программа летнего лагеря
материал на тему
В данной разработке развёрнутая программа летнего оздоровительного лагеря на один сезон
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа летнего оздоровительного лагеря | 44.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №9 Имени Михаила Ивановича Баркова
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №9
имени М.И. Баркова Антонцева И.Г. __________
24 мая 2013
Программа
деятельности оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием « Эколюдики »
«Мы – юные защитники природы»
г. Братск, 2013
Информационная карта
1 | Полное название программы | Проект школьного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием « Эколюдики» |
2 | Цель программы | Создание условий для организации отдыха и оздоровления учащихся, разностороннего развития их личности в летний период. |
3 | Направление деятельности | Физическое, интеллектуальное и духовное развитие детей, средствами игры, исследовательской и трудовой деятельности. |
4 | Краткое содержание проекта | Проект содержит: мероприятия, реализующие проект; ожидаемые результаты и условия реализации. |
5 | Руководитель проекта | Сафонова А.Г., начальник лагеря |
6 | Название проводящей организации | МБОУ «СОШ №9 имени М.И.Баркова» |
7 | Адрес, телефон | 665710, Иркутская область, г.Братск, ул.Снежная, 39 Телефон 44-41-88 |
8 | Место реализации | Школьный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием |
9 | Количество, возраст учащихся | 80 учащихся с 6 до 17 лет |
10 | Сроки проведения | 5 июня-26 июня 2013 года, 1 смена , 15 дней |
11 | Профиль | Комплексный |
12 | Модель | Разновозрастное объединение школьников |
13 | Кадры | Вожатые, инструктор по физкультуре, медицинский работник |
Пояснительная записка
Лето – это пора каникул, время, когда детям необходимо реализовать свою двигательную активность, недостаток которой накапливается за время учебного года. Летние каникулы составляют значительную часть объема свободного времени школьников и являются наиболее благоприятным периодом для организации досуга детей, укрепления их физического, психологического и «творческого» здоровья. Летом дети растут, становятся лучше. Надо только помочь им в этом. Как известно, лучший способ сделать отдых ярким, полезным и незабываемым – это отправиться в путешествие и окунуться в мир живой природы. Любое путешествие сопряжено с приключениями и, самое главное, с открытиями, которые, как волшебные двери, открывают перед детьми новые грани окружающего мира. Но самые главные открытия – это те, которые происходят внутри каждого из детей. Именно они оказывают влияние на формирование личности и ее качеств. С целью организации летнего отдыха детей, на базе МБОУ«СОШ №9 имени М.И.Баркова» организуется детская оздоровительная площадка с дневным пребыванием детей. Предполагается за одну смену оздоровить 80 обучающихся в возрасте от 6 до 17 лет. Продолжительность смены 15 дней.
Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью :
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
1.Принцип гуманности: признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие всех сущностных сил ребёнка, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости.
2.Принцип индивидуализации воспитания требует учёта индивидуальных способностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытия потенциалов личности, предоставление возможностей каждому для самореализации, самораскрытия.
3.Принцип сотрудничества предполагает определение общих целей педагогов и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
4.Принцип мотивации деятельности ребят требует добровольности их включения в ту или иную деятельность, наличия цели – доступной, понятной, осознанной; доверия ребёнка в выборе средств и способов достижения поставленной цели.
5.Принцип вариативности предполагает создание условий для выбора ребятами форм деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности детей.
6.Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы при реализации программы.
7.Принцип наглядности данной программы: каждое дело отмечено в выпуске листовки, газеты и включено в презентацию работы отряда.
Актуальность программы заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле была бы невозможна. Трудно представить, чтобы всё вокруг исчезло, как случилось со многими видами растений и животных. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут поменять своё качество. Люди в результате производственной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных природы.
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.
Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету такой, в которой люди могли бы существовать; условия, которой оставались пригодными для жизни.
Детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, в творениях рук человеческих.
Экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу.
Чтобы решать экологические проблемы Земли, сначала нужно изучить экологическую обстановку родного края и научиться бережно относиться к его природе. Поэтому немаловажно для растущего человека понятие «малая родина»: его родной дом и школа, родители и друзья, природа родного края. Любовь к малой родине начинается с впечатлений, полученных от встреч с природой во время походов, экскурсий, просмотров фильмов, рассказов об истории края, народных традициях, обычаях, легендах. Воспитывая любовь к Родине и природе, мы воспитываем патриотов, воздействуем на формирование жизненных идеалов, помогаем найти образы для подражания.
Цель: - создание благоприятных условий для укрепления здоровья, полноценного отдыха детей во время летних каникул и непрерывного воспитательного процесса в области экологического и патриотического образования.
Задачи:
- создать оптимальные условия для отдыха и укрепления здоровья детей, для разностороннего развития личности и раскрытия творческого потенциала ребёнка, его самореализации и самовыражения;
- расширить и углубить знания учащихся по предметам естественнонаучного цикла и общих знаний о природе и взаимодействии общества и природы; ряда основополагающих экологических понятий;
- формировать у школьников правильное экологическое сознание и культуры поведения в природной среде;
- обеспечить более широкую и разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению и улучшению экологического состояния окружающей среды
- организовать работу школьников по экологическому и природоохранному просвещению населения: «Будь Человеком, человек!»;
- воспитывать любовь к родному краю, патриотизм, бережное отношение к природе, ответственность за судьбу малой родины;
- формировать у ребят интерес к истории родного края, уважение к местным традициям, обычаям;
В течение смены планируется реализация программы по блокам:
Этнографический Интеллектуальный Спортивно-оздоровительный Творческий Нравственно -эстетическое
Программа дождливого дня
«Если на улице дождь!»
Операция «По книжным полкам» (посещение библиотеки и получение книг для последующего чтения).
Занятие в «Мастерской игрушек» (изготовление поделок и игрушек из природного материала).
Работа «Школы живописи» (Рисование).
Турнир по армрестлингу для мальчиков.
Турнир шахматистов и шашечников.
Час отгадывания загадок.
Работа спортивного клуба (спортивные игры в спортзале).
Час отгадывания кроссвордов.
Час настольных игр.
Просмотр видеофильмов.
Конкурс на лучшую лагерную песню.
Конкурс на лучшее сочинение «А у нас идет дождь…»
Конкурс рисовальных фильмов.
Викторины (по краеведению, экологии).
Каждый день смены будет посвящён открытию нового , укреплению здоровья:
5.06.- Открытие лагеря. Встреча детей «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Минутка здоровья «Мой рост и мой вес». 6.06.- Шоу мыльных пузырей 7.06. - Фитнес-марафон День морских открытий. Игра: «Море волнуется…». Дискотека «На морской волне». «Путешествие по Байкалу» . Проведение мероприятий, посвященных Дню Байкала(викторины, конкурсы). 10.06.- Открытие спартакиады(гимназия №1). «Весёлые старты» Приключение «В поисках пиратского клада» 2 отряд 11.06. -Братск-АРТ «Уроки доброты» Приключение «В поисках пиратского клада» 3 отряд «День России», мероприятие , посвящённое 12 июня 13.06.- Краеведческая игра-путешествие «К тайнам природы» (Ребята изучают фауну родного края, учатся простейшим навыкам сохранения экологического баланса). Приключение «В поисках пиратского клада» 1 отряд 14.06. – День ПДД. Конкурс рисунков «Светофорик». Викторина «Дорожные знаки,дорожная азбука в загадках». «Берегись автомобиля», беседа с инспектором ГИБДД. «Дорожный лабиринт», соревнование велосипедистов.
17.06. - Лёгкая атлетика(городское мероприятие) Фитнес-марафон 18.06. -Наука-шоу Экскурсия на Таинственный остров (лесную поляну и конкурс составления букетов из цветов).Сбор лекарственных трав.
19.06.- Братск-АРТ «Праздник лимонада» В гости к Сибирячку. Посещение эколого-биологического центра. Поделки из природного материала. 20.06.- «Мини- футбол» (городское мероприятие) “Новое поколение выбирает здоровый образ жизни!” Антипропаганда табакокурения, алкоголя.
21.06.- –День памяти. Беседа «Моя семья в истории моей страны». Возложение цветов к памятнику погибших воинов. Беседа «Начало войны». Конкурс чтецов «Помни о войне». Боулинг 24.06.- Мини- волейбол (городское мероприятие) День детства. «В объективе – МЫ!». Фото-сессия «Как нам вместе хорошо». Оформление альбома. Рисование песком «Лето-это маленькая жизнь». 25.06.- Братск-АРТ «Чип и Дейл спешат на помощь» День хороших манер. Культура поведения в общественных местах. Беседа о правилах этикета. 26.06. - Закрытие спартакиады (городское мероприятие) Закрытие лагерной смены. Игра – путешествие по станциям. Конкурс сочинений «Как я провел лагерную смену», «Интересные дни в лагере». Праздничный концерт. Ярмарка достижений.
Девиз смены: Мы природу сбережём, Ведь Земля наш общий дом ! Наша песня: ПЕСЕНКА О ЛЕТЕ Вот оно какое, наше лето, Ля-ля-ля ля-ля-ля, На зеленой солнечной опушке Мы в дороге с песенкой о лете, Ля-ля-ля ля-ля-ля, Мы покрыты бронзовым загаром, Ля-ля-ля ля-ля-ля, |
Законы лагеря: Закон территории. Без разрешения не покидай лагерь. Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: Не надо мешать друг другу.
Закон зелени. Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зеленым! Закон мотора. Долой скуку!
Закон выносливости. Будь вынослив.
Закон дружбы. Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!
Закон творчества. Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!
Условия реализации
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий: 1.Чёткое представление целей и постановка задач. 2.Конкретное планирование деятельности. 3.Кадровое обеспечение программы. 4.Методическое обеспечение программы. 5.Педагогические условия. 6.Материально-техническое обеспечение.
Кадровое обеспечение. В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
1. Начальник лагеря – обеспечивает функционирование лагеря;
2. Воспитатели – организовывают работу отрядов;
3. Физкультурный работник – организует спортивно-оздоровительную работу;
Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией школы. Перед началом работы проводится установочный семинар для всех участников программы (кроме детей). На каждом отряде работает по два воспитателя. Все остальные участники воспитательного процесс проводят работу по плану. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных и общелагерных дел.
Методическое обеспечение.
1.наличие необходимой документации, программы, плана; 2.проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены; 3.Подбор методических разработок в соответствии с планом работы; 4. Проведение ежедневных планёрок; 5.Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Педагогические условия.
1.Соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие общелагерных мероприятий в дополнительном образовании по интересам;
2. Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
3.Обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления;
4.Единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
Материально –техническое обеспечение 1. Спортивный зал; 2.Школьная библиотека; 3. Столовая; 4. Игровая площадка; 5.Спортивная площадка; 6.Кабинеты; 7.ТСО; 8.Художественные средства, игры настольные и др.; 9.Хозяйственный инвентарь; 10.Аудиотека, фонограммы; 11.Канцелярские принадлежности; 12. Призы и награды для стимулирования.
Критерии эффективности
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
1.Постановка реальных целей и планирование результатов программы; 2.Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы , благоприятный психологический климат; 3.Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы; 4. Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Предполагаемые результаты
Ожидаемые результаты.
Для школьников:
1. Укрепление и оздоровление детского организма: закаливание, формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости).
2. Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках по дисциплинам естественнонаучного цикла.
3. Освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации; развитие у школьников интереса к творческой исследовательской деятельности.
4. Развитие креативных способностей учащихся.
5. Развитие коммуникативных навыков и умений работать в команде.
6. Развитие лидерских качеств.
7. Развитие информационной культуры участников проекта.
8. Изменение и утверждение массового сознания школьников в значимости природоохранных идей и бережного отношения к природе.
9. Повышение уровня экологической культуры (правильного поведения в общении с природой).
10. Формирование у школьников чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей «малой родины».
11. Практическое участие школьников в решении экологических проблем своего города.
Для педагогов и воспитателей:
1. Приобретение навыков организации профильной лагерной смены.
2. Возможность осуществления непрерывного процесса экологического образования и воспитания.
3. Развитие навыков организации и руководства исследовательской деятельностью учащихся и экспериментальной работой.
4. Возможность лучше узнать и оценить интересы и способности детей с целью корректировки программы их дальнейшего индивидуального развития.
5. Приобретение навыков социального партнерства с другими организациями
Совершенствование материально-технической базы организации летнего отдыха и оздоровления детей; Создание благоприятных условий для оздоровления детей через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, ГИБДД, МЧС
Работа по привитию навыков ЗОЖ
По привитию детям навыков здорового образа жизни в программу включены следующие мероприятия:
-минутки здоровья с медицинским работником;
-утренняя гимнастика;
-реклама ЗОЖ;
-организация экскурсий на природу;
-организация спортивно-массовых мероприятий;
Планирование работы
При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных отрядов, интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации. В работе лагерной смены планируется активно задействовать социум города: Дворец творчества детей и молодёжи, кукольный театр «Тирлямы», музей, выставочный зал, эколого-биологический центр, этнографический музей «Ангарская деревня»
Список используемой литературы
1.Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
2.Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
3.Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
4.Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
5.Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
6.Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
7.Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.
Утверждаю
начальник лагеря
Сафонова А.Г.__________
« 24» мая 2013г.
План работы детского оздоровительного лагеря при
МБОУ «СОШ №9 имени М.И.Баркова»
Дата | Мероприятия | Ответственные | |
05.06 | -Встреча детей «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».Открытие лагеря. | ||
06.06 | Шоу мыльных пузырей | 16:00 | Воспитатели |
07.06 | Фитнес-марафон | 10:30 | |
10.06 | -Открытие малых олимпийских игр (шк№ ) -Приключения «В поисках пиратского клада» 2 отряд | 10:20 10:00 | Инструктор по физкультуре Воспитатели |
11.06 | Братск-АРТ «Уроки доброты» -Приключения «В поисках пиратского клада» 3 отряд | 11:00 10:00 | Воспитатели Воспитатели |
13.06 | -Приключения «В поисках пиратского клада» 1отряд | 10:00 | Воспитатели |
14.06 | -Братск_АРТ Маленька Баба-Яга (заранее позвонить) Дорожный лабиринт (велосипеды) | 11:00 | Инструктор по физкультуре Воспитатели |
17.06 | -Лёгкая атлетика(городское мероприятие) -Фитнес-марафон | 10:20 10:30 | Инструктор по физкультуре |
18.06 | -Наука –шоу Экскурсия в литературный музей ДТДиМ (братские писатели и поэты). | 16:00-11:00 | Воспитатели |
19.06 | Братск-АРТ «Праздник лимонада» | 11:00 | Воспитатели |
20.06 | Мини футбол (городское мероприятие) | 10:20 | |
21.06 | Боулинг Фитнес-марафон | 10:30 | Воспитатели |
24.06 | Мини волейбол (городское мероприятие) | 10:30 | |
25.06 | Братск-АРТ «Чип и Дейл спешат на помощь» | 11:00 | Воспитатели |
26.06 | Закрытие малых олимпийских игр (городское мероприятие) | 11:00 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего лагеря "Цветочный город" 2010-2011
Представлена Программа летнего оздоровительного лагеря при МОУ" Коробицынская СОШ"...
Программа летнего лагеря.
В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. Пришкольные лагеря – одна из наиболе...
Программа летнего лагеря "ГАРМОНИЯ" с дневным пребыванием детей
Программа разработана в целях создания необходимых условий для организации детского отдыха, активизации деятельности ОУ по развитию детского отдыха и занятости, развития личности ребёнка в каникулярны...
Программа летнего лагеря "Последний герой" с дневным пребыванием детей
Программа состоит из пояснитльной записки,в которой указана актуальность её разработки,цель и задачи, принципы и этапы её реализации,основные направления,ожидаемый результат.Логика построения смены...
Программа летнего лагеря "Солнышко" с дневным пребыванием детей
Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей на основе патриотизма и духовно-н...
Программа летнего лагеря "Путешествие в прошлое"
Программа создана для летнего школьного лагеря. Возраст участников 1-4 класс. Цель программы: создать благоприятные возможности для оздоровительного и познавательного досуга детей в летний период, нап...
Программа летнего лагеря отдыха с дневным пребыванием "Страна Шалунишек и Затейников"
Данная программа направлена на обеспечение полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах общеобразовательного учреждения, сорздание благоприятных условий для их всестороннего духовного и физическо...