Программа летнего лагеря отдыха с дневным пребыванием "Страна Шалунишек и Затейников"
рабочая программа по теме

Буклаева Светлана Викторовна

Данная программа направлена на обеспечение полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах общеобразовательного учреждения, сорздание благоприятных условий для их всестороннего духовного и физического развития, отвлечение подростков от пагубного влияния улиц. Она предназначена для реализации в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием на базе общеобразовательной школы и расчитана на детей в возрастеот 7 до 11 лет. Обязательным для лагеря является вовлечение в его работу ребят из многодетных и малообеспеченных семей, трудных подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_letnego_ozdorovitelnogo_lagerya.zip63.15 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

летнего лагеря отдыха с дневным пребыванием детей

«Страна Шалунишек и Затейников»

        

                                                    Авторы программы:

Буклаева С.В, Плеханова М.В                                                    

                                                    Руководитель: зам.директора по ВР

г.Козьмодемьянск

2012г.

Пояснительная записка

Данная программа предназначена для реализации в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием на базе общеобразовательной школы и рассчитана на детей в возрасте от 7 до 11 лет. Обязательным для лагеря является вовлечение в его работу ребят из многодетных и малообеспеченных семей, трудных подростков.

 Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием – это учреждение, предназначенное для обеспечения полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах образовательного учреждения, создания благоприятных условий для их всестороннего духовного и физического развития, выработки первичных трудовых навыков через привлечение  к общественно полезной работе, отвлечения подростков от пагубного влияния улиц. Деятельность воспитанников лагеря отлична от типовой учебной  деятельности образовательного и воспитательного процесса школы, а система работы лагеря направлена  на  создание  оптимальных условий для полноценного отдыха детей. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, достичь высокого уровня  самоуважения и самореализации. На реализацию данных задач направлена вся работа летнего лагеря.

Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей на базе МОУ «СОШ № 3 г. Козьмодемьянска» на протяжении   многих     лет успешно выполняет свои функции: оздоравливает детей, продолжает формирование трудовых навыков у школьников, развивает у ребят чувство коллективизма, творческие способности и т.д. Он  является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности коммуникативной  и физической  деятельности. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

Процесс  организации воспитательной работы в летнем лагере направлен на вовлечение ребенка  в общественную жизнь с учетом его индивидуальных способностей, выработку ценностного отношения к здоровому образу жизни и формирование на этой основе его нравственного, эстетического, гражданского сознания. С этой целью в лагере выстроена  система воспитательно-оздоровительной работы, что позволяет обеспечить полноценное воспитание и оздоровление детей.  

Установка на всесторонние развитие личности предполагает непрерывную работу, направленную на овладение детьми основами физической культуры в период летних каникул. Воспитание у детей осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни является одной из главных задач данной программы. Организация спортивных соревнований, проведение подвижных игр, конкурсов, встречи с медицинскими работниками, оздоровительные процедуры призваны способствовать укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и функциональных возможностей    детей,  воспитанию нравственных и волевых качеств личности.

Организация досуга построена так, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть естественную потребность в свободе и независимости ребенка, стать сферой активного самовоспитания, предоставить детям возможность роста и самосовершенствования, преодолеть  трудности  возрастных проблем. Реализация программы осуществляется через организацию различных видов деятельности.

Программа также способствует формированию самостоятельности детей в организации совместной деятельности, через включение ребят в управление делами на уровне отряда и предусматривает развитие и воспитание ребят в коллективе.

Отдых – это смена деятельности. Энергия ребенка в период летнего отдыха находит  выход в деятельности творческой, которая, по сути своей, всегда несет психотерапевтический эффект. Использование массовых форм проведения досуга, таких как игры, путешествия, конкурсы, состязания, концертно-игровые программы способствуют включению всех детей в творческую деятельность, расширяют  кругозор детей, развивают  у них любознательность.

 Паспорт программы

1

Полное название программы

 Программа детского лагеря отдыха с дневным пребыванием «Страна Шалунишек и Затейников».

2

Место реализации программы

РМЭ г.Козьмодемьянск, ул. Юбилейная , д.11 а

МОУ «СОШ № 3 г. Козьмодемьянска»

3

Руководитель программы

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

4

Юридический  адрес, руководитель образовательного учреждения, реквизиты, контактный телефон

425350 Республика Марий Эл, г.Козьмодемьянск, ул.Юбилейная д.11А телефон/факс

5

Составители программы

Буклаева С.В, Плеханова М.В

6

Продолжительность

21 день

7

Время реализации

С 1июня 2012г.  по 25 июня 2012 г.

8

Количество детей

292 человека. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

9

Источник финансирования

Средства Республиканского бюджета Республики Марий Эл

10

Кадры

Начальник лагеря, старший вожатый, воспитатели, вожатые, руководитель по физической культуре, библиотекарь, медицинский работник, повара, технические служащие

Цель программы

Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период. Создание условий для полноценного отдыха и оздоровления детей, развитие познавательных интересов, творческих способностей, навыков самопознания и самообразования, воспитание трудолюбия и привлечение  ребят к выполнению общественно-полезного труда.

Задачи:

- организация интересного, полноценного отдыха детей;

-создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого;

-приобщение детей к здоровому образу жизни, организация физически активного отдыха;

-воспитание бережного отношения к природе;

-формирование сплоченности, чувства коллективизма;

-повышение уровня коммуникативной компетенции, социальное развитие и личностный рост учащихся;

-совершенствование системы организации внеурочной деятельности детей.    

Принципы построения программы:

  1. . Принцип гуманизации отношений –  построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

                                            

2.Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в ДЛО является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

 

3.Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.

 

4.Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего лагеря отдыха предполагает:

 

  1.  Отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;
  2.  Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
  3.   Взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
  4.   Активное участие детей во всех видах деятельности.

 

5. Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

6Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены

         Безусловная безопасность всех мероприятий;

         Учет особенностей каждой личности;

         Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;

         Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря;

         Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;

         Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;

         Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;

         Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.

 

Направления деятельности по реализации программы

В течение работы летнего лагеря отдыха детей программа будет реализоваться по следующим направлениям:

     Направление «Здоровье и безопасность»

Цель: развитие оптимальной двигательной активности, организация рационального питания и закаливание, привитие навыков личной гигиены и формирование положительных эмоций.

  1. инструктажи «Правила пожарной безопасности»,  «Правила поведения в экстремальных ситуациях», «Правила дорожного движения», «Правила поведения детей при прогулках и экскурсиях», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде»;
  2. утренняя зарядка;
  3. встречи с доктором Пилюлькиным;
  4. влажные уборки, проветривания;
  5. динамические паузы и физкультминутки;
  6. беседы  о вредных привычках;
  7. организация здорового питания воспитанников;
  8. экскурсии на природу, подвижные игры на свежем воздухе;
  9. принятие солнечных и воздушных ванн;
  10. работа учителя по физической культуре.

Направление «Экология и родной край»

Цель: воспитание гражданственности, уважение к родному краю, любви к родной природе, содействие защите окружающей среды.

  1. посещение музея;
  2. беседы в литературной гостиной;
  3. цикл мероприятий «Неизвестное об известном», посвящённый Дню Независимости РФ, Дню Скорби 22 июня;
  4. конкурс рисунков, посвящённых Дню Независимости РФ;
  5. экскурсии к памятным местам города;
  6. встречи со знаменитыми людьми нашего города;
  7. экскурсии на природу, сбор природного материала;
  8. экологическая тропа;
  9. экологические акции.

Направление «Творчество и инициатива»

Цель: развитие творческой активности детей и подростков, создание условий для самореализации.

Данное направление ориентировано как на каждого члена отряда, так и на каждого вожатого (старшеклассника).

  1. Оформление отрядных уголков;
  2. коллективно-творческие дела: «Алло, мы ищем таланты», «В гостях у сказки», «Модный приговор», «Фабрика юных звёзд», работа кинозала, «Минута славы», конкурс ораторского мастерства и тд. согласно плана работы лагеря
  1. участие в городских мероприятиях, посвящённых Дню Защиты детей, Дню Независимости РФ, Бендериада.
  2. работа в творческих мастерских: художественной, «Сделай сам», танцевальной, театральной.
  3. экскурсии в городскую детскую библиотеку.
  4. Посещение мероприятий ДК им.Я.Эшная, СКЦ Акпарс.

Направление «Закон и порядок»

Цель: профилактика правонарушений, детской преступности среди несовершеннолетних, формирование навыков и умений рациональной организации досуга.

  1. Встреча с работниками правоохранительных органов, ГБДД, МЧС, пожарной охраны.
  2. Работа клуба 02, правового лектория
  3. Парад вредных привычек.
  4. Коллективно-творческие дела: день вежливости, путешествие в страну «Законию», викторина «Знаешь ли ты закон?», деловая игра «Права ребенка».

Направление «Общение и толерантность».

Цель: воспитание терпимого отношения друг к другу, развитие навыков культуры общения.

  1. диагностика «Я среди людей»
  2. праздник «И для людей ты не жалей, души огня своей»
  3. День добра
  4. Деловая игра «Умеешь ли ты общаться»
  5. Концерт для жителей микрорайона, детей детского сада.
  6. Громкие читки «Добро и зло», «Я и мои сверстники

Условие  реализации программы

  1. - четкое представление целей и  постановка задач;
  2. -конкретное планирование  деятельности;
  3. -кадровое обеспечение программы;
  4. - методическое обеспечение  программы;
  5. - педагогические условия;
  6. - материально-техническое обеспечение.

                                                 

Кадровое обеспечение программы:

  1. Начальник лагеря.
  2. Старший вожатый.
  3. Помощники  вожатого.
  4. Воспитатели.
  5. Медицинский работник.
  6. Преподаватель физической культуры.
  7. Работники пищеблока.

 Подбор начальника лагеря, воспитателей, вожатых проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит свей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.

Старший вожатый проводит воспитательную работу, организует активный отдых учащихся, несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следит за исполнением программы смены лагеря.

Медицинский работник осуществляет периодический контроль за санитарным состоянием лагеря, проведение спортивных мероприятий, мониторинга здоровья.

Воспитатели организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность детей.

Функции вожатого заключаются в полной организации жизнедеятельности своего отряда: дежурство, труд по самообслуживанию, организация участия в мероприятиях. Вожатый несет персональную ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка своего отряда.

Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.

Начальник и педагогический коллектив отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.

Формы  реализации программы

-организационный;

-интеллектуальный;

-спортивно-оздоровительный;

-творческий;

-экологический.

Материально-технические обеспечение

  

 

Применение

Источник финансирования и материальная база

 

Ответственные

1

2

3

4

Кабинеты

Классные кабинеты

Материальная база школы.

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Спортивный

зал

Занятия спортом, состязания,  линейка ( в случае плохой погоды)

Материальная база

школы

Спортивный

руководитель

Спортивная площадка

Линейка, проведение общелагерных  игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания

Материальная база

школы

Спортивный

руководитель

Школьный двор

Отрядные дела, игры-путешествия

Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря

Актовый

зал

Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской

Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря

Медицинский кабинет школы

Медицинский контроль мероприятий лагерной смены

Материальная база

школы

Медицинские работники ФАП.

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Материальная база

школы

Библиотекарь

Школьная столовая

Завтрак, обед.

Средства Республиканского бюджета Республики Марий Эл.

Заведующая пищеблоком

Пионерская комната

Творческая мастерская вожатых, воспитателей, руководителей кружков

Материальная база школы

Воспитатели

Комнаты гигиены

Туалет, раздевалка

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Условие  реализации программы

- четкое представление целей и  постановка задач;

-конкретное планирование  деятельности;

-кадровое обеспечение программы;

- методическое обеспечение  программы;

- педагогические условия;

- материально-техническое обеспечение.

Методическое сопровождение программы

  Основными методами организации деятельности являются:

-Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);

- Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);

 -Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);

-Метод коллективной творческой деятельности (КТД).

 

Педагогические услуги предоставляются в следующих формах:

-Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов,   ухудшающих их психическое здоровье;

-Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.  

- наличие программы лагеря, плана-сетки, планов на день;

- должностные инструкции всех участников процесса;

-проведение установочного семинара  для всех работающих в течение  лагерной смены;

- подбор методических разработок в соответствии с планом работы;

- проведение ежедневных планерок;

- разработка системы отслеживания результатов и  подведения итогов.

Педагогические условия

- отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей;

- организация различных видов деятельности;

- добровольное включение детей в организацию жизни лагеря;

- создание ситуации успеха;

- систематическое информирование о результатах прожитого дня;

- организация различных видов стимулирования.  

Критерии эффективности программы

- постановка реальных целей и планирование результатов программы;

- заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;

- удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;

- творческое сотрудничество взрослых и детей.

Нормативно-правовые условия:

- Закон «Об образовании РФ»;

-Конвенция о правах ребенка;

- Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2010г, №2599 от 9.06.2010г.;

- Приказ директора школы «Об организации летнего отдыха обучающихся»;

- Программа работы детского лагеря отдыха;

- Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990 г.;

- Устав МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Козьмодемьянска».

- Положение о лагере дневного пребывания;

- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;

- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;

- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в детском лагере отдыха;

- Приказы Управления образования;

 - Должностные инструкции работников;

- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;

- Заявления от родителей;

- Правила регистрации детей при поступлении и выбытии;

- Акт приёмки лагеря;

- План работы.

Предполагаемые результаты программы

 В реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.

Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.

При хорошей организации питания, под медицинским наблюдением и  правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.  

План оздоровительной работы в лагере.

№ п.п

Мероприятие

Ответственный

1

Ежедневное проведение спортивных мероприятий, регулярное включение в утреннюю зарядку специальных физических упражнений, направленных на исправление осанки и комплексов упражнений  на укрепление различных групп мышц.

Физкультурный работник

2

Витаминизация пищи (в меню включены различные фруктовые соки, фрукты, свежие овощи, также будет регулярно осуществляться обязательная витаминизация   третьих блюд)

Начальник лагеря, повара

3

Проведение бесед и мероприятий о здоровом образе жизни.

Воспитатели, физкультурный работник

4

 Проведение инструктажей по технике личной безопасности в различных жизненных ситуациях.

Воспитатель, физкультурный работник

5.

В целях приобщения к здоровому образу жизни и занятиям спортом в план работы включены тематические спортивные дни.

Воспитатели, физкультурный работник

Для оздоровления детей созданы следующие условия:

-функционирует спортивный зал;

- стадион;

 Физическое здоровье детей укрепляется следующими средствами:

-полноценное питание детей;

-витаминизация;

-гигиена приема пищи;

-режим дня;

-рациональная организация труда и отдыха;

-утренняя гимнастика на свежем воздухе;

-вынос основной деятельности в лагере на свежий воздух.

Режим дня:

8.30 – 8.35  построение

8.35 – 9.00  Утренняя зарядка

9.00 – 9.45  Завтрак

9.45 – 10.30   Операция «Уют»,  Отрядные дела

10.30 – 11.30  Общелагерное мероприятие (интеллектуальное направление)

11.30 – 12.00 Отрядные дела

12.00 – 13.00  Спортивно-оздоровительный час

13.00 – 13.45 Обед

13.45 -  14.00 Общественно-полезный труд

            14.00   Уход домой

Используемая литература:

  1. Мазепина Т.Б. «Развитие навыков общения в играх, тренингах, тестах. – Феникс, 2002 –32с.
  2. Диагностика в арт – терапии. Метод «Мандала»/ под ред. А.И.Копытина. – СПб.: Речь, 2005. – 80 с.
  3. Алексеев С.В., Груздева Н.В. Практикум по экологии: учебн. Пособие–М.: АО МДС, 1996 г.
  4. Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база).-Волгоград: издательство « Учитель», 2006
  5. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
  6. Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,
  7. Электронная версия газеты « 1 сентября . Начальная школа»
  8. Материалы журналов « ПедСовет» 2002-2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего лагеря "ГАРМОНИЯ" с дневным пребыванием детей

Программа разработана в целях создания необходимых условий для организации детского отдыха, активизации деятельности ОУ по развитию детского отдыха и занятости, развития личности ребёнка в каникулярны...

Программа летнего лагеря "Солнышко" с дневным пребыванием детей

Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей на основе патриотизма и духовно-н...

Программа летнего лагеря отдыха "Солнышко"

Программа лагеря на летний период для детей 7-11 лет....

Программа летнего лагеря отдыха дневного пребывания при школе

Данная программа позволяет прикоснуться к  истории своего посёлка...

Программа летнего лагеря детей с дневным пребывание "Здоровячок"

Программа летнего лагеря детей с дневным пребывание "Здоровячок"...

Программа летнего лагеря "Калейдоскоп" с дневным пребыванием детей 7-10 лет по ФГОС 2019г

Программа летнего оздоровительного  лагеря "Калейдоскоп"  с дневным пребыванием детей 7-10 лет по ФГОС 2019г Направление художественно- эстетическое....

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием "Летняя сказка"

Комплексная программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Летняя  сказка»...