"Город древний, город чудный"
план-конспект урока (2 класс) на тему

Мышевская Елена Евгеньевна

Внеклассная работа по москвоведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorod_drevniy_gorod_chudnyy.docx14.11 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Город древний, город чудный»

Цели:

  1. Образовательная: провести путешествие по древней Москве, закрепить знания о первых русских князьях и княгинях; при каких обстоятельствах был основан стольный город Москва, о развитии Москвы, о нашествии врагов на столицу, а также дети вспоминают о навыках и быте русского народа, изучают песни и танцы, посвященные красавице-Москве.
  2. Развивающая; развивать речь, память, наблюдательность
  3. Воспитательная: воспитывать любовь к совей Родине, к своему народу.

Ход праздника

Ведущий: Добры молодцы, да красны девицы, приглашенные!

Собирайтеся люди добрые, да на праздник наш на торжественный. (В это время девочки водят хороводы, и поют русскую народную песню «Со вьюном я хожу...)

Царь всея Руси Алексей Михайлович давал великий пир в честь английского посла.

Посол:

Я бывал в столицах многих славных государств, но Москва обширностью и красотою своих золотоглавых храмов и белокаменных палат превосходит их. Но, кроме красоты, которую видит глаз, так же красивы бывают предания о чудесах и предзнаменованиях, сопровождавших основание великих городов. Я читал в книгах предания и об основании древнего Рима, и Константинополя Царьграда, который считался вторым Римом. Хотел бы я узнать предание и о вашем городе - Москве, который как я слышал, многие уважаемые люди называют третьим Римом.

Царь:

Ой, уж вы добры молодцы!

Вы потеште Вашего князя!

Расскажите о великом граде, о стольном.

Расскажите о Москве.

Как гулял здесь русский люд.

Пели песни, да пили мед, торговали, да водили хоровод

Нянюшка:

Не гневайся, государь, не исполним мы твоего повеления. Все печатные книги перечитали, все писанные дедами-прадедами летописи, что хранятся в твоем


царском архиве пересмотрели, но ни где не нашли известия о том, кем, когда и при каких обстоятельствах был основан стольный город Москва.

Не грусти, касатик. Не чудо, что в старых летописях про начало Москвы не нашли. Ведь сколько этих летописей в те давние века в пожарах погарело, в нашествиях вражеских сгибло. Может, и та, что тебе нужна, как раз и пропала. Однако, что было не забывается. Коли пожелаешь, приведу я тебе одного старца. Ему сто лет в прошлом году минуло, много он за долгую жизнь повидал, от людей слышал немало.

Авось, он тебе и поведает, о чем желаешь знать.

Царь: Приведи

Царь (встреча со старцем):

Коли знаешь, отче расскажи, кем, когда и при каких обстоятельствах был основан столичный город нашего царства Москва.

Старец:

Знаю, представь царь, что мы с тобой перенеслись на несколько лет назад. В те давние времена в тогдашнем стольном городе Руси - славном Киеве княжил великий князь Юрий Владимирович, по прозванию Долгорукий. Прозвали его Долгоруким за то, что будучи князем Владимирским и Суздальским - княжество его находилось от Киева за тысячу верст и дотянулся он до киевского княжеского престола. Однажды решил он объехать собственные владения.

Участник 1:

Представь себе,

Что там, где столько крыш вдали Огромный лес стоял когда-то,

Дубы огромные росли,

Шумели липы в три обхвата.

Полянки вместо площадей И стаи диких голубей,

И рев медведицы в берлоге.

Старец (продолжает свой рассказ)

Ехал князь с дружиной и слугами по степям, по дубравам и, наконец, въехал в темный лес. И вдруг увидел князь огромного большого зверя, превратившегося из облака. Было у этого зверя три головы и шерсть пестрая многих цветов. Люди замерли от страха, один только воевода не потерял присутствия духа.

Поднял храбрый воевода копье, но зверь стал таять. И спросил тогда Долгорукий, что сие значит?


Явление сего чудесного зверя есть знак того, что поблизости сих мест суждено быть великому городу.

Встанет здесь град превелик, ибо зверь огромен. А пестрота шкуры звериной означает, что сойдутся и будут жить в этом городе люди разных племен и народов.

Участник 2 (голоса птиц)

И на заре на водопой,

Где плещет свежесть ключевая,

Шли лоси узкою тропой,

Рычали, сучья задевая.

Текла река в лесах, в лугах,

Ладьи скользили по теченью,

А на высоких берегах виднелись Тут и там селенья.

Славянский люд в них проживал.

Участник 3

С десятого, быть может, века Тот люд Москвою называл Глубокую, большую реку.

Природы щедрые дары Ценить уже умели люди.

Для них заботливо бобры Вели хозяйство на запруде.

Участник 4

Для них копили пчелы мед,

Растила птиц трава густая,

В глубинах москворецких вод Икру метала рыбья стая.

Они пасли в лугах стада,

Пахали землю под пшеницу,

Купцам сбывали в города И лен, и воск, и мед, и птицу.

Из года в год богатый сбыт Мехам бобра, медвежьим шкурам Водой и сушей путь открыт В Ростов, Владимир, Суздаль, Муром.

Все это были города Руси лесистой и огромной Столицей Киев был тогда,


Была Москва деревней скромной.

Старец:

И вот среди глухих лесов и непроходимых болот на высоком холме предстала перед ним небольшая крепость, окруженная частоколом. Жил здесь славянский старейшина Стефан Кучко. Но Кучка гостей встретить не захотел. Удивился князь и послал узнать в чем дело. Кучка же велел передать князю, что вскоре он сравняется с ним богатством и силой. Не стерпел Юрий Долгорукий такой обиды и приказал его убить. Было у боярина трое детей: два сына малолетних и красавица дочь Улита. На дочери Кучко князь Юрий Долгорукий женил своего сына Андрея Боголюбского и повелел ему отныне жить в Москве, а братьев Улиты отдал в услужение.

Застучали топоры на Боровицком холме. И выросла со временем новая деревянная крепость.

Весной 1147 года суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил северского князя Святослава: «Приди ко мне, брате, в Москов».

4 апреля 1147 г. князья встретились. Это первое упоминание о Москве в летописи стали считать днем рождения города, а князя Юрия Долгорукого - основателем Москвы.

Звучит песня «На семи холмах, на семи ветрах»

Участница 5

Москва - река, тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты б многое б рассказала,

Ты б рассказала нам о том,

Как люди начали селиться За тыном-тын, за домом-дом.

Росло на берегу твоем Начало будущей столицы.

Ты отражала в глади вод

Тот первый Кремль и город новый,

Что строил русский наш народ Под первою стеной сосновой.

Участник 6

Под Москвою, на дорогах,

Средь лесов и пустырей

В старину стояло много сторожей-монастырей.


Участник 7

Тихо и незаметно простояла Москва больше ста лет, пока не пришла с востока на Русь страшная беда.

Участник 8 1237 год

был страшный год,

Когда все страны Боялись больше чем огня,

Батыя, внука Чингис-хана Свое соседство с ним кляня.

До берегов Москвы-реки Ордынский хан довел полки.

Кремль осаждает хищник смелый Пылает Кремль, пропал народ!

Не много дней осада длится И вот уж больше нет столицы.

Не раз еще Москва горела,

Не раз глумился враг над ней.

Участник 9 1327 год

Москва стала возрождаться, когда вступил на престол князь Иван Данилович Калита. Был он хитрым и ловким. Понимал, что Русь еще слаба и не может одолеть врага. Стал тогда Калита ездить в Золотую Орду к ханам с дорогими подарками. А за это татары не нападали на Русь целых 40 лет.

Участник 10 В этот памятный год Москвичи неспроста Дали прозвище князю:

Иван Калита.

Калита - это значит мешок для монет,

И точнее для князя прозвания нет.

Князь иван был умен,

А к тому же хитер,

И однажды с лукавством Он руки потер

И решил: «Хватит ханских послов баловать!

Надо съездить в орду,

Надо им втолковать,

Что скорее и больше получит орда,


Если дань на Москву привезут города. Богатейших даров наготовил Иван И повез их в орду,

Был польщен Юзбек-хан.

Уступил Калите.

И вот с этой поры

Хан за данью баскаков не слал.

Участник 11 И везли все добро Не татарам, не в стан,

А в Москву, прямо в Кремль,

Чтоб решил князь Иван - Что татарам пойдет,

Что ему самому,

Что в уплату пойдет,

Тем, кто нужен уме...

Так в Москву повели все дороги земли... Враждовать с Калитой Уж князья не могли.

И Москва собрала Вкруг себя города

Лишь с Москвою считалась отныне орда. Участник 12

Сорок лет земель московских Не топтал ордынский конь,

Но у старых стен кремлевских Был опасный враг огонь.

И пришел однажды час - Из города Коломны На Москву возы ползут Для Кремля с каменоломни Возит камень русский люд,

И былой стене на смену строит каменную стену Небывалой красоты Внук Ивана - Дмитрий - князь,

Оградить Москву стремясь Крепость выстроил в столице На высоком берегу В стенах каменных-бойницы,


Чтобы целить по врагу.

Участник 13

А при Иване III Русь прекратила платить дань татарам. Когда приехали татарские послы к Ивану III, то князь ханскую грамоту изорвал, истоптал ногами, а самих послов велел казнить.

Так стала Русь свободным государством, а Москва - столицей всей Руси. И решил Иван III пригласить самых знаменитых в то время строителей из Италии. Они-то и построили новый кирпичный Кремль.

Тот самый, что стоит и поныне.

Участник 14

На Кремлевских стенах 20 башен. На соборной площади Кремля находятся соборы: Успенский, Благовещенский, Архангельский, Грановитая палата, патриаршие палаты с церковью двенадцати апостолов и звонницей.

Ярмарка (скоморохи, торговцы, музыканты...)

Участник 15

Древняя Русь любила игры и всякое веселье. Скоморохи, гусляры, музыканты, сказочники были желанными гостями на праздниках.

Участник 16

Много сказочных мест у России,

Городов у России не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Участник 17 Солнце ярко встает,

Спешит на ярмарку народ,

А на ярмарке товары,

Мы ребята озорные

Мы ребята удалые всех на ярмарку зовем.

Всем товары продаем.

Дети поют и танцуют

Подходите, не скупитесь И грибы отведайте С жареной картошкой С друзьями пообедайте.

Скоморохи яркие


Народу на потеху Леденцы же сладкие Детям на утеху.

Бублики, бублики,

С мясом беляши.

Не жалейте рублики Ешьте от души.

Мишка бурый - зверь лесной А на ярмарке от свой.

Пляшет, кувыркается Народ им потешается.

Покупали бусы кольца Мы с купцом за морем Разноцветные флажки И свистульки- петушки.

Ой, народ! Ой, народ!

Становитесь в хоровод!

Все найдешь на ярмарке,

Где пляшут от души.

Ведущий

Эх, Москва моя, златоглавая!

Кто ты, а? Царевна - королевна?

Так нет! В нарядах,

А простому человеку открытая.

Купчиха ты, что ли?

Куда там! Богата.

Ученая ты волшебница или как?

Так и тут не выходит:

Мудра -умна Москва да сердечная.

И царевна ты, королевна,

И не купчиха ты, и не волшебница.

Ты, Москва, девица-красавица-вот ты кто Взглянешь на тебя - полюбишь, Полюбишь- беречь станешь,

Отойдешь от тебя - сердце высушишь.


Песня «Вокруг меня прекрасная столица».

Ведущий

Москва! Много вынесла она за эти годы: разгромила орды кочевников- завоевателей, уничтожила захватническую армию Наполеона, победила фашизм, стала одним из красивейших городов мира.

Участник 18

Москва - это первый в мире полет человека в космос.

Участник 19

Москва - это мир, это свет и надежда всей планеты. Москва - это могучий центр культуры и науки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Город чудный, город древний….»

Конспект внеклассного мероприятия по истории Москвы./3 класс/...

Урок изобразительного искусства. Древние города нашей земли. Древнерусский город-крепость.

Цель:Создать условия для творческого коллективного воплощения учащимися образа  древнего русского города с архитектурными особенностями, постройками, основными элементами.Задачи:   Обра...

Урок по теме: "Город чудный, город древний"

Учащиеся познакомятся с историей возникновения города, с достопримечательностями Кремля. Урок сопровождается презентацией. Вводятся элементы практики работы на компьютере....

"Город чудный, город древний"

Презентация к уроку "Город чудный, город древний"...

Конспект фрагмента урока граждановедения с элементами краеведения "Город древний, город славный"

Методическая цель: изучать историю родного города Ельца через ролевую познавательную игру.Цели: знакомить с историческими и культурными ценностями города Ельца;развивать познавательный интерес, творче...

Конспект урока по ИЗО (3 класс). Тема: "Город чудный, город славный" (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: развитие у учащихся композиционного видения на примерах художественных произведений, изображающих памятники народного зодчества; формирование у детей образное...