывать в ребенке благородные чувства, делать людям добро;

- вселять в человека уверенность, находить нужный стиль общения с каждым ребенком;

- вызывать к себе уважение со стороны воспитанника;

-        приспосабливать педагогические воздействия к индивидуальным особенностям ребенка.

Энергия детства неисчерпаема, нужно лишь уметь направлять её в нужное русло. Вся моя воспитательная работа направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в детском коллективе, мог свободно общаться, играть, проявлять сострадание и стремился к взаимовыручке и взаимоподдержке.

С приходом ребенка в школу, в самом начале работы классного руководителя ставится задача - создание здорового микроклимата в детском коллективе, формировании положительных межличностных отношений, их регулирование. Начало учебной деятельности знаменует собой не только переход познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. На личностное развитие ребенка влияют учебная, игровая, трудовая деятельность, а также общение. Учить общаться приходится постоянно: на уроке, в играх, во время прогулки, на репетициях, праздниках. Провожу беседы и классные часы «Теперь ты ученик», «Вместе весело шагать», «Как твоё настроение?», «Нельзя брать чужое», «Настоящая дружба. Как ты её понимаешь», «Добро и зло» и др. Провожу традиционный праздник «Посвящение в первоклассники», на котором присутствуют родители и старшие ученики школы.

Когда я начинаю работать с первоклассниками, то обязательно ориентируюсь на личность каждого ребёнка, на его индивидуальность. Известно, что обучение и воспитание взаимосвязаны. И личностно-ориентированное воспитание способствует успешному обучению, служит профилактикой стрессовых психических состояний у ребёнка в процессе обучения. Каждый ученик должен в чём-то самоутвердиться.

В первые дни я стараюсь выявить, кто на что способен, чтобы в дальнейшем в процессе работы по возможности развивать способности детей, чтобы каждый из них чувствовал себя на своём месте.

Начиная с первых дней работы с детским коллективом, знакомлю с теми традициями, которые существуют в школе. А позднее создаем традиции своего класса. Это и праздники «Посвящения в первоклассники», «Праздник прощания с азбукой», «Прощание с начальной школой», праздничные огоньки, конкурсы чтецов и рисунков, выпуск стенгазет, конкурсы сочинений.

Организуя свою деятельность в классе, иду от реальных, индивидуальных способностей ребенка, принимая его и любя таким, каков он есть. Стараюсь не подавлять природу ребенка, а словно скульптор, следовать за ней, ценить своеобразие маленькой личности, наблюдать, выявлять, поддерживать основные линии его развития, зажигать искорку задора, желание творить и фантазировать. При организации воспитательной работы использую различные формы, приемы и методы, которые дают возможность лучше узнать своих воспитанников. В соответствии с планом воспитательной работы провожу классные часы, уроки мужества, уроки культуры поведения, творческие дела, утренники, огоньки, беседы, викторины, познавательные игры, турниры, марафоны, экскурсии.

Праздники имеют большое значение в жизни ребенка, для полноценного развития они ему необходимы как воздух. Дети любят праздники и с удовольствием участвуют в них. Есть праздники традиционные, без которых невозможно обойтись, а есть и такие, которые требуют инициативы, творчества не только детей, но и родителей. Такие праздники делают жизнь в классе более интересной, насыщенной, помогают ребятам сдружиться и проявить себя. При организации праздника решается психологическая задача (создается у детей состояние эмоционального комфорта, ощущение радости детства), социальная (укрепляется классный коллектив) и педагогическая (воспитание и всестороннее развитие).

Мои воспитанники принимают активное участие в школьных праздниках, как все, так и отдельные ученики, в соответствии с их возможностями и желанием. Каждый делает то, что ему больше по душе: рисует, участвует в художественной самодеятельности, мастерит. А когда мы рисуем, поем, читаем стихи, разыгрываем сценки, украшаем класс, наряжаемся, слушаем музыку -всё это ещё и элементы эстетического воспитания.

При подготовке к праздникам большое внимание я уделяю оформлению помещения, подготавливаю иллюстрационный материал, делаю красочные презентации, видео-фильмы, которых у меня уже более 20. Одним из основных направлений моей работы с классным коллективом считаю нравственное и гражданско-патриотическое воспитание. Нравственное воспитание несет в себе любовь и уважение к другим людям, бережное отношение к природе. А это постепенно перерастает в любовь к Родине, своему народу.

Классные часы, посвященные природе родного края, позволяют расширить знания младших школьников об окружающем мире, экологических проблемах. Помогают задуматься над тем, какую посильную помощь в сохранении природы дети могут оказать: озеленение кабинета, высадка зеленых насаждений на пришкольном участке, уборка мусора с лесной полянки после своего отдыха...

Дети любят подражать взрослым. Проигрывая с ними элементы русских народных праздников, можно познакомить со старинными обычаями и традициями, культурным наследием предков. Большую помощь в воспитательной деятельности оказывает устное народное творчество - пословицы и поговорки, загадки, песни, былины, которые знакомят детей со славными подвигами богатырей - защитников земли Русской.

С 1 класса учу детей уважительно относиться к законам своей страны, основной символике государства.

Традиционными в классе стали уроки мужества; праздники, посвященные Дню Победы, Битве под Воронежем и другим знаменательным датам. Принимаем участие в митингах и общешкольных мероприятиях.

Уделяется внимание и такому направлению воспитательной работы, как сохранение и укрепление здоровья детей. Провожу разнообразные физкультминутки, подвижные игры. Принимаем участие в школьных спортивных соревнованиях и конкурсах. На классных часах обсуждаем правила личной гигиены, питания, режима дня.

Игра является одним из важнейших видов деятельности младших школьников, поэтому она должна использоваться во всех направлениях воспитательной работы. Провожу самые разнообразные игры: подвижные, ролевые, сюжетные, интеллектуальные. Использую и игры развивающего характера, разнообразные развлечения, ориентированные на творческое самовыражение ребенка. В них предлагается не только материал для подражания, повторения, но и представляется поле для фантазии, личного творчества, что дает мне возможность лучше узнать своих учеников, выявить индивидуальные особенности каждого из них и наметить перспективы для дальнейшего развития их творческого потенциала. Моих воспитанников привлекают игры, в которых можно проявить свои интеллектуальные умения. Загадки, занимательные задачи или другие познавательные игры - хорошие помощники в интеллектуальном развитии школьников.

Очень важно сделать родителей единомышленниками в воспитании и обучении. Где и как собрать родителей и детей вместе? Конечно, за подготовкой и проведением праздников. Часто в классе организую утренники, на которые приглашаю родителей. Использую и такие формы: собрания, изготовление поделок, выпуск стенгазет, сочинения, изготовление подарков и поздравительных открыток.

Чтобы правильно организовать работу с учениками и их родителями, нужно как можно больше знать о них. Именно поэтому большое значение в работе классного руководителя имеет диагностическая деятельность. Считаю, что диагностические исследования   необходимы   в   изучении   особенностей   детского коллектива. Провожу анкетирование детей и родителей, тестирование, наблюдения, сочинения, беседы с учениками и родителями.

Классный руководитель - это человек творческий, и ему необходимы такие качества, как артистичность, активность, оптимизм, трудолюбие, веселый нрав. Трудно себе представить педагога, работающего с младшими школьниками и не обладающими такими качествами. Я  считаю, что творческий подход к делу, делают каждое мероприятие, подготовленное мною, запоминающимся.

К.Д. Ушинский писал: «Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы». Детство человека неразрывно связано с его малой родиной - семьей, школой. С отношения к ним начинается любовь или равнодушие к родной речи, к своей стране, к её прошлому, настоящему, а затем ко всему человечеству и его ценностям. Дети, почерпнув что-то из общения с родителями и учителем, должны превзойти их, иначе развитие, обучение и воспитание не будут иметь смысла.

Дети все хотят учиться. Вспомним, какими они приходят в 1 класс, как гордятся новой формой, портфелем, как переполняет их предчувствие радостной встречи со школой, с тайнами, которые их там ждут. Они любознательны, всюду суют свои носы, тянутся ко всему новому, необычному, обожают учителя, радуются учению, хотя толком еще не знают, что это такое.

Как сделать, чтобы дети были счастливы в школе? Как сохранить у них огонек жажды знаний?

Цель школы на данном этапе – формирование личности школьника с максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей, развитие его творческого потенциала. В.А.Сухомлинский отмечал, что первоочередная задача состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуального полнокровного труда.

« Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, воспитывать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – знаний, поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства».

Личность ученика можно охарактеризовать пятью основными потенциалами: познавательный потенциал, морально-нравственный, творческий, коммуникативный, эстетический потенциал.

Познавательный интерес выступает первым структурным элементом любого другого личностного качества.

 Организация познавательной деятельности направлено на формирование личностных качеств, в том числе и таких качеств как любознательность, трудолюбие, работоспособность, целеустремленность.

 Внеклассные занятия по предметам, которые провожу с детьми, проходят в  игровой форме. Дети  знакомятся с окружающим миром, познают новое. Это и викторины, и соревнования, экскурсии. С  удовольствием сами подбирают занимательный материал по предметной неделе и оформляют газеты.

В своей работе с учениками начальных классов я значительное место уделяю организации самостоятельной проектной деятельности, направленной на создание ими собственных творческих, исследовательских проектов, который можно назвать учебными исследованиями потому, что главный их результат лежит в педагогической плоскости. Дети младшего школьного возраста, как отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.

 Учащиеся  проводят исследования, выполняют исследовательские работы, с которыми выступают перед сверстниками .В прошлом году у нас были индивидуальные проекты «Моя семья», «Животные лесной полосы».В этом году создали индивидуальные работы-презентации и по предметам и к внеклассным мероприятиям.

Школа способствует развитию высших чувств у детей: моральных, интеллектуальных и эстетических. В младшем школьном возрасте интенсивно формируются такие моральные чувства, как чувство любви к Родине, сочувствие к угнетенным и ненависть к их угнетателям, восхищение героизмом и мужеством советских людей, чувство коллективизма, товарищества, трудолюбия и другие ценные чувства.

Ребенок живет в динамично изменяющемся мире и для того, чтобы выжить в нем, должен быть готов изменениям. Для этого необходимо с раннего возраста развивать творческие способности каждого ребенка, активизировать его творческий потенциал.

Творческий потенциал личности младшего школьника наиболее полно раскрывается при использовании “театральной деятельности”. Учащиеся активно принимают участие в праздничных концертах, проводимых в классе и школе. В классе проводился Новогодний огонёк . Дети  в красочных костюмах, которые конечно приготовили родители, выступали с песнями и стихами. К 8 марта мы  подготовили концерт, который назывался «Праздник бабушек и мам». Все эти мероприятия дают возможность ребенку развить свой талант.

Здесь же  и совершенствуются  коммуникативные умения, дети   преодолевают свой страх перед выступлением, перед работой с залом, а в дальнейшем будут более успешны в установлении контактов с окружающими людьми.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в  окружающей  действительности призвана система  эстетического  воспитания. Своих детей я увлекаю в разнообразные виды художественного творчества. С увлечением дети участвуют в конкурсах  художественно-прикладного характера. Изготовление различных поделок способствует развитию творчества. Школьники  фантазируют  над декоративным украшением. Работы детей выставлялись  на различных  выставках: и в школе, и в местном ДК, и районе. Принимаем участие и в районных, областных и всероссийских конкурсах.

В  заключении, хотелось бы отметить, что использование в процессе обучения и внеклассной работе  различные формы по формированию основных потенциалов личности ученика  ведет к сплочению коллектива, способствует развитию и коммуникативному потенциалу ученика.

Только в совместной работе  дети могут  свободно общаться, строить свои межличностные отношения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад."СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ И СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ."

Дети – национальное достояние любой страны, а одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные  способности в своих учениках и сумеет создать ...

Доклад по теме: "Сотрудничество семьи и школы в воспитании здорового образа жизни у младших школьников."

В докладе раскрывается актуальность возникшей проблемы, приводятся данные исследований врачей г.Саратова. Предлагаются пути совместной профилактической работы учителя с родителями....

Доклад на тему "Реализация духовно- нравственного развития и воспитания у обучающихся во внеурочное время"

Доклад по реализации духовно- нравственного воспитания во внеурочное время в начальной школе (опыт работы)...

Доклад на тему Этнокультурные традиции в духовно-нравственном воспитании учащихся на уроках эрзянского языка.

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у детей этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этнокультурная компетентность - это не просто...

Доклад «Роль школы и семьи в духовно – нравственном воспитании детей»

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема...

Доклад на тему «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание младших школьников»

           Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может...

Доклад на тему:«Одарённые дети.Система работы с одаренными детьми»

В последнее время проблема выявления и развития умственно одарённых детей является одной из наиболее сложных и интересных проблем современности, т.к. она связана с перспективами развития и процветани...