Отчёт о применении цифровых образовательных ресурсов на уроках в начальных классах
статья на тему
Комплекс интерактивных и аудиовизуальных средств вступает как стимулятор, побуждающий к познанию, развитию интереса, воображения, создающий эмоциональную сферу обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
отчёт ЦОР | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт о применении цифровых образовательных ресурсов на уроках
в начальных классах
Трутневой Людмилы Викторовны учителя начальных классов МБОУ СОШ № 2 поселка Мостовского Мостовского района Краснодарского края
XXI век - эпоха, которую в противовес уходящей «индустриальной» называют «информационной эпохой». А это, прежде всего, означает то, что новыми мировыми державами будут считаться те, которые развивают наукоемкие технологии. Теперь самым важным продуктом становится информация, и лидируют те страны, жители которых смогут получить хорошее образование и широкий доступ к информации.
Одной из педагогических задач на уроках я считаю подготовку учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.
Считаю, что применение информационных компьютерных технологий в учебном процессе на уроках, актуальным и целесообразным, так как:
1) информационные и коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью жизни современного человека, оттеснив книгу и учебник, которые, к сожалению, в повседневной жизни перестали быть главными источниками знаний.
На уроках я использую пошаговый алгоритм деятельности по внедрению компьютерных технологий в систему работы: изучение тематической литературы по данному вопросу; овладение компьютерной грамотностью (умение пользоваться компьютером в повседневной жизни – неотъемлемая часть «интеллектуального багажа» современного человека); изучение педагогических программных средств по своим предметам с оценкой их достоинств и недостатков.
В зависимости от дидактических целей и специфики учебного предмета я регулярно использую следующие виды компьютерных программ:
1. Учебные (наставнические) программы – ориентированы преимущественно на усвоение новых знаний.
2. Программы-тренажеры – предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся.
3. Контролирующие программы – предназначенные для контроля определенного уровня знаний и умений.
4.Демонстрационные программы – предназначены для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). Их разновидностью можно считать интерактивные атласы, карты которые можно использовать не только в качестве наглядности, но и “накладывать” друг на друга, компоновать, применять диалоговую и интерактивную графику. Сюда же можно отнести презентационные программы, имеющие возможности для графического редактирования.
5. Информационно-справочные программы – предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.
6. Мультимедиа-учебники – комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ. В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения. Учебные электронные мультимедиа издания и компьютерные программы на компакт-дисках, предназначенные для преподавания в начальной школе, применение которых на уроке не требует специальной подготовки от учителя: «Кубановедение» интерактивное учебное пособие для 1-7 класса, «Математика. Основы алгебры и геометрии» начальные классы, «Остров сокровищ и знаний» учебное пособие по школьному курсу математики и русскому языку для 2-4 класса, «Окружающий мир» 1-4 класс, «Чтение» 2-4 класс.
Все эти издания имеют примерно аналогичную структуру: собственно иллюстрированный текст по темам и разделам курса; мультимедиа компоненты (звук, видео, анимация и т.д.), поддерживающие соответствующие темы и разделы курса; интерактивный практикум: контрольные вопросы и тесты; словарь терминов и понятий, список персоналий; блок дистанционного обучения.
Кроме того, практически все мультимедийные учебники содержат методические рекомендации, библиотеку электронных наглядных пособий. Комплексное применение интерактивных и аудиовизуальных средств может стать средством организации такой деятельности, помогает повысить наглядность обучения. Принцип наглядности можно рассматривать как стимул в организации активной познавательной деятельности учащихся при опоре на представленные в средствах наглядности образы, модели, знаки. Интересно представлены в мультимедийных программах природные процессы. Ученики являются свидетелями происходящего на экране событий.
Комплекс интерактивных и аудиовизуальных средств выступает как стимулятор, побуждающий к познанию, развитию интереса, воображения, создающий эмоциональную сферу обучения.
Применение компьютерной техники на уроках позволяет мне сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала, предусмотреть различные подходы в обучении. Компьютер на уроках при этом используется с самыми разными функциями: способ диагностирования учебных возможностей учащихся; средство обучения; источник информации; тренинговое устройство; средство контроля и оценивание качества обучения.
Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме. Преимущества применения цифровых образовательных ресурсов на уроке очевидны, поэтому один раз подготовив компьютерный урок, уже трудно отказаться от данной формы, так как такой урок имеет несомненные достоинства: обогащает обратную связь между всеми участниками образовательного процесса, способствует дифференциации и индивидуализации обучения, мотивирует учебную деятельность учащихся, освобождает от субъективных оценок, способствует развитию самообразования, делает учебный материал более доступным, облегчает решение многих дидактических задач. Например, работа в системе Word позволяет мне подготовить к уроку вариативные задания тестового контроля, контрольные и практические задания, работа в Excel даёт возможность составлять интерактивные тексты, диаграммы и таблицы.
Яркие и красочные слайды с фотографиями, информационным материалом, видеоролики, анимации способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, формированию общей картины мира.
Применение всех видов интерактивных, аудиовизуальных и экранно-звуковых средств обучения обеспечивает развитие творческих способностей школьников и желание продолжить самостоятельную работу. Мой педагогический опыт показывает, что в учебном процессе регулярно можно и нужно использовать тематические презентации, созданные в программе Power Point. В последнее время использование такой формы компьютерной технологии прочно вошло в школьную жизнь и уже не представляет для учащихся сложности в применении. С помощью этой программы учащиеся создают слайды и слайд-шоу для демонстрации диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео- и звуковых записей для проведения конкретного урока. Вовлечение учащихся в проектную деятельность на уроках и во внеурочное время, а в последующем и представление проекта трудно представить без презентаций по теме, что несомненно повышает самооценку ученика, является хорошей тренировкой публичного выступления, заставляет неоднократно продумывать рациональность и наглядность каждого слайда презентации.
Считаю целесообразным проведение интегрированных уроков с применением информационных технологий в учебной деятельности учащихся.
На уроке закрепления я регулярно использую программы - контролеры, которые позволяют осуществлять контроль усвоения изученного материала на уроках. Преимущество данных программ заключается в том, что ученик, совершив ошибку или выполнив работу на «2», может снова вернуться к заданию. В этом случае школьник работает в темпе, соответствующем его природным задаткам и не боится отстать от других одноклассников или ответить хуже их, потому что в данном случае процесс соревнования отсутствует.
В последнее время в своей педагогической практике на уроках , считаю наиболее приемлемым использование в учебном процессе мультимедийных картографических пособий для младших классов. Они предназначены для демонстрации учебного материала на интерактивных досках. Интерактивные пособия дают возможность видеть изображения и управлять ими с помощью панели инструментов. Как учитель, так и ученик могут наносить на доску всевозможные условные знаки и рисунки, подписывать названия, сохранять или удалять их. Подобные приемы повышают динамику учебного процесса, вызывая у школьников активное отношение к изучаемому явлению или событию. Мультимедийные карты дополнены иллюстрационными материалами, которые повышают их информативность. Учащиеся могут посмотреть горы, реки, озера и другие объекты природы. Это расширяет их кругозор, развивает мышление. Метод наложения позволяет учащимся сопоставлять и анализировать факты, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их, делать выводы. Интерактивные пособия открывают неограниченные возможности одного из основных методических принципов – принципов наглядности.
Применение цифровых ресурсов на уроках невозможно представить без образовательных ресурсов Всемирной паутины, которые помогают мне в поиске дополнительной и обновленной информации в процессе подготовки к урокам. Использование Internet необходимо для поиска информации в процессе подготовки различного рода творческих работ (докладов, рефератов, учебных конференций, выполнения домашних заданий и заданий опережающего характера и т.д.).
Перечень образовательных сайтов, регулярно используемых учителем в учебном процессе:
http://www.ed.gov.ru - Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
http://www.rfh.ru- Российский гуманитарный научный фонд
http://www.int-edu.ru - Сайт Института Новых Технологий.
http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line.
http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.
http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»
http://vschool.km.ru - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
http://www.maro.newmail.ru- Сайт Международной Ассоциации «Развивающее обучение» МАРО (система Эльконина-Давыдова)
http://www.meeme.ru - Сайт Московского центра непрерывного математического образования.
http://www.pspu.as.ru - Игротека математического кружка Е.А. Дышинского.
http://vkids.km.ru - Сайт для детей и родителей «Virtual Kids».
http://www.freepuzzles.com - Сайт, содержащий математические головоломки.
http://suhin.narod.ru - Сайт «Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат».
http://historic.ru/cd/artyx.php - библиотека по искусству
http://www.uroki.net/ - бесплатные разработки уроков, сценарии, планирование GeoMan.ru: Географическая энциклопедия
http://www.solnet.ee - Портал для детей и любящих их взрослых:
http://www.nachalka.com- Интересный сайт для учителей начальных классов:
http://www.coreldrawgromov.ru- Бесплатные обучающие видео уроки с подробными комментариями
http://konstantinova.21416s15.edusite.ru/p33aa1.html -Интернет-ресурсы для учителей начальных классов
http://www.develop-kinder.com- Математика для школьников и дошкольников "Сократ":
http://www.rm.kirov.ru/index.htm- "Русский медвежонок"
http://center.fio.ru/som/RESOURCES/KARP ... ENGURU.HTM - "Кенгуру" - международная олимпиада по математике:
http://www.4stupeni.ru- Клуб учителей начальной школы:
http://annik-bgpu.km.ru/index.html- Математика в начальной школе(статьи, задачник, конспекты, игры)
ON-LINE: http://www.vidahl.agava.ru- Толковый словарь О.Даля
Применение цифровых образовательных ресурсов информационных технологий на уроках, позволяет мне решать учебные общеобразовательные педагогические задачи и позволяет формировать информационную культуру моих учеников, так как информационная культура – это не только владение ПК, но прежде всего это нравственное отношение к информации, умение ее добывать, пользоваться ею, благодаря чему развивается, обогащается, углубляется человеческое познание, а регулярное использование информационных технологий в системе позволяет добиваться качественного улучшения образовательного процесса.
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 2 пос. Мостовского ______________ Л.В.Трутнева
Директор МБОУ СОШ № 2 пос. Мостовского____________ М.А.Самойленко
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район ул. Красная, 46, п.г.т. Мостовской, 352570 тел. 8 – (86192) – 5 – 15 – 32; e-mail: mostschool2@gmail.com ИНН 2342012965 «29» апреля 2014 г. № на № __________от _____ |
СПРАВКА
Дана Трутневой Людмиле Викторовне, учителю начальных классов в том, что она в своей педагогической деятельности систематически использует авторские (приобретенные) цифровые образовательные ресурсы.
На уроках математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии, кубановедения учителем используются электронные тренажеры, мультимедийные презентации, видеоролики и аудиофрагменты, различные компакт-диски по предметам. В ее коллекции цифровых образовательных ресурсов имеются мультимедийные учебники, электронные наглядные пособия. Кабинет оборудован компьютерной установкой, мультимедийным проектором с экраном, что позволяет на каждом уроке использовать необходимый цифровой ресурс.
Директор МБОУ СОШ № 2 пос. Мостовского М.А.Самойленко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение цифровых образовательных ресурсов.
Презентация для выступления на методическом объединении учителей начальных классов....
Применение электронных образовательных ресурсов на уроках в начальной школе
2015 г XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать коорд...
«Применение электронных образовательных ресурсов на уроках в начальной школе»
Уроки с поддержкой электронных образовательных ресурсов особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя ка...
Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках.
Помощь при проведении урока: - демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор; -использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных л...
Активизация познавательных интересов учащихся начальных классов посредством применения цифровых образовательных ресурсов
Тема "Активизация познавательных интересов обучающихся посредством применения ЦОР"...
СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ: «Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках художественно-эстетического цикла»
СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:«Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках художественно-эстетического цикла»...
Использование цифровых образовательных ресурсов при подготовке учащихся начальных классов к ВПР.
Выступление на заседании Круглого стола «Подготовка младших школьников к ВПР:трудности и пути их преодоления» 26 февраля 2021 года, Смоленск...