Программа летнего лагеря "Путешествие в прошлое"
материал по теме

Программа создана для летнего школьного лагеря. Возраст участников 1-4 класс. Цель программы: создать благоприятные возможности для оздоровительного и познавательного досуга детей в летний период, направленного на воспитание патриотических чувств по отношению к родной стране, городу, семье, школе. Это сюжетно-ролевая игра, в которой система мероприятий предполагает включение детей в продуктивную деятельность по изучению и осмыслению исторических событий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_puteshestvie_v_proshloe.docx57.89 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №52 города Кирова

пр. Строителей, 44, Киров, 610021    т. 62-06-19, 62-25-35


Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Радуга"

"Путешествие в прошлое "

Июнь 2012г.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 Номинация,  по которой предоставляется программа

Программа  по организации работы летнего пришкольного лагеря

Полное название программы

Программа  смены «Путешествие в прошлое»

Адресат проектной деятельности

- учащиеся МБОУ СОШ с УИОП № 52 г.Кирова  от 7 до 18 лет;

- дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также, находящиеся под опекой граждан;

- дети различных учётных категорий;

- дети с ограниченными возможностями здоровья;

- 200 человек в первую смену

Срок реализации программы

Июнь 2012 года.

Цель программы

Создать благоприятные условия для оздоровительного и познавательного досуга детей в летний период, направленного на воспитание патриотических чувств по отношению к своей стране, семье, городу, школе.

Задачи

1. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

2. Развитие коммуникативных навыков и толерантности.

3. Формирование социально-активной личности.

4. Расширение  знаний об истории своей страны, города, школы.

5. Воспитание патриотизма.

Краткое содержание программы

Содержание деятельности направлено на реализацию программы в форме сюжетно-ролевой игры. Система воспитательных мероприятий предполагает включение детей в продуктивную деятельность по изучению и осмыслению исторических событий, связанных с памятными юбилейными датами: 200-летие начала Отечественной войны 1812 года, 2012 год – год Российской истории.

Ожидаемый результат

- Сохранение и укрепление здоровья детей.

- Приобретение детьми практических умений и навыков эффективной коммуникации, самоконтроля.

- Реализация творческих способностей каждого ребёнка, формирование позитивных установок.

- Приобретение новых знаний по истории своей страны, города.

Название организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 52» города Кирова

Почтовый адрес учреждения, телефон

Проспект Строителей, 44, Киров 610021

т.62-06-19, 62-25-35

ФИО руководителя учреждения

Даровской Владимир Геннадьевич

ФИО автора программы

Тарасова Наталья Леонидовна

Финансовое обеспечение программы

 Родители обучающихся

1. Пояснительная записка

Летний период – активная пора социализации школьников.
С наступлением летних каникул перед большинством родителей встаёт вопрос о том, каким образом организовать летний отдых своих детей. Особую роль играют лагеря с дневным пребыванием детей. Посещая пришкольный лагерь, ребёнок не отрывается от семьи, находится под присмотром педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами, а вечером и в выходные дни в кругу семьи.
Ещё один немаловажный момент – это возможность общения ребёнка с привычным кругом друзей.
Ежегодно около 175-200  учеников нашей школы окунаются в кипучую жизнь творчества, дружбы. Наш лагерь «Радуга» даёт возможность для раскрытия творческих способностей детей и способствует психологическому комфорту в общении. Кроме того, правильно организованная деятельность, отдых, досуг, оздоровление способствуют духовному и физическому росту детей, имеет реальный выход в жизнь. Это подтверждается не только результатами исследований, но и практикой сегодняшнего дня. Дети, выросшие из лагеря, возвращаются в него вожатыми. Актуальность нашего лагеря в том, что в рамках программы ребята не только укрепляют здоровье, но и получат конкретные знания по истории нашей Родины и истории родного города, различные умения и навыки.

В основе программы «Путешествие в прошлое» лежат следующие принципы: добровольности, открытости в деятельности отрядов (экипажей), учёта возрастных и индивидуальных способностей, интересов детей; доступности предлагаемых форм работы возможностям каждого ребёнка; систематичности, наглядности, развитие в каждом ребёнке стремления стать лучше, знать больше; развитие его творческих способностей; коллективизма.

2. Цели и задачи программы

Общепедагогическая цель программы: Создать благоприятные условия для оздоровительного и познавательного, разнообразного по форме и содержанию,  интересного досуга детей в летний период, направленного на воспитание патриотических чувств по отношению к своей стране, семье, городу, школе.

 Задачи:

Создать условия для укрепления физического и психического здоровья обучающихся.

Способствовать созданию условий для развития познавательных, творческих, организаторских, интеллектуальных способностей детей.

Создать условия для расширения знаний об истории своей страны, города.

Воспитывать культуру поведения, патриотизм, трудолюбие.

3. Принципы реализации программы:

Принцип гуманизма

- признание личности человека растущего и развивающегося высшей социальной ценностью;

- учёт половозрастных, индивидуальных особенностей воспитанников;

- свободный выбор деятельности и право на информацию;

- уважительное отношение между взрослыми и детьми;

- защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;

Принцип созидательной творческой деятельности

- создание ситуации успеха, поощрение достигнутого;

Принцип интеграции

- использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной) среды

Принцип динамичности

- постоянная смена деятельности;

Культуросообразность:

- опора на национальные особенности.

4. Механизм реализации  программы «Путешествие в прошлое»

Любой ребёнок хочет отправиться в путешествие – ветер странствий дорог каждому. 
И поэтому мы решили в лагере организовать путешествие.
Это сюжетно-ролевая игра «Путешествие в прошлое». Вся жизнедеятельность в ДОЛ «Радуга» пронизана исторической тематикой.

 Участники игры: дети, вожатые, ст. вожатая, воспитатели, начальник лагеря.

Участники отправляются в путешествие, полное приключений, испытаний и трудностей. В путешествии дети и взрослые станут участниками различных конкурсов, состязаний, викторин. Так как в путешествие команды отправляются на Летучем корабле, то в связи с этим многие объекты лагеря переименованы в соответствии с морскими терминами:

Столовая – камбуз;
Штаб – капитанская рубка;
Место проведения линейки – верхняя палуба;

Кабинеты – кубрики;
Актовый зал - кают-компания;

Кабинет врача – изолятор;
Отряд – экипаж;
Вожатые отрядов – штурманы;

План работы – курс корабля;
Дети – моряки, юнги, «морские волки»

В  игре добавляются новые слова и термины из исторического словаря, который эстетично оформленный, вывешивается на видном месте под названием «Исторический словарь».

Введение в игру начинается с момента встречи с детьми в первый день лагеря. Начинается путешествие от египетских пирамид , в этот день проводится игра «Тайны фараонов».
Карта путешествия на Летучем корабле вывешивается в первый день смены на видном месте в холле. Пройденный путь отмечается на ней флажками.

На протяжении лагерной смены все члены экипажей смогут принять участие в интереснейших экскурсиях в Успенский Трифонов монастырь, Театр на Спасской, художественный музей, выставочный зал, театр кукол  им. Афанасьева, планетарий, посмотреть цирковую программу , побывать на празднике прошлого «Зелёные святки», поучаствовать в Фестивале дворовых игр,  в исторических играх, посетить занятия исторического кружка и др. Игра заканчивается в конце смены. Игра  «Путешествие в прошлое» проходит в два этапа: индивидуальный и командный.

6. Этапы игры 

Организационный: «Полный вперёд!».

Основной: «Прошлое нашей Родины».

Итоговый: «Пир на весь мир».

7. Система стимулирования

После старта Летучего корабля «Полный вперёд!» каждый отряд (экипаж) оформляет свою каюту. За победу в различных делах экипаж может получить знак успеха на свой флаг  в виде якоря. 

Каждый якорь имеет свой цвет и значение:

Якорь красного цвета – 1 место и 15 миль;

Якорь синего цвета – 2 место и 10 миль;

Якорь зеленого цвета  – 3 место и 5 миль.

За особые заслуги – золотой якорь.

Задача каждого экипажа– собрать как можно больше якорей, что может выявить лучший экипаж по номинациям:

 «Самый  творческий»,

«Самый  интеллектуальный»

«Самый спортивный»

 «СУПЕРЭКИПАЖ»

Для индивидуальной системы роста в каждом экипаже разработаны свои знаки успеха, которые выдаются за активное участие в делах экипажа.

Набрав 5 отличительных знаков успеха, участник игры получает звание «юнги» и отличительный знак – ленточку голубого цвета, который крепится к одежде при помощи маленькой булавочки.

Те, кто зарабатывает в сумме 10 знаков успеха – присваивается звание «матрос» и выдаётся ленточка зеленого цвета.

Звание «морского волка» и нагрудную ленточку красного цвета получают те, ребята, кто за смену набирает 20 знаков.

Ежедневно в конце рабочего дня созывается Совет капитанов, который корректирует маршрут экипажа, ведь во время путешествия корабль может:

1)  Сесть на мель. Чтобы сдвинуть корабль с места надо приложить физические силы. Для этого в экипаже проводится спортивное мероприятие или водно-сухопутное соревнование.

2)  Попасть в шторм. На экипажи свалилось сразу всё: и вода, и шторм, и землетрясение. Отряд в течение дня должен справиться с 3 различными по характеру заданиями.

3)  На команду напали. Этот отряд получил чёрную метку. И между двумя отрядами должно пройти соревнование. Если побеждают разбойники, то они забирают у соперников 5 миль к своим победным.

4)  Штиль – отряды поднимают настроение.

5)  Попутный ветер. Просто так принесёт команде 5 миль, если не было серьёзных нарушений дисциплины. Ежедневно каждая команда получает 5 миль на карте плюс за победу в конкурсах и соревнованиях. Дежурный вожатый может дать 5 миль за самый чистоту в отряде и в столовой. Совет капитанов по проведению путешествия сможет дать ещё 5 миль за интересное отрядное дело.

6) Морская погоня. Команды соревнуются в быстроте и ловкости. Лучшая команда сумевшая уйти от погони получает 5 миль.

8. Детское самоуправление

На организационном этапе проходят выборы командира экипажа, боцмана, радиста,  штурмана,  рулевого,  которые помогают своему капитану организовать экипаж и пройти по маршруту путешествия.

9. Содержательная модель программы 

Традиционно из детей формируется 8 отрядов. Ребята являются помощниками в организации тематических дней, дел. Также в течение смены ребята могут посетить любой кружок по своим интересам. Занятия в кружках ведут учителя и носят законченный характер.

1. Спортивные: шахматно-шашечный
2. Творческие: песенный, «Мульти-пульти»
3. Интеллектуальный: «Отгадай-ка», игровой, исторический, библиотечный

Каждый отряд в лагере имеет свой неповторимый имидж. Он выражается в: названии экипажа; девизе, символах и атрибутах; законах и традициях отрядной жизни; игровых отрядных условностях, свои особые приветствия, прощания, пожелания успеха, оформлении отрядного уголка.

10. Информационное обеспечение программы «Путешествие в прошлое» осуществляет штаб лагеря.

11. Кадровое обеспечение

Педагогический коллектив нашего лагеря – это педагоги школы, отряд вожатых, в состав которого входят учащиеся 10 А и 10 Б классов.

Координатор программы: Тарасова Наталья Леонидовна  – начальник лагеря 

12.Тематическое планирование

День первый: ТАЙНЫ ФАРАОНОВ

Чего не поищешь, того не сыщешь.

приход в лагерь, зарядка , медосмотр 

общелагерная игра «Тайны фараонов» 

Отрядные огоньки  знакомств

Операция «Экипаж – одна семья»

День второй: ДЕНЬ УДАЛЬЦА-МОЛОДЦА

У нашего удальца нет забавам конца.

организационные сборы в отрядах;

представление экипажей «Удальцы-молодцы»,

Театр кошек

День третий: ПРАЗДНИК  РУССКОЙ БЕРЁЗЫ

Всякая душа празднику рада.

Прогулка в парк им. Гагарина

Игра по станциям «Загадки природы»

Детская филармония. Праздник «Зелёные святки»

Спортивные игры

День четвёртый: «ЗДЕСЬ РУССКИЙ ДУХ…»

Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.

Прогулка в парк им. Гагарина

Игра по станциям «Сказки Пушкина

День пятый: ДЕНЬ МАСТЕРА

Дело мастера боится.

Художественный музей: «Чудеса под микроскопом -2»

Выставочный зал: музейное занятие и мастер-класс «Ребятам о зверятах»

Театральный урок . Кукольный театр : «Чудеса в чемодане»,  «Игра в театр»

Прогулка в парк Аполло

Выставка «Маленькие мастера»

День шестой: ДЕНЬ ДРУЖБЫ

Не держи сто рублей, а держи сто друзей.

«Фестиваль дворовых игр»

Просмотр фильма

Спортивные игры

День седьмой: ДЕНЬ РОССИИ

Француз боек, а русский – стоек.

Экскурсия в Трифонов монастырь

Прогулка в парке

Игра «Бородино»

Просмотр исторического мультфильма

День восьмой: ДЕНЬ РУССКОЙ ПОСЛОВИЦЫ

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

Игра  «За семью печатями»

Конкурс  рисунков на асфальте «Пословицы в картинках»

День девятый: ДЕНЬ ЧУДЕС

Людям на потешку, белому свету на диво.

Художественный музей: «Чудеса под микроскопом -2»

Выставочный зал: музейное занятие и мастер-класс «Ребятам о зверятах»

Театральный урок . Кукольный театр : «Чудеса в чемодане»,  «Игра в театр»

Прогулка в парк Аполло

Игра «Поиски капитана»

День десятый: ДЕНЬ ТЕАТРА

Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.

Театр на Спасской «Аленький цветочек»

Спортивные игры

День одиннадцатый: ДЕНЬ ПУТЕШЕСТВЕННИКА

В какой народ попадёшь, такую и шапку наденешь.

спектакль «Большие гонки в прериях или тайна индейца»

игра по станциям «Русские народные игры»

День двенадцатый: ДЕНЬ ВЕСЕЛЬЯ

Мешай дело с бездельем, проводи время с весельем.

художественный музей: «Чудеса под микроскопом -2»

выставочный зал: музейное занятие и мастер-класс «Ребятам о зверятах»

экскурсия в Трифонов монастырь

планетарий

соревнования экипажей «Корабельная кутерьма»

День тринадцатый: ДЕНЬ ЗОЛОТЫХ РУК

Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

Художественный музей: «Чудеса под микроскопом -2»  

Выставочный зал: музейное занятие и мастер-класс «Ребятам о зверятах»

Прогулка

Выставка панно «Русские сказки»

День четырнадцатый:  ДЕНЬ ГЕРОЯ

С родной земли умри – не сходи.

торжественная линейка

возложение цветов к памятнику Конева

конкурс рисунков «Герои Великой войны»

выезд в кинотеатр  просмотр фильма о войне

День пятнадцатый: ВЯТСКИЕ-ХВАТСКИЕ

Вятские – хватские, семеро одного не боятся.

Спортивные соревнования «Вятские – хватские»

День шестнадцатый: ДЕНЬ РУССКОЙ СКАЗКИ

Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.

 «Всемирные сказочные игры»

Викторина «Русские народные сказки»

День семнадцатый: ВЯТСКАЯ ЯРМАРКА

В каком народе живёшь, того и обычая держись.

Творческое дело «Вятская ярмарка»

Мастер-класс по цветному опилу

планетарий

День восемнадцатый: ПИР НА ВЕСЬ МИР

У наших у ворот всегда хоровод.

концерт

линейка закрытия смены – завершение путешествия «Пир на весь мир»

14. Ожидаемые результаты по программе

Результатом реализации программы будет являться оздоровление и отдых 200 мальчишек и девчонок нашей школы.
В ходе реализации программы «Путешествие в прошлое» мы предполагаем рассматривать ожидаемые результаты смены через:

1. Результаты, актуальные для развития личности ребёнка:

удовлетворение потребности в полноценном отдыхе,

реализация интересов детей, их обогащение и побуждение к новым интересам;

формирование у детей способности к самооценке и рефлексии;

формирование у детей социально-значимой позиции по отношению к окружающему миру и самому себе.

2. Результаты, касающиеся детского объединения:

создание у детей эмоционального настроя на работу во временных детских объединениях.

3. Результаты, способствующие развитию воспитательной системы лагеря:

апробация новой модели лагерной смены;

совершенствование новых методик массовых, групповых, индивидуальных форм работы с детьми;

пополнение копилки форм работы;

развитие опыта деятельности пресс-центра лагеря.

4. Результаты, направленные на педагогический отряд вожатых:

повышение уровня педагогического мастерства;

апробация модели взаимодействия отряда вожатых с детским коллективом в рамках сюжетно-ролевой игры «Путешествие в прошлое», самореализация вожатых.

15. Педагогическая диагностика и способы корректировки программы

В лагере осуществляется следующие виды диагностики:

Предварительная диагностика – проводится в оргпериод с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных целей и задач в соответствии с ними.

Текущая диагностика – проводится в основной период смены с целью определения степени успешности в достижении поставленных целей и задач.

Итоговая диагностика

Проблемная диагностика – проводится в случае возникновения проблемной ситуации, относящейся к коллективу в целом, отдельному ребёнку, с целью корректировки данной ситуации.

16. Законы путешественников

Закон дружбы:

Один за всех и все за одного.

Закон времени:

Точность – вежливость королей.

Закон поднятой руки:

Если поднята рука,
Значит – все молчат пока.

Закон дома:

Лагерь наш – нам общий дом.
Чистоту храните в нём.

Закон песни:

Без песни ни дня, без песни ни шагу.
В ней черпаем радость, добро и отвагу.

Закон природы:

Мир природы – мир прекрасный. Не губи её напрасно.

17. Традиции путешественников

Традиция приветствия.

Традиция «Ни дня без тайн и сюрпризов».

Традиция доброго отношения к песни.

Исторический и морской словарь

Экипаж

Курс

Кубрик

Камбуз

Кают-компания

Палуба

Капитанский мостик

Штурман

Штиль

Абордаж

Сесть на мель

Морской волк

Попутный ветер

Миля

Юнга

Надраить палубу!

Полный вперёд!

Взять на абордаж!

Радист

Рубка

изолятор

Свиток

Святки

Монастырь

Ярмарка

Потешки

Хоровод

Фараон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего оздоровительного лагеря "Последний герой"

Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей в возрасте от7-16 лет в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.Программа написаннная на основе телевизионной игры "Последний ...

Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"

Документ содержит программу работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе МОУ "СОШ № 50" г. Саратова, реализующая здоровьесберегающие технологии....

Программа летнего лагеря "Цветочный город" 2010-2011

Представлена Программа летнего оздоровительного лагеря при МОУ" Коробицынская СОШ"...

Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"

Программа "Калейдоскоп безопасности" разработана для работы в летнем оздоровительном лагере....

Программа летней кампании для летнего лагеря

Программа летней оздоровительной кампании на 2016 год...

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием "Летняя сказка"

Комплексная программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Летняя  сказка»...