Программа летнего лагеря отдыха с дневным пребыванием "Страна Шалунишек и Затейников"
рабочая программа по теме
Данная программа направлена на обеспечение полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах общеобразовательного учреждения, сорздание благоприятных условий для их всестороннего духовного и физического развития, отвлечение подростков от пагубного влияния улиц. Она предназначена для реализации в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием на базе общеобразовательной школы и расчитана на детей в возрастеот 7 до 11 лет. Обязательным для лагеря является вовлечение в его работу ребят из многодетных и малообеспеченных семей, трудных подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_letnego_ozdorovitelnogo_lagerya.zip | 63.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
летнего лагеря отдыха с дневным пребыванием детей
«Страна Шалунишек и Затейников»
Авторы программы:
Буклаева С.В, Плеханова М.В
Руководитель: зам.директора по ВР
г.Козьмодемьянск
2012г.
Данная программа предназначена для реализации в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием на базе общеобразовательной школы и рассчитана на детей в возрасте от 7 до 11 лет. Обязательным для лагеря является вовлечение в его работу ребят из многодетных и малообеспеченных семей, трудных подростков.
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием – это учреждение, предназначенное для обеспечения полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах образовательного учреждения, создания благоприятных условий для их всестороннего духовного и физического развития, выработки первичных трудовых навыков через привлечение к общественно полезной работе, отвлечения подростков от пагубного влияния улиц. Деятельность воспитанников лагеря отлична от типовой учебной деятельности образовательного и воспитательного процесса школы, а система работы лагеря направлена на создание оптимальных условий для полноценного отдыха детей. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, достичь высокого уровня самоуважения и самореализации. На реализацию данных задач направлена вся работа летнего лагеря.
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей на базе МОУ «СОШ № 3 г. Козьмодемьянска» на протяжении многих лет успешно выполняет свои функции: оздоравливает детей, продолжает формирование трудовых навыков у школьников, развивает у ребят чувство коллективизма, творческие способности и т.д. Он является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности коммуникативной и физической деятельности. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Процесс организации воспитательной работы в летнем лагере направлен на вовлечение ребенка в общественную жизнь с учетом его индивидуальных способностей, выработку ценностного отношения к здоровому образу жизни и формирование на этой основе его нравственного, эстетического, гражданского сознания. С этой целью в лагере выстроена система воспитательно-оздоровительной работы, что позволяет обеспечить полноценное воспитание и оздоровление детей.
Установка на всесторонние развитие личности предполагает непрерывную работу, направленную на овладение детьми основами физической культуры в период летних каникул. Воспитание у детей осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни является одной из главных задач данной программы. Организация спортивных соревнований, проведение подвижных игр, конкурсов, встречи с медицинскими работниками, оздоровительные процедуры призваны способствовать укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и функциональных возможностей детей, воспитанию нравственных и волевых качеств личности.
Организация досуга построена так, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть естественную потребность в свободе и независимости ребенка, стать сферой активного самовоспитания, предоставить детям возможность роста и самосовершенствования, преодолеть трудности возрастных проблем. Реализация программы осуществляется через организацию различных видов деятельности.
Программа также способствует формированию самостоятельности детей в организации совместной деятельности, через включение ребят в управление делами на уровне отряда и предусматривает развитие и воспитание ребят в коллективе.
Отдых – это смена деятельности. Энергия ребенка в период летнего отдыха находит выход в деятельности творческой, которая, по сути своей, всегда несет психотерапевтический эффект. Использование массовых форм проведения досуга, таких как игры, путешествия, конкурсы, состязания, концертно-игровые программы способствуют включению всех детей в творческую деятельность, расширяют кругозор детей, развивают у них любознательность.
Паспорт программы
1 | Полное название программы | Программа детского лагеря отдыха с дневным пребыванием «Страна Шалунишек и Затейников». |
2 | Место реализации программы | РМЭ г.Козьмодемьянск, ул. Юбилейная , д.11 а МОУ «СОШ № 3 г. Козьмодемьянска» |
3 | Руководитель программы | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
4 | Юридический адрес, руководитель образовательного учреждения, реквизиты, контактный телефон | 425350 Республика Марий Эл, г.Козьмодемьянск, ул.Юбилейная д.11А телефон/факс |
5 | Составители программы | Буклаева С.В, Плеханова М.В |
6 | Продолжительность | 21 день |
7 | Время реализации | С 1июня 2012г. по 25 июня 2012 г. |
8 | Количество детей | 292 человека. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. |
9 | Источник финансирования | Средства Республиканского бюджета Республики Марий Эл |
10 | Кадры | Начальник лагеря, старший вожатый, воспитатели, вожатые, руководитель по физической культуре, библиотекарь, медицинский работник, повара, технические служащие |
Цель программы
Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период. Создание условий для полноценного отдыха и оздоровления детей, развитие познавательных интересов, творческих способностей, навыков самопознания и самообразования, воспитание трудолюбия и привлечение ребят к выполнению общественно-полезного труда.
Задачи:
- организация интересного, полноценного отдыха детей;
-создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого;
-приобщение детей к здоровому образу жизни, организация физически активного отдыха;
-воспитание бережного отношения к природе;
-формирование сплоченности, чувства коллективизма;
-повышение уровня коммуникативной компетенции, социальное развитие и личностный рост учащихся;
-совершенствование системы организации внеурочной деятельности детей.
Принципы построения программы:
- . Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2.Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в ДЛО является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3.Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
4.Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего лагеря отдыха предполагает:
- Отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- Взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- Активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
6. Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
Безусловная безопасность всех мероприятий;
Учет особенностей каждой личности;
Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;
Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря;
Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;
Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;
Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;
Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Направления деятельности по реализации программы
В течение работы летнего лагеря отдыха детей программа будет реализоваться по следующим направлениям:
Направление «Здоровье и безопасность»
Цель: развитие оптимальной двигательной активности, организация рационального питания и закаливание, привитие навыков личной гигиены и формирование положительных эмоций.
- инструктажи «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения в экстремальных ситуациях», «Правила дорожного движения», «Правила поведения детей при прогулках и экскурсиях», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде»;
- утренняя зарядка;
- встречи с доктором Пилюлькиным;
- влажные уборки, проветривания;
- динамические паузы и физкультминутки;
- беседы о вредных привычках;
- организация здорового питания воспитанников;
- экскурсии на природу, подвижные игры на свежем воздухе;
- принятие солнечных и воздушных ванн;
- работа учителя по физической культуре.
Направление «Экология и родной край»
Цель: воспитание гражданственности, уважение к родному краю, любви к родной природе, содействие защите окружающей среды.
- посещение музея;
- беседы в литературной гостиной;
- цикл мероприятий «Неизвестное об известном», посвящённый Дню Независимости РФ, Дню Скорби 22 июня;
- конкурс рисунков, посвящённых Дню Независимости РФ;
- экскурсии к памятным местам города;
- встречи со знаменитыми людьми нашего города;
- экскурсии на природу, сбор природного материала;
- экологическая тропа;
- экологические акции.
Направление «Творчество и инициатива»
Цель: развитие творческой активности детей и подростков, создание условий для самореализации.
Данное направление ориентировано как на каждого члена отряда, так и на каждого вожатого (старшеклассника).
- Оформление отрядных уголков;
- коллективно-творческие дела: «Алло, мы ищем таланты», «В гостях у сказки», «Модный приговор», «Фабрика юных звёзд», работа кинозала, «Минута славы», конкурс ораторского мастерства и тд. согласно плана работы лагеря
- участие в городских мероприятиях, посвящённых Дню Защиты детей, Дню Независимости РФ, Бендериада.
- работа в творческих мастерских: художественной, «Сделай сам», танцевальной, театральной.
- экскурсии в городскую детскую библиотеку.
- Посещение мероприятий ДК им.Я.Эшная, СКЦ Акпарс.
Направление «Закон и порядок»
Цель: профилактика правонарушений, детской преступности среди несовершеннолетних, формирование навыков и умений рациональной организации досуга.
- Встреча с работниками правоохранительных органов, ГБДД, МЧС, пожарной охраны.
- Работа клуба 02, правового лектория
- Парад вредных привычек.
- Коллективно-творческие дела: день вежливости, путешествие в страну «Законию», викторина «Знаешь ли ты закон?», деловая игра «Права ребенка».
Направление «Общение и толерантность».
Цель: воспитание терпимого отношения друг к другу, развитие навыков культуры общения.
- диагностика «Я среди людей»
- праздник «И для людей ты не жалей, души огня своей»
- День добра
- Деловая игра «Умеешь ли ты общаться»
- Концерт для жителей микрорайона, детей детского сада.
- Громкие читки «Добро и зло», «Я и мои сверстники
Условие реализации программы
- - четкое представление целей и постановка задач;
- -конкретное планирование деятельности;
- -кадровое обеспечение программы;
- - методическое обеспечение программы;
- - педагогические условия;
- - материально-техническое обеспечение.
Кадровое обеспечение программы:
- Начальник лагеря.
- Старший вожатый.
- Помощники вожатого.
- Воспитатели.
- Медицинский работник.
- Преподаватель физической культуры.
- Работники пищеблока.
Подбор начальника лагеря, воспитателей, вожатых проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит свей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Старший вожатый проводит воспитательную работу, организует активный отдых учащихся, несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следит за исполнением программы смены лагеря.
Медицинский работник осуществляет периодический контроль за санитарным состоянием лагеря, проведение спортивных мероприятий, мониторинга здоровья.
Воспитатели организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность детей.
Функции вожатого заключаются в полной организации жизнедеятельности своего отряда: дежурство, труд по самообслуживанию, организация участия в мероприятиях. Вожатый несет персональную ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка своего отряда.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Начальник и педагогический коллектив отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
Формы реализации программы
-организационный;
-интеллектуальный;
-спортивно-оздоровительный;
-творческий;
-экологический.
Материально-технические обеспечение
|
Применение | Источник финансирования и материальная база |
Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 |
Кабинеты | Классные кабинеты | Материальная база школы. | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Спортивный зал | Занятия спортом, состязания, линейка ( в случае плохой погоды) | Материальная база школы | Спортивный руководитель |
Спортивная площадка | Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания | Материальная база школы | Спортивный руководитель |
Школьный двор | Отрядные дела, игры-путешествия | Материальная база школы | Воспитатели, администрация лагеря |
Актовый зал | Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской | Материальная база школы | Воспитатели, администрация лагеря |
Медицинский кабинет школы | Медицинский контроль мероприятий лагерной смены | Материальная база школы | Медицинские работники ФАП. |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря | Материальная база школы | Библиотекарь |
Школьная столовая | Завтрак, обед. | Средства Республиканского бюджета Республики Марий Эл. | Заведующая пищеблоком |
Пионерская комната | Творческая мастерская вожатых, воспитателей, руководителей кружков | Материальная база школы | Воспитатели |
Комнаты гигиены | Туалет, раздевалка | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Условие реализации программы
- четкое представление целей и постановка задач;
-конкретное планирование деятельности;
-кадровое обеспечение программы;
- методическое обеспечение программы;
- педагогические условия;
- материально-техническое обеспечение.
Методическое сопровождение программы
Основными методами организации деятельности являются:
-Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
- Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
-Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
-Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
Педагогические услуги предоставляются в следующих формах:
-Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
-Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.
- наличие программы лагеря, плана-сетки, планов на день;
- должностные инструкции всех участников процесса;
-проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены;
- подбор методических разработок в соответствии с планом работы;
- проведение ежедневных планерок;
- разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Педагогические условия
- отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей;
- организация различных видов деятельности;
- добровольное включение детей в организацию жизни лагеря;
- создание ситуации успеха;
- систематическое информирование о результатах прожитого дня;
- организация различных видов стимулирования.
Критерии эффективности программы
- постановка реальных целей и планирование результатов программы;
- заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
- удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
- творческое сотрудничество взрослых и детей.
Нормативно-правовые условия:
- Закон «Об образовании РФ»;
-Конвенция о правах ребенка;
- Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2010г, №2599 от 9.06.2010г.;
- Приказ директора школы «Об организации летнего отдыха обучающихся»;
- Программа работы детского лагеря отдыха;
- Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990 г.;
- Устав МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Козьмодемьянска».
- Положение о лагере дневного пребывания;
- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в детском лагере отдыха;
- Приказы Управления образования;
- Должностные инструкции работников;
- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;
- Заявления от родителей;
- Правила регистрации детей при поступлении и выбытии;
- Акт приёмки лагеря;
- План работы.
Предполагаемые результаты программы
В реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
При хорошей организации питания, под медицинским наблюдением и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
План оздоровительной работы в лагере.
№ п.п | Мероприятие | Ответственный |
1 | Ежедневное проведение спортивных мероприятий, регулярное включение в утреннюю зарядку специальных физических упражнений, направленных на исправление осанки и комплексов упражнений на укрепление различных групп мышц. | Физкультурный работник |
2 | Витаминизация пищи (в меню включены различные фруктовые соки, фрукты, свежие овощи, также будет регулярно осуществляться обязательная витаминизация третьих блюд) | Начальник лагеря, повара |
3 | Проведение бесед и мероприятий о здоровом образе жизни. | Воспитатели, физкультурный работник |
4 | Проведение инструктажей по технике личной безопасности в различных жизненных ситуациях. | Воспитатель, физкультурный работник |
5. | В целях приобщения к здоровому образу жизни и занятиям спортом в план работы включены тематические спортивные дни. | Воспитатели, физкультурный работник |
Для оздоровления детей созданы следующие условия:
-функционирует спортивный зал;
- стадион;
Физическое здоровье детей укрепляется следующими средствами:
-полноценное питание детей;
-витаминизация;
-гигиена приема пищи;
-режим дня;
-рациональная организация труда и отдыха;
-утренняя гимнастика на свежем воздухе;
-вынос основной деятельности в лагере на свежий воздух.
Режим дня:
8.30 – 8.35 построение
8.35 – 9.00 Утренняя зарядка
9.00 – 9.45 Завтрак
9.45 – 10.30 Операция «Уют», Отрядные дела
10.30 – 11.30 Общелагерное мероприятие (интеллектуальное направление)
11.30 – 12.00 Отрядные дела
12.00 – 13.00 Спортивно-оздоровительный час
13.00 – 13.45 Обед
13.45 - 14.00 Общественно-полезный труд
14.00 Уход домой
Используемая литература:
- Мазепина Т.Б. «Развитие навыков общения в играх, тренингах, тестах. – Феникс, 2002 –32с.
- Диагностика в арт – терапии. Метод «Мандала»/ под ред. А.И.Копытина. – СПб.: Речь, 2005. – 80 с.
- Алексеев С.В., Груздева Н.В. Практикум по экологии: учебн. Пособие–М.: АО МДС, 1996 г.
- Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база).-Волгоград: издательство « Учитель», 2006
- Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
- Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,
- Электронная версия газеты « 1 сентября . Начальная школа»
- Материалы журналов « ПедСовет» 2002-2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего лагеря "ГАРМОНИЯ" с дневным пребыванием детей
Программа разработана в целях создания необходимых условий для организации детского отдыха, активизации деятельности ОУ по развитию детского отдыха и занятости, развития личности ребёнка в каникулярны...
Программа летнего лагеря "Солнышко" с дневным пребыванием детей
Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей на основе патриотизма и духовно-н...
Программа летнего лагеря отдыха "Солнышко"
Программа лагеря на летний период для детей 7-11 лет....
Программа летнего лагеря отдыха дневного пребывания при школе
Данная программа позволяет прикоснуться к истории своего посёлка...
Программа летнего лагеря детей с дневным пребывание "Здоровячок"
Программа летнего лагеря детей с дневным пребывание "Здоровячок"...
Программа летнего лагеря "Калейдоскоп" с дневным пребыванием детей 7-10 лет по ФГОС 2019г
Программа летнего оздоровительного лагеря "Калейдоскоп" с дневным пребыванием детей 7-10 лет по ФГОС 2019г Направление художественно- эстетическое....
Программа летнего лагеря с дневным пребыванием "Летняя сказка"
Комплексная программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Летняя сказка»...