Доклад."СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ И СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ."
статья на тему
Дети – национальное достояние любой страны, а одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества. Важно знать, по каким направленям двигаться педагогам, чтобы увидеть и развить индивидуальный талант ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад."СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ И СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ." | 65.5 КБ |
СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ." | 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Гимназия №23, г. Химки.
Учитель начальных классов: Иванова М.Н.
СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ И
СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ.
В настоящее время проблема развития одаренных и талантливых детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов. Создан Всемирный совет по таланту и одаренности детей, в состав которого входят представители 23 государств. 55 стран объединены во Всемирный совет по одаренным и талантливым детям. Основные задачи Совета - изучение одаренных и талантливых детей и создание специальных программ по их развитию.
В рамках образовательного учреждения также необходимо создание творческой среды и системы поддержки развития талантливых детей. Понятие "талантливые дети" подразумевает только потенциальные возможности развития. Талант определяется высокой степенью одаренности, представляет собой совокупность способностей, которые позволяют достичь высокого результата в деятельности, характеризующегося новизной, общественной и личностной значимостью.
Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Работа с талантливыми (одаренными) детьми в школе, гимназии, лицее может быть реализована только в рамках общешкольной программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы.
Основной идеей работы является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений, руководителей муниципальных служб управления, творческой общественности, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей
Цель данной работы: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.
Задачи:
- определение критериев одаренных детей, выявление школьников требующих особого маршрута сопровождения;
- содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);
- развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);
- содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;
- содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми.
Талантливые дети – особая категория одаренных. Разговор о них – это, по сути, разговор о плюсах и минусах ранней специализации.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренные дети отличаются друг от друга и степенью одаренности и познавательным стилем и сферами интересов, следовательно, программы для них должны быть индивидуализированы. Сконцентрировав усилия одаренного ребенка на каком-то одном виде деятельности (музыка, изобразительное искусство, шахматы и др.), часто можно добиться выдающихся результатов, значительно превосходящих обычные представления. История человечества свидетельствует о том, что в редких случаях это оказывалось полезным для развития ребенка в будущем и позволяло ему реализоваться в дальнейшем как выдающемуся специалисту (В.-А.Моцарт. К.Гаусс и др.).
Для того, чтобы одаренный ребенок развивался естественно и творчески, необходимо создавать специальные условия развития. Это и благоприятная, доброжелательная атмосфера, отказ от оценок и критики, поощрение высказывания оригинальных идей, обеспечение возможностей для упражнения и практики, предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
В развитии одаренности детей надо активно вовлекать их в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством. Функционирование в школе кружков, психологических клубов, игр типа "Что, где, когда?",викторин и направление в центры внешкольной работы дает возможность талантливому ребенку продуцировать разнообразные и необычные идеи, развивать специальные способности и ощущать при этом свою успешность.
В гимназиях, лицеях, где обучается большее количество способных детей, применяются такие формы работы, как создание групп по интересам (ответственные педагоги отбирают детей со сходными интересами и способностями). Это проходит не только в рамках одного класса, но и в масштабе школы. Работа групп по интересам наиболее плодотворна, когда устанавливаются связи между содержанием их работы и другими видами работы школы. Полезно, когда деятельность групп по интересам является дополнением к школьной программе и способствует росту теоретических знаний учащихся.
Определение детей, обладающих незаурядными способностями, является достаточно сложной проблемой. Выявление одаренных детей связано также с проблемой выделения различных видов одаренности, которые характеризуются определенными признаками.
-академической (высокие показатели в школьном обучении);
-творческого или продуктивного мышления;
-художественной деятельности;
-общения и лидерства;
-интеллектуальной;
-экстрасенсорной;
-духовной;
-психомоторной;
-социальной;
Интеллектуальная сфера: Ребенок отличается гибким и острым мышленим, наблюдательностью, проявляет выраженную и разностороннюю любознательность, имеет глубокую память, часто полностью погружается в то или иное занятие, легко и охотно учится, умеет связно излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому приложению знаний, знает многое, о чем его сверстники и не подозревают, проявляет исключительные способности к решению задач. Дети с одаренностью этого типа быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих
Академическая одаренность проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более избирательной нежели интеллектуальная. Эти дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения — в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легкообластях знания.
Творческое или продуктивное мышление: Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу, демонстрирует высокий энергетический уровень; часто делает все по-своему, изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен по разному подойти к проблеме или к использованию материалов, способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; он склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.
Общение и лидерство: Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей; с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми; генерирует идеи и решения задач; в общении со сверстниками проявляет инициативу; принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста; другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью; относится к сверстникам и к старшим как к равным, сопротивляясь неискренним, искусственным или покровительственным отношениям; явно принимается большинством людей, которые его знают.
К художественной деятельности относятся изобразительное искусство и музыка.
Изобразительное искусство: ребенок проявляет очень большой интерес к визуальной информации; в мельчайших деталях запоминает увиденное; проводит много времени за лепкой или рисованием; весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие; оригинально использует средства художественной выразительности; экспериментирует с использованием традиционных материалов; его работы отличает отменная композиция, работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
Музыка: ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; отличается повышенным любопытством ко всем звучащим объектам; чутко реагирует на характер и настроение музыки.
Психомоторная сфера: Ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; обладает хорошей зрительно-моторной координацией; любит движение (бег, прыжки, лазание); обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому); прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений; прекрасно владеет телом при маневрировании; для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков.
Практическая одаренность: Такой ребенок вполне может иметь репутацию весьма среднего ученика. Основной его особенностью может считаться знание своих сильных и слабых сторон и способность использовать это знание. Он вырабатывает способы компенсации своих слабостей, обращаясь во внешний мир, — привлекает, например, других людей чтобы выполнить то, что сам сделать хорошо не в состоянии.
Социальная одаренность проявляется в проявлении лидерских качеств, умении организовывать других, четко следовать выбранным целям.
Духовная одаренность в значительно большей степени, чем социальная, связана с высокими моральными качествами, альтруизмом, поиском духовных ценностей в жизни и следование принципам духовного развития.
Основные направления работы педагогов в системе поддержки развития талантливых детей:
Идентификация одаренных и талантливых детей
Создание системы учета одаренных детей через:
-анализ особых успехов и достижений ученика;
-создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
-диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;
-преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания программы взаимодействия;
Создание условий для самореализации одаренных детей и талантливых детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей
- создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание, формирование личностных развивающих маршрутов одаренных детей;
- включение в учебный план факультативных и элективных курсов, профильное и углубленное изучение предметов школьной программы;
- формирование и развитие сети дополнительного образования;
- организация научно-исследовательской деятельности;
- организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
- мониторинг формирования ключевых компетенций в рамках учебной деятельности;
- организация эффективного взаимодействия педагогов.
Стимулирование учащихся к занятию интеллектуальной деятельностью, развитию и проявлению творческих способностей
- Использование для повышения престижа творческих достижений ресурсы школьных, городских и областных СМИ;
- Функционирование стенда «Ими гордится школа»;
- Школьный и городской конкурс «Формула успеха»;
- Информирование о достижениях ребенка по месту; работы родителей
Педагогическая поддержка одаренных детей
- Создание целевой творческой группы;
- Повышение профессионального мастерства учителя через систему тематических семинаров, обобщение опыта педагогов;
- Создание и систематическое наполнение банка педагогической и психологической информацией по теме;
- Создание индивидуальных программ по развитию творческого потенциала талантливого ученика;
- Стимулирование педагогической поддержки одаренных детей
- Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности
Работа с родителями одаренных детей
- Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
- Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
- Поддержка и поощрение родителей одаренных детей
Показатели эффективности работы по созданию творческой среды в развитии одаренных детей
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
- Повышение уровня владения детьми ключевыми компетенциями.
- Создание банка данных одаренных детей школы, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;
- Внедрение в образовательное пространство образовательного учреждения альтернативного варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития;
- Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;
- Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гений падает с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо. Дидро
Дети – национальное достояние любой страны, а одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества . В каждом ребенке скрыт талант , нужно только вовремя его обнаружить и развить .
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевид - ными , иногда выдающимися достиже - ниями (или имеет внутренние предпо - сылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Каких детей считают одаренными? детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта; детей с высоким уровнем творческих способностей; детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности; детей, хорошо обучающихся в школе; детей, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.
Одаренность бывает: -академической (способность учиться); -интеллектуальной (умение анализировать, мыслить); -художественной (музыкально-художественной); -творческой (не шаблонное мышление); -психомоторной (спортивной).
Портрет одаренного ребенка: Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его. Склонен к рискованным действиям. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Задачи педагога в работе с одаренными детьми : Создание творческой среды для развития талантов детей . (Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью) Создание системы поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета Определение этапов, форм, принципов и направлений педагогической деятельности в работе с талантливыми детьми Развитие талантливых и высокомотивированных детей в рамках общеобразовательного учреждения; Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности; Выбор дальнейшего жизненного пути
Педагогическая система работы с талантливыми (одаренными) детьми строится на четырех базовых идеях: - осознание самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности; - неисчерпаемость возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей; - приоритет внутренней свободы перед внешней, как свободы, необходимой для творческого саморазвития; - понимание природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
Этапы работы с одаренными детьми: 1 этап: диагностико - прогностический, методологический Мониторинг одаренности . Создание : банка данных по одаренным детям; банка творческих работ учащихся; банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов; Организация: системы дополнительного образования; интеллектуальных игр; внеклассной работы по предмету; конкурса «Ученик года»
2 этап: деятельностный Выявление одаренных детей на ранних этапах развития. Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся. Внедрение метода проектов. Проведение предметных недель Учет индивидуальных достижений. Проведение выставок детского творчества. Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития Переход на систему « портфолио ».
3 этап: констатирующий Пополнение банка одаренных детей Мониторинг детских достижений в разрезе класса, школы Популяризация достижений талантливых детей Создание банка педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: принципы систематичности и последовательности обучения, прочности усвоения знаний, развития творческой индивидуальности. принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с одаренными учащимися творческие мастерские; групповые занятия с сильными учащимися; спецкурсы; кружки по интересам; занятия исследовательской деятельностью; конкурсы; интеллектуальный марафон; научно-практические конференции; олимпиады; участие в конкурсе «Ученик года»
Направления образовательно-воспитательного процесса в работе с одаренными детьми: развитие у одаренных детей качественно высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться в сложном мире социальных отношений; формирование различных стилей мышления формирование духовного потенциала личности как внутренней двигательной силы её развития, внутренней энергии, направленной на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию утверждение здорового образа жизни школьника развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одаренных детей
Работа с преподавателями образовательного учреждения — Обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми «Организация поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности в школе», «Обеспечение эмоционального положительного фона обучения» — Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию — Создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала талантливого ученика
Работа с родителями одаренных детей — Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка; — Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей; — Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне муниципалитета;
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности - Это создание для ученика ситуации успеха и уверенности в своих силах, оптимистическая направленность на развитие своих способностей.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. Академик Колмогоров А.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание творческой среды для педагогического сопровождения одаренных учащихся
статья об инновационной деятельности учителя-словесника...
Развитие системы поддержки талантливых детей
Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности ...
Создание творческой среды для становления детской одаренности впроцессе обучения анлийскому языку
Творческая активность – одна из существенных характеристик личности, где наиболее полно проявляются ее индивидуальные особенности. Управление развитием детской одарённости в условиях школы – это регул...
Поиск и поддержка талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности
Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом.Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разгля...
Создание творческой среды на уроках литературного чтения в начальной школе.
Творчество – это способность человека создавать нечто новое, оригинальное. Творчеству благоприятствует развитие наблюдательности, лёгкость комбинирования извлекаемой из памяти информации. Особенностью...
Статья на тему "Формы работы по выявлению и поддержке талантливых детей с особыми потребностями методом игрового театрального творчества"
В условиях современной модернизации остро встаёт вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Научно-технический прогресс требует развития эффективных средств самостояте...